опус 02. 01 информаторы-тексты

В данной работе показывается материал, в котором упоминаются часы Х.Галовея.

Исходники, подтверждающие источники
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
1) 1110 год = текст из Повести временных лет || Киев || описывает события от 852 года
2) 1377 год = текст из Лаврентьевской летописи || образец шрифта «полуустав»
3) 1408 год = текст из Троицкой летописи || в 1812 году сгорела, в 1930 году восстановил М.Д.Присёлков
4) 1568 год = миниатюра из Лицевого летописного свода || царь-книга Ивана Грозного
5) 1656 год = текст из Воскресенской летописи || Воскресенский Новоиерусалимский монастырь

Источники, упоминающие о часах
= = = = = = = = = = = = = = = = = =
01. Википедия. Первые кремлёвские часы, без музыкального боя, собрал в 1404 году сербский монах Лазарь. Они были установлены за соборной Благовещенской церковью на великокняжеском дворе. От древнего храма к Кремлю вёл деревянный переход.

02. Троицкая летопись. Первое известное свидетельство о появлении часов на Руси относится к 1404 году, когда афонский монах Лазарь Сербин установил в Москве на башне дворца великого князя Московского и Владимирского Василия I Дмитриевича (1371-1425) часы с боем (куранты). В летописи об установке часов в Кремле писали: «Сей часник наречётся часомерье, на всякий час ударяет молотом в колокол, размеряя и рассчитывая часы ночные и дневные». В летописи упоминаются часы с куклами, ударявшими в колокол каждый час. «Въ лето 6912, Индиката 12, Князь Великій замысли часникъ и постави е на своемъ двор; за церковью за Св. Благовещеніемъ. Сій же частникъ наречется часомерье, на всякій же часъ ударяетъ молоткомъ въ колоколъ, размеряя и разчитая часы нощныя и дневныя, не бо человекъ ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако створено есть человеческою хитростью, преизмечтано и преухищрено. Мастеръ же и художникъ сему беяше некоторый Чернецъ, иже отъ Святыя горы пришедый, родомъ Сербинъ, именемъ Лазарь, цена же сему беяше вящьше полувтораста рублевъ». Полное собрание российских летописей.

03. Воскресенская летопись добавила к этому, что они были «чюдно велики и с луной» || показывали фазы луны.

04. Лицевой летописный свод. На миниатюре свода изображён очень сложный гиревой механизм, созданный афонским священнослужителем Лазарем, показан несколько упрощённо. Скорее всего, художник уже не мог видеть это древнее устройство и изобразил что-то более ему привычное. Как часто бывало на подобных иллюстрациях, мастер нарисован на ней рядом со своим творением, показывающим его великому князю московскому Василию I Дмитриевичу. Часы изображены с 12-часовым циферблатом и перекрестием посередине, что указывает на их византийское происхождение.

05. Николай Карамзин. Историки говорят, что впервые часы в Москве появились в 1404 от р.х. Сначала они располагались не на кремлевской башне, а на дворе великого князя Василия Дмитриевича, недалеко от Благовещенского собора. Первое упоминание об этих часах имеется в Лицевом летописном своде (Троицкая летопись), который приводится Н.Карамзиным в пятом томе Истории государства Российского. Летопись написана полууставом XV века на пергаменте и обнаружена в библиотеке монастыря в 1760 году А.Петербургской и Г.Миллером. Оригинал летописи сгорел во время московского пожара 1812 года. Сегодня имеется только ее копия, в которой написано следующее: «В лето 6912 (от с.м. = 1404 от р.х.) великий князь Василий Дмитриевич замыслил часник и поставил его на своем дворе за церковью за святым Благовещеньем. Этот часник наречется часомерье. На каждый час молот ударяет в колокол, размеряя и рассчитывая часы ночные и часы дневные. Не бо человек ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако створено есть человеческою хитростью, преизмечтано и преухещрено. Мастер и художник сему бяше некоторые чернец, иже от святыя Горы пришедыи, родом Сербин, именем Лазарь. Цена же сему бяше вящьше полувтораста рублев».

06. Самуил Коллинс. В сочинениях врача царя Алексея Михайловича, который девять лет провел при дворе московском, читаем следующее: «Господин Х.Голловей сделал такие часы, говоря, что русские ни в чём не сходны с другими народами, а потому и в часах их должно быть особенное устройство», - «Нынешнее состояние России, изложенное в письме к другу, живущему в Лондоне». Чтения в императорском обществе истрии и древностей Российских (М. 1846).

07. Николас Витсон. По свидетельствам нидерландца Н.Витсона, который в XVII век путешествовал по Руси, у русских «часов мало, а где таковые имеются, там вращается циферблат, а стрелка стоит неподвижно: она направлена вверх, показывая на цифру вращающегося циферблата».

