Тринадцатая одна из красивейших в мире
Если не ошибаюсь, это второе здание Парижской Оперы. В XIXв первое здание оказалось в немилости у Наполеона III. Еще бы, ведь именно там на президента Французской республики было совершено покушение. Был объявлен конкурсе на лучший проект новой Оперы. Избрали французского архитектора Жана Луи Шарль Гарнье. Строили долго, 13 лет. В честь архитектора через пару лет дали название «Опера Гарнье».
Итак, даже на расстояние увидев своими глазами этот шедевр архитектуры, я просто замерла, лишившись слов. Разнообразие чувств такое, что так сразу и не скажешь. Французы называют это здание Рalais Garnier.
Помню некую радость и восторг, и гордость. Вот, что умеет Человек! Да, архитектор явно знал, что увековечил себя в камне.
Время шло своим чередом, зашагал век XX-ый. В 1963г. министр культуры Андре Мальро принял решение обновить зрительный зал. Для росписи плафона в зрительном зале он пригласил Марка Шагала – художника, представляющего авангардное направление в искусстве. Разумеется, был конкурс. Участников в конкурсе было 171. Победу одержал 77-летний М. Шагал. Работал он с тремя помощниками год. Шуму было вокруг имени художника предостаточно. Ну как же! Он не француз, да еще не с классической манеры письма.
Да, он был особенным и не всем понятным. Я не поклонница этого художника, но… его плафон в 220 кв.м. потрясающий. Художник остался верен себе и создал шедевр, в котором явно присутствуют все его пять любимых цвета и основные мотивы его собственного творчества — музыканты, танцоры, влюблённые, ангелы и животные. И это не может не вызывать уважение и восхищение.
Даже увиденный в интернете плафон Шагала, забыть невозможно. В каждом из пять секторов изображены сюжеты одной или двух классических опер или балета. Мысль о том, что вот-вот я своими глазами увижу этот шедевр, буквально заставила меня прибавить шаги. Могу представить ту минуту, когда в зал входили первые зрители. Оркестр заиграл «Симфонию Юпитера» - одну из любимых произведений художника. Под музыку Моцарта огромная красавица - люстра осветила зал и не было ни одного из 2000 гостей, которые не обомлели бы от увиденного. В XXв. сочетание барочного интерьера зала цвета пурпура и авангардистской живописи Шагала оказалось интересным, вдохнуло новую жизнь в обстановку зрительного зала и нисколько не навредило его прежнему великолепию. Но и тут нашлись злые языки. Критики обвиняли художника в желании обогатиться за счет налогоплательщиков. А правда в том, что никакой оплаты за оформление плафона Шагал не получил. Он считал, что своей работой воздал честь любимым им композиторам, чьи произведения увековечило и время, и - в какой-то степени - его работа.
Прискакал следующий век XXIый, молодой и задиристый, мягко говоря. И вот в 2023г. я случайно узнала, что якобы потомки Ж.Леневьё - французского живописца VIIIв. подняли вопрос о замене плафона М.Шагала. За поддержкой обратились к общественности. Общественность пока молчит. Идиотизм, который накрыл некоторых людей в XXIв. дошел и до плафона оперы. Тогда пусть и красивейший русский мост, названный в честь российского императора Александра III заменят какой-нибудь примитивной железякой. Кстати, это самый красивый мост через Сену. А что же не заменить станцию «Сталинград» в Парижского метрополитена или бульвар «Севастополь». А, забыли или нынешнее поколение вообще не в курсе отчего и почему такие названия в Париже. Возле моста Александра III установлена бронзовая скульптура работы Владимира Суровцева в память о воинах Русского экспедиционного корпуса, сражавшихся на французской земле в ходе Первой мировой войны. Вспоминаю, как гуляя, мы наткнулись на памятник война, по стилю одежды сразу поняли – он наш, русский! И чего уж там, плафон менять, может заодно и сцену, на которой срывали овации Ф. Шаляпин, Г. Вишневская и Р. Нуреев. Тут же рядом площадь имени Сергея Дягелева - великого импресарио XX столетия. Париж стоя рукоплескал его "Русскими сезонами». А следом пошла мода на все русское в Европе. Слава Нижинского, Баланчина, Павловой, Стравинского — это тоже он, Дягилев, чей памятник решили в 2009г. установить, но...
