Музыка и Слово. Песни на музыку и музыка на стихи
"О чём говорит музыка и как звучат слова"
Исследования
"Нейрографика мышления"
и
"Информатика слова и мысли"
ссылка на исследование и аудиозаписи:
Заметка
"Песни на музыку и музыка на стихи
и единство музыки и слова"
(продолжение исследования и заметки о слове музыки)
В данной заметке продолжим анализ создания песни на музыку и музыки на стихи, и одновоеменного написания музыки и слов в литературно-музыкальном произведении на примерах песен. Обращаю ваше внимание, что это исследование, в котором изучается интеграция музыки и слова, информатика и глубины внутреннего движения мысли и её внешнего выражения и воплощения.
Безусловно, ключ к пониманию связи музыки и слова через звук и интонацию лежит в синтезе, в одновременном творении музыки и стихотворения или прозы на музыку. Это пример древнейшего источника - в старинках, былинах, когда песельник и музыканты говорили на одном языке, который доступен благодаря физике, - на языке звука, но на разных диалектах этого языка, - на языке музыки и устного слова.
Другие два примера, в которых вместо одновременного рождения близнецов литературы-музыки на свет то музыка рождает ответные слова, то слово в своей статике ждёт своего оживления через динамику музыки, и вмё вместе - через физику и информатику звука, рассмотрим на примерах песен из "Песенника" моей бабушки, которая всю жизнь пела, пока она не потеряла дедушку и у неё не пропал голос. Это песни (обратите внимание на разницу), написанные на народную музыку, и песни, созданные на основе стихов, положенных на написанную для них музыку. То есть, "слова на музыку и музыка на слова". В данных песнях чувствуется и затем узнаётся музыкально-литературный или литературно-музыкальный почерк творения произведения.
Когда музыка рождает слова - будто сама мелодия повествует свой рассказ, заключённый в ней. Как в песне на народную музыку и написанные на неё стихи Сурикова "Степь да степь кругом" стихотворным размером можно измерить музыкальную форму старинной народной мелодии. Здесь и повтор куплетов, и узнаваемая по стихотворному размеру примерная давность написания музыки, поскольку собиратели былин и исследователи отмечают позднее появление ямба и перестройку стилистики былин через форму, тогда как изначально, и что удивительно и познавательно с точки зрения изучения информатики, формы и содержания, и того информационного объёма, который может помещаться в литературно-музыкальное произведение, это то, что в свободную и бесконечную, но форму, могли умещаться и рассказ, и песня. На примере той же песни "Степь да степь кругом" в той же форме можно уместить небольшой прозаический рассказ, который будет звучать музыкально и в то же время нести больший объём информатики, или написать стих, в котором будут те "всеобъемлющие" слова, которые заключат через форму широкое по объёму содержание, но поместятся в краткое количество тех же 28 строк плюс четырнадцать на повтор с пятью слогами в каждой строке. Это одновременно информатика слова, звука, и мысли, то, каким образом осуществляется работа с разными видами информации.
И слово, стихи рождают музыку. Ярчайший пример - стихотворения А.С.Пушкина и музыка М.Глинки ("Я помню чудное мгновенье"). И, хотя словом уже предполагается определённый строй, динамика и подвижность музыки как в скульптуре позволяет создавать свою форму с тем же содержанием, которое хранит слово, вбираемое в музыку. Например, к песне на стихи А.Фета и музыку А.Варламова в качестве эксперимента я составила другую мелодию на современный лад. Это гибкость обеих форм, слова и музыки, которые как краски смешиваются, и нужно чувствовать их соединие и вести кисть с полученным "цветом", и творение словом и музыкой на самом деле не сковано ни одной из форм - и в слове и музыке заложена динамика, движение, развииие, изменение, жизнь.
И слово и музыка зачастую рождаются вместе. К примеру, русская народная песня о тройке, в которой изначально слово и музыка нераздельны и действительно льются как весенний ручей, мчатся как тройка и звучат как колокольчик. Особое внимание обращает работа со словом и быстроты песни в припеве - при том же размере скорость увеличивается за счёт уменьшения количества звуков в слове:
"Тройка мчится, тройка скачет..."
