Птицы Египта. Ласточка и море

ПТИЦЫ ЕГИПТА

Ласточка и море

"И в то время, как сей Пиопи ступит на Остров Великий средь Заводи Умиротворения, на берег которого слетают и боги, и ласточки (они же – Звёзды Неугасимые), те дадут ему корень бытия, коим живы они, и вы все живы им с ними вкупе".

Год за годом уже с конца июля к Нилу и на юг по его руслу армада птиц из стран Европы и Западной Азии летит за лучшей долей до центра Африки, а с января – на родину. В их числе до 190 миллионов ласточек, чей парад в пики вторжения и исхода видят их сёстры из Египта. В гимне 467 из реквиема по фараону Пиопи I эти гости – духи, дети богов за гранью этого мира, и они сияют в нашей ночи как "ихем-усек" – не знающие захода звёзды северного горизонта.

В час смерти сам фараон зажигал там свою звезду и в виде ласточки летел орбитой богов. У этой догмы был свой круг адептов ещё даже до первых пирамид. В своё время был найден идол ласточки эпохи Накада III (ныне в собрании Британского музея: ЕА 30742). У этой тонко и точно изваянной фигурки птицы со сжатыми на спине крыльями уж давно нет ни клюва, ни лапок. Но в сочетании мрачного базальта и лунно-белого кальцита ясно виден образ касатки (Hirundo rustica).

"Явления "мэнит-птицы – дар мне от Огневицы, владычицы Небут, та же возносится как пламя на зубцах короны неба. Глава и хребет мои из лазурита, а чрево из золота "джам", шея же из золота "иуу", мои веки и пальцы ног те же, что у Иунмутэфа, владыки Баху. Я ел зернь "зешат" и давал свидетельство о трапезах в храме Хатхор. Я кружил по небу с Котом, в то время как земля подо мной была как подошва моих сандалий".

Так гласит изречение 294 из LXXXVI (86)-й главы Книги Мёртвых жреца, капитана ладьи Амон-Ра Инпехуфнахта. В этой главе – ключ к 12-часовому циклу метаморфоз, итог которых – "выход в день" (жизнь вечную). И первая ступень эволюции души ("ба") – образ ласточки. У истока этой идеи – оратория Текстов Ковчегов, где птица-звезда, ласточка, уже глашатай и эмиссар зари. И клич писца Ани в его шикарном свитке (Британский музей, EA10470), не что иное как "эхо" заклинания 283 для гробов.

"Ты ласточка, ты ласточка, ты отец птицы Хеджедит – дочери Ра" – так было, а стало "Я ласточка, я ласточка, я скорпион – дочь Ра". В частных римейках Книги мёртвых, таких, как свиток уже упомянутого капитана (муз. Фицуильяма, Е.92.1904) в главе "О ласточке" мы видим прямую цитату из заклинания 294 Текстов ковчегов. С чарующего языка метафор описание драгоценной ласточки было легко перевести как указание на всю ту же касатку! Их стаи на Ближнем Востоке образуются как из мигрантов, так и из местных подвидов.

В Израиле это левантийская ласточка (Hirundo rustica transitiva), а в Египте – касатка Савиньи (Hirundo rustica savingii). И птицы-гости, и "хозяева" смотрят друг на друга как в зеркало. Но, правда, считается, что окрас касатки Савиньи чуть менее чёток. С другой стороны, это общая черта самых юных ласточек. У касатки, этой элегантной и резвой красотки строгий атласный наряд, похожий на фрак с манишкой. Тонкая и длинная двузубая вилка хвоста – "полы фрака".

На солнце чёрный верх ясно горит металлическим индиго ("лазурит"), а низ белый или цвета охры, горло и часть надклювья охвачено красным пятном (сорт золота с алой патиной "иуу" и электрум "джам"). Небут – это цепь Эгейских островов, со стороны которых в Египет влетали европейские ласточки. Баху – южные рубежи, откуда они же по весне летят в обратный путь. В птицу душу обращает воля богини Урея, пламенной кобры, дочери Ра.

У неё было много лиц и имён, и в милой ипостаси Хатхор она была всем "второй матерью" на том свете. И как ласточка из птицы астральной стала солярной, встав в один ряд с цаплей и соколом, богиня Хатхор, искони хтоническая, с эпохи Среднего царства обрела роль царицы неба, как и Нут (но та была скорее олицетворением астрала). Но она не отвергла и роль хозяйки земных недр с их копями. Она рубила узы души и тела, ибо труп уходил в чрево земли, а дух ("ба") – "на небо".