Что за время настало?! Что за век ХХIый! Как много лжи принес он, откуда эти людишки с душою злобной, не знающие свою собственную историю и культуру, пытаются учить и навязывают свой образ жизни. Узколобые, им мешает разнообразие культур и традиций других народов! Рыба тухнет с головы. А голова без памяти не помнит прежде всего своего прошлого. Куда приведут такие головы?! А слабо вернуть жизнь своему Собору Парижской Богоматери!? Стыд какой, несколько лет Собор не восстанавливают! Ну, опять меня унесло в сегодняшний день. Минуточку, мне еще кое-что пришло на ум. Это о «Шанеле №5». И тут есть русский след.
Не могу не рассказать. Духи эти появились в 1921г. За год до этого мадмуазель Габриэль Коко Шанель познакомилась с великим князем Дмитрием Павловичем Романовым. Классическая ситуация. Ей 37, ему 26. Он влюбился до потери сознания, она проявляла легкую благосклонность. Как-то он представил её придворному парфюмеру семьи Романовых – Эрнесту Бо, который в то время работал в Грассе. Именно там вся французская косметика создавалась на натуральной основе. И это важно. Коко девушка себе на уме. Француженка задумалась и придумала создать свои духи. Эти духи были составлены из 80-ти различных ингредиентов, что придало им стойкость. Бо работал над ароматом несколько лет, пока Шанель не нашла ей понравившуюся композицию. Произошло это так. Перед Коко поставил мастер пять флакончиков, наклеив на каждый номер. Шанель понравился №5. Таким образом произошло название «Шанель №5». Духи принесли ей славу и полую независимость до конца жизни.
Однако вернусь-ка в 2019 год.
Я почти бегом приближаюсь к зданию. Внуки не отстают от бабушки. «Еще немного - говорю я им, - мы войдем в роскошное фойе с позолоченными стенами и зеркальными панелями, которое вполне может соперничать с «Зеркальным залом Лувра. Поднимемся по широкой роскошной королевской лестнице. В зале мы найдем ложу №5 с табличкой "LOU;E" то есть «Забронировано» - эта просто традиция. Как гласит легенда, именно это ложе облюбовал призрак - уродец влюбленный в одну из балерин».
Услышав о призраке, младший что-то спросил, а я пообещала потом рассказать подробнее. Мысленно я уже в зале, плафон Шагала над головой. Хорошо помню, как моя ученица, вернувшись из Парижа в взахлеб рассказала мне об фантастическом плафоне Марка Шагала.
Белый сектор плафона - «Пеллеас и Мелизанда» К. Дебюсси
Синий сектор - «Борис Годунов» М. Мусоргского; «Волшебная флейта» В. А. Моцарта.
Жёлтый сектор - «Лебединое озеро» П.Чайковского; «Жизель» Ж. Адана
Красный сектор -«Жар-птица» И. Стравинского; «Дафнис и Хлоя» М. Равеля
Зелёный сектор - «Ромео и Джульетта» Г. Берлиоза; «Тристан и Изольда» Р. Вагнера
А в центре плафона по кругу вокруг люстры предстают персонажи из «Кармен» Бизе и другие персонажи опер Бетховена, Верди и Глюка. Кроме всей этой красоты плафон украшают Триумфальная арка, Эйфелева башня, дворец Бурбонов и Опера Гарнье.
Мы все ближе продвигаемся к зданию. И чтобы не вернуться к Призраку, я отвлекла мальчиков, предложив обратить внимание на фасад. «Взгляните, как на солнце сверкает золотая «Гармония», где- то слева или справа, другая скульптура - прекрасный Аполлон высоко поднял Лиру, рядом с ним «Поэзия» и «Музыка. Поторопитесь, нас ждет еще и музей, и хранилище 300летней истории Гарнье - библиотека».
Сердце мое колотится от радости, что вот-вот и мы окажемся внутри Опера. Ну я разошлась. У бабушки возникли грандиозные планы. И тут я услышала голос зятя: «Мама, притормози». Я оглянулась, вижу, что он показывает рукой в сторону здания. Не поняла, повернулась и через секунду я увидела, что совсем рядом забор и ведутся ремонтные работы. Интересно, если бы меня не остановили, я, наверно, не заметила бы забор, просто перепрыгнула бы через него.
