Вагонка
Честно говоря, я сама , когда в 1992 году переехала в Калининград, считала, что дальше уже конец цивилизации, и начинается, собственно говоря, Калининградская область. Позже я узнала, что ничего подобного, дальше Вагонка- рабочий район, "рассадник алкоголиков и наркоманов".
Первое знакомство было поверхностным, но оставило яркое впечатление. Мы тогда с еще очень будущим мужем ехали на автобусе с ул. Менделеева в город.
-О, а вот здесь я живу..- махнул он рукой в темнющий переулок, который на фоне освещенной дороги выглядел как черная дыра. Сворачивая туда, люди пропадали.Оставалось надеяться ,что только из вида.
-Впечатляет,- не соврала я.
А про себя отметила, что оказавшись здесь, сразу понимаешь, как хорошо жить в любом другом месте. Кто ж знал, что скоро Вагонка станет моим домом.
Поначалу и на меня этот район производил тяжкое впечатление. Да и годы- то были 90-е. На Вагонке ,что уж тут скрывать, постреливали, покалывались, покуривали. А лишь только стемнеет, на улицах появлялись тени отца Гамлета- синеватые алкоголики всех возрастов. Здесь полно грустных историй. Глядя на школьные фото моего мужа, родившегося и выросшего на Вагонке, даже не верится, что столько улыбчивых мальчиков и девочек никогда не увидят обещанного светлого будущего. Кто-то сел в тюрьму ,кто-то умер, кого-то убили.
Центрообразующая инсталляция нашего двора -помойка. Рядом с ней детская площадка. На уютных скамеечках здесь по утрам обычно сидят мамы, присматривающие за малышней, вечером пьют пиво для разгончика местные алкаши и виртуозно матерящаяся молодежь ,а по ночам спят бомжи. Так что иммунитет у местной детворы -морпехи позавидуют.
Однако ,пожив здесь, я поняла, что Вагонка- она разная. Здесь соседи знают друг друга. Здесь люди переговариваются через окна, а возле домов растут яблони и вишни. Как помешанные галдят воробьи и синицы, а по ночам слышны соловьиные трели.
В переулке живет Гена "Статус кво". У него прическа "хвост" как у лидера знаменитой группы и больные ноги. Гене уже за 70. Он с трудом ходит, опираясь на две палочки, и большую часть дня проводит у открытого зимой и летом окна, переговариваясь с прохожими. Он всегда веселый и словоохотливый. Он знает всех ребятишек, их родителей и родителей их родителей. А еще он страстный болельщик.
А недалеко от магазина ,прошедшего за свою долгую историю разные ипостаси от "Универсама", "Алтына", "Седьмого континента" до гордого названия" Дешево", всегда был фруктово-овощной развальчик. Там торговала когда- то Зоя Борисовна- дама с прической великосветских львиц конца 19в. и небесно-голубыми глазами. Встретив ее в городе, можно было подумать, что это работник библиотеки или учительница музыки. Но Зоя Борисовна царила среди даров природы. Она всегда советовала ,что повкуснее, а чего брать не стоит, и угощала моих детей бананами, которые из ее рук были слаще покупных. Теперь там торгует представитель братской Средней Азии. И торгует довольно бойко. Потому что не жадничает.
Если пройти по пр. Победы чуть дальше и дойти до бывшего трамвайного кольца ,то среди домов еще пару лет назад можно было увидеть маленький канцелярский магазинчик. Это был настоящий магнит для моих детей. Его держали тетя Люба и дядя Лева. Там было все: книжки, игрушки, канцелярка всех видов и цветов. Но самое главное ,там была тетя Люба. Веселая и добродушная, она была настоящая Хозяйка магазина. Каждого маленького покупатели она серьезно выслушивала и с упоением подбирала ему все, что тот хотел. Если линеечку-то вот их целое море: красные, желтые, зеленые ,если карандашик, то каждый надо попробовать, оценить цвет и мягкость. Для нее не было неважных клиентов и пустяковых просьб. Если не хватало денег, то она верила в долг, и вся ребятня неслась в магазин ,зажимая в ладошках копеечки. Когда выдавали учебники дети шли не домой, а к тете Любе. Она сама подбирала нужную обложечку для каждой книжки и тетрадки. Иногда ей нужно было съездить по делам, и тогда в магазине царствовал спокойный как слон дядя Лева. В молодости ему повредило руку циркулярной пилой, и она у него была малоподвижная. Но это нисколько не мешало дяде Леве . Он всегда доставал все нужное с любой полки, даже если маленький клиент хотел "только посмотреть". Он с удовольствием рассматривал с детьми раскраски, советовал книжки . Он знал все учебные программы, прекрасно ориентировался в учебниках, собирал заказы и специально ездил по базам города, чтобы найти подешевле. Клиентура у магазина была небогатая . Дядя Лева знал это и ставил настолько минимальную цену, что рентабельность его хозяйства оставляла желать лучшего.
А потом дядя Лева совершенно неожиданно умер. Сгорел за несколько недель.Тетя Люба пыталась вести все дела сама , но не смогла. Слишком тяжело было целый день проводить в магазине, где все напоминало о счастливых временах и отвечать на бесконечные вопросы и соболезнования. Теперь там очередной вино-водочный .
А еще через три дома от нас есть маленький ,малюсенький такой, салон красоты. Салончик. Там работают Наташа и Света. Они стригут, красят, делают прически. К ним ходят все:
мужчины , женщины, дети. Приведи им собаку, они и из нее сделают Софи Лорен.Их все знают. Они тоже знают всех. Они классные мастера. Им не все равно, как будет смотреться новая стрижка, пострадают ли от краски волосы, ведь все клиенты-соседи. И я не променяю Наташу даже на самого навороченного стилиста.
Есть на Вагонке еще один удивительный персонаж-"бомжиха" Люба. Почему в кавычках? Потому что на самом деле Люба не бездомная. У нее есть жилье. Бомжевать-это ее философия, так она понимает свободу. Люба уже старушка, но отчества ее никто не знает. У нее высокий пронзительный голос. Когда тепло, Люба сидит возле помойки или около детской площадки( географически это совсем рядом) и всем проходящим жизнерадостно кричит вслед одну и ту же фразу "Ай лав ююю!!!" И какой-нибудь комплимент. Ее радует все: яркая одежда прохожих, волосы, солнечный свет, цветы, ветер или его отсутствие . И так в любое время суток. На заре это особенно бодрит. Моя дочь считает, что радостная Люба-душа Вагонки.
Наш район меняется. Уходит в прошлое старая вагоновская братия. Поредели люди-призраки. Ремонтируются дома, строятся новые. Ремонтный переулок уже не похож на черную дыру. У нас горят фонари.Почти всегда. Дети выросли здесь. Здесь мой дом. Он может быть корявым, старым ,но он родной. И я его люблю .
Свидетельство о публикации №224070500934