Оренбургский край и печенеги с половцами
В IX веке волго-уральское междуречье заняли пришедшие из Восточной Сибири печенеги и огузы (русские летописи называют их торками), которые говорили на близких друг другу тюркских языках.
В конце IX – начале X века часть из них перешла Волгу и обосновалась между хазарами и Русью.
Южное Приуралье при этом осталось за печенегами.
Печенеги…
Это название встречается в русских, украинских сказаниях и былинах.
И оно обычно связано с историями о грабежах, набегах на мирные поселения.
Видать, не хорошую память о себе оставили эти печенеги…
Но какими они были на самом деле, откуда взялись и как исчезли?
Печенеги - союз тюркоязычных кочевых племён, сложившийся предположительно в VIII—IX веках.
Печенежский язык относился к огузской подгруппе тюркской языковой группы.
Они упоминаются в византийских, арабских, древнерусских и западноевропейских источниках.
«Печенеги» — так называли их русские летописцы, «пацинаки» — западноевропейские и византийские хроники, «баджнак» — арабоязычные авторы.
По-тюркски их звали «беченегами».
Как и все кочевнические союзы, печенеги были, вероятно, разнолики и разноязыки. И в их союз помимо тюркоязычных племён могли входить и какие-то угорские группировки.
Учёные сходятся во мнении, что изначально печенеги были частью древнего племени канглы, игравшего важную роль в средневековых государствах Средней Азии, особенно в Государстве Хорезмшахов.
Регулярные грабежи и разорение своих разрозненных соседей позволяли им получать лёгкие доходы от захвата пленных, которых потом продавали в рабство, или требовали за их возвращение солидный выкуп.
• Современник этих событий архиепископ Орхида Феофилакт писал:
«Их набег — удар молнии, их отступление тяжело и легко в одно и то же время: тяжело от множества добычи, легко — от быстроты бегства… А главное — они опустошают чужую страну, а своей не имеют…»
***
В точности неизвестно, когда печенеги переселились из Азии в Европу.
Мы только знаем то, что в VIII-IX веках они населяли пространство между Уралом и Волгой.
Но потом - в конце IX века - ушли оттуда на запад под напором огузов, кипчаков и хазар.
В 889 году хазары, видя усиление печенегов, привлекли на свою сторону огузов.
Огузы разгромили печенегов и вопреки желанию Хазарии вытеснили их с плодородных пастбищ.
• По словам византийского историка императора Константина Багрянородного, огузы:
«пойдя войною на пачинакитов, одолели их и изгнали из собственной их страны…
Пачинакиты же обратись в бегство, бродили, выискивая место для своего поселения».
Печенеги, лишённые пастбищ двинулись через Хазарию, круша всё на своём пути.
Как раз в это время прекратили своё существование многие посёлки и городища Хазарии…
В этом же году печенеги напали на венгров (мадьяр) – союзников хазар, в Леведии. Леведией называлась страна, охватывающая нижнее течение Дона и Северное Приазовье, и видимо, Прикубанье.
Печенеги разгромили венгров, которые кочевали тогда в причерноморских степях.
Завоевали их земли и частично осели на них.
После поражения венгры переселились в Аталькузу (междуречье Днепра и Днестра).
Печенеги же, преодолев Волгу, обосновались в степях Восточной Европы, назвав их Падзинакией.
В 889-890 годах печенежские орды дошли до Крыма.
***
Увидев богатство русских земель, печенежский каганат начал делать постоянные набеги на эти земли и вступил в затяжной конфликт с киевскими князьями.
В конце IX века – начале X века печенеги вышли к устью Дуная.
Они разгромили города уличей по нижнему течению Днепра, а также разорили славяно-тиверские города в Приднестровье.
После этого они фактически стали хозяевами Северного Причерноморья.
Когда в 965 году под ударами князя Святослава Храброго пал Хазарский каганат, к печенегам перешла власть над всеми землями к западу от Волги.
Они заняли территорию от нижней Волги до устья Дуная - огромные пространства степей между Киевской Русью, Болгарией, Венгрией и Аланией, с одной стороны, и территорией Западного Казахстана с другой.
Были разграблены и сожжены мирные поселения безоружных земледельцев, оседлая культура целых народов пришла в упадок…
***
По свидетельствам древних летописцев печенеги, впервые появившиеся в Причерноморье, невзирая на свои тюркские корни, имели европеоидные черты с небольшой примесью монголоидности.
Согласно описанию в путевых заметках арабcкого автора Ахмада ибн Фадлана невысокого роста брюнеты с тёмными, как земля, волосами брили себе бороды, оставляя чуб и усы.
Их лица были узкими, а глаза — маленькими.
Если учесть, что после успешных набегов пленённые местные жительницы становились наложницами, а кто-то из пленников-мужчин пополнял ряды воинов на условиях всеобщего равноправия, то эти свидетельства совершенно объяснимы.
