О статье Вся сущность русских. Горький О русском к

               
     О статье «Вся сущность русских. Горький «О русском крестьянстве».
 
   Недавно в соцсетях появилась публикация с общим заголовком
 «Вся сущность русских. Горький «’’О русском крестьянстве’’».  Прочитав статью М. Горького, опубликованную в 1922 году в Берлине, осознала, с какой радостью неизвестный русофоб опубликовал эту статью, выбрав в качестве эпиграфа слова  Лжедимитрия I о злобности, жестокости русского народа.
 
  Не хотелось верить, что  Максим Горький, талантливый русский писатель, автор  гуманистического рассказа  «Старуха Изергиль», повести «Детство», в которой он создал образ бабушки, неграмотной крестьянки, неугомонной доброй женщины, автор пьес « На дне», «Мещане», «Васса Железнова», которые до сих пор идут в театрах, мог создать клеветнический  пасквиль  с оскорбительными, злобными нападками на русский народ.
 
  Может, это фальсификация? Просмотрела несколько публикаций в русских издательствах в Берлине за 1922 год. Искала доказательства того, что эта статья написана не Горьким. Но увы!  Автор этого пасквиля на русское крестьянство – Горький.  Как писал один автор статьи 1922 года, советское правительство хотело  даже лишить автора  за эту статью гражданства.
 
  Когда  её читаешь, то кажется, что писал  человек, лишённый всяких моральных качеств, не знавший ни сострадания, ни сочувствия, ненавидевший русский народ. 
    Горький, как пролетарский писатель, действительно недолюбливал русских  крестьян, «мелких хозяйчиков», которые, как ему казалось, могут помешать созданию государства нового типа, затормозить строительство социализма в Советской России.    Без сожаления рассуждает он  о том, что  вымрут полудикие, глупые, тяжёлые люди русских сёл и деревень (в начале 20 века 85% населения, более 80-ти миллионов человек, составляло крестьянство!), и их заменит новое племя – грамотных, разумных, бодрых людей. Какова мечта, а?!

    Вот он рассуждает о коренных чертах русского народа. По его мнению, русскому народу свойственно чувство особенной жестокости,  хладнокровной и как бы испытывающей пределы человеческого терпения к боли, злобность, глупость, лень, не способность делать добро. «Эти качества вечны, – пишет он в статье, – они существуют в русском народе на уровне инстинкта, а инстинкту важны только утилитарные результаты,  только то, что увеличивает материальное благополучие жизни».  В своей ненависти к народу он даже не замечает противоречивости своих высказываний. Как можно мечтать о новом племени разумных, добрых людей, если  жестокость, жадность, глупость, лень народа существует на уровне инстинкта. А, как известно, инстинкт не поддаётся воспитанию, потому что он дан человеку природой, и избавится от него  невозможно.

  Правда, есть один способ, который приветствует пролетарский писатель! Он приводит слова сельского учителя, который предлагает  избавиться от  бесполезных, больных людей, «слабых, трёпанных жизнью», потому что они обходятся народу  слишком дорого, «и эту статью расхода нужно сократить до нуля». Так поступали нацисты, уничтожая душевнобольных соотечественников. Как  же Горький относится к этим словам учителя? Осуждает? Нет! Он приветствует их и обобщает сказанное: «Вот голос подлинного русского крестьянина, которому принадлежит будущее… Деревня пытается мыслить о государстве в его целом.»
Нет, не в народе от природы живёт злоба.  Не случайно Лев Толстой называл Горького злым человеком.

