Стих про охоту на лису и его понимание
Вообще-то, - объяснять стихи, - это дурной тон. Тем более, когда это делает автор. Но иногда.. Ладно, начнем. Некто опубликовал стих.
И поздней осенью охота на лису
Стреляли десять но куда же делись девять
Дух собирал вблизи холодную росу
Желая прах охоты по ветру развеять
И листья все еще не обрели свой ад
И даже травы были мрачно-лучезарны
Вот девять трупов за деревьями лежат
И лишь лиса живет - десятой киноварной
Его прочли несколько человек. И из их комментариев он осознал, что они не поняли суть. Они, видимо, просто решили, что из десяти охотников девять по непонятным причинам погибли, а один выжил. И все. Без дальнейшей рефлексии. И лиса - тоже выжила. Пусть так. Но каков же был замысел автора? Посмотрев внимательно на эти ничтожные восемь строк, можно найти массу материала для интерпретаций. Допустим, охотников было 10. Т.е. число стрелявших равно количеству охотников. И десятый, который не упомянут в числе погибших, - он-то и убил остальных девять. Например, из-за их жесткого обращения с животным (лисой). Правда, непонятно, что он тогда сам делал на охоте - он пошел на нее исключительно, чтобы убить девятерых? Неизвестно. Ясно только, что он - убийца, а лиса выжила, потому что в нее не попали те девять (что странно), или попали, но не смертельно. Возможен и другой вариант: десять охотников, по неизвестным нам причинам, начали стрелять на охоте друг в друга, а не в лису, - и в итоге выжил один. Можно предположить и то, что в сговоре было несколько охотников, и они убили остальных, а потом один из них убил тех, с кем он был в сговоре. Причины так же не ясны. Затем, почему бы не воспроизвести такую версию: десятый стрелявший был вовсе не из числа охотников - он тот самый дух, который поблизости собирал росу (метафора, понятное дело). И, увидев как лису собираются убить, - он убил девятерых охотников.
Остальные версии - фантастические. В традиционных версиях - охотники (обычно мужчины) активны и агрессивны, а лиса - пассивная жертва. Но мы же постмодернисты теперь до мозга костей. Почему не предположить, вопреки законам жанра, - что лиса тоже вооружена, и именно она пристрелила девятерых, - в ответ на их выстрелы, защищаясь? Или даже еще хуже: это именно лиса - охотник, а девятеро - ее жертвы, т.е. она изначально охотилась на людей. Автор стиха потом признавался, что при написании стихотворения, у него возникла именно версия защищавшейся от выстрелов охотников вооруженной лисы. Да, лисы не умеют стрелять, но эта лиса - умела. Как - это непостижимо. И следующая версия, почти что супранатуралистическая. Десятый был тоже охотник (тот, который росу собирал), но только он уже умер (случайно был застрелен товарищами на охоте), и теперь ненавидит охоту, и его дух мстит всем охотникам в этом лесу. Он-то и убил девятерых. Опять же, дух не может стрелять, но этот - стреляет из призрачного ружья. И если уж мы начали говорить про души и призраков, то в рамках такой версии можно объяснить, как это лиса выстрелами убила девять охотников, - она была духом, а реальную лису во плоти когда-то люди коварно убили. Вот и мстит..
Конечно, это далеко не все версии. Например, можно считать, что дух того охотника вселился в лису - после чего она убила девятерых. Или так: после этого она забегала за спины охотников, - и они в результате перестреляли друг друга, хотя целились в лису. Но стреляли ведь десять! Значит, дух охотника должен был тоже произвести выстрел. Кстати, по поводу этого десятого стрелявшего. Если исходить из того, что это был человек-охотник, то, может, он вместе с остальными (возвращаемся к первым версиям) тоже стрелял в лису, а потом передумал и застрелил девятерых - за жестокость. Но тут возникает известное противоречие с последней строчкой, где именно лиса названа десятой - тогда нужно считать, что охотников было только девять, а лиса - десятой стрелявшей. Но это противоречие постмодернистски можно обойти. Возможно, автор стиха имел в виду (ибо сам он отказывается отвечать на дальнейшие вопросы), что в лесу раненая лиса была рядом с телами девятерых охотников - поэтому и названа десятой. Или просто находилась поблизости. Т.е. она не имеет отношения к десяти стрелявшим. Это другое "десять". Однако автор все же сказал, что при написании стиха он считал лису стрелявшей и защищавшейся. Значит ли это, что десятый стрелявший из начала стиха, - именно лиса? Весьма вероятно. Но, возможно, автор сначала имел в виду десятого охотника, а потом, при написании второй строфы, подумал про выжившую лису, и она вышла десятой, она защитила себя от охотников. Так все же - десятый в этом стихе, - лиса или охотник? Есть версия, примиряющая непримиримое - десятый стрелявший мог быть одновременно и охотником, и лисой. Например, оборотнем, который обратился в лису во время охоты. Или вселившимся в тело лисы существом, которое только казалось десятым охотником.
Итак, мнение автора понятно, различные версии - тоже. Какой версии придерживаться - каждый решает сам, - тем более, что текст стиха допускает различные интерпретации. Здесь возникает интересная тема, насколько изначально в написанном стихе уже содержались все эти версии? Замышлял ли автор еще до написания стиха выставить лису в качестве убийцы девятерых? Или эта мысль возникла в процессе написания? Автор поддерживает второе предположение. Но тогда возникает еще вопрос: понимал ли автор всю полноту версий толкования этого стиха, когда писал его или после написания? Судя по всему, не понимал. И вот тут главный вопрос: как же получается, что мы сначала пишем стих, а потом пытаемся понять, о чем он? И дело не в том, что стих написан "автоматически" или "бессознательно". Нет, вполне сознательно. Но вот в нем "сказалось" или "проявилось" то, что не учитывал и сам автор. Словно лиса и охотники влезли в этот стих частично помимо воли автора и начали что-то творить внутри стиха, подчиняясь собственной логике, а не логике автора, - пусть и не до конца? Вот загадка, которая требует ответа. И разрешение загадки может быть в том, что сам автор стиха - охотник. Выживший десятый, или один из девятерых, что умирая, успел написать этот стих. А вдруг автор стиха - лиса?! А тот, кто выдает себя за автора - лжет. В любом случае рассчитывать на полную объективность предполагаемых авторов - не приходится..
Свидетельство о публикации №224070600416
Алевтина Ремаркина 13.07.2024 09:19 Заявить о нарушении