08. Августин Мейерберг. Московские часы - прибор, весьма удивительного устройства. Единственная стрелка кремлевских часов, имеющая, вид солнечного луча, была неподвижно укреплена на башне. Под аллегорическим золоченым Солнцем на голубом диске были изображены серебряные звезды, полная Луна, серп Луны. Вокруг шли 17 (семнадцать) арабских золоченых цифр и 17 (семнадцать) указных слов (церковнославянских букв, которые употреблялись в допетровской России). Указные слова были медные, густо вызолоченные, размером каждое в аршин, а между ними помещались получасовые знаки. Дубовый циферблат часов (диаметром более 5 метров) медленно поворачивался, подставляя под стрелку-луч цифру очередного наступившего часа. В довершение всего стрелка указывала часы дневные и часы ночные по делению времени, существовавшему тогда на Руси. Дневные часы начинались с первым солнечным лучом, ударявшим с востока в Спасскую башню. Ночные часы начинались вечером, когда последняя искорка зари гасла на золоченых флюгерах. Создатель галовеевских часов Шумило Жданов, назначенный на почетную должность «водить» часы, ухватившись за лазоревый круг, переводил кремлевское «часомерье» на ночной счет времени. Часы, построенные устюжскими мастерами, обслуживали не только городской люд, писарей в приказных канцеляриях, купцов в торговых рядах. На десять верст окрест в деревнях и селениях раздавался бой их колоколов, отлитых талантливым русским литейщиком Кириллом Самойловым. «Диво мира» - восторженно называли эти часы иностранцы, приезжавшие в Москву в XVII веке. Вот что писал о часах Спасской башни посол австрийского императора Леопольда, находящийся при царе Алексее Михайловиче, барон А.Мейерберг (1622-1688) в своих записках о Московии: «Главные часы к востоку на Фроловской башне, над Спасскими воротами, близ большой торговой площади или рынка, возле дворцового моста. Они показывают время дня от восхода до захода солнца. В летний солнцеворот, когда бывают самые длинные дни, часы показывают и бьют до 17 раз, и тогда ночь продолжается 7 часов. Прикрепленное сверху к стене неподвижное изображение Солнца образует стрелку, показывающую часы, обозначенные на вращающемся часовом круге. Это самые богатые часы в Москве». Сделав эту запись, А.Мейерберг зарисовал часы в альбом. Рисунок часов сохранился в его альбоме: «Альбоме Мейерберга. Виды и бытовые картины Россiи XVII века. Рисунки Дрезденскаго альбома, воспроизведенные съ подлинника въ натуральную величину с приложенiемъ карты пути цесарскаго посольства. 1661-1662 год».

09. Анатолий Шейпак. История науки и техники (2009): «Первые московские часы были изготовлены монахом Лазарем Сербиным в 1404 году по заказу князя Владимира Дмитриевича (сына Дмитрия Донского). Этот инок прибыл в Москву с Афона, где находилось несколько православных монастырей, распространявших византийскую культуру среди славян. Они были установлены в одной из башен белокаменного Крем-ля, недалеко от того места где сейчас находится Благовещенский собор. Часы были устроены особенным образом. Обыкновенно в часах вращается стрелка, а циферблат остается неподвижным. Тут же было наоборот: циферблат вращался, а неподвижной оставалась стрелка. Да и стрелка была диковинная: в виде маленького Солнца с лучами, которое было укреплено на стене над циферблатом. На циферблате, было обозначено не 12 часов, а 17 часов». Что касается официальной истории башенных часов, то никаких предпосылок для собственного календарирования времени на Руси якобы не было и в помине. Европейские новинки использовались на Руси через несколько десятилетий после их изобретения: «Башенные часы Милана (1335), Страсбурга (1352), Нюрнберга (1361), Аугсбурга (1364), Парижа (1370), Лондона (1370), приводимые в движение грузом, показывали не только время, но и положение небесных светил, механическими кукольными представлениями. В 1404 году при великом московском князе Василии I подобные часы, сделанные мастером Лазарем Сербиным из Афонского монастыря, были установлены в Московском Кремле. В 1436 году башенные часы соорудили в Новгороде, в 1476 году - в Пскове».

10. Свод правил. На Спасской башне в XV веке появились первые часы России. В конце XVI века часы имели три главные башни: Спасская, Троицкая, Тайницкая. На существование часов указывает то, что в 1585 году при этих воротах Кремля находились на службе часовщики. В 1613-1614 часовщики упоминаются при Никольских воротах. Работа была очень ответственной и требовала соблюдения целого свода правил: «у дела на башне в часовниках не пить, не бражничать, зернью и в карты не играть, вином и табаком не торговать, с воровскими людьми не знаться, часы водить со всяким опасением». Циферблаты тогда были настолько большими, что по ним могли узнавать время все, у кого не было часов дома. А поскольку счастливых обладателей личных часов было немного, от главных башен зависело все течение времени в городе. Минутной стрелки на часах старой конструкции не существовало, но они все равно могли спешить или отставать на 1-2 часа в зависимости от поспешности человека, который был приставлен к «аппарату», и подводил его вручную каждый час. Отсчет времени шел еще интереснее: сутки делились не пополам, а на день-ночь. Летом день начинался в 03 часа утра и заканчивался в 08 часов вечера. Поэтому циферблат был разделен на 17 часов.

11. Информация часовых механизмах из интернета.
- Известно, что в XVI и XVII веке кремлёвские башни (Спасская, Троицкая) были оборудованы башенными часами. Их переделывали несколько раз. Это делали Никифор Никитин, Кирилл Самойлов, Андрей Данилов, Христофор Галовей.
- Есть свидетельство, что в 1585 году при трёх воротах Кремля (Спасских, Тайницких, Троицких) находились на службе часовщики.
- В Коломенском музее Москвы есть механизмы башенных часов Соловецкого монастыря сделанные новгородцем Семеном в 1539 году.
- Известен механизм часов Николо-Перервинского монастыря, изготовленных Рязанцевым.
- В Музеях Московского Кремля хранятся карманные часы патриарха Филарета.
- Опись имущества Василия Голицына (фаворита Софьи Алексеевны) гласит, что после ареста у него нашли «много часов боевых (часов с боем) и столовых в корпусах черепаховых, оклеенных китовым усом, кожею красною, Немчин на коне, а в лошади часы».


Рецензии