Дверь. Одноактная пьеса
Вспыхивает свет. В мигающем красноватом тревожном свете видно помещение типа подвала или бункера. На заднем плане закрытая тяжёлая дверь, по обе стороны стоят старые больничные шкафы, одна дверца правого распахнута, видны какие-то вещи. Рядом стоят столы, некоторые поставленны друг на друга, и стулья, старая капельница. Со стороны левого шкафа так же составлены старые потрепаные стулья. На переднем плане у стены чуть наискосок стоит немного перекошенная кровать. В целом всё похоже на то, что это склад старых больничных принадлежностей. Возле кровати на авансцене стоит худощавый темноволосый мужчина (ИГОРЬ, 38) в пиджаке, джинсах и футболке. Держит в руках скатанный драный матрас. Возле двери застыла взъерошенная женщина (ЕЛЕНА, 44) с длинными светлыми волосами.
Мужчина замер, смотрит на женщину, открыв рот.
ЕЛЕНА: Петров?... Ты меня преследуешь, я правильно понимаю?
ИГОРЬ (обнимая матрас, как родного человека): ...Я здесь работаю. (Мотает головой, не отрывая глаз от Елены). Нет-нет, я здесь работаю...
ЕЛЕНА (недоуменно): В подвале? Сядь, Петров, и не мели чепухи.
ИГОРЬ (послушно садится на кровать с матрасом в руках): Нет, наверху. Я хирургом здесь работаю, Елена Алексеевна. А вы что тут делаете?
ЕЛЕНА: Я вообще-то выход искала, в травмпункте была.
ИГОРЬ (встревоженно): Всё в порядке?
ЕЛЕНА ( немного раздражённо): Ну ты же видишь, что да? Машину вот помяла. Сильно. (Улыбается) Хорошо, что бывший муж не видит, съел бы. Машине конец - такая трагедия.
ИГОРЬ: Машину пожалел?
ЕЛЕНА: Конечно нет, у него целый автопарк. У него любая стала бы любимой, на которую я претендовала, игрушку забираю, вот горе-то. (Спохватывается, поворачивается к двери, пытается открыть, потом трясет её). Замок заело. Чёрт... мне надо выйти ( опять трясёт дверь)
ИГОРЬ( подходит с матрасом к ней, очень мягко): Давайте я попробую?
Елена отстраняется от двери, Игорь ставит матрас на пол, пытается открыть замок.
ИГОРЬ: Действительно заело. Погодите, я сейчас смс Потаповой отправлю, чтобы нас открыли ( достаёт из кармана телефон, пишет, придерживая ногой матрас).
Елена смотрит на него, начинает улыбаться, успокаивается, наблюдает.
ИГОРЬ: Готово ( поднимает матрас, улыбается, смотрит на Елену)
ЕЛЕНА ( закусив губу, с пониманием, лукаво): Света Потапова? Как она?
ИГОРЬ: Похудела. ЗОЖница. Работает у меня медсестрой в операционной.
ЕЛЕНА: Не знала, что она с тобой работает, хотя могла бы предположить. Куда ты, туда и она ещё со школы. Жена не ревнует?
ИГОРЬ(помрачнев): Нет. (указывает матрасом на кровать) Садитесь, пожалуйста, Елена Алексеевна, нас не скоро откроют, Светка на смену позже придёт, это я пораньше вышел, привычка ( крепко обнимает матрас).
ЕЛЕНА: Ты что в него так вцепился? ( указывает глазами на матрас?
ИГОРЬ ( смотрит на матрас и впервые замечает его у себя в руках): А, да... Но вы же не сказали его положить.
ЕЛЕНА (улыбается): А тебе особое разрешение надо? Ты рядом со мной как в школе?
ИГОРЬ (смущённо): Нет... Наверное, да. Точно как в школе (с неожиданной озорной улыбкой идет к открытому шкафу). Я же сюда хожу матрас попинать, когда никто не видит. Перед или после сложных операций или когда настроение плохое (ставит матрас внутрь, закрывает дверцу, поворачивается к Елене). Садитесь, на кровати удобнее, а я стул возьму.
Игорь идёт за стулом, Елена садится на кровать и тут же вскакивает.
ЕЛЕНА: Я сумку в травмпункте забыла!
ИГОРЬ ( останавливаясь на ходу): Я сейчас напишу Потаповой, чтобы забрала (достаёт телефон из кармана, смотрит на дисплей, хмурится). Сигнала нет, хорошо, что успел смс отправить. Потом сумку заберём, когда откроют.
