Котёнок. Пьеса

Действующие лица:
Иван Иваныч, муж (45)
Марья Петровна, жена (40)

Место и время действия: День. Кухня типичной хрущёвки (3х2 кв.м.), обставленной в стиле начала 80-х.

На табуретке у окна сидит Марья Петровна. На ней старый домашний халат, крашеные каштановые волосы забраны в гульку. Она с умилением смотрит на вышагивающего по полу маленького, серого в полосочку котёнка, который с трудом передвигается, при каждом шаге заваливаясь на спину. Из-за двери доносится голос Иван Иваныча.

Иван Иваныч: Машааа! Что у нас с обедом? Готово?

Иван Иваныч, с окладистыми усами, входит в кухню, уставившись в газету, которую держит в руках. Не заметив котёнка на полу, он с размаху наступает на него. Котёнок взвизгивает и замирает, только лапки подрагивают. Марья Петровна всплёскивает руками, вскакивает с табуретки, подбегает к котёнку.

Марья Петровна: Ах ты ж дурень старый! Разве не видишь? Раздавил малыша! Слепота ты куриная!

Иван Иваныч (шмыгая носом): Ой… Я ж не знал, что у вас тут тренировка по спортивной ходьбе.

Марья Петровна бережно берёт котёнка в руки, поднимает. У него безвольно откидывается голова. Иван Иваныч наклоняется над котёнком, прикладывает к нему ухо, слушает.

Иван Иваныч: Ничего, вроде… Дышит. Глядишь, оклемается.

Марья Петровна: Вот я тебе щас как перешибу скалкой по голове, посмотрим, как ты оклемаешься!

Иван Иваныч качает головой.

Иван Иваныч: Ну, это, Мария Петровна, уже статья уголовного кодекса – побои с отягчающими. А про живность у нас ещё законы не приняты. Свиней в деревне режут, как комаров бьют.

Марья Петровна с отвращением смотрит на мужа, отходит к окну, в одной руке держа котёнка, а другой нежно гладя его.

Марья Петровна: Беги в прихожую, там в стенном шкафу есть коробка из-под обуви, положи в неё полотенце. Уложим его удобно. Посмотрим, может отойдёт.

Иван Иваныч откладывает газету на стол, выходит. Марья Петровна продолжает гладить котёнка. Прикладывает губы к его носу и делает три сильных выдоха. Котёнок остаётся неподвижным. Марья Петровна выходит из кухни.


Место действия: тесная прихожая хрущёвки, в стене – стенной шкаф, у двери на стену прикреплена вешалка с зонтиками, куртками и шляпами.

Иван Иваныч стелет в обувную коробку банное полотенце, ставит коробку на пол. Марья Петровна аккуратно укладывает котёнка в коробку, разгибается, утирает слезу подолом халата. Затем снимает халат, вешает его на вешалку, берёт летнюю куртку, накидывает, берёт с трюмо небольшую сумочку, ключи и кошелёк, кладёт их в сумочку.

Иван Иваныч: Куда-йто ты собралась? А обедать?

Марья Петровна: Ничё, не сдохнешь от голоду, пока я приду. Поеду в ветеринарку, за лекарствами. Может, они посоветуют чего-нибудь путного.

Иван Иваныч кивает, переминается с ноги на ногу.

Иван Иваныч: Ладно. Я сам пообедаю.

Марья Петровна: Найдёшь чего-нибудь в холодильнике. Я постараюсь быстро. Следи за малышом. Если станет хуже, звони в неотложку. Телефон в блокноте, вон, на трюмо лежит.

Иван Иваныч снова кивает. Марья Петровна выходит, Иван Иваныч прикрывает за ней дверь. Выходя из прихожей, бросает брезгливый взгляд на коробку с котёнком, стоящую на полу у стены.


Место действия: Кухня.

Иван Иваныч подходит к холодильнику, открывает дверцу, пристально изучает все полки, извлекает и кладёт на стол пол-буханки чёрного хлеба, пачку майонеза, початую пол-литровую банку кабачковой икры. Затем роется на нижней полке и вынимает кусок сала, завёрнутый в целлофан. Нарезает хлеб, сало, намазывает на хлеб кабачковую икру, укладывает кусочки сала, обильно поливает майонезом. Затем берёт с подоконника трёхлитровую банку с чайным грибом, наливает в кружку жёлтый напиток с газиками, присаживается на табуретку и с аппетитом расправляется с бутербродами, запивая из кружки. Наевшись, он барабанит двумя руками по животу.