 Особенно возмутительна клевета Горького на русский народ. Он утверждал, что деревня  наживалась на голоде городских жителей, «пряча сотни тысяч пудов хлеба от голодной Москвы и Петербурга».  Невозможно представить, чтобы Горький не знал о социальном бедствии  в России, о голоде, который  в конце 19 и начале 20 века  повторялся  каждые 7-8 лет и уносил сотни тысяч  жизней. Голод 1911-1912гг. охватил 60 губерний, умерло больше полутора миллиона крестьян. Даже когда большого голода не было, это не означало, что люди ели досыта. Это означало, что люди не голодали. Продолжительность жизни в России накануне Первой Мировой войны  была 33 года, а на Западе – около 50 лет.     По переписи 1913 года только 40% крестьян были грамотными, то есть умели читать по складам.  А закон о всеобщем  начальном образовании был принят в Советской России только в 1930 году.  Хлеба в начале 20 века на душу населения было  в Англии 24 пуда, а в России 21,6 пуда, включая корм скоту. Но в Англии  был запрет на экспорт зерна, а в России такого запрета не было, и зерно вывозили из России. Вот так царское правительство заботилось о своём народе!

  Николай Короленко, друг Горького, Лев Толстой, с которым Горький был хорошо знаком, публиковали статьи о беспросветно тяжёлой жизни крестьян, указывая на причины бедственного положения народа:  молоземелье, эксплуатация чиновников,  подати,  невежество, в котором его сознательно поддерживало царское правительство. Вот истоки бед народных. И Горький не мог об этом не знать.   
 Невозможно разумно объяснить  предвзятое, враждебное отношение Горького к русскому народу. Какое-то помутнение разума!
 
  А ещё в 1918 году  в статье  «Несвоевременные мысли», Горький объективно оценивал бедственное положение народа, его невежество, нищету. В этой статье он утверждал, что самая ценная творческая сила – человек, но его необходимо просвещать.   С болью писал он о глупости и жестокости народа, которые(заметьте!) «воспитаны бесстыдным гнётом монархии, её циничной жестокостью».  И ни слова  о звериных инстинктах народа.
 
 И вдруг через четыре года   уже в статье о русском крестьянстве Горький возложил на крестьян ответственность за кровавый террор, грабежи во время революции. «Жестокость форм революции я объясняю исключительной жестокостью русского народа».  Что заставило его  так скоро пересмотреть свою точку зрения? Откуда эта  ненависть к народу, необъективный анализ русской жизни?
 
  Известно, что  революции всегда были жестоки и беспощадны. Революция во Франции была одним из самых кровавых событий  современной истории. Во время французской революции в 18 веке Генерал Луи Тюрро развернул свои, так называемые, «адские колонны» и устроил террор.   Только в  провинции  Вандея был убит каждый пятый житель, включая детей и женщин.
 
 А Горький противопоставляет невежественной России культурную Европу. По его понятиям, западный человек «ещё в раннем детстве, только что встав на задние лапы, видит всюду вокруг себя монументальные результаты труда его предков». По-видимому, Горький попал под сильное влияние  русского дворянства, жившего в эмиграции, которое лишилось всего вследствие революции. Кстати, в России всегда существовала пропасть в отношениях между дворянством и крестьянством. В среде просвещённого дворянства, то есть светского общества, считалось дурным тоном плохо знать французский язык. Как известно, Онегин «по-французски  совершенно мог изъясняться и писал»…Можете представить коренного француза, говорившего  в своей семье по-немецки, или англичанина, беседовавшего по-французски  со своими знакомыми. 
 
 А вот высказывания Горького спустя  пять лет после написания статьи о крестьянстве. Он уже не общается с русской эмиграцией, и живёт в Италии:    
   «В разное время почти каждый народ чувствовал себя Мессией, призванным спасти мир, воскресить в нём к жизни и деянию его лучшие силы.

  И вот, очевидно, история ныне возложила эту великую роль на русский народ; голодный, изнурённый трёхсотлетним рабством, истощённый войною, под угрозой порабощения грабителями, он говорит трудящимся и честно чувствующим людям всего мира:
”Идите с нами к новой жизни, ради создания которой мы работаем, не щадя  себя, ошибаясь и страдая, с великой радостью труда и пламенной надеждой на успех, отдавая все деяния наши честному суду истории будущего…   идите с нами к свободе и красоте жизни!”»
 (Обращение к народу и трудовой интеллигенции, 1927 год).

   А вот ответ Горького на «дрянненькое письмо» оппоненту  в том же 1927 году:
  «Господин Дан, очевидно, вы не понимаете, что есть жестокость, возникающая в народе из чувства мести за те бесчисленные и циничные мучения, которые он пережил» («Красная газета», 1927 год).

