Тэпээс...
И вот однажды, когда его в очередной раз никто не понял, ему пришло в голову тэпээс. Странное сочетание букв. Тэ - толк. Пэ - понимание. Эс - смысл.
"А разве толк и смысл, - не одно и то же?", - подумал он.
Если отличаются, то, что такое ТОЛК, а что - СМЫСЛ? Вот он сам часто долго толчётся над каким-то текстом, а этот текст так и ОСТАЁТСЯ БЕЗ ПОНИМАНИЯ его ДРУГИМИ.
А бывает совсем не толкался над текстом, а его поняли. Но это очень редко бывает.
Так как такое редко бывает, то он подумал, что сам относится к тем сочинителям, которым нужно долго толкаться над каждым своим текстом. Для того, чтобы текст поняли другие.
Трудно, конечно, выработать приемлемую теорию, когда то ОДНО, из чего вырабатывается другое, и САМО ДРУГОЕ ПОЧТИ НИЧЕМ НЕ ОТЛИЧАЕТСЯ от того, из чего оно вырабатывается!
Но толк, конечно, чем-то отличается от смысла. Толк - это ПОЛЬЗА толчков над текстом ДЛЯ ТОГО, КТО его СОЧИНЯЕТ.
СМЫСЛ же толчков над определённым текстом ОБРАЗУЕТСЯ тогда, КОГДА хотя бы кто-то один, ДРУГОЙ, ПОНЯЛ данный текст.
А какое оно - понимание? Ему в голову давно пришла мысль о существовании только двух видов понимания. Но можно ли жить и сочинять, не выделяя третьего вида понимания? Число "три" гораздо лучше цифры "два"!
Вполне может так получиться, что третий вид понимания проявит себя, когда он чётко рассмотрит два вида понимания, мысль о которых давно пришла ему в голову: о СОЧУВСТВЕННОМ, и УМСТВЕННОМ понимании.
Текст учебника и, например, статьи, ПОНИМАЮТ именно УМСТВЕННО.
Некоторые сочинители стесняются того, что они какой-то текст сочиняли для СОЧУВСТВЕННОГО понимания другими, а его текст другие поняли только УМСТВЕННО. А чего стесняться-то? Ну, уж так получилось: хотел одного, а получилось другое.
А вот рифмополёты, более почтительно к ним - стихотворцы, часто сочиняют своё для сочувственного понимания.
Неизвестно точно: для какого понимания сочиняют прозаики свои рассказы, повести и романы?
Стихотворцы придумывают свои стихи всегда, тут не нужно сомневаться, исключительно для СОЧУВСТВЕННОГО понимания другими.
Так чем же сочувственное понимание отличается от умственного? Есть такое примитивное толкование: СОЧУВСТВЕННОЕ понимание НАПРАВЛЕНО на художественные ОБРАЗЫ, а УМСТВЕННОЕ на МЫСЛИ.
МЫСЛИ, как известно многим, не только ему, могут превратиться в ТОЛКОВЫЕ ИДЕИ.
Бестолковых ИДЕЙ не бывает. Если толкался человек над какой-то мыслью долго, и так и не вытолкал из неё никакого толка, то мысль так и осталась просто мыслью. А ИДЕЕЙ так и не стала.
А ещё говорят, что СОЧУВСТВЕННОЕ понимание - это для души, а УМСТВЕННОЕ - только для мозга. Верующим в Бога людям хорошо, они уверены, что знают, чем именно является их душа. И что с ней будет после земной, телесной, материальной жизни. Тоже знают.
Есть ещё одно мнение о СОЧУВСТВЕННОМ понимании сочинённого, связанного со словами: "вызвало улыбку", "глоток свежего воздуха", "приятная грусть", "светлая печаль".
Другими словами, когда что-то хочется проверить только мозгом и действиями, то это было написано только для УМСТВЕННОГО понимания, а если человек, слушая или читая что-то, почувствовал, что, как будто, глоток свежего воздуха вдохнул, то данное сочинённое было создано именно для СОЧУВСТВЕННОГО понимания.
Если постараться, то можно отличить СОЧУВСТВЕННОЕ понимание от УМСТВЕННОГО. Уловить то, что мало уловимо.
И есть сочинители, которые создают тексты, понимаемые другими и СОЧУВСТВЕННО, и УМСТВЕННО.
Другими словами, есть литературно-художественные произведения, которые всегда, при любом их прочтении или прослушивании, не только при первом, и становятся глотком свежего воздуха, и воздействуют на мозг.
Он подумал, что пришедший ему в голову метод, - тэпээс, толк, понимание, смысл, - работает. Каким-то мистическим, таинственным образом, но работает!
Над чем ТОЛЧЁШЬСЯ какое-то время, то другие могут ПОНЯТЬ, а ПОНИМАНИЕ сочинённого ДРУГИМИ имеет СМЫСЛ!
И слово "таинственный", по неизвестным причинам, ему больше нравится, чем мистический.
Вполне возможно, что третьим ВИДОМ к СОЧУВСТВЕННОМУ и УМСТВЕННОМУ пониманиям, является ТАИНСТВЕННОЕ понимание.
Не исключено, подумал он, что гением художественной литературы является тот сочинитель, тексты которого не только при первом знакомстве с ними, но и при многочисленных переслушиваниях-перечитываниях вызывают, одновременно, и СОЧУВСТВЕННОЕ, и УМСТВЕННОЕ понимание.
Тексты, одновременно вызывающие и СОЧУВСТВЕННОЕ, и УМСТВЕННОЕ понимание, можно назвать ТАИНСТВЕННЫМИ.
Когда при многочисленных переслушиваниях-перечитываниях ТЕКСТ остаётся ТАИНСТВЕННЫМ, то создатель этого текста - литературно-художественный ГЕНИЙ. Вот до чего, до какого вывода довёл его придуманный им метод тэпэсс. Толк. Понимание. Смысл.
Свидетельство о публикации №224070600164