А посмотришь вокруг-одни волчьи следы

 Часто бывая в Ленинграде на НПО "Краснознаменец"  в семидесятые и восьмидесяты годы,где с петровских времен изготавливали боеприпасы для армии и горнодобыващей промышленности и где мое участие ограничивалось разработкой оборудования для изготовления взрывателей,всегда тянуло посмотреть на парусник без парусов,стоящий у причаьной стенки и связанный с берегом трапом. На борту крупными буквами высвечивается название "Кронверк".
...Осенью 1944 года Финляндия прекратила войну против СССР, начав войну против гитлеровцев в Лапландии. Наступление мира принесло много обязательств. Московское Перемирие 9 сентября 1944 года обязало Финляндию оплатить Советскому Союзу военных компенсаций на 300 миллионов долларов золотом по курсу 1938 года. На сумму 66.2 миллиона долларов должны были быть построены новые суда для советского флота.    Тогда на верфи г. Турку финны  строят несколько десятков баркентин (шхун-барков) и просто шхун для обучения моряков советского торгового флота. Одним из них была баркентина(шхуна-барк) "Сириус". Список включал девяносто трехмачтовых океанских 45-метровых деревянных парусных судов дедвейтом 300 тонн с двигателями 225 л.с.
Тогда на верфи г. Турку финны  строят несколько десятков баркентин (шхун-барков) и просто шхун для обучения моряков советского торгового флота. Одним из них была баркентина(шхуна-барк) "Сириус". Был разработан проект и оснащение для шхун и учебных баркентин.
Семнадцать судов были учебными, с парусным вооружением баркентины, для советского Военно-морского флота; остальные были грузовыми шхунами, 27 с гафельным вооружением, и 46 оснащенных бермудскими парусами."Сириус" использовали для обучения курсантов ЛВИМУ им. С. О. Макарова. Срок службы судна был около 20 лет.В 60-х годах "Сириус" можно было увидеть у причалов на Васильевском острове.В 1970 г. корабль списали. Однако корабль не был сдан на переработку. Из него сделали ресторан. Причем ресторан этот был очень престижным и широко известным. Публика там был особая. В сцене из старого детектива "Золотая мина" с Олегом Далем и Любовью Полищук они как раз на борту этого ресторана и сидят. Поскольку корабль стоял недалеко от Кронверка, то его переименовали в "Кронверк". Свое место место он занял у причала Мытнинской набережной в 1971 г. "Кронверк" простоял тут до 1993 года, увы, 90-е он не пережил.
   Где-то в начале 90-х  "Кронверк"  отбуксировали для ремонта на Канонерский судоремонтный завод и поставили ждать своею очередь, на ремонт или в док.  Простояв, у стенки две или три недели он по недогляду, пьянке или вечному разгильдяйству вахты - благополучно утоп прямо у стенки повиснув на кнехтах.  Естественно, причал нужно было освобождать . Портальный кран , с легкостью должен был его поднять,  откачать воду и потом переставить. Водолазы сделали все как им было сказано и насколько троса было, застропили и стали поднимать. Но как только "Кронверк" оторвался от воды  в месте перехвата корпуса тросом кораблик развалился на две части. Корма упала по одну сторону носовая часть на другую и все это тут же благополучно ушло на дно. И вместо часа работы это все растянулось на дни и в итоге корабля не стало.
  Судьба же моего "Краснознамеца" оказалась схожей с судьбой парусника. В девяностые "друзья Запада" поработали над российской армией,растащив и распродав жирные куски ее собственности, то же сделали с предприятием, обеспечивавшим армию боеприпасами. Будучи в советское время режимным предприятием с целой сетью своих филиалов в Сельцо,Шостке,Муроме,в девяностые его постигла судьба остальных заводов и НИИ СССР-разруха. И сегодня объвлен конкурс для инвесторов,желающих застроить территорию Петровских пороховых заводов,НПО "Краснознаменца" жилыми домами.Зато снаряды приходится покупать у корейцев.


Рецензии