Игорь подходит к стульям, берет один, ставит рядом с кроватью.
ИГОРЬ: А как вы вообще в подвал попали? Такой счастливый случай (улыбается)
ЕЛЕНА: Сама не пойму. Стою в холле, вижу - везут кого-то в крови да простыне под капельницей. Быстро так, шум. Думаю: Господи, боже мой, со мной же всё нормально, руки-ноги целы, не испачкалась даже. Тем более эти больницы не люблю.
ИГОРЬ (прерывает): И врачей. Этим врачам лишь бы резать (улыбается)
ЕЛЕНА (осуждающе качает головой, продолжает): Ну вот пошла такси ловить. И тут свет погас. Я рукой стену пощупала - проём. Кто ж знал, что какой-то безответственный балбес оставит открытой дверь в подвал.
Игорь (смущённо-горделиво): Это я тот безответственный балбес...
ЕЛЕНА (сдерживая смех): Петров, ты не меняешься!
ИГОРЬ (оправдываясь): Ну а что? Здание старое, зато оборудование новое и генератор мощный. А если бы я закрыл дверь, когда спускался, то вы бы мимо прошли, разве не так?
ЕЛЕНА (устраиваясь поудобнее на кровати): Петров, когда я проходила мимо твоих шалостей?
ИГОРЬ: Да вы только на шалости и смотрели...
ЕЛЕНА: Скажи спасибо, что оценки не снижала. А могла бы. От тебя вся школа как в огне горела в выпускном классе, меня постоянно на ковёр вызывали: почему у вас Петров неуправляемый? Почему его пожарные приехали с карниза снимать, где он стихи читал? За одно хвалю - Маяковского читал. А вообще убиться мог, пятый этаж не шутка. Зачем ты туда полез? Так и не сказал ведь.
ИГОРЬ (улыбается): Подвига захотелось. До сих пор помню "Послушайте, если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?" Мне потом отец, конечно, зажёг ремнем, сидеть не мог - тоже помню. Вот с тех пор полюбил экстрим, аж горит. А хотите я вам свои фото с последнего рафтинга покажу? Четвёртый уровень! (с гордостью)
Игорь плюхается на стул, придвигает его поближе к Елене и лезет в карман за телефоном.
ЕЛЕНА: Рафтинг? Я правильно понимаю, что тебе жить надоело?
Пауза.
Игорь (медленно прячет телефон обратно в карман, поднимает глаза на Елену): Я правильно понимаю, что это спрашивает та, что сегодня в травмпункт попала?
Некоторое время оба молча, сердито смотрят друг на друга.
ИГОРЬ: Как вообще это случилось?
ЕЛЕНА: Петров, не задавай глупых вопросов.
ИГОРЬ: В чат вошла учительница русского языка и литературы Михеева Елена Алексеевна.
Освещение меняется с тусклого красноватого на светлое солнечное. Затем немного меркнет, остается длинный луч, освещающий стол на заднем плане и капельницу рядом. В луче искрятся пылинки. Раздаётся школьный звонок.
Игорь опрометью бежит к столам, становится рядом, как за партой. Елена приглаживает волосы и входит в освещенное пространство.
ЕЛЕНА: Здравствуйте, садитесь. Петров, что с твоими волосами? Приведи их в порядок. (Игорь поспешно приглаживает волосы).
Елена прокашливается, потом обращает внимание на капельницу.
ЕЛЕНА: Светлана, в чем дело, почему не садишься?
ИГОРЬ (перебивает) : А Потапова пожаловаться на меня хочет.
ЕЛЕНА (выжидающе смотрит на капельницу): Света, я жду... Хорошо, садись и напиши письменно, чем Петров тебя обидел. А тема сегодняшнего урока "Лирика Маяковского в поэзии Серебряного века ".
ИГОРЬ (вызывающе, со значением глядя в глаза Елене): А между прочим, Маяковский любил чужую жену...
ЕЛЕНА: И писал прекрасные стихи, и сумел стать человеком-маяком, глыбой для своего поколения. Чувства Маяковского к чужой жене напоминали смертельную болезнь, и не нам судить его. Эта любовь стала одной из опор и двигающих сил, помимо таланта. Он был ее рыцарем. А что двигает вами, друзья? Что помогает формировать цели, думать о подвигах. Не обязательно писать стихи, как Маяковский, любое дело, например, волонтёрство, подвиг. Просто мы его не замечаем. Что направляет, поддерживает вас? Подумайте об этом после урока, а пока стихотворение "Послушайте... (продолжает читать кажое слово тише)если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?"