Умываться печенеги не любили.
Волосы они не стригли, заплетали их в длинные чёрные косы.
На голову сверху надевали шапку.
А одевались совсем скромно.
Их наряды никак не отличались от других кочевых племён, а порой и от жителей Руси…
***
Печенеги — это сообщество племён.
В X веке таковых было 8, в XI - 13.
Внутреннее устройство было такое.
Существовало 2 большие группы:
- 1-я (восточные печенеги) поселилась между Днепром и Волгой.
- 2-я (западные печенеги) кочевала между Русью и Болгарией.
В каждой из них насчитывалось по 40 родов.
Жили печенеги родовым строем.
Племенами руководили великие князья.
Во главе всех племён стоял хан, или каган.
Власть каганов передавалась по наследству.
Важные проблемы решались на советах старейшин и собраниях с участием всего взрослого населения.
***
Основным занятием для печенегов было кочевое скотоводство.
Они владели большими табунами коней, стадами баранов, овец, коров и коз.
Весной и летом скот содержался на пастбищах. Зимой значительная его часть оставалась на специальных зимних выгонах. Для рабочих лошадей, дойных коров и молодняка запасали сено, ветки, устраивали открытые загоны и особые срубы-землянки.
Скотоводство сочеталось с разного рода промыслами:
• охотой, что приносило им мясо, молоко и шкуры;
• рыбной ловлей,
• сбором плодов и ягод.
Занимались печенеги и торговлей.
Продавали в основном скот – коров, коней и овец.
Развивалось железоделательное и кузнечное ремесло, ювелирное и гончарное дело.
У них были драгоценные сосуды, серебряные пояса и хорошее оружие, большие трубы в виде бычьих голов, рёв которых был поистине ужасен.
Основная еда у них – просо, рис.
Печенеги варили крупу в молоке.
Соли у них не было.
Они доили лошадей и пили вместо воды кобылье молоко.
Сырое мясо не жарили, а клали под седло, так оно согревалось.
Если голод был совсем уже невмоготу, не брезговали кошками и степными животными.
Лечились настоями разных степных трав. Они знали, какой настой травы нужно выпить, чтобы повысить дальность зрения.
Многие из них на лету могли с первого раза подстрелить птицу.
Клятву верности они приносили друг другу, прокалывая палец – по очереди пили капли крови.
• Олесь Бузина в книге «Тайная история Украины-Руси» писал:
«В одной из старинных книг – изданных в 1870 году в Петербурге «Сказаниях мусульманских писателей о славянах и русских» – я нашёл очаровательный отрывок из писаний арабского путешественника середины X века. Звали его длинно – Абу-Дулаф Мисар ибн-Муханхаль аль-Хазраджи аль-Янбуи. Родился он близ Мекки, увлекался поэзией и путешествиями, выполнял различные дипломатические поручения и однажды добрался до печенежских кочевий. Сексуальные привычки этих туземцев настолько поразили интеллигентного араба, что в «Книге о чудесах стран» он не смог удержаться от следующего пассажа: «Затем пришли мы к племени, известному под именем печенеги; это люди длиннобородые, усатые, производящие набеги друг на друга. Едят они только просо и сочетаются с женщинами на открытой дороге. Мы путешествовали среди них двенадцать дней, и нам рассказали, что страна их прилегает к северу и к стране славян. Они никому не платят дани».
«Поражаться раскомплексованности печенегов не стоит. Они жили в степи вместе со скотом, ежедневно наблюдали все проявления животной жизни и не выделяли себя из её круговорота.
Но особенно удивляла цивилизованных соседей печенегов их кухня. Степные гурманы с удовольствием пожирали вшей, вылавливая их прямо в собственной одежде. Вечно голодные печенеги даже подогнали под свою народную кухню философскую базу: если паразиты «едят» нас, отчего бы не отвечать им тем же?»
***
Печенеги были язычниками.
Бон – религия тибетского происхождения была для них родной.
Особенностью племени печенегов были их похоронные обряды.
Умершего клали головой на запад. Вместе с ним погребали его лошадей.
И насыпали курганы...
Курганы, которые оставили после себя печенеги, небольшие. Их отличительной чертой являются могильные ямы с дополнительной ступенькой вдоль длинной стороны.
Покойников сопровождал вполне типичный для кочевников вещевой набор.
В погребениях встречаются: большие железные сабли, которые считаются изобретением печенегов, мечи, лук и стрелы, кольчуги, удила, стремена, металлические бляхи, пряжки, нашивки, монеты, золото. Особенно примечательны нашивки в виде птиц или птичьих крыльев.
***
Печенеги не возводили укреплений или городищ.
А доходы получали за счёт военных походов и нападений на соседей.
Печенеги не прочь были повоевать и в качестве наёмников.
