5 великих картин и 5великих художников. Вставка 2

Вставка 2

В контексте разговора о великих художниках хочется немного поговорить ещё о Яне Вермеере. Он родился в небольшом голландском городке Дельфте в 1632 году и прожил всего 43 года. Мы говорили в предыдущей главе о том, каким потрясающим был этот период в истории Нидерландов - время расцвета, впоследствии названное «Золотым веком Голландии». У этого художника не было своей школы, не было учеников, и он оставил миру всего 37 картин, но, как известно, масштаб мастера определяется не количеством созданных им произведений. Ян Вермеер уникален и его мастерство высочайшей пробы.
Художник никогда не выезжал за пределы Нидерландов, но благодаря тому, что его отец занимался продажей картин, перед глазами мальчика с раннего детства прошло очень много картин и со временем у него появилась определённая насмотренность и чувство качества живописи. Впоследствии это помогло ему стать не только прекрасным художником, но и уважаемым экспертом в области оценки картин. Ценная коллекция произведений искусства была и в доме его тёщи.
В наше время в Дельфте работает Центр Вермеера. Я имела счастье побывать в этом удивительном доме. Он находится на берегу живописного канала у рыночной площади в историческом здании, в котором в XVII веке располагалась Гильдия Святого Луки (цеховое объединение скульпторов, художников, витражистов), которую Вермеер много лет возглавлял. Здесь нет оригиналов его картин, только репродукции - всех картин художника, в хорошем качестве и в натуральную величину с подробным описанием сюжета. Но прелесть и изюмина этого центра в другом. Вы входите в старинное здание и внезапно оказываетесь в картине Вермеера, в Делфте 17-го века, погружаетесь в контекст, в котором жил и творил художник - непередаваемо! Машина времени в действии!
Самое ценное, что даёт эта экспозиция - представление о том, как работал мастер, что он писал, как работал со светом и красками, как располагал объекты на холсте. Всё очень наглядно, с применением современных технологий визуализации. Там даже можно увидеть камеру obscura и то, как Вермеер впервые применил её, экспериментируя со светом и перспективой на своих картинах. После такой экскурсии по-другому начинаешь смотреть на его произведения и видеть их красоту.
Картины Яна Вермеера разбросаны по миру, вернее, по крупнейшим музеям мира. В частности, прекрасные работы мастера представлены в Королевской галерее Маурицхейс в Гааге (в том числе, там находится одна из культовых работ Вермеера «Девушка с жемчужной серёжкой»). До Гааги из Дельфта очень близко; мы ехали на электричке не больше 10 минут. И, конечно, картины Вермеера мы видели в Рейксмузеуме в Амстердаме (там же, где находится «Ночной дозор», о котором мы говорили в Части 5).
Большинство работ Вермеера– это небольшие картины в бытовом жанре. Они выглядят естественно и кажутся просто сценками, нарисованными с натуры. Но это далеко не так. Вермеер не просто изображает на холсте то, что он видит в жизни. Он создает максимально тщательно продуманные композиции. На рентгеновских снимках картин художника можно увидеть, что в процессе работы мастер по-разному переставлял предметы на холсте, менял их расположение относительно друг друга, добиваясь их особого порядка, их идеальной сбалансированности в пространстве картины. Перекличка цветов усиливает ощущение гармонии. А особое мастерство использования света, преобразует обычные вещи в символы и поднимает действо и бытие на картине до уровня вневременности.
Поясню, что я имею в виду на примере картины «Молочница». Она находится в Рейксмузеуме. Простая девушка в обычной комнате наливает молоко. Её лицо покрыто загаром от постоянного нахождения за работой на улице. Не очень чистый пол, на стене под окном плесень, окно не совсем целое и т.д. Вроде ничего особенного, но от картины не оторвать глаз. Вермеер ничего не сглаживает, не приукрашивает, но с помощью света, цвета и самой композиции он расставляет акценты таким образом, что все эти несовершенства становятся неважными. В этой простой девушке присутствует чувство собственного достоинства и внутренней гармонии, и это стоИт выше всего материального и именно оно является по-настоящему ценным. Её образ настолько прекрасен, что некоторые критики сравнивают молочницу Вермеера с мадонной. Мне кажется, художник даже где-то это провоцирует тем, что “дарит” ей чудесный яркий ультрамариновый передник – ультрамарин была дорогая по тем временам краска, и художники традиционно использовали её, рисуя одеяния богинь. То, как Вермеер выставляет цвет, какие использует цвета, создаёт на холсте характерную преображающую атмосферность. Это была его “фишка”.
В целом, легко запомнить: Вермеер, это про композицию, свет и цвет. И ещё про медитативность. Время на картинах Вермеера несколько замедляется. Этот эффект как раз и является следствием идеальной композиционной уравновешенности, и тем, как тонко мастер заливает пространство своих картин светом и раскладывает по цвету. И в этом их прелесть и великая привлекательность. В наш век высоких скоростей люди смотрят на картины Яна Вермеера и не могут оторваться. Мне кажется, это происходит потому, что у людей есть потребность в том, чтобы увидеть себя, ощутить свою внутреннюю красоту и спокойствие. Для этого надо замедлится и соприкоснуться с гармонией. Это помогает найти опору в себе, осознать свою силу. Мне кажется, это будет востребованным всегда.


Рецензии