Дверь. Одноактная пьеса

Полная темнота. Слышен визг шин, глухой удар. Затем через паузу звук дергающейся дверной ручки, стучание по двери и отчаянный женский голос говорит: "О Господи...здесь есть кто-нибудь?". Мужской голос отвечает:"Я...".
  Вспыхивает свет. В мигающем красноватом тревожном  свете видно помещение типа подвала или бункера. На заднем плане закрытая тяжёлая дверь, по обе стороны  стоят старые больничные шкафы, одна дверца правого распахнута, видны какие-то вещи. Рядом стоят столы, некоторые поставленны друг на друга, и стулья,  старая капельница. Со стороны левого шкафа так же составлены старые потрепаные стулья. На переднем плане у стены чуть наискосок стоит немного перекошенная кровать. В целом всё похоже на то, что это склад старых больничных принадлежностей. Возле кровати на авансцене стоит худощавый темноволосый мужчина (ИГОРЬ, 38) в пиджаке, джинсах и футболке. Держит в руках скатанный  драный матрас. Возле двери застыла взъерошенная женщина (ЕЛЕНА, 44) с длинными светлыми волосами.
Мужчина замер, смотрит на женщину, открыв рот.

ЕЛЕНА: Петров?... Ты меня преследуешь,  я правильно понимаю?

ИГОРЬ (обнимая матрас, как родного человека): ...Я здесь работаю. (Мотает головой,  не отрывая глаз от Елены). Нет-нет, я здесь работаю...

ЕЛЕНА (недоуменно): В подвале? Сядь, Петров, и не мели чепухи.

ИГОРЬ (послушно садится на кровать с матрасом в руках): Нет, наверху. Я хирургом здесь работаю,  Елена Алексеевна. А вы что тут делаете?

ЕЛЕНА: Я вообще-то выход искала, в травмпункте была.

ИГОРЬ (встревоженно): Всё в порядке?

ЕЛЕНА ( немного раздражённо): Ну ты же видишь, что да? Машину вот помяла.  Сильно. (Улыбается) Хорошо, что бывший муж не видит, съел бы.  Машине конец - такая трагедия.

ИГОРЬ: Машину пожалел?

ЕЛЕНА: Конечно нет, у него целый автопарк. У него любая стала бы любимой, на которую я претендовала,  игрушку забираю, вот горе-то. (Спохватывается, поворачивается к двери, пытается открыть, потом трясет её). Замок заело.  Чёрт... мне надо выйти ( опять трясёт дверь)

ИГОРЬ( подходит с матрасом к ней, очень мягко): Давайте я попробую?

Елена отстраняется от двери, Игорь ставит матрас на пол, пытается открыть замок.

ИГОРЬ: Действительно заело.  Погодите, я сейчас смс Потаповой отправлю, чтобы нас открыли ( достаёт из кармана телефон, пишет, придерживая ногой матрас).

Елена смотрит на него, начинает улыбаться,  успокаивается, наблюдает.

ИГОРЬ: Готово ( поднимает матрас, улыбается,  смотрит на Елену)

ЕЛЕНА ( закусив губу,  с пониманием, лукаво): Света Потапова? Как она?

ИГОРЬ: Похудела.  ЗОЖница.  Работает у меня медсестрой в операционной.

ЕЛЕНА: Не знала, что она с тобой работает, хотя могла бы предположить.  Куда ты, туда и она ещё со школы. Жена не ревнует?

ИГОРЬ(помрачнев): Нет. (указывает матрасом на кровать) Садитесь,  пожалуйста,  Елена Алексеевна, нас не скоро откроют, Светка на смену позже придёт,  это я пораньше вышел, привычка ( крепко обнимает матрас).

ЕЛЕНА: Ты что в него так вцепился? ( указывает глазами на матрас?

ИГОРЬ ( смотрит на матрас и впервые замечает его у себя в руках): А, да... Но вы же не сказали его положить.

ЕЛЕНА (улыбается): А тебе особое разрешение надо? Ты рядом со мной как в школе?

ИГОРЬ  (смущённо): Нет... Наверное,  да. Точно как в школе (с неожиданной озорной улыбкой идет к открытому шкафу). Я же сюда хожу матрас попинать,  когда никто не видит. Перед или после сложных операций  или когда настроение плохое (ставит матрас внутрь, закрывает дверцу, поворачивается к Елене). Садитесь,  на кровати удобнее, а я стул возьму.

Игорь идёт за стулом, Елена садится на кровать и тут же вскакивает.

ЕЛЕНА: Я сумку в травмпункте забыла!

