Спасение табуна

   Маленький Тимур часто оставался в долине пасти коней. Он жил с дедушкой, а тот являлся потомственным коневодом. Старый да малый помогать некому. Зимой мальчик учится в школе, дедушка при деле. Да и что коням сделается, если они находятся на зимнем пастбище, рядом с домом в загоне.

   Другое дело – лето. Выходят в поле с табуном сначала в долину, позже на альпийские луга поднимаются. К этому времени у кобылиц жеребята народятся. Приходит время вес нагуливать. На диких сочных травах и на снежной воде хорошо подрастают. С гор по осени спускаться – жеребята ростом кобылиц догоняют. Умом только не догоняют: резвятся и бегают наперегонки с ветром, чем еще им заниматься.

   Дедушка доверял Тимуру остаться с лошадьми, пока в деревню за продуктами уедет. Мальчик полноправный хозяин: каждого жеребенка по гриве потреплет, за ушами почешет. На кобылиц и жеребцов прикрикнет по хозяйски. А те делают вид, что слушают. Мальчишка твердо стоит на ногах.

   Одного жеребчика больше прочих любил. Родился Аргамак - скакун, слабеньким. Едва на ножках стоял. Да выкормил его Тимур, с бутылочки молоко давал, укрывал в тепло на ночь. Поднял на ноги, второй год с дедом нарадоваться не могут. Мальчик с него на землю редко спускается, только пятки сверкают.

   Вот и сегодня с самого утра  дед собрался в поездку: продуктов больше взять нужно, через пару дней на верхнее пастбище пойдут. Потечет разноцветной речкой табун, забирая к небу. До завтра дожить нужно, а сегодня работы много. И опять новая знакомая придет.

   Две недели тому назад познакомился с девочкой. Она выехала к стойбищу из ниоткуда, словно с неба спустилась. Тимур проверил потом, за тем камнем, откуда она появилась на вороном жеребце, тропы нет. Не откуда ей приехать. На вопросы: с какого селения, чьего рода – не отвечала. Молчала.

   Одежда богатая, не нашего времени. Шелковая белая рубаха, шаровары красной ткани, халат богато расшитый золотом и орнаментами, таких Тимур не видел. Разве только в музее. И высокий головной убор над прической смазанных кобыльим молоком волос. А седло расшито золотыми пластинами. И сбруя богатая.

- Кто ты? - спрашивал ее мальчик. Но ответа так и не получил. Молчала незнакомка, даже имени не называла.

   Внимательно осматривала все округ, одобрительно головой кивала. Будто хозяйка богатого рода и все вокруг принадлежит ей. Только однажды молвила

- Я та которую потревожили! Природа терпелива, но приходит время и ей разговор вести.

   Тимур не понимал ее, но расспрашивать стеснялся, а вернее сдерживал любопытство. Ведь он мужчина! Не пристойно быть любопытным и нетерпеливым. Когда нужно скажет.

   Вот и сегодня выплыла из тумана. По лицу видно – напряжена и обеспокоена чем-то. Молча объехала табун и несколько успокоилась.

- Где старый человек, с которым ты пасешь табун? – спросила строго и требовательно ждала ответа.

- Уехал в селение по делам, к вечеру будет.

- Вечером? Поздно! – изрекла гостья.

   На этом замолчали, росло напряжение, никто не решался продолжить разговор.

- Я та, что живет высоко в горах. Мой сеок сильный и многочисленный. Мне надлежит стать Великой Жрицей народа. Предсказание – мое призвание. Сегодня ты отличишься и спасешь табун. Пора взрослеть, у нас в таком возрасте мальчики рано взрослеют.

- От чего спасать? Никакой угрозы не видно.

- Слышишь? – и показала рукой в верховья реки.

   Тимур посмотрел в ту сторону, но только и услышал непонятный гул.

- Что это? – повернулся, но всадница словно исчезла.

   С верховий реки показалась большая волна. Не знал Тимур, что люди разозлили злых духов – шулмусов и те накликали беду на долину реки. Вышли из-под земли, согнали тучи над вершинами и пролили дождями на снежные вершины. Растаял снег, пошла большая вода вниз, переполняя озера и реки. Началось затопление долины.
Почувствовали опасность лошади, заметались в поисках пути отхода, но не знали куда деваться. Кинулись вниз по течению, уходя от паводка. Собаки выполнили свою работу: сбили табун в кучу и не дали лошадям разбежаться.

   Страх в глазах животных и непонимание, что делать. Прыгнул мальчишка в седло

- Вывози Конек-Горбунок! – ударил в бока любимца своего, чтобы привести в чувство от страха и повел узкой тропой, по ней он несколько раз поднимался из долины. Крута, узкая, едва проходимая. За ним и другие лошади потянулись, вперемежку с собаками. Боятся, но идут вверх за вожаком. Последняя кобылка на тропу уже из воды встала. Но поднялись, ни одна не сорвалась. Будто кто поддерживал.

   Спустя время последнее животное поднялось наверх. Лошади стояли уставшие, бока ходили от дыхания. Соскочил Тимур на землю, прижал к груди голову Аргамака, тот понятливо трется мордой! Выскочили. Ни одна не осталась внизу. Всхрапывая, лошади клонили голову и щипали низкую траву, не успевшую вырасти здесь, на высоте.
Вновь появилась та, что именовала себя жрицей.

- Тимур! Ты спас табун! Ты стал мужчиной. Заклинаю силами небесными, чтобы они берегли тебя!

   Через двое суток приехал со знакомыми мужчинами дед. Пришли верхами.
Он молча обнял мальчика, прижал голову, поцеловал сухими воспаленными губами.

- Кто же тебе помог, мальчик?

- Та, что грезит в кургане и заботится об Алтае!
Иногда нужно совершить поступок и стать мужчиной! А ты готов?


Рецензии
Чудесная легенда пропитанная душевным теплом и любовью к родной земле.Спасибо за чудесное произведение! Прочитал с огромным удовольствием! Успехов! С теплом

Андрей Эйсмонт   08.07.2024 11:04     Заявить о нарушении
Спасибо, Андрей Михайлович. желаю тебе новых сюжетов. С теплом!

Валерий Неудахин   06.08.2024 06:40   Заявить о нарушении