Нефотография

Сегодня отступлю опять от книги про химические элементы и поделюсь впечатлениями о выставке.

НЕФОТОГРАФИЯ.

Прекрасный эпиграф к выставке «Нефотография» звучит так:

Творенье может пережить творца
Уйдёт творец природой побеждённый
Однако образ им запечатлённый
Веками будет согревать сердца.

Микеланджело
Буонарроти

О чём эта выставка? Она посвящена по большей части портретам. Портреты разные и тем они интересны. На них запечатлены люди из разных сословий, разных возрастов, с разными характерами. Мы видим разные эпохи, ситуации, моменты, мгновения. Мы словно совершаем путешествие в машине времени заглядывая в мир прошлого.

Есть портреты статичные, на которых жизнь остановилась, застыла как каменное изваяние. А есть такие, в которых она продолжает жить по сих пор. Глядя на такие портреты ты словно чувствуешь теплые лучи солнца, что пробиваются через оконное стекло в мастерскую юной художницы. Или чувствуешь прикосновение лёгкого ветерка сидя рядом с молодой девушкой, увлечённо читающей письмо. Мы следим за выражением её лица в надежде понять, какие же новости это письмо ей принесло. Мы видим и чувствуем на этих полотнах жизнь, а не простую констатацию фактов какой-либо эпохи. А жизнь передаётся лёгким наклоном головы, небрежным её поворотом, шалью, медленно спускающейся с плеч, солнечным светом, озаряющим пространство, ветром, раздувающего полы одежды.

Портреты, отражающие нежность и суровый, нахмуренный и даже злой взгляд. Молодость и возраст. Бесшабашность и серьёзность. Строгость и наивность. Заинтересованность, кокетство, очарование, грусть, печаль, веселье. Всё это можно увидеть и прочувствовать на представленных портретах.

Но про одну картину хочется сказать отдельно, потому что впечатление от неё было довольно сильным.

Меня несколько рассмешила картина «Косарь», на которой изображён молодой человек, в яркой красной рубахе, косоворотке и в черных шароварах, загнутых до колен. Обувь у юноши отсутствует, и он предстает перед нами босиком. Головной убор в виде небольшого цилиндра с маленьким пером павлина лежит, а вернее небрежно валяется у его ног, а сам он, присев на небольшой холмик у реки или ручья отдыхает по задумке художника от трудов праведных. Рядом с юношей располагается орудие его производства – коса.

И всё бы было замечательно, если бы художник имел реальное представление о косарях, а не выдуманное. Его незнание истинной картины миры выдаёт расположение косы, которая мало того, что лежит рядом с отдыхающим «косарём», так ещё и лезвием наверх. Одно неловкое движение и босые ноги «косаря» могут быть поранены очень сильно. Но больше всего меня рассмешило наличие золотого украшения на руке молодого «косаря» в виде довольно внушительного перстня. Да и весь образ созданный художником больше отражает холёного молодого барина, чем крепкого крестьянина.

Следующим экспонатом, вырвавшим меня из потока общей выставки, стала небольшая статуэтка. Довольно интересная интерпретация образа Ермака, знаменитого покорителя Сибири. Ермак представлен в образе русского витязя, больше смахивающего на русского богатыря, напоминающего Илью Муромца или Добрыню Никитича. Совершенно новый образ Ермака, не типичный, идущий в разрез с моими представлениями об этом человеке. Никак у меня не ассоциируется образ Ермака с образом русского витязя. Хотя я в восторге от скульптуры в эстетическом плане. Она прекрасна.

Меня поразил кошелёк вышитый бисером! Всё было бы прекрасно, если бы не одно, но…. Размеры бисера! Он был не более 1 мм. Это практически ювелирная работа! Сейчас вы такого бисера не найдёте. Меня всегда поражают выполненные в 18-19, а то и в более ранних веках, работы, когда не было никаких устройств и главное электричества! То есть белошвейка работала при дневном свете, а далее при свечах и лучинах. И делала вышивки, которые сейчас повторить не могут, созвали гобелены, вручную! Я всегда восхищаюсь мастерицами прошлого! Восхищаюсь!

Вот такая выставка была мною увидена в музее ИЗО.


Рецензии