Освещенное медленно гаснет к последней фразе стихотворения и загорается прежним красноватым светом. Елена и Игорь стоят и смотрят друг на друга.
ИГОРЬ (медленно, как в тумане): Как вообще всё это могло произойти?
ЕЛЕНА (глядя ему в глаза): Что это?...(резко отворачивается и отходит) Ты имеешь в виду аварию?
ИГОРЬ (после паузы): ...А, да. Авария.Вообще-то я врач, моя работа понять, что произошло и какие последствия могут быть.
ЕЛЕНА: Отстань, Петров, все в порядке со мной. Я просто очень разозлилась на бывшего мужа, села в машину, ну и... (раздраженно) Я не хочу об этом говорить. Я вообще не знаю, что сказать этому идиоту, который не оставляет меня в покое почти пять лет после развода.
ИГОРЬ: А вы мне скажите.
ЕЛЕНА: В смысле?
ИГОРЬ: В смысле потренироваться. Как на кролике. Скажите мне все, что накипело, а я вам буду отвечать. Как получится, конечно. Что? Боитесь? СлабО?
ЕЛЕНА: Не слабО! А самому слабО вот так же открыться?
ИГОРЬ (помолчав): Не слабО...
Игорь идёт к стульям у стены, берет ещё один, ставит рядом с первым у кровати, садится. Сидит, молчит. Елена, покусав губы, садится на пустой стул.
ЕЛЕНА: Я не знаю, как правильно начать разговор, поэтому спрошу сразу. Ты почему меня преследуешь?
ИГОРЬ: Потому что я люблю тебя.
ЕЛЕНА: Странная любовь, удивительно странная..., начиналась так красиво, тонко, словно ты был какой-то частью меня. Когда же всё стало меняться?
Освещение темнеет. Два луча, подобно свету фар, пробегают по лицам Елены и Игоря, фигуры их покачиваются, будто едут в машине. Игорь, в роли мужа Елены, кладёт руки на воображаемый руль
ЕЛЕНА: Уменьши скорость, пожалуйста.
Игорь (муж) молча прибавляет скорость. Сжимает губы.
ЕЛЕНА: Ты слышишь меня? Уменьши скорость!
ИГОРЬ (муж): Кто из них носит тебе цветы?
ЕЛЕНА (со злостью): Не знаю! Если тебе так интересно - встал бы утром да подкараулил, кто у двери букет кладёт. Их половина - мальчишек - в классе, любой может. Уменьши скорость, я сказала!
ИГОРЬ (муж): С кем из них ты спала в палатке? (Делает скорость ещё больше)
ЕЛЕНА (гневно): Ты сдурел? Они же дети!
ИГОРЬ (муж, злобно): У этих детей усы, какие мне и не снились! И рост дай бог, и разницы между вами шесть лет.
ЕЛЕНА: А у нас с тобой десять, и что? Если бы я знала год назад, что вот так изо дня в день ты будешь мне мозг клевать... И я вообще не просила тебя забирать меня со станции, спокойно доехала бы на автобусе с ребятами. Останови машину, я пешком пойду!
ИГОРЬ (муж): К кому ты пешком пойдёшь?
ЕЛЕНА: Да останови ты машину в конце концов! (Хватает руль, борется с мужем, машина оснавливается)
Елена открывает дверцу, выскакивает из машины, пытается убежать. Игорь (муж) бежит за ней, хватает за руки, тащит обратно в машину. Елена сопротивляется.
ИГОРЬ (муж): Садись в машину быстро!
ЕЛЕНА: Отпусти меня! (пытается вырвать руки, упирается) Отпусти! Года не прошло после свадьбы, а тебя как подменили. Если бы я знала...(плачет) Я разведусь с тобой!
Игорь (муж, в бешенстве): Только попробуй! (Хватает её за горло, Елена пытается оторвать его руки от шеи, хрипит)
Игорь (муж) неожиданно отпускает Елену, она падает на землю. Игорь (муж) кидается к ней.
ИГОРЬ: Прости! Малыш, прости меня! (Обнимает, целует Елену) Сам не знаю, что на меня нашло, прости, я такой дурак. Поехали домой, родная, забудь всё, прошу!
Держа Елену в объятиях, ведёт её к машине, усаживает на сиденье. Елена дрожит. Садится за руль.