Иван Иваныч (нараспев): После сытного обеда полагается… Принять расслабляющую ванну. И обязательно с пеной.

Встаёт и выходит из кухни.


Место действия: Прихожая.

Иван Иваныч, не включая свет, проходит через прихожую в сторону ванной и в темноте спотыкается о коробку с котёнком.

Иван Иваныч (тихо): Тттвою мать!

Он нашаривает на стене выключатель, зажигает свет, наклоняется над коробкой. Протягивает руку и трогает котёнка за ухо. Котёнок не реагирует. Тогда Иван Иваныч вынимает котёнка из коробки, подносит к лицу и со всей силы дует на него. Котёнок по-прежнему не подаёт признаков жизни.

Иван Иваныч: Эх, ты, болезный… Что ж с тобой делать-то теперь?

Иван Иваныч кладёт котёнка обратно в коробку, разгибается, чешет живот. Вдруг его лицо просветляется. Он оборачивается и смотрит на дверь ванной, затем опять на коробку.

Иван Иваныч: А не помочь ли тебе, милый? Проверенным, как говорится, дедовским способом?

Иван Иваныч открывает стенной шкаф, роется на полках в груде хлама, выуживает большую 10-литровую алюминиевую кастрюлю с ржавой крышкой.

Иван Иваныч: Вот и пригодилась, старушка. Не только штукатурку в тебе мешать.

Иван Иваныч включает свет, заходит в ванную. Слышно, как кастрюля звякает по ванне, включается вода, журчит, набираясь в кастрюлю. Иван Иваныч выходит в прихожую, достаёт тело котёнка из коробки, снова заходит в ванную.


Место действия: ванная.

Иван Иваныч с отвращением смотрит на котёнка, прицеливается и одним махом запихивает тело в кастрюлю. Плотно прикрывает её крышкой и трижды перекрещивает. Просовывает руку в проём двери, нащупывает выключатель и гасит свет. Ванная освещена только дневным светом, который попадает через окошко, соединяющее ванную с кухней. Иван Иваныч склоняется над кастрюлей и прислушивается. В этот момент внутри кастрюли слышится слабое шевеление и бульканье. Иван Иваныч стоит какое-то время в нерешительности, затем снова просовывает руку в проём двери, включает свет, оборачивается к кастрюле и резко срывает крышку. Сморит в кастрюлю, опускает в неё руку, вынимает котёнка на воздух. С котёнка обильно стекает вода, он дёргается в предсмертных судорогах. Тут перед глазами Иван Иваныча (на табличке или на экране, символизирующем его мысли) возникает изречение: «Смерть – лучший врач на земле, у которого не бывает неудачных случаев. Людвиг Фейербах».

Иван Иваныч: Вот это да! Со времён ПТУ запомнил! Ай-да память у тебя, Иваныч! Ну, что ж, вот пускай и вылечит.

Иван Иваныч усмехается в усы и снова погружает котёнка в кастрюлю, прижимает рукой. Вскоре бульканье прекращается. Иван Иваныч отряхивает руки, промокает их висящим на гвоздике полотенцем, приседает на корточки, копается под ванной, выуживает оттуда старую газету, раскладывает на полу. Вынимает бездыханное тело котёнка из кастрюли, отжимает его, как мокрую майку, в ванну, даёт стечь воде. Кладёт тело на газету, заворачивает и перевязывает куском бечёвки, которую также достаёт из-под ванной. Пристально оглядывает ванную и, в конце концов, запихивает свёрток подальше под ванну.

Иван Иваныч: Полежи, милок, до лучших времён. Вечерком похороню тебя, с почестями, за гаражами.

Иван Иваныч выходит из ванной, гасит свет и проходит в комнату.


Место действия: комната.