Увидев мое расстроенное выражение лица, Петя сообщил, что в любом случае мы бы не попали в здание, так как, только в первой половине дня позволено войти для осмотра Гарнье. Успокоил, называется.
Ясно, что мой план попасть в Опера; Гарнье;, не осуществим. Однако у меня есть записная книжечка-выручалочка. Листаю. Что там в центре Парижа? О, музей Фрагонар. Есть и адрес. Зять набрал «Louis Jouvet 3–5» и сообщил, что музей совсем рядом. Быть в самом центре Парижа и не посетить своего рода уникальный музей - как-то не простительно, - подумала я и ринулась вперед. Угловым зрение заметила, что парни наши как -то медленно идут. Ясно дело, тема парфюма и косметики ближе мне и Юлианне. Долго не раздумывая, я обратилась к мальчикам. «Ребята, вы в курсе, что лучший джаз в мире – американский, лучшую пасту в мире делают итальянцы, а лучшие духи в мире – французские?!» Намек мои дети поняли. Мой терпеливый, самый лучший зять, слегка вздохнув, решил не расстраивать тещу и супругу, и вместе с сыновьями прибавил шаг.
Забегая вперед скажу, что сам музей Фрагонар не разочаровал нас. А вот магазин, впрочем, не буду забегать вперед.
Итак, мы приближаемся к музею. Петя уже успел в интернете ознакомиться с историей здания и сообщил нам, что в XIX веке это здание было театром. В нем ставили крупные сказочные балеты того времени. Позже строение служило велосипедной базой. А на протяжении следующих 118 лет известный английский торговец мебелью Maple&Co основал здесь свой магазин. В 2014 году эта фирма прекратила свой бизнес и передала ключи семье Fragonard. Жан-Оноре; Фрагона;р – живописец и гравёр, родился в местечке Грассе в семье перчаточника. В Лувре в залах XVIIIв мы видели его картины. Рококо. XVIII век. Легкие воздушные мазки и незатейливые сюжеты.
И вот мы входим бодрым шагом в помещение, нас встречают несколько девушек.
- Ма-а-м,-спросил зять,- ребятам будет комфортнее, я попросил англоговорящего гида.
- Отлично,- согласилась я, предвкушая услышать о создание такого мифического предмета роскоши, который теперь является частью нашей повседневной жизни – духов.
К нам подошла очаровательная девушка и очень приятным голосом сообщила, что постарается как можно интереснее провести экскурсию. Заинтриговала, пообещав посвятить нас в некоторые тайны производства парфюмерии от античности и до наших дней. Группа наша была небольшая, и мы все с улыбкой последовали за гидом.
Сразу скажу, благодаря инновационным технологиям музей нам очень пришелся по душе. Гид интригующим, мягким голосом вещает о том, как родилась мировая парфюмерная мода. Я поняла, что парфюмерная страсть римских завоевателей задела душу древних галлов-варваров. Ну, про варваров гид не говорила. Просто «галлы», - сказала она, - они по-настоящему открыли для себя волшебство ароматов намного позже, уже став французами, в связи с крестовым походом Людовика Святого в XIII. В XVI веке в местечко Грассе переселились из Италии ремесленники, часть которых занималась производством кожаных перчаток. Запах натуральной кожи далеко не из приятных. Чего только не втирали в кожу – все тщетно. Но одному мастеру все же удалось получить смесь эфирных масел с различными травами и избавится от отвратительного кожного запаха. И пошло - поехало. Аристократы буквально обливались духами, чтобы удалить неприятный запах собственного немытого тела. Во дворце Людовика XV мебель, одежда придворных, все было пропитано ароматом. В XVIIIв из смеси розмарина и лимона создали уже и одеколон. Добавляли его в ванну, полоскали рот и… даже использовали для клизмы. Ничто не мешало популярности духов, даже революция. Французы выпустили духи «Духи Гильотины». Вспомнила! Где-то читала, что Наполеон в ссылке на о. Св. Елены придумал собственный аромат, добавив бергамот и назвал одеколон «туалетной водой».
