Сплавы форм в стихотворении Романа Рубанова

Интереснейшую интеграцию жанров и форм находим в стихотворении Романа Рубанова "Улетают к югу тополя, клёны…". Пейзажная, любовная, философско-религиозная лирика… И всё здесь удачно "упаковано" в необычную метрическую форму - весь этот жанровый сплав нуждаются именно в такой форме: волнительной, волнующей, с анапестовым вальсообразным началом строк, формой, раскачивающейся неким корабликом на поэтических волнах, возбуждённых как привычными ветрами силлаботоники, так и не вполне привычными (прежде всего, для самого автора) акцентным стихом или логаэдом… Вся эта раскачивающаяся метрика уравновешивается строгой стабильной строфикой трёх катренов (4-стиший) с относительно замкнутой семантикой и перекрёстной рифмовкой, которой противопоставлена и которую дополняет, расцвечивает целая система внутренних рифм, самую простую из них видим уже внутри 2-й строки - низко / близко. Слух читателя, не познакомившись ещё с первым целым катреном (с рифмой "близко / листья"), уже словно бы обманывается, вводится в заблуждение и этой внутренней рифмой на цезуре 2-й строки, и этим волнительным "изломом" акцентного стиха 2-й строки, которая идёт сразу после дольника (1-я строка).

Эвфония, мягкая работа поэта с аллитерацией усиливает синтаксические связи в том числе, сплетает тропы: "уЛеТаюТ ТопоЛя", "уЛетают кЛёны", более сложное в этом плане "БРоДиТ ВеТеР" и т.д.

Акцентный стих продолжается в 3-й строке, за которой зеркально, подобно опоясывающей рифме катрена, снова следует дольник 4-й строки. Причём, этот акцентный стих (4 икта) на 2-й и 3-й строках совсем разный по своему типу - от рядом стоящих ударных слогов ("зима' бли'зко", удачное образно-метрическое сближение слов, время сжато, за ударным слогом идёт снова ударный слог уже следующего слова, слово "близко" словно бы наскакивает на слово "зима") до четырёх безударных слогов "этажом ниже" - на таком же финише следующей строки: "зо'лотом раскалё'нным", и здесь - за счёт более длинных точных слов - удачен образ расплавленного долгого всеобщего "золота раскалённых листьев", ср. 12 слогов 3-й строки / и всего 9 слогов 2-й строки. Опоясывающая метрическая структура первого 4-стишия подчёркивается анафорической рифмой ("левой" рифмой) крайних строк катрена: УлеТА'юТ / опУскА'еТ, ассонансная рифма, усиленная предударным У и заударным Т.

Обращаем внимание на композиционную значимость звукобуквы З - как в первом катрене, так и во всём стихотворении: "Зима блиЗко / Золотом" (пейзажная лирика) - "глаЗ / воЗвращая Зренье" (религиозно-философская лирика). Заметьте - во втором катрене автор обходится без звука З, соблюдая и композиционную арку, и не превышая "давления" на слух читателя / слушателя, давая слуху отдых от Знакового Звука.

Вот такими - скорее всего, интуитивно найденными, но несомненно найденными в творческом поиске, - тонкостями формы поэт расцвечивает образы стихотворения, сплетает воедино ткань композиции, в итоге добирается до образных глубин переживаний лирического героя…