ИГОРЬ  ( останавливаясь на ходу): Я сейчас напишу Потаповой, чтобы забрала (достаёт телефон из кармана, смотрит на дисплей, хмурится). Сигнала нет, хорошо,  что успел смс отправить. Потом сумку заберём,  когда откроют.

Игорь подходит к стульям,  берет один, ставит рядом с кроватью.

ИГОРЬ: А как вы вообще в подвал попали? Такой счастливый случай  (улыбается)

ЕЛЕНА: Сама не пойму. Стою в холле, вижу - везут кого-то в крови да простыне под капельницей. Быстро так,  шум. Думаю: Господи,  боже мой,  со мной же всё нормально,  руки-ноги целы, не испачкалась даже. Тем более эти больницы не люблю.

ИГОРЬ  (прерывает): И врачей. Этим врачам лишь бы резать (улыбается)

ЕЛЕНА  (осуждающе качает головой, продолжает): Ну вот пошла такси ловить. И тут свет погас. Я рукой стену пощупала  - проём.  Кто ж знал, что какой-то безответственный балбес оставит открытой дверь в подвал.

Игорь (смущённо-горделиво): Это я тот безответственный балбес...

ЕЛЕНА  (сдерживая смех): Петров,  ты не меняешься!

ИГОРЬ (оправдываясь): Ну а что? Здание старое, зато оборудование новое и генератор мощный. А  если бы я закрыл дверь,  когда спускался,  то вы бы мимо прошли, разве не так?

ЕЛЕНА  (устраиваясь поудобнее на кровати):  Петров,  когда я проходила мимо твоих шалостей?

ИГОРЬ: Да вы только на шалости и смотрели...

ЕЛЕНА: Скажи спасибо,  что  оценки не снижала. А могла бы.  От тебя вся школа как в огне горела в выпускном классе, меня постоянно на ковёр вызывали: почему у вас Петров неуправляемый? Почему его пожарные приехали с карниза снимать,  где он стихи читал? За одно хвалю - Маяковского читал. А вообще убиться мог, пятый этаж не шутка. Зачем ты туда полез? Так и не сказал ведь.

ИГОРЬ  (улыбается): Подвига захотелось. До сих пор помню "Послушайте, если звезды зажигают, значит,  это кому-нибудь нужно?" Мне потом отец, конечно,  зажёг ремнем, сидеть не мог -   тоже помню. Вот с тех пор полюбил экстрим, аж горит. А хотите я вам свои фото с последнего рафтинга покажу? Четвёртый уровень! (с гордостью)

Игорь плюхается на стул, придвигает его поближе к Елене и лезет в карман за телефоном.

ЕЛЕНА: Рафтинг? Я правильно понимаю,  что тебе жить надоело?

              Пауза.

Игорь (медленно прячет телефон обратно в карман, поднимает глаза на Елену): Я правильно понимаю,  что это спрашивает та, что сегодня в травмпункт попала?

   Некоторое время оба молча, сердито смотрят друг на друга.


ИГОРЬ: Как вообще это случилось?

ЕЛЕНА: Петров, не задавай глупых вопросов.

ИГОРЬ: В чат вошла учительница русского языка и литературы Михеева Елена Алексеевна.

   Освещение меняется с тусклого красноватого на светлое солнечное. Затем немного меркнет, остается длинный луч, освещающий стол на заднем плане и капельницу рядом. В луче искрятся пылинки. Раздаётся школьный звонок.

Игорь опрометью бежит к столам,  становится рядом, как за партой. Елена приглаживает волосы и входит в освещенное пространство.

ЕЛЕНА: Здравствуйте,  садитесь.  Петров, что с твоими волосами? Приведи их в порядок. (Игорь поспешно приглаживает волосы).

  Елена прокашливается, потом обращает внимание на капельницу.

ЕЛЕНА: Светлана, в чем дело, почему не садишься?

ИГОРЬ  (перебивает) : А Потапова пожаловаться на меня хочет.

ЕЛЕНА (выжидающе смотрит на капельницу):  Света, я жду... Хорошо,  садись и напиши письменно, чем Петров тебя обидел. А тема сегодняшнего урока "Лирика Маяковского в поэзии Серебряного века ".

ИГОРЬ  (вызывающе, со значением глядя в глаза Елене): А между прочим,  Маяковский любил чужую жену...