Гид вела нас из комнаты в комнату. Я тихонечко наблюдала за внуками. Они первыми шли за гидом, с интересом слушали и старались занять место поближе к экранам. Впрочем, кроме них, все остальные были люди взрослые, никто не толкался, не шумел, не перебивал очаровательного гида.
А на больших экранах шли разные красочные кадры, и с помощью современных технологий происходило погружение: и ты уже не зритель, ты там в предгорье, где вдали растут стройные кипарисы среди высокой травы. Потрясающий эффект! И вот мы почти ощущаем аромат трав, выбивающихся из-под серых камней. Верю провансальские травы облают несравнимым ароматом. Провансальцы знают толк в травах: травы кладут и в пищу, и лечатся, и жмут благовонные масла. Совсем рядом крупным планом на легком ветру покачиваются розы и ветки жасмина. Так и хочется протянуть руку к ветке жасмина. Обожаю запах жасмина. Розы мне показались неказистыми. Растут они на кустах целыми гроздьями. Гид рассказала, что только на полях Грассе из таких роз и жасмина получили основу самого знаменитого парфюма в мире - « Шанель №5». Кстати, нынче в наших магазинах встречаются молоденькие продавщицы, по всей вероятности, не очень разбираясь, парфюмом называют все: и духи, и одеколон, и туалетную воду. С пеной у рта показывая большой флакон одеколона утверждают, что это духи. Для меня слово парфюм означает только духи и настоящие духи (маркировка "Parfum или Perfume) не могут быть в большом флаконе. Существуют, кроме духов три типа ароматов в парфюмерии: EDP - парфюмерная вода, EDT - туалетная вода, EDC - одеколон EDS- eau de fraiche - освежающая вода.
Но вернусь-ка я к розам и о том как их собирают. На очередном слайде перед нами под палящим солнцем, защищенные широченными шляпами, в свободной одежде появляется сборщики и руками собирают розы, складывая лепестки в мешки. Было ощущение, что мы видим их работу с окна. Картина просто живая. Ой, спина у меня заныла. Ммм да, работа не из легких. Никаких тебе машин-автоматов. Кто-то из группы спросил:
- Сколько надо собрать розовых лепестков для одного литра розового масла?
- Восемь тонн.
- Почему же по старинке работают?
- Лучше получается. В секторе «Люкс» только так и работают, вручную от сбора до получения основы для духов. А там, где массовое производство, там в ход идут машины. Понятно. Массовое производство!
Устав от слайдом в полутемных комнатках, мы с Юлианной, заметив впереди коллекцию флаконов, пошли вперед. Почти тут же и остальные в группе перешли в эту комнату. Первый флакон 1367года «Вода венгерской королевы». По легенде, королева завладела рецептом приготовления духов не то от монаха-отшельника, не то от человека, владеющего черной магией. Мы попали в царство старинных флаконов, в которых прослеживается история духов из Древнего Египта до XX века. Чего там только не было: необычной формы горшки, наборы для путешествий, драгоценные фляги. Глаз зацепился за флакон в форме стопы в гладиаторских сандалиях, III век до нашей эры. Рядом бутылка в форме головы римлянина из молочно-опалового стекла. Красивая бронзовая то ли ваза, то ли флакон. Оживилась, узнав французский парфюмерный бренд непревзойденного Рене Лалик. Все это время мы с Юлианной то отставали от группы, то наоборот уходили вперед. Я немного утомилась от старины, от этих слайдов.
Но вот в следующей комнате стало интересно. Мы попали в лабораторию, разумеется, на специальных слайдах. Длинный стол, на разных уровнях множество колбочек с «чистыми запахами». Колбочки называются «нотой». Перед ними сидит «Нос», то есть человек, который, работая с разными «нотами», смешивает запахи в разных пропорциях и составляет своеобразный аромат - «аккорд». Так он создает «мелодию». Тут нужен особый талант, как, например, абсолютный музыкальный слух. И все же этому учатся в специальной школе. И чтоб стать гениальным «носом», надо иметь не меньше десяти лет теории и практики. В мире таких носов 150 человек, 100 из них живут и работают во Франции, а 50 – в Грассе. Интересно, что женщин почти что и нет среди «носов». Странно. Ведь у нас женщин более тонкое, более чувствительное обоняние, чем у мужчин.