По Книге Нут тело не будет тлеть, но станет чем-то вроде статуи из металлов и драгоценных камений. Даже в то время, когда врата в мир иной связали с орбитой движения Ра (горизонты Запада и Востока) не был забыт и Север. А его царицей была не кто иная как Хатхор. В Книге Нут все виды птиц, влетающие в Египет с севера – это духи ("бау"). У себя дома, в мире богов, они имели головы людей и говорили как мы. Но в мире бренном лучи солнца лишали их дара речи и обращали в обычных птиц. В числе этих "бау" были и души предков.

А если души честных благословенны,
То мой дух уйдёт за Хатхор вслед
И будет явлен ласточкой Божьей земли,
Где сядет под сень мирры
И будет жить как душа-ба,
По утрам созерцая Солнце

В сезон миграции по мере продвижения на Юг число птиц в группах ласточек растёт и может даже собраться громадная, как грозовая туча, стая. И одна волна летит через Средиземное море, а другая атакует северо-восток, пробираясь над Израилем и Синаем. В основном они летят днём и очень низко над землёй, чтобы ловить прямо в пути разных насекомых. И лишь при пересечении крупных экологических барьеров вроде моря или пустыни они могут лететь и ночью.

Реки – их спасение, там для них будет и стол, и дом на время ночлега. На заходе солнца, когда "крики птиц сшивают небеса", танец стаи завораживает. В грандиозном явлении мурмурации, быть может, видели сходство с дикой "пляской" языков пламени, от которого то и дело отрываются и летят вверх пучки искр. То дети Урея "выходят как пламя" над дугой горизонта. В лесах из папируса и тростника после их отлёта оставались заломы, ведь птицы висели на стеблях гроздьями.

Баху – восточные горы, а Иунмутэф – это ипостась бога Хора, открыватель путей, а значит, бог сталкеров и пилигримов. И раз уж ласточку с ним сравнивают, можно думать, что в ней видели мини-сокола. С виду нежная и хрупкая птичка в небе один из первых асов. На скорости молнии она виртуозно мечется за ускользающей жертвой. У неё острый взор и совершенно "соколиные" когти, она полна отваги, её крылья в форме ятагана буквально рассекают воздух.

У адептов культа Ра она вызывала восторг! Ей под стать и воронок (городская ласточка: Delichon urbica), славная тем, что попала в иероглифический алфавит в виде слога "ур" ("вэр"). Её легко узнать по окрасу: буро-серо-стальной верх с лазурью на голове и плечах и белый низ. У неё не бывает алой "манишки", а хвост как у рыбки – короткий, со слабым разрезом. Оба эти вида живут в Египте и охотно строят свои гнёзда под сводами разных строений от амбара до храма.

В древних храмах ласточка была желанным гостем, о чём, между делом, говорит даже библейский стих (Псалом 84:3). А птицы выбирали храм не только как защиту (высокий потолок), но и как место верного изобилия. Ведь при храмах держали жертвенный скот. Их навоз, а потом и туши на алтарях манили рои жирных мух, от которых усердные ловцы избавляли жрецов, рьяных ревнителей чистоты. Те, быть может, даже и сами следили, чтоб ласточек никто не тревожил.

Кот, который кружит по небу с ласточкой в ритуальном гимне – это один из образов Ра. Но за гранью мистического канона кот и ласточка – враги. В храм на очень даже законном основании могла бы забежать кошка, и все видели бы, как ласточка "играет" с нею, нарезая круги, чтобы увести злодея от гнезда или слётка. К слову, и касатка, и воронок, строят свои домики схожим образом – лепят из глины с илом, таская мелкие комочки грязи в клюве.

В одном гнезде их может быть до 1400 – считать легко, так как птица не сглаживает стенки своего "горшка", и комья выступают на нём шишками и буграми. В заклинании 294 вот эти катышки грязи и названы "зешат". До нас дошла одна притча на демотике о том, как ласточка доверила морю своё гнездо, чтоб улететь на охоту. Но что на уме у бурной пучины? И море, устав быть нянькой, взяло да и залило дом ласточки.

А ласточка за это объявила морю вендетту, и с тех пор без устали кидает в море комья песка, а из моря выносит капли и увлажняет ими песок пляжа. У греков и римлян бытовало, в шутку ли всерьёз, мнение о том, что ласточки ежегодно укрепляют берега Нила, дабы не допустить бед во время не в меру бурного разлива. На самом же деле берега Нила к тому времени стали не в меру крутыми по другой причине, что вызывало мрачные мысли у Геродота.