Иван Иваныч подходит к телевизору на ножках, нажимает тумблер выключателя. Кинескоп долго разгорается. Наконец, на экране разворачивается изображение. Идёт передача «Очевидное-Невероятное». Иван Иваныч садится на диван-кровать напротив телевизора, смотрит передачу. В этот момент из прихожей доносится звук открывающейся двери, шелестение снимаемой куртки, шорох коробки по полу. Спустя несколько секунд в комнату вбегает Марья Петровна с перекошенным от ужаса лицом. Она обшаривает все углы, заглядывает под кровать, под телевизор. Пристально смотрит на Иван Иваныча, который беззаботно кивает ей и продолжает делать вид, что заинтересованно смотрит телевизор.

Марья Петровна (дрожащим голосом): А где… котёнок?

На её глазах проступают слёзы.
Иван Иваныч переводит ничего не выражающий взгляд с экрана телевизора на жену и медленно качает головой.

Иван Иваныч: Отправился в последний путь. Прямо к Богу за пазуху.

Марья Петровна с сомнением закусывает нижнюю губу.

Марья Петровна (тихо и угрожающе): Скажи честно, ты его утопил?

Лицо Иван Иваныча передёргивает судорога. Но он тут же усмехается, как ни в чём не бывало.

Иван Иваныч: Что ты такое придумываешь, Маша? Нет, конечно! Я что, по-твоему, изверг какой-то, что ли?

Марья Петровна недоверчиво качает головой, кривится и, со слезами на глазах, выходит из комнаты. Слышно, как на кухне открывается холодильник, шуршит целлофановый пакет, по столу стукает банка, нож стучит по доске.


Место и время действия: Вечер. Ванная.

Иван Иваныч включает свет и входит в ванную, держа в левой руке лопату. Приставляет лопату к стене, опускается на колени, запускает руку под ванну, шарит, вынимает газетный свёрток. На лице его – крайнее беспокойство. Он сдирает со свёртка бечёвку, разворачивает газету. В газете ничего нет. Иван Иваныч садится на пол, вытягивает ноги, опираясь спиной на ванну, трясёт головой, усиленно трёт виски ладонями. В этот момент в ванную входит Марья Петровна.

Марья Петровна: Куда это ты собрался на ночь глядя? Лопата тебе зачем?

Иван Иваныч быстренько скомкивает газету и делает вид, что протирает ею пол.

Иван Иваныч (сдавленным голосом): Да вот, хочу завтра на рыбалку сходить. Пойду, червей копну за гаражами.

Марья Петровна: А что протираешь? Соседей не затопил хоть, надеюсь?

Иван Иваныч: Да нет, тут три капли пролилось, когда руки мыл.

Марья Петровна недоверчиво смотрит на мужа.

Марья Петровна: Ладно, давай побыстрее, я уже умываться собираюсь и спать. Грустный день сегодня выдался, хочу отдохнуть.

Марья Петровна выходит из ванной. Иван Иваныч набирает полные лёгкие воздуха и медленно, со свистом, выдыхает.


Место и время действия: Ночь. Комната.

Комната слабо освещена через окно горящим на улице фонарём. На разложенном
диване-кровати спит Иван Иваныч, то и дело беспокойно всхрапывая и переворачиваясь с боку на бок. Вдруг в дальнем углу комнаты раздаётся какой-то звук, напоминающий бульканье и шевеление. Иван Иваныч громко всхрапывает, приподнимает голову с подушки, прислушивается. Шевеление и бульканье продолжаются. Иван Иваныч затаивает дыхание. Он аккуратно выпрастывает руку из-под одеяла, опускает её под диван, шарит там пару секунд и вытаскивает увесистый газовый ключ. Затем осторожно, неслышно отодвигает одеяло, спускает ноги на пол, тихонько встаёт и крадучись делает пару шагов в ту сторону, откуда продолжает доноситься бульканье. Замахнувшись, он с силой ударяет газовым ключом по источнику шума. Ключ опускается на что-то мягкое и податливое. Раздается резкий вскрик и что-то с шумом падает на пол.

Иван Иваныч делает пару шагов в сторону двери, нащупывает выключатель на стене и щёлкает им. Глаза его зажмурены. Он аккуратно приоткрывает один глаз, потом второй, фокусирует их на том, что издавало эти странные звуки.

В углу комнаты, у стены, в луже крови лежит распластавшееся тело Марьи Петровны в ночнушке и протёртых на подошвах домашних тапочках.

Иван Иваныч: Ёпэрэсэтэ… Вот это финал.


ЗАНАВЕС


Рецензии