Если первый катрен - как интродукция в музыке, то второй - это явная разработка композиции, аналогично сонатной форме. Как и первое 4-стишие, второе начинается с глагола, но уже относящегося к неназванному ранее ключевому слову "осень", причём метрическое начало, разбивка на слова - всё это абсолютно идентично, здесь видим 6 слогов с ударениями на 3 и 5 слогах: улетают к югу… / проложила осень… И тут же, снова по законам разработки, наблюдаем первый анжамбеман "моей / головой", далее композиционно подтверждаемый повтором этого приёма: "четырнадцатое / отмечается". По сравнению с рифмами первого катрена (клёны / раскалённым, близко / листья), рифмы второго катрена (разработка композиции) более изысканны: составная рифма с гипердактилической клаузулой "черты над моей / четырнадцатое") и - хотя и глагольная, но небанальная разносложная рифма ("мчатся / отмечается"), подкреплённая необычно короткой 8-й строкой, на которой это единственное слово и "отмечается" (ср. подобные составные рифмы финального катрена). А между этой парой рифм, строго посередине через одно слово, такой же глагольный ассонанс на слове "сообщается" - медианная рифма (термин мой. - А.Б.), средняя по силе рифма, здесь причина в её скрытости, середина строки. И эта глагольная диагональ внутренней рифмовки итожит необычную форму разработки образов второго - серединного - четверостишия. Главная же семантическая "разработка" - рядом с природой появляется лирический герой. И здесь тоже отметим изыск анафоры - внутреннего рифмоида, основанного на ассонансе и совпадении предударных сегментов: прОЛОжиЛа О'сень / гОЛОвО'й".

Из звукописных нюансов второго катрена отметим появление звука Ч, отсутствующего в 1-м катрене, а в 3-м представленного только в служебном слове "чтобы", то есть представленного незначительно (читается "[ш]тобы"). Непосредственную образную трактовку этого звука, как и звука З, оставим на фантазию читателя, либо сделаем отсылку к теории и практике фоносемантики…

В метрическом плане тот же анжамбеман даёт нам право проанализировать 5-ю строку слитно с её продолжением, когда "две черты над моей головой" складываются в 3-стопный анапест, своего рода яркий "метрофонический стык" (термин мой. - А.Б.). Поэтому выделяем в 5-й строке цезуру после слова "осень": до цезуры - хорей, после цезуры - анапест. В связи с этим ретроспективно слух вспоминает цезуры на первых строках после слов "к югу", "низко", "ветер", впрочем, это не такие яркие и знаковые цезуры, как в 5-й строке. Этот не самый сильный элемент композиции, тем не менее, развивается гармонично на протяжении всего стихотворения, видим, что в последнем третьем катрене цезуры снова не такие явные, как в кульминационной в этом плане 5-й строке, к тому же это цезуры особого типа, они основаны на доминанте анафорических созвучий:

1) "КЛО'ниТ ТО'поЛь / " - внутренняя медианная рифма на ассонансе О, протипопоставленная правой части 9-й строки с ударными Е и У;

2) "КА'К Же ЖдА'л тебЯ(') / " - снова внутренняя медианная рифма - на ассонансе А (10-я строка);

3) "чтобы ты / как Христос / " (11-12 строки) - семантический и фонический рифмоид, метрофоника (термин мой. - А.Б.), с совпадением предударного согласного Т и повторениями близкоразположенных в потоке речи звукобукв: Т, Ы, К, С.

В финальном 4-стишии (как ранее природа, а затем и лирический герой) появляется адресат лирического героя - его любимая… И перед её появлением - максимально насыщенная образная строка "клонит тополь песней ко сну нас"!.. И тут, как в музыкальной коде, метрофоника приходит к своему более стабильному состоянию, это подтверждает метрика катрена - тотальный логаэд, основанный на дольнике. Конечно, при этом есть влияние компонентов композиции иного рода, которые частично рассмотрены выше и которые подчёркивают драму неосуществленного желания лирического героя… И всё это, все контексты и сплетения элементов - своего рода поэтическое послевкусие для тех, кто ощущает все уровни поэтики этого необычного стихотворения, где гармонично сплетаются в своей новой интеграции многие компоненты поэтики на разных уровнях стиха.

Александр В. Бубнов,
06.07.2024


Роман РУБАНОВ

***

Улетают к югу тополя, клёны.
Небо низко и зима близко.
Бродит ветер и золотом раскалённым
опускает на город листья.
 
Проложила осень две черты над моей
головой - это птицы мчатся.
Календарь сообщает, - четырнадцатое
отмечается.
 
Клонит тополь песней ко сну нас.
Как же ждал тебя в этот день я,
чтобы ты моих глаз коснулась,
как Христос, возвращая зренье.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.