А с виду чудная сказка – эхо гимна космогонии. В мире канона гробниц и культовых книг эпохи Нового царства и позже чаще всего ласточка сидит на носу идущей на Восток ладьи Ра, а также на крутом холме. На этом кургане она – икона Демиурга, чья власть вырвала из чёрных недр Нуна холм суши. В древности не один народ в мире видел акт сотворения мира именно так: в том или ином облике Демиург ныряет на дно бездны (хаоса) и на свет выходит первый остров.

И хотя ни одна из ласточек не ныряет в воду, они могут лихо пикировать к её глади и в мгновение ока пересечь поток. В их клювах кто-то мог бы и увидеть комки грязи. Но творцы виньеток в Книге Мёртвых не особо пеклись о том, чтобы ласточка на миниатюре была именно что касаткой или хотя бы воронком. В манускрипте вельможи Майхерпери (Каир, CGC 24095) на подобии острова явно сидит горная ласточка! В Египте есть два её вида – Hirundo fuligula и Hirundo obsolete.

Так же, как их соседка – ласточка-береговушка (Riparia riparia) они не лепят "горшков", но живут в глубоких норах на крутых обрывах у реки. И всё же по капризу мастера вместо касатки иной раз изображались вот эти бледные и тусклые пташки, чьи колонии он, должно быть, видел возле своего дома. Да и касатку не очень уж дотошно рисовали. Лучше всего она узнаётся в в папирусе Шедсухора (Каир, BD S.R.VII.11494), где у птицы голова и спина цвета вечернего неба, а глаз обведён красным.

У пары ласточек из Книги Амдуат Панебенкеметнахта (Каир, SR VII/11506) тоже есть алые "маски". К слову, вариант из двух ласточек на курганах, часто с вратами в них – икона богинь Исиды и Нефтиды, несущих вахту у гробницы. Со слов Плутарха в облике ласточки богиня Исида оплакивала своего мужа, кружа вокруг колонны, в которую был вмурован гроб. В анклавном мирке Дейр эль-Медины истово чтили ласточек. В районе Фив были найдены их мумии.

В их честь нарекали города и давали имя. В римскую эпоху из ласточки делали зелье для приворота. На частных стелах в паре с ласточкой может быть и богиня-кошка. Аватар в виде всеми любимой прелестной птички с лихвой заменил собою величие столичных статуй!

Ласточки я слышу голос:
"Брезжит свет, пора в дорогу!"
Птица, не сердись,
Не брани меня!
Милый у себя в опочивальне.
Радуется сердце.
Говорю я другу: "Не уйду!"
И рука моя — в его руке.
Для прогулок выбираем оба
Уголок уединенный сада.
Стала я счастливейшей из женщин.
Сердца моего не ранит милый.

У герольда Ра зов — что звон систра Исиды, но для четы любовников это час разлуки. На куче гончарных осколков из Дейр эль-Медина ученики школ живописи рисовали артисток, исполнявших этот хит и на улице, и в тавернах, и в салонах. Там же "издали" и серию лубков о мире, который сошёл с ума. В нём бегемот тучкой воспаряет на верхушку смоковницы и собирает её плоды, а ласточка на то же дерево кое-как взбирается по лестнице! (Турин, сатирический папирус Cat. 2031).

"Та мэнит нофрет мэнти мэнти эн джет" – "Се прекрасная ласточка, что длит и длит свои дни в вечности". Из слова "мэнти" ("пребывать", "оставаться") как будто бы и вышло слово "касатка" в древнем языке египтян. У коптов оно гнусаво искажено до "бэне" и схоже с обозначением крачки. Но зато в языке средней фазы "мэнит" будет схоже с "менут" ("голубь", "горлица"), а это уже вызывает споры при переводе папируса Эберса.

В основном всё решал контекст. А он часто был однозначен: "мэнит", она же Хеджедит ("Светозарная") – "ба" (аватар) сил, зиждущих и хранящих этот мир. И при жизни, и на смертном одре августейшие особы были отмечены амулетом в виде ласточки с солнечным диском, который она несла не в когтях, как сокол, а на хвосте или спине. Их делали из карнелиана и золота. У фараона этот амулет ("сиджат") был частью килта парадной "ризы Севера".

С этим кулоном (из сердолика) уложили в гроб и фараона Тутанхамона, но в спешке его по ошибке сочли частью браслета (Каир, JE 62384). В одной из Книг Мёртвых XXI династии (Турин, Cat. 1781) ласточка на носу ладьи Ра была вся алой, как пламя авроры. Лишь в виде исключения в папирусах ласточка летит (у жриц Эсе и Мааткара: Каир, JE 95651 и JE 26229, у царевны Нестанибетишеру: Британский музей, EA 10554). Акт вознесения духа фараона в Текстах пирамид был уподоблен взлёту самых разных крылатых созданий.