ЕЛЕНА (задумчиво): А ведь это было потом и не раз. Зачем я это терпела? И почему ты был тогда таким идиотом?
ИГОРЬ: Потому что ты сама сказала, что я был идиотом. И я не поменялся, как видишь.
ЕЛЕНА: Ну нет, так не пойдёт. Он бы в этом никогда не признался. Я лучше вот что спрошу (поворачивает лицо к Игорю): почему ты преследуешь меня?
ИГОРЬ (поворачивает лицо к Елене): Потому что я л... (замолкает). А почему вы решили, что я вас преследую?
ЕЛЕНА: Потому что после последней встречи выпускников я слишком часто тебя вижу в разных частях города.
ИГОРЬ (наигранно смеётся): Так это случайность!
ЕЛЕНА: Случайность - видеть твою машину у моей на хвосте, когда я еду репетиторствовать? В разные дни и разное время?
ИГОРЬ (упрямо): Случайность.
ЕЛЕНА: Так, понятно. Что там у нас дальше по плану? Твои откровения о семейной жизни?
ИГОРЬ: Нормально у меня всё.
ЕЛЕНА: И поэтому ты приходишь пораньше на работу мутузить матрас? Молодец, Петров, садись, два! Ответ неверный. Я спрошу ещё раз: почему ты ходишь на работу пинать матрас, забыв о семье?
ИГОРЬ: Потому что я давно, почти всю свою жизнь, люблю другую женщину. И я не знаю, что мне делать, я устал притворяться, видя её.
ЕЛЕНА: После такого признания мне, как твоей жене, хочется ударить тебя сковородкой.
ИГОРЬ: Вот потому я и хожу пинать матрас.
Игорь встаёт, идёт к шкафу, в котором матрас, открывает дверцу. Освещение меняется: свет гаснет, загорается как ночник на словах Елены.
ЕЛЕНА: Ты видел, который час? (Встаёт, идёт к кровати, садится на неё, протирает ладонями лицо, как сонный человек. Это уже не Елена, это жена Игоря)
ИГОРЬ (поворачивается от шкафа к жене): Я немного задержался.
ЕЛЕНА (жена, иронично): Немного?
ИГОРЬ: На работе аврал был.
ЕЛЕНА (безжизненно): Правда? А может быть, кто-то другой тебя задержал?
ИГОРЬ: У меня никого нет!
ЕЛЕНА (жена): Я знаю. Я ездила за вами.
ИГОРЬ: В смысле?
ЕЛЕНА: В коромысле. Ты давно стал плохо слышать? Я говорю: я ездила за вами. Я знаю, что у тебя с ней ничего нет. Я знаю, что уже несколько месяцев ты, как дурак, мотаешься за ней по городу. Я знаю, что она не видит тебя, как ты не видел меня. Я уверена, что и сейчас ты вернулся так поздно со своего шпионского задания.
ИГОРЬ (подходит к жене, взволнованно): Ты все неправильно поняла.
ЕЛЕНА (жена, устало): Всё я правильно поняла. Давно всё правильно поняла, хорошо, что дочка не видит, каким дураком выставляешь себя последний год.
ИГОРЬ: При чем тут дочь?
ЕЛЕНА (жена, с силой): При том. Я дождусь, когда она спокойно сдаст экзамены, и скажу ей, что я ухожу от тебя. Тебе говорю сейчас.
ИГОРЬ: Что???!
ЕЛЕНА (жена, спокойно): Ты опять плохо слышишь? Я скажу громче: у меня есть любовник.
Игорь потрясенно садится на кровать, жена встаёт, идёт к стулу, садится на прежнее место Елены.
ЕЛЕНА (жена): Так что я теперь не одна. Наконец-то не одна. Ты не представляешь, как мне хотелось выть от тотального одиночества рядом с тобой. Ну что ты молчишь? Даже ничего не скажешь о том, какая я пропащая женщина?
Игорь потрясенно молчит и смотрит на жену.
ЕЛЕНА (жена, дрожащими губами): Ты мог бы сегодня переночевать на работе?
Игорь кивает, встаёт, делает шаг к сидящей к нему спиной жене, протягивает руку, не решается к ней притронуться. Медленно, сгорбившись, идёт к шкафу, достаёт матрас. Свет гаснет, потом зажигается.
ЕЛЕНА: Ты зачем опять вытащил матрас?
ИГОРЬ: Рефлекс. В любом непонятном случае иди пинать матрас.