В X-XI веках византийские императоры использовали печенегов как союзников в борьбе с Русью и Дунайской Болгарией.
К примеру, в X веке за участие в защите Константинополя от набегов киевских князей византийцы регулярно платили золотом печенежским ханам.
Печенеги почти постоянно воевали.
Огромные земли от Византии до Руси, рост населения, регулярные набеги и успешная торговля дали возможность нарастить военную мощь печенегам.
Как военная сила печенеги представляли собой мощное формирование.
В условиях войны в боевом построении использовали клин, состоявший из отдельных отрядов.
Между отрядами устанавливались телеги, за телегами стоял резерв.
Тактика печенегов была проста. Они стремительно нападали на селенья, создавали панику, убивали защитников, набивали добычей свои мешки и исчезали. У них никогда не было задачи обживать захваченные территории.
Степняки переплавлялись через реки с помощью специально сшитых из кожи мешков. Вовнутрь помещалась вся необходимая амуниция, а потом всё это сшивалось так крепко, что не проходила ни одна капля воды.
Под каждым печенегом – низкорослый косматый конь, быстрый, как ветер. У большинства вместо сёдел – грубо выделанные коровьи шкуры. Их лошади с лёгкостью преодолевали большие пространства.
Кольчуг, шлёмов, панцирей у них, как правило, не было.
Только ханы да воины их личной охраны щеголяли в дорогих кольчугах и затейливых шлёмах.
Остальные были простоволосы. Их длинные, ниже плеч, рыжие, русые и чёрные свалявшиеся волосы от рождения не знали гребня. В сочетании с никогда не мытыми лицами они придавали печенегам дикий устрашающий вид. В вырезах плохо выделанных овчин просвечивало грязное тело. На ногах красовались сапоги из той же овчины, только шерстью внутрь.
Оружие печенега было просто и незамысловато:
- длинное копьё с листовидным наконечником,
- узкий прямой меч в простых ножнах,
- окованная железом дубовая палица,
- лук и стрелы.
Стрелы их, смоченные змеиным ядом, приводили к неминуемой смерти даже при лёгкой царапине.
Редко у кого встречались щиты с закругленными краями.
Непосредственные, словно дети, кровожадные, как степные волки, печенеги к жизни и смерти относились беззаботно и как-то весело, уважая только силу и лихой воинский приём.
Печенеги также отличались свирепым нравом и немыслимым коварством.
Им неведома была жалость.
Набег печенежский, подобно смерчу, уничтожал всё живое. Недаром в русских преданиях печенегов отождествляли с крылатым огнедышащим Змеем Горынычем…
Современники рассказывали, что набег печенегов подобен молнии, а отступление их тяжело от множества добычи, легко от быстроты бегства. Нападая, печенеги предупреждали молву об этом, а отступая, даже не давали возможности преследователям взглянуть на себя – так они были стремительны.
А главное – они опустошали чужую страну, оставляя после себя лишь кострища пожаров да груды порубленных тел.
Жизнь мирная – для них несчастье.
А верх благополучия – когда они имеют удобный случай для войны.
По словам современников, самое худшее то, что печенеги своей численностью превосходили весенних пчёл, и никто никогда не смог сосчитать, сколькими тысячами или десятками тысяч они нападали…
***
Печенеги разрушили многие хазарские поселения и города, перерезали Хазарии торговые пути. Часто совершали набеги на Русь. Некоторые из этих набегов представляли собой серьезную опасность для «матери городов русских».
В 968 году, когда князь Святослав Игоревич со своим войском был в походе на Болгарию, печенеги осадили Киев и едва не взяли его измором. В плен к ним могла попасть сама княгиня Ольга.
Пришлось Святославу спешно покинуть Болгарию, чтобы спасти столицу от погрома кочевников.
Печенеги были наказаны за свою дерзость: князь прогнал их далеко от границ своего государства.
В конце X – начале XI веков великий князь Владимир Святославич вёл упорную борьбу с печенегами, которые угрожали Руси с юга.
Владимир Красное Солнышко оградил Русь надёжным щитом крепостей от печенегов. И тысячи древнерусских сёл, десятки городов были избавлены от ужасов печенежских набегов.
Князь Ярослав Мудрый завершил усилия Владимира по борьбе с печенегами.
Именно ему принадлежит честь разгрома этих кочевников, более ста лет терзавших русские земли.
Случилось это в 1036 году, когда печенеги потерпели сокрушительное поражение под Киевом.
Но окончательно они были разбиты половцами, которые к середине XI века вытеснили печенегов не только из Южного Приуралья, но и междуречья Дона и Днепра.
***
На рубеже 13-14 веков печенеги, смешавшись с торками, венграми, русскими, византийцами и монголами, окончательно потеряли свою принадлежность и перестали существовать в качