Как помочь гоям?

Александр Бурьяк
Как помочь гоям?
Наброски фрагмента альтернативной еврейской истории
Пьеса


  Сюжет:

  События происходят в Вене в начале XX века. Выдающийся еврей,
скрывающийся под псевдонимом Ахад ха-Ам, предлагает сородичам
средство против растущего антисемитизма -- альтернативу сионизму,
ассимиляции, выстраиванию невидимой глобальной еврейской империи.
Он заявляет, что надо всего лишь интеллектуально и организационно
развивать общество гоев, поддерживать в нём способных людей геро-
ического склада и ориентировать их на сотрудничество и созидание,
а не на политическую борьбу.

  В Вене создаётся Комитет по развитию, в который входят извест-
ные еврейские интеллектуалы. Они много спорят, но и воплощают
что-то в жизнь.

  Молодой Адольф Гитлер попадает в сферу действия указанного под-
хода и поселяется в еврейском пансионе для начинающих арийских
художников. В результате карьера Гитлера начинает складываться в
конструктивном ключе.

  Герои пьесы -- в основном реально существовавшие люди, но их
характеры и поступки, разумеется, художественно искажены с наив-
ными благими целями. Автора оправдывает только то обстоятельство,
что всё это было довольно давно и до истины местами уже так или
иначе не докопаться.


Действующие лица.

  Теодор Герцль (1860-1904)  -- журналист, драматург, романист,
                основатель политического сио-
                низма.
 
  Адольф Гитлер (1889-1945)  -- начинающий художник, немного
                нервный молодой человек с
                усиками-щёточкой под носом
                (они не историчны, да).
               
  Людвиг Заменгоф (1859-1917) -- врач, лингвист, создатель языка
                эсперанто.

  Чезаре Ломброзо (1835-1909) -- психиатр, криминолог, писатель.

  Макс Нордау (1849-1923)    -- врач, писатель, сионистский
                деятель.

  Зигмунд Фрейд (1856-1939)  -- психиатр, основатель психоана-
                лиза, писатель.

  Ахад ха-Ам (1856-1927)     -- публицист и философ, родился
                и вырос [в] на Украине. Глава
                ордена Бней Моше.

  Стефан Цвейг (1881-1942)   -- писатель, драматург, журналист.

  Шломо бен Менахем          -- вроде, приличный толковый еврей,
                но почему-то одевающийся, как
                хасид.


ДЕЙСТВИЕ I.

Сцена 1.


  Шломо бен Менахем стоит на берегу канала в Леопольдштадте (рай-
он Вены), запустив руку в свои густые курчавые пейсы, чуть припо-
рошенные традиционно перхотью, и привычно задумывается над своим
вопросом номер один: как помочь гоям? На Шломо скромный чуть по-
ношенный чёрный лапсердак, а чёрную шляпу он снял, чтобы избыточ-
ное тепло лучше отводилось от напряжённо работающей головы.

Менахем:     Как ещё помочь гоям? Искать ответы в наших старых
             книгах бесполезно: эти книги не универсальны. И, чего
             уж там, скажем прямо: они устарели, их не хватает на
             всё.
 
             Нужна не благотворительность, нет! Баготворительность
             -- это почти как выбрасывание денег на ветер. Надо
             помогать людям выстраивать правильное общество, в
             котором никто не будет бедствовать и чрезмерно стра-
             дать. Надо поддерживать лучших людей в их лучших
             начинаниях. И надо решать за других, что есть луч-
             шее, потому что это сложно.

             Как народ мы много старше других, значит, мы --
             мудрее. Ну, может быть. Скажем, таракаканы ведь
             постарше нас будут, а толку?

             Сионизм -- это детский лепет обиженных еврейчиков,
             которым не дано смотреть широко. Ну, в лучшем
             случае появится ещё одно государство. Особо хоро-
             шее -- вряд ли: евреи не настолько умнее других.

             Надо подтягивать в нравственном и интеллектуальном
             развитии человеческое общество в принципе. Потому
             что если оно останется таким, какое есть, евреи
             будут  в нём страдать. Как и другие народы. В СВОЁМ
             государстве, не в СВОЁМ государстве -- это не имеет
             большого значения.

                *  *  *

Менахем:     Господин Гитлер, пожалуйста, задержитесь на
             несколько минут!

Гитлер:      Чего вы от меня хотите?

Менахем:     Ничего особенного. Всего лишь помочь вам.

Гитлер:      Кто вы?

Менахем:     Я представляю маленькое еврейское общество,
             поддерживающее способных людей.

Гитлер:      Но я не еврей, неужели не видно?

Менахем:     Ну да, при ярком свете это более-менее заметно, чего
             уж там. Особенно в профиль. Но мы помогаем людям не
             за то, что они евреи.

Гитлер:      А разве так бывает? У евреев-то? Вы точно в порядке?

Менахем:     Евреи бывают очень разные. Как и немцы.

Гитлер:      Какой смысл вашей помощи?

Менахем:     Сделать мир лучше.

Гитлер:      Вы думаете, евреи это смогут?

Менахем:     Смогут такие, как вы. Наверное. Получается только
             у тех, кто пробуют. Мы же только помогаем им в этом.

Гитлер:      А если я скажу, что я вам не доверяю?

Менахем:     А нам и не нужно ваше доверие. Подозревайте нас
             хоть в самом худшем.

Гитлер:      Вы марксисты?

Менахем:     Нет.

Гитлер:      А кто вы?

Менахем:     Мы называем себя развивальщиками. Берём деньги у
             состоятельных евреев и отдаём способным неевреям. И
             помогаем им организовывать всякие проекты, которые
             на пользу обществу.

Гитлер:      Почему вы помогаете неевреям, а не своим?

Менахем:     Потому что нам надоело враждебное отношение к евреям.

Гитлер:      Но если я, допустим, приму вашу помощь, я ведь
             буду считаться обязанным вам, а я этого не хочу.

Менахем:     А мы не стремимся связать вас обязательствами. Нам
             не это надо. Вы просто будете делать что-то полезное
             для страны -- на своё усмотрение. Не для евреев,
             нет. Если евреям от этого что-то будет доставаться,
             то лишь на общих основаниях. На общих.

Гитлер:      А если я считаю, что для общества самое полезное
             -- избавляться от засилия евреев?

Менахем:     А мы где-то того же мнения. Только мы за то, чтобы
             всякие такие дела происходили без конфликтов и на
             пользу всем, включая евреев.

Гитлер:      Вы какой-то необычный еврей.

Менахем:     Так и есть.

Гитлер:      И многие евреи вас поддерживают?

Менахем:     Нет, очень немногие. Но лучшие всегда в меньшинстве.

Гитлер:      Это точно!

Менахем:     Так мы договорились?

Гитлер:      О чём? Я думаю, это очередная еврейская хитрость.

Менахем:     Да, ловушка для гоев. Мы их заманиваем, а потом не
             знаем, что с ними делать. Пускать на колбасу к
             празднику Пурим? Но лично меня от такой колбасы бы
             тошнило.

Гитлер:      Вы так не любите гоев?

Менахем:     Не то слово! Я и евреев не особо люблю, если честно.
             Зависит от настроения. И деваться от них всё равно
             некуда. И я не думаю, что и вам нравятся все немцы
             подряд.

Гитлер:      Совпадаем! Вам в какую сторону идти-то?

                *  *  *

Менахем:     При каждой приличной синагоге должен быть комитет
             негласной помощи гоям.

Ахад ха-Ам:  Толку не будет: люди быстро забывают сделанное им
             добро. Даже евреи. А то, может, гои ещё начнут
             думать, что мы ДОЛЖНЫ нянчиться с ними. Потом, мы
             ведь даже евреям помогаем не шибко, если честно.

Менахем:     Помощь помощи рознь. Подачками не спасёшь всех
             страждущих, а только наплодишь паразитов, это да.
             Людей надо РАЗВИВАТЬ.

Ахад ха-Ам:  Ну как мы будем развивать гоев, если мы даже евреев
             развить не в состоянии?

Менахем:     Чужие недостатки и ошибки виднее. Таково свойство
             человеческой психики, и мы будем его использовать.
             Может, когда-нибудь кто-то аналогично поможет нам.
             Потом, тебе ведь было бы жалко экспериментировать на
             евреях, не правда ли? А если экспериментировать на
             гоях, то уже не так жалко, да?

                *  *  *

Менахем:     Еврейская миссия, если она существует, это миссия
             спасательская.

Ахад ха-Ам:             Нет и ночью мне покоя,
                Всё тревожусь: как там гои?
                Ветер дунул, дождь пошёл --
                Всё ль у гоев хорошо?

Менахем:                Нежно гоев возлюбя,
                Я скормлю им часть себя!

Ахад ха-Ам:             Пусть подавится гойня,
                Жря противного меня!

                *  *  *

Менахем:     Адольф Гитлер теперь председатель Венского общества
             немецко-еврейской дружбы.
             Он уже и символ этому обществу выбрал. Это свастика.
             По его мнению, она выражает единство в многообразии:
             все части сходятся в одном центре. И Гитлер даже
             знамя уже предложил: красное, а в центре белый круг
             с чёрной свастикой. По правде говоря, впечатляет.

                *  *  *

Гитлер:      Мы разные, но мы едины! Единое человечество, единые
             ценности, единый путь! Мы победим, потому что ничего
             другого нам не остаётся. Да здравствует победа! Sieg
             heil!

                *  *  *

Менахем:     Раз так, я буду жаловаться на вас во Всемирное
             тайное правительство!

Ахад ха-Ам:  Ты веришь, что оно уже существует? Ты ещё Б-гу на
             нас пожалуйся.

Менахем:     Уже сделано!

Ахад ха-Ам:  Значит, всё: сидим и ждём кары небесной.

Менахем:     Не богохульствуй!

Ахад ха-Ам:  А ты не смеши!

                *  *  *

Ахад ха-Ам:  У этого Гитлера помешательство на почве ненависти к
             нам. Вон Зигмунд подтвердит.

Фрейд:       Я не уверен. Иное дело, что в анально-фекальной
             сфере у него...

Ахад ха-Ам (страдальчески):
             Зигмунд, умоляю тебя!

Фрейд:       А что такое я сказал?!

 
                *  *  *

  Лирично и величественно звучит "Die Fahne hoch" в исполнении
детских голосов и с немного другими словами.


                З а н а в е с. 


Рецензии