Раскрывая сюжеты храмовых росписей. Часть 37
Образ Иоанна Крестителя, или Иоанна Предтечи, предшественника Спасителя, предсказавшего Его приход и крестившего Его в водах Иордана – один из самых узнаваемых в росписях православных церквей.
Присутствую разные сюжеты, относящиеся к Иоанну Крестителю. Можно назвать несколько, которые существуют в православной церкви. Это, конечно, Рождество Иоанна Крестителя, сюжет которого до нас донёс евангелист Лука в 1 главе. Нарекли младенца Иоанн, и появился он на свет на полгода раньше Спасителя.
Следующими сюжетами на росписях присутствуют эпизоды аскетической жизни Иоанна в пустыни. В этих сюжетах особенное место занимает сцена, когда он услышал глас Божий. Далее следуют сюжеты проповеди, пророчества и крещения жителей местных селений.
И наконец, самые распространённые сюжеты Крещения Спасителя и тема о коварстве и усечении главы Иоанна Предтечи. Мало того, в некоторых церквях этот сюжет изображен достаточно реалистически. Но только этими сюжетами не ограничивается изображения Крестителя.
В честь Иоанна Крестителя установлены праздники в Православной церкви, из которых самые заметные: Зачатие и Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Собор Иоанна Крестителя.
Очень часто образ Иоанна Крестителя изображается не только внутри храма, но и на стенах, фасадах, в киотах, над входными дверьми и апсидах. Часто этот образ присутствует в виде мозаики, майолики и вырезанном в камне.
Сам образ Крестителя описывается так:
*Типом еврей, средних лет (т.е. 32-х), телом и лицом очень худ, цвет тела бледносмугловатый, борода чёрная, меньше чем средней величины, разделенная на пряди, волосы черны, густы, кудрявы, так же разделенные на пряди. Одежда сваляна из грубой верблюжьей шерсти, в роде мешка, при этом Иоанн подпоясан кожаным поясом. В руках держит хартию с надписью, например: «Глас вопиющаго в пустыни, уготовайте путь Господень».
Европейские художники полюбили образ Иоанна Крестителя, написав множество разных произведений. Например, Джотто «Рождение Иоанна Крестителя», 1315 год. Или замечательный триптих «Алтарь Св. Иоанна Крестителя» середины 15-го века, созданный Рогиром ван дер Вейденом.
Русские художники тоже часто обращались к этому образу. Вспоминается масштабное полотно «Явление Христа народу» А.А. Иванова, где в центре находится фигура Иоанна Предтечи, указывающего на подходящего Спасителя. А у В.И. Сурикова всё становится ясно, как только прочитаешь название картины «Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде», написанное в 1872 году.
Изображения находятся:
Московская область, Черкизово. Церковь Николая Чудотворца (1759-1763 гг.). Настенные росписи в храме обновлены в 2003 году.
Московская область, Новый Милет. Церковь Николая Чудотворца (1904 г.).
Ярославская область, Красново. Церковь Богоявления Господня (1870 г.).
Ярославская область, Ясная Поляна. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1793-1796 гг.).
*Фартусов Виктор Дормидонтович «Руководство к писанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года. Опыт пособия для иконописцев». – М., Синодальная типография. 1910, стр. 143
Корректура М. Зуйкова
Фото автора
Русавкино, июль 2024 г.
Свидетельство о публикации №224070500428