или там же
"Еду, еду, еду к ней..."
И вот он, пример песни "музыки и рассказа", литературно-музыкальный синтез, в котром звуки и смыслы слова и музыки нераздельны:
"Всю-то я Вселенную проехал"
(русская народная песня)
Всю-то я Вселенную проехал,
Нигде я милой не нашёл,
Я в Россию возвратился,
Сердцу слышится привет.
Где ж ты, светик, дорогая?
Сердцу весточку подай!
Где ж вы, очи голубые,
Где ж ты, прежняя любовь?
Ты заслышь мой голосочек,
Разлюбезная моя,
За твои за глазки голубые
Всю вселенную отдам!
(нар.песня)
Чтобы продемонстрировать возможности работы со смыслами и информтикой звука и всеобъемлющими словами, по мотивам этой песни я составиа экспромт "Песня Вселенной":
Песня Вселенной
Планета:
Я кружилась годы в круге света -
Там горит светлейшая звезда,
Есть другие звёзды, только эта,
Что зовут любимая моя.
Звезда:
Все планеты мною обогреты,
Свет лучу, себя не пощадя -
Кто же, кто согреет в мире сердцем -
Грею я, но холод - пустота.
Пустота:
Я эфир межзвёздный наполняю
И дарую жизни тень и ночь,
От любви звёзд жгучей защищаю,
Но меня кто любит, как помочь?
Человек:
Свет и тень, боль, радость - сколько в жизни
Навидался тот, кто очень мал
Пред Вселенной. Дом, моя Отчизна!
Всю тебя я Родиной назвал!
Вселенная:
Для меня здесь дорог каждый атом,
Гравитаций мощь и слабость тех,
Кто собою был, себя не прятал,
Стал пред мною абсолютным всем.
Уравнявшись с целою Вселенной,
Только часть - но вместе мир велик,
И свободен дух, когда ты пленный,
Или в вечность обратится миг.
Песнь поёт весь мир, и голос древний
Ты услышь, где б ни был - это он
Слово произнёс в начале эры,
И поёт извечным хором он...
(Ксения Мира)
Это не только вдохновение бесконечным содержанием и подвижной формой, которые родили новый стих и мелодию одновременно, но глубокое погружение во внутренний процесс творения в нашем сознании, изучение движения мысли "изнутри" и её внешнего выражения. Заглянем в созидающий ум - нам дана возможность увидеть процесс творения через своё сознание и мышление - нужно только дать себе труд постоянного анализа мыслей. Данный процесс создания можно представить следующим образом: когда зарождается сама мысль, в которой музыка и слова едины и неразделимы. Слова уже идут вместе с мелодией, ложатся на неё, а мелодия словно ведёт стих, в котором задумана история. В данной задумке и воплощении мысли изначально это была "Песня сквозь Вселенную", переродившаяся в "Песнь Вселенной".
Слово, музыка и мысль объединяются информатикой и их выражением через звук - к своём естетвенном, природном синтезе. И хотя это единство касается всех способов создания литературно-музыкального (музыкально-литературного) произведения, произведения литеры и музы, слова и звука, но как и в естетвенных науках, от изначальных "элементов" зависит и созидаемое: слово может задавать музыкальный строй, или музыка вызывает слово к жизни, и единая мысль может одновременно явить неразделимый союз слова и музыки в мелодии и песне.
И далее - это соединение слова, музыки, мысли, действия, цвета и изображения - того, что есть в жизни, но гармонизированного, доведённого до идеала, совершенства, и составляющего произведение, в котором соединяются воедино кинетика и изображение, литература и музыка. Это уже физика творчества, и соединение бесконечности созидания в искусстве с естетвенными законами творения в науке...
2024, Ксения Мира, исследование "О чём говорит музыка и как звучат слова"
Свидетельство о публикации №224070500181
Если заинтересует, проба такого рода есть на моей странице: "Слова на музыку".
Удачи Вам!
Дмитрий Кастрель 05.07.2024 12:30 Заявить о нарушении
Благодарю Вас, я с интересом прочитаю, спасибо Вам!
Ксения Мира 06.07.2024 03:40 Заявить о нарушении