Блэкетт. Военные и политические последствия - 11
Военные и политические последствия атомной энергии / Military and political consequences of atomic energy, 1948
Глава 2. Военно-воздушные силы в европейской войне (1939-1945)
Продолжение
Анализ результатов бомбардировок, приведенный в приложении I, показывает, что Харрис был прав, предполагая, что возможности Германии по восстановлению промышленности, вероятно, будут велики, - но ошибался, предполагая, что ее воля к борьбе будет сломлена разрушением ее городов.
Американская политика бомбардировок была несколько иной, поскольку их самолеты проектировались как дневные бомбардировщики и поэтому были достаточно хорошо вооружены, чтобы защитить себя. Их целью было атаковать "точечные" цели, такие как авиационные заводы и нефтяные объекты. Точечные удары по городам, как правило, предпринимались только в тех случаях, когда погодные условия препятствовали обнаружению и бомбардировке "точечных" целей. На первом этапе наступления, вплоть до рейда на Швайнфурт в октябре 1943 года, бомбардировщики-"летающие крепости" действовали в основном без сопровождения и сомкнутым строем, полагаясь на оборонительную мощь своих орудий. Когда потери от вражеских истребителей становились слишком серьезными, в качестве сопровождения использовались истребители дальнего действия ("Лайтнинги" и "Мустанги"). На последнем этапе войны, когда немецкие военно-воздушные силы почти прекратили свое существование, "крепости" снова могли безопасно летать без сопровождения. С начала 1944 года и до конца войны большая часть усилий американцев и очень значительная часть усилий британцев были направлены на транспортные объекты, железные дороги, сортировочные станции, предприятия по ремонту локомотивов и т.д.
Важное преимущество американских дневных операций перед британскими ночными заключалось в гораздо больших удачных действий против немецких истребителей, и, следовательно, в гораздо большем вкладе, который американские ВВС внесли в завоевание превосходства в воздухе над территорией Германии.
Комбинированное англо-американское бомбардировочное наступление — с тем, чтобы британские ночные бомбардировщики атаковали в основном промышленные и жилые районы, а американские дневные бомбардировщики атаковали, где это было возможно, фабрики, промышленные объекты и т.д. - было официально принято на конференции в Касабланке в январе 1943 года как основная часть военной стратегии союзников. Эта конференция санкционировала широкомасштабное воздушное нападение на Германию с целью "разрушения и дезорганизации немецкой военной, промышленной и экономической системы и подрыва морального духа немецкого народа до такой степени, что его способность к вооруженному сопротивлению будет фатально ослаблена". Публичное выражение этой политики было дано Уинстоном Черчиллем: "Мнения разделились относительно того, может ли использование авиации само по себе привести к кризису в Германии и Италии. Эксперимент стоит попробовать, если не исключены другие методы".
Результаты этого бомбового наступления, проанализированные американским обзором стратегических бомбардировок, обобщены в приложении I. Замечательным и неожиданным результатом стало открытие, что общее военное производство Германии продолжало увеличиваться вплоть до лета 1944 года, несмотря на очень сильные бомбардировки. На рисунке I показано фактическое производство военной промышленности Германии (кривая 1), а также то, каким, по оценкам, оно было бы при отсутствии точечных бомбардировок городов (кривая 2). Кроме того, на кривой 3 показано общее количество сброшенных бомб за шесть месяцев. Стремительный спад производства (рис. 2), начавшийся в августе 1944 года (когда англо-американские армии уже были в Париже, а русские армии освободили всю свою родину и углубились в Польшу), был вызван не разрушением заводов или деморализацией гражданского населения, а главным образом из-за успеха воздушной атаки на транспортную систему Германии, которая препятствовала поступлению угля, продовольствия и т.д., а также из-за нехватки нефти.
Определенные отрасли промышленности, которые были выделены для особого удара, были заметно затронуты гораздо раньше. Производство синтетического каучука и авиационной техники начало быстро снижаться после марта 1944 года. С другой стороны, производство самолетов продолжало расти до середины 1944 года (рисунок 3).
Свидетельство о публикации №224070600658