  Вот это М. Горький - талантливый русский писатель, гуманист.
 
  Может, это действительно пасквиль, придуманный русофобом? Но статья однозначно была напечатана в 1922 году в Берлине. Об этом говорят публикации тех лет. Вокруг этой статьи должна была развернуться полемика, потому что  в Берлине в это время жили русские эмигранты:  и народники, и либералы. Сторонники М. Горького говорят, что Горький просто игнорировал эту подделку, гнусный пасквиль. В это не очень верится, потому что слишком оскорбительные  тезисы сформулированы в этой статье,  чтобы остаться равнодушным и молча сносить эту клевету.

   Я благодарна тому русофобу, который напечатал эту статью, потому что хотелось найти  другие высказывания о русском народе.  И я нашла их. 

  Вот что писал  немецкий  философ Вальтер Шубарт о народах Запада и о русском народе, жизнь которого он изучал в течение нескольких лет:
  «Немец от Бога награждён чувством страха, русский – чувством доверия… Западноевропейский человек рассматривает жизнь, как рабыню, которой он наступил ногой на шею… Он не смотрит с преданностью на небо, а, полный властолюбия, злыми враждебными глазами глядит вниз, на землю. Русский человек одержим не волей к власти, а чувством примирения и любви. Он исполнен не гневом и ненавистью, а глубочайшим доверием к сущности мира. Он видит в человеке не врага, а брата….
Англичанин хочет видеть мир — как фабрику, француз — как салон, немец — как казарму, русский, — как церковь. Англичанин хочет добычи, француз – славы, немец – власти, русский – жертвы («Европа и душа Востока. Взгляд немца на русскую цивилизацию». 1939 г.)

  А вот мнение о русском народе Ивана Ильина, русского философа, тоже современника Горького:
   «Вера в Бога давала русскому народу живую совесть, мудрое терпение, тихое трудолюбие, умение прощать и повиноваться, храбрость, преданность, любовь к родине и способность освещать и освящать лучами этой веры весь свой жизненный уклад – и быт, и труд, и природу, и самую смерть» («Россия в русской поэзии» 1937г.). 
   Вот коренные, ментальные, национальные качества русского народа, которые особенно ярко проявляются «во дни торжеств и бед народных». Так было во время Великой Отечественной войны. Вера в победу, мужество, патриотизм, способность принести себя в жертву ради великого дела, проявить мудрое терпение – эти национальные качества народа, так точно сформулированные И. Ильиным, правдиво отразили в своих произведениях  талантливые писатели, участники войны, Виктор Некрасов и Юрий Бондарев. 

  Советский писатель Фёдр Абрамов писал, что победу в войне одержал не только советский солдат, которого невозможно было ни сломить, ни одолеть, ни победить, но и русская женщина, на плечи которой пали все тяготы войны.  Её «мудрое терпение, умение повиноваться,   тихое трудолюбие»  приближали долгожданную победу.
  А живая совесть народа – «прирождённая правда, невольная любовь к добру и истине –, по определению Владимира Даля, всколыхнулась в дни  торжеств, когда Крым вернулся в родную гавань. Многотысячные демонстрации прошли по всей стране.
 
  В это же время  повышались цены на услуги ЖКХ. Коммунисты  Петербурга призвали на митинг. Митинг разрешили. Сколько народу пришло? Не более ста человек.  Интересно, какое событие  из этих двух( Крым или ЖКХ) было бы важнее западному человеку, который во всём следует рациональным правилам жизни?

  Взгляды любого человека могут меняться на протяжении жизни под влиянием обстоятельств. Может быть, именно это случилось с всемирно известным писателем М. Горьким?
  А меняется ли менталитет, коренные, национальные черты нации? У каждого народа есть своя система «ориентиров», которая складывается веками на основе культуры, языка, веры, нравственности, природно-географических условий. И изменить эти «ориентиры» невозможно. Как писал русский писатель Н. Лесков, «без идеала, без веры, без почтения к деяниям предков великих» русская нация существовать не может.


Рецензии