ЕЛЕНА: От чужих ошибок страдает невинный. И никакого правосудия матрас не взыщет, и никакой романтики, только дырки от жизни в боку.
ИГОРЬ: Кстати о романтике (кидает матрас на кровать, идёт к Елене, садится рядом). Мы же с пацанами летом после школы хотели вас украсть со свадьбы, я всех подговорил, но не вышло. Тогда как раз в моду входить стало после ЗАГСа в Турцию лететь, а мы не знали, что вы улетели.
ЕЛЕНА (со вздохом): Лучше бы украли.
ИГОРЬ: Так я и сейчас могу!
Игорь вскакивает со стула, бежит к столам, хватет капельницу, катит её, ставит рядом с Еленой, накидывает на капельницу свой пиджак. Бежит к открытому шкафу, достаёт сложенную простыню, связывает один край наподобие венка невесты. Надевает простыню Елене на голову, поднимает со стула, суёт ей в руки край рукава пиджака.
ИГОРЬ (пискляво): Я прошу ответить вас, невеста, согласны ли вы... (далее нормальным голосом) И тут я такой врываюсь и кричу: она моя! И такой твоего несостоявшегося мужа с полноги (изображает ниндзю) ки-яяяяя!!! (Заваливает капельницу на пол) А потом такой на руки тебя и на край света! (Хватает Елену в объятия и кружит)
Елена хохочет, крепко обнимает Игоря за шею, чтобы удержаться, и они оба падают на кровать. Лица очень близко, почти в поцелуе.
ЕЛЕНА (отталкивает Игоря, снимает простыню с головы, садится, не смотря на Игоря): Что происходит?
ИГОРЬ: То, что должно было произойти двадцать два года тому назад. По крайней мере, для меня.
ЕЛЕНА: Нет. Поздно. Просто поздно.
ИГОРЬ: Никогда не бывает поздно изменить свою жизнь. Я слышу, как бьётся твоё сердце.
ЕЛЕНА: Что с того, что оно бьётся?
ИГОРЬ: Если оно бьётся - значит, мы живые, и можно что-то изменить.
ЕЛЕНА: Что ты предлагаешь?
ИГОРЬ: Я предлагаю тебе руку и сердце. Не прямо сейчас, попозже.
ЕЛЕНА: Я старше тебя.
ИГОРЬ: Сейчас это уже незаметно.
ЕЛЕНА: А то, что я растеряна - заметно? Я правда не знаю, что тебе сказать. Ты что, хочешь, чтобы я, не сходя с места, отдала сердце в твои руки?
ИГОРЬ (серьёзно): А твоё сердце и так сейчас в моих руках.
В дверь начинают громко стучать. Долго, по нарастающей, звуки становятся похожими на набат.
ЕЛЕНА (вскакивает): Я не понимаю, что это? Мы же заперты, почему они не открывают? Почему они стучат??
ИГОРЬ (встает): Лена, я тебе сейчас всё объясню...
ЕЛЕНА: Это ты все подстроил? Что вообще происходит? Ты в своём уме? (Игорь хочет схватить Елену) Не подходи ко мне! (Бросается к двери) Откройте, пожалуйста!
ИГОРЬ (кричит): Нет! Отойди от двери, не трогай её!
Елена спотыкается на ходу, шатается, как пьяная, рассматривает руки, потом поворачивается к Игорю. На её руках кровь, кровь на платье.
ЕЛЕНА (в ужасе): Что это? Игорь, что это?
ИГОРЬ: Ты попала в аварию, помнишь? (Елена кивает)Так вот сейчас там, наверху, я делаю все возможное, чтобы твое сердце не остановилось. Ты только не уходи, я хороший реаниматолог, ещё немного - и у меня получится, просто жди меня здесь, просто жди. Я не могу тебя отпустить. У нас всё будет хорошо.
ЕЛЕНА: Игорь, мне так жаль, что я все эти годы ничего не знала... Если бы ты знал, как мне теперь жаль.
Стук переходит в звук биения человеческого сердца, в подвале начинает мигать свет, потом гаснет, со скрипом открывается дверь. За ней яркий свет. Елена входит в открытую дверь. Свет в проёме гаснет, темнота.
Голос ИГОРЯ (в темноте): Лена, я так и не сказал, что люблю тебя...
Звук захлопнувшейся двери. Стук сердца переходит в тонкий ровный звук монитора, когда оно перестаёт биться.
Свидетельство о публикации №224070600478