Второй этаж - магазин. О, сюрприз. Поднимаясь на второй этаж, мы прошли мимо очень интересного барельефа. Вошли в светлый большой зал. Чувствуется тонкий аромат духов - им пронизан воздух, и даже кажется, что его можно попробовать на вкус. Ассортимент духов разнообразен. Тут тебе и ароматные мыла, гели, свечи, косметика. А какие подарочные коробочки! И все это в первую минуту бросается в глаза. Дамы поспешили к полкам. Однако, наткнулась на коллекцию ваз, я притормозила.
Ваз было восемь. Первая, явно древнейшая. Пытаюсь прочитать. Запись на французском, но кое-что разобрала. Это Кольская месопотамская ваза, 3000 лет до нашей эры. Следующую вазу мне и читать не надо было. Греческая керамическая ваза легко узнаваемая. Это женщина, задрапированная в длинный хитон из оранжевой глины и черной накладкой с оригинальным украшением на шеи. Присмотрелась, вижу украшение в виде пальмовых листьев. Запомнился еще серебристый шарик, что- то вроде ароматической подвески. Читаю, не все понимаю, но похоже, что в отверстия такого средневекового шарика сыпали сухие духи. Защищались от болезней и эпидемий. А дальше под стеклом ювелирная бутылка из лазурита, украшенная золотом, горелка в виде змеи для духов короля, 1700г. Она из лазурита, украшена золотым переплетением и бриллиантами. Помню, что записала в книжечку еще одну вазу в виде бутылки украшенная сапфирами и бриллиантами. Сразу понятно - это работа Карла Фаберже. Что-то бриллианты не так блестят, как в музеях России. Вспомнила, как с трудом меня оторвали от экспонатов Оружейной палаты. Долго я любовалась блеском бриллиантовой броши.
Пока я бродила среди ваз, группа собралась в конце зала. Гид предлагала им разные баночки, женщины могли выбрать тот запах, который им понравится. Одна американка отобрала несколько флаконов. Она просто сияла от радости, что выбрала подарки своим невесткам и друзьям. Стоять в очереди мне не захотелось, я вернулась в зал. Обошла все столы и полки, но то что хотела найти, увы… не нашла мне известные бренды: Chanel, Dior, Chloe, Givenchy, Nina Ricci, Lanc;me. В СССР благодаря министру культуры Фурцевой появились французские духи в 50ые, после того как Фурцева попала на Канский кинофестиваль и была совершенно очарована Францией, французской модой., разумеется и духами. Когда мы поженились, Роберт, будучи в командировках в Москве, всегда привозил мне французские духи. Помню, когда мне надо было в течение нескольких часов собрать самое необходимое, я прежде всего приготовила альбом с фото, англо-английский словарь, красные туфли на каблучке, любимое платье и все флаконы французских духом. Мы тогда были уверены, что вернемся домой. Вернулись, чтобы уехать насовсем. Просто я каким-то образом мысленно переместилось в другое время, в другое ушедшее очень счастливое время. Стоп,- сказала я себе, - сейчас я в магазине Фрагонар. Тут царство этого бренда.
Вернулась к группе, выбрала несколько флаконов с названиями «Остров любви», «Диамант», «Поцелуй», «Ночная красавица» и «Миранда». Позже духи эти достаточно недолго хранили свой аромат. Я вспомнила, что гид говорила, что современные французские духи нынче создаются не на эфирных маслах, от этого аромат у них не стойкий. Это тебе не Climat. Мой самый любимый аромат.
Баночки некоторых из тех 70ых до сих пор лежат среди белья и легкий аромат все также радует меня. А эти, из Фрагонара выдохлись. Повздыхала я, подержала еще пару месяцев эти баночки и выкинула. Да и сами флаконы примитивной формы. Другие времена.
Так что если в музее было интересно, то в магазине разочарование все же меня посетило. Брент Фрагонар XXI века меня более не интересует. Как говорится «coup de foudre» , что означает по-русски «любовь с первого взгляда», а точнее с первого запах не возникла.
Свидетельство о публикации №224070600581