ЕЛЕНА: И писал прекрасные стихи, и сумел стать человеком-маяком, глыбой для своего поколения. Чувства Маяковского к чужой жене напоминали смертельную болезнь, и не нам судить его. Эта любовь стала одной из опор и двигающих сил, помимо таланта. Он был ее рыцарем. А что двигает вами, друзья? Что помогает формировать цели, думать о подвигах. Не обязательно писать стихи,  как Маяковский, любое дело, например,  волонтёрство, подвиг.  Просто мы его не замечаем. Что направляет,  поддерживает вас? Подумайте об этом после урока,  а пока стихотворение "Послушайте... (продолжает читать кажое слово тише)если звезды зажигают, значит,  это кому-нибудь нужно?"

   Освещенное медленно гаснет к последней фразе стихотворения и загорается прежним красноватым светом. Елена и Игорь стоят и смотрят друг на друга.

ИГОРЬ  (медленно, как в тумане): Как вообще всё это могло произойти?

ЕЛЕНА  (глядя ему в глаза): Что это?...(резко отворачивается и отходит) Ты имеешь в виду аварию?

ИГОРЬ (после паузы): ...А, да. Авария.Вообще-то я врач, моя работа понять, что произошло и какие последствия могут быть.

ЕЛЕНА: Отстань, Петров, все в порядке со мной.  Я просто очень разозлилась на бывшего мужа,  села в машину, ну и... (раздраженно) Я не хочу об этом говорить.  Я вообще не знаю,  что сказать этому идиоту,  который не оставляет меня в покое почти пять лет после развода.

ИГОРЬ: А вы мне скажите.

ЕЛЕНА: В смысле?

ИГОРЬ: В смысле потренироваться. Как на кролике.  Скажите мне все, что накипело,  а я вам буду отвечать.  Как получится, конечно.  Что? Боитесь? СлабО?

ЕЛЕНА: Не слабО! А самому слабО вот так же открыться?

ИГОРЬ (помолчав): Не слабО...

   Игорь идёт к стульям у стены, берет ещё один, ставит рядом с первым у кровати, садится. Сидит, молчит. Елена, покусав губы, садится на пустой стул.

ЕЛЕНА: Я не знаю,  как правильно начать разговор,  поэтому спрошу сразу.  Ты почему меня преследуешь?

ИГОРЬ: Потому что я люблю тебя.

ЕЛЕНА: Странная любовь, удивительно странная...,  начиналась так красиво, тонко,  словно ты был какой-то частью меня. Когда же всё стало меняться?

  Освещение темнеет. Два луча, подобно свету фар, пробегают по лицам Елены и Игоря, фигуры их покачиваются,  будто едут в машине. Игорь,  в роли мужа Елены, кладёт руки на воображаемый руль

ЕЛЕНА: Уменьши скорость, пожалуйста.

  Игорь (муж) молча прибавляет скорость. Сжимает губы.

ЕЛЕНА: Ты слышишь меня? Уменьши скорость!

ИГОРЬ  (муж): Кто из них носит тебе цветы?

ЕЛЕНА  (со злостью): Не знаю! Если тебе так интересно  - встал бы утром да подкараулил, кто у двери букет кладёт.  Их половина  - мальчишек - в классе,  любой может.  Уменьши скорость,  я сказала!

ИГОРЬ  (муж): С кем из них ты спала в палатке? (Делает скорость ещё больше)

ЕЛЕНА  (гневно): Ты сдурел? Они же дети!

ИГОРЬ  (муж, злобно): У этих детей усы, какие мне и не снились! И рост дай бог, и разницы между вами шесть лет.

ЕЛЕНА: А у нас с тобой десять,  и что? Если бы я знала год назад, что вот так изо дня в день ты будешь мне мозг клевать... И я вообще не просила тебя забирать меня со станции,  спокойно доехала бы на автобусе с ребятами. Останови машину, я пешком пойду!

ИГОРЬ (муж): К кому ты пешком пойдёшь?

ЕЛЕНА: Да останови ты машину в конце концов! (Хватает руль, борется с мужем, машина оснавливается)

  Елена открывает дверцу,  выскакивает из машины, пытается убежать. Игорь (муж) бежит за ней, хватает за руки, тащит обратно в машину. Елена сопротивляется.

ИГОРЬ  (муж): Садись в машину быстро!

ЕЛЕНА: Отпусти меня! (пытается вырвать руки, упирается) Отпусти! Года не прошло после свадьбы,  а тебя как подменили. Если бы я знала...(плачет) Я разведусь с тобой!

Игорь (муж, в бешенстве): Только попробуй! (Хватает её за горло, Елена пытается оторвать его руки от шеи, хрипит)

Игорь  (муж) неожиданно отпускает Елену, она падает на землю. Игорь  (муж) кидается к ней.

ИГОРЬ: Прости! Малыш, прости меня! (Обнимает, целует Елену) Сам не знаю,  что на меня нашло,  прости,  я такой дурак. Поехали домой, родная, забудь всё, прошу!
  
  Держа Елену в объятиях,  ведёт её к машине, усаживает на сиденье. Елена дрожит.  Садится за руль.

ЕЛЕНА  (задумчиво): А ведь это было потом и не раз.  Зачем я это терпела? И почему ты был тогда таким идиотом?

ИГОРЬ: Потому что ты сама сказала,  что я был идиотом. И я не поменялся, как видишь.

ЕЛЕНА: Ну нет,  так не пойдёт.  Он бы в этом никогда не признался. Я лучше вот что спрошу (поворачивает лицо к Игорю): почему ты преследуешь меня?

ИГОРЬ (поворачивает лицо к Елене): Потому что я л... (замолкает). А почему вы решили, что я вас преследую?

ЕЛЕНА: Потому что после последней встречи выпускников я слишком часто тебя вижу в разных частях города.

ИГОРЬ (наигранно смеётся): Так это случайность!

ЕЛЕНА: Случайность  - видеть твою машину у моей на хвосте,  когда я еду репетиторствовать? В разные дни и разное время?

ИГОРЬ (упрямо): Случайность.

ЕЛЕНА: Так, понятно. Что там у нас дальше по плану? Твои откровения о семейной жизни?

ИГОРЬ: Нормально у меня всё.

ЕЛЕНА: И поэтому ты приходишь пораньше на работу мутузить матрас? Молодец,  Петров, садись, два! Ответ неверный. Я спрошу ещё раз: почему ты ходишь на работу пинать матрас, забыв о семье?

ИГОРЬ: Потому что я давно,  почти всю свою жизнь,  люблю другую женщину.  И я не знаю,  что мне делать,  я устал притворяться, видя её.

ЕЛЕНА: После такого признания мне, как твоей  жене, хочется ударить тебя сковородкой.

ИГОРЬ: Вот потому я и хожу пинать матрас.

Игорь встаёт, идёт к шкафу,  в котором матрас, открывает дверцу. Освещение меняется: свет гаснет, загорается как ночник на словах Елены.

ЕЛЕНА: Ты видел, который час? (Встаёт,  идёт к кровати,  садится на неё,  протирает ладонями лицо, как сонный человек. Это уже не Елена, это жена Игоря)

ИГОРЬ  (поворачивается от шкафа к жене): Я немного задержался.

ЕЛЕНА  (жена, иронично): Немного?

ИГОРЬ: На работе аврал был.

ЕЛЕНА  (безжизненно): Правда? А может быть,  кто-то другой тебя задержал?

ИГОРЬ: У меня никого нет!

ЕЛЕНА  (жена): Я знаю.  Я ездила за вами.

ИГОРЬ: В смысле?

ЕЛЕНА: В коромысле. Ты давно стал плохо слышать? Я говорю: я ездила за вами. Я знаю,  что у тебя с ней ничего нет. Я знаю,  что уже несколько месяцев ты, как дурак, мотаешься за ней по городу. Я знаю,  что она не видит тебя,  как ты не видел меня. Я уверена,  что и сейчас ты вернулся так поздно со своего шпионского задания.

ИГОРЬ (подходит к жене, взволнованно): Ты все неправильно поняла.

ЕЛЕНА  (жена, устало): Всё я правильно поняла. Давно всё правильно поняла, хорошо, что дочка не видит, каким дураком выставляешь себя последний год.

ИГОРЬ: При чем тут дочь?

ЕЛЕНА  (жена, с силой): При том. Я дождусь, когда она спокойно сдаст экзамены, и скажу ей, что я ухожу от тебя.  Тебе говорю сейчас.

ИГОРЬ: Что???!

ЕЛЕНА  (жена, спокойно): Ты опять плохо слышишь? Я скажу громче: у меня есть любовник.

  Игорь потрясенно садится на кровать, жена встаёт,  идёт к стулу, садится на прежнее место Елены.

ЕЛЕНА (жена): Так что я теперь не одна. Наконец-то не одна.  Ты не представляешь,  как мне хотелось выть от тотального одиночества рядом с тобой.  Ну что ты молчишь? Даже ничего не скажешь  о том,  какая я пропащая женщина?

  Игорь потрясенно молчит и смотрит на жену.

ЕЛЕНА  (жена, дрожащими губами): Ты мог бы сегодня переночевать на работе?

  Игорь кивает, встаёт,  делает шаг к сидящей к нему спиной жене, протягивает руку, не решается к ней притронуться.  Медленно, сгорбившись, идёт к шкафу, достаёт матрас. Свет гаснет, потом зажигается.

ЕЛЕНА: Ты зачем опять вытащил матрас?

ИГОРЬ: Рефлекс. В любом непонятном случае иди пинать матрас.

ЕЛЕНА: От чужих ошибок страдает невинный. И никакого правосудия матрас не взыщет, и никакой романтики, только дырки от жизни в боку.

ИГОРЬ: Кстати о романтике (кидает матрас на кровать,  идёт к Елене, садится рядом). Мы же с пацанами летом после школы хотели вас украсть со свадьбы,  я всех подговорил, но не вышло. Тогда как раз в моду входить стало после ЗАГСа в Турцию лететь, а мы не знали, что вы улетели.

ЕЛЕНА (со вздохом): Лучше бы украли.

ИГОРЬ: Так я и сейчас могу!

Игорь вскакивает со стула, бежит к столам, хватет капельницу, катит её, ставит рядом с Еленой, накидывает на капельницу свой пиджак. Бежит к открытому шкафу,  достаёт сложенную простыню, связывает один край наподобие венка невесты. Надевает простыню Елене на голову, поднимает со стула, суёт ей в руки край рукава пиджака.

ИГОРЬ (пискляво): Я прошу ответить вас, невеста, согласны  ли вы... (далее нормальным голосом) И  тут я такой врываюсь и кричу: она моя! И такой твоего несостоявшегося мужа с полноги (изображает ниндзю) ки-яяяяя!!! (Заваливает капельницу на пол) А потом  такой на руки тебя и на край света! (Хватает Елену в объятия и кружит)

Елена хохочет, крепко обнимает Игоря за шею, чтобы удержаться, и они оба падают на кровать. Лица очень близко,  почти в поцелуе.

ЕЛЕНА (отталкивает Игоря, снимает простыню с головы,  садится, не смотря на Игоря): Что происходит?

ИГОРЬ: То, что должно было произойти двадцать два года тому назад.  По крайней мере,  для меня.

ЕЛЕНА: Нет. Поздно. Просто поздно.

ИГОРЬ: Никогда не бывает поздно изменить свою жизнь. Я слышу,  как бьётся твоё сердце.

ЕЛЕНА: Что с того, что оно бьётся?

ИГОРЬ: Если оно бьётся  - значит, мы живые, и можно что-то изменить.

ЕЛЕНА: Что ты предлагаешь?

ИГОРЬ: Я предлагаю тебе руку и сердце.  Не прямо сейчас,  попозже.

ЕЛЕНА: Я старше тебя.

ИГОРЬ: Сейчас это уже незаметно.

ЕЛЕНА: А то, что я растеряна - заметно? Я правда не знаю,  что тебе сказать.  Ты что, хочешь,  чтобы я, не сходя с места, отдала сердце в твои руки?

ИГОРЬ  (серьёзно): А твоё сердце и так сейчас в моих руках.

В дверь начинают громко стучать. Долго, по нарастающей, звуки становятся похожими на набат.

ЕЛЕНА (вскакивает): Я не понимаю, что это? Мы же заперты,  почему они не открывают? Почему они стучат??

ИГОРЬ (встает): Лена, я тебе сейчас всё объясню...

ЕЛЕНА: Это ты все подстроил? Что вообще происходит? Ты в своём уме? (Игорь хочет схватить Елену) Не подходи ко мне! (Бросается к двери) Откройте,  пожалуйста!

ИГОРЬ  (кричит): Нет! Отойди от двери, не трогай её!

  Елена спотыкается на ходу, шатается, как пьяная, рассматривает руки, потом поворачивается к Игорю. На её руках кровь, кровь на платье.

ЕЛЕНА  (в ужасе): Что это? Игорь,  что это?

ИГОРЬ: Ты попала в аварию, помнишь? (Елена кивает)Так вот сейчас  там, наверху, я делаю все возможное,  чтобы твое сердце не остановилось. Ты только не уходи,  я хороший реаниматолог, ещё немного -  и у меня получится, просто жди меня здесь,  просто жди. Я не могу тебя отпустить. У нас всё будет хорошо.

ЕЛЕНА:  Игорь, мне так жаль, что я все эти годы ничего не знала... Если бы ты знал, как мне теперь жаль.

  Стук переходит в звук биения человеческого сердца, в подвале начинает мигать свет, потом гаснет, со скрипом открывается дверь.  За ней яркий свет. Елена входит в открытую дверь. Свет в проёме гаснет, темнота.

Голос ИГОРЯ (в темноте): Лена, я так и не сказал, что люблю тебя...
 
  Звук захлопнувшейся двери. Стук сердца переходит в тонкий ровный звук монитора, когда оно перестаёт биться.


Рецензии