В их ряду была и ласточка. И всё же на памятниках она в основном сидит, то ли устав от долгого пути, то ли "на старте". В недрах Дуата она вела ладью Ра верным курсом, и вот он родился из двух гор ("иати") как бог ("хепри") и как космическое тело ("месит"). А ласточка ликует: её трель – песнь победы над силами мрака. У портала на Востоке она взлетит и стрелой умчится вдаль над тёмными в утренних сумерках водами, чтобы найти свой курган. Ушли воды паводка – на суше кипит жизнь. Ра взошёл – мир создан заново.

На снимке: амулет из сердолика (карнелиана) в виде ласточки - аксессуар с церемониального облачения фараона Тутанхамона (Каир, JE 62384)

Источники:

Купер Жюльен, Эванс Линда. Превращение в ласточку: повадки птиц в 294-м заклинании Текстов ковчегов./Julien Cooper and Linda Evans. Transforming into a Swallow: Coffin Text Spell 294 and Avian Behaviour. De Gruyter. Z;S 2015; 142(1): 12–24

Энани Абир. Навстречу восходу Солнца: новации в изображении ласточки в погребальных папирусах XXI династи./Enany Abir (Misr University for Science and Technology, Egypt). Towards Sunrise: innovations in the representations of the swallow in the funerary papyri of the Twenty-First Dynasty. The Journal of Egyptian Archaeology 2022, Vol. 108(1-2) 123–141 © The Author(s) 2022

Хоулихан Патрик Ф. Статья «Кошки» в Оксфордской энциклопедии Древнего Египта под руководством Дональда Б. Редфорда. Изд-во «Американский университет в Каире Пресс», 2001 г. Том I, стр. 513-516/Aleid Patrick F.Houlihan: "Felines" in The Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt, under the direction of Donald B Redford, The American University in Cairo Press, 2001, vol. I, p. 513-516

Хеллинкс Барт Р. Карнеоловая ласточка с солнечным диском из гробницы Тутанхамона: деталь облачения?/Hellinckx Bart R. Tutankhamun’s carnelian swallow with sun disc: part of a garment?. Journal of Egyptian Archaeology 83 (1997), 109-125, pls. XV-XV

Герман те Вельде. Ласточка как глашатай зари в Древнем Египте/"The Swallow as Herald of Dawn in Ancient Egypt", in: Ex Orbe Religionum. Studia Geo Widengren XXIV Mense Apr. MCMLXXII quo die lustra tredecim feliciter explevit oblata ab collegis, discipulis, amicis, collegae magistro amico congratulatibus, Vol. I (Leiden, E.J. Brill, 1972), 26–31.

Прусаков Д.Б. Природа и человек в Древнем Египте. М.: Изд-во "Московский лицей", 1999 г. Институт востоковедения Российской Академии Наук, сектор теоретических проблем истории.

Вассел Белинда Энн. Диссертация "Фауна Древнего Египта: лексикографическое исследование"./Belinda Ann Wassell. Ancient Egyptian Fauna: a lexicographical study. (Two volumes). Volume 1. Thesis submitted for the degree of doctor of philosophy to the University of Durham. School of Oriental Studies, 1991

Бадж Э.А.У. Египетская книга мертвых. Папирус Ани из Британского музея. Пер. с англ. С.В. Архиповой. Издательство: Алетейа ISBN: 5-89321-115-4 2003 г.
Гриффит Ф., Томпсон Герберт. Демотический магический папирус Лондона и Лейдена. Лондон, 1904 г./Griffith F.L., Thompson H. The demotic magical papyrus of London and leaden. London. H. GREVEL & CO.

Фолкнер Р.О. Тексты Ковчегов. Том I: Изречения 1 - 354/Raymond O. Faulkner - The Ancient Egyptian Coffin Texts. Volume I: Spells 1-354, Warminster, Aris & Phillips, 1973

Орехов Р.А. Становление культа древнеегипетской богини Хатхор в Древнем царстве. Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Научный руководитель: д.и.н. Белова Г.А. Институт востоковедения РАН. Москва, 2001 г.

Лирика Древнего Египта. Поэтический перевод с египетского Анны Ахматовой и Веры Потаповой с подстрочника И. Кацнельсона. Издательство «Художественная литература», Москва 1966.


Рецензии
Удивительно, что ласточка, эта обычная для нас птичка, словно незримая нить связывает нас, сегодняшних, со временем фараонов, которое кажется уже легендарным. Посмотри в небо: стремительная ласточка и сегодня мелькает там, как было и тысячелетия назад.

Татьяна Сахань   07.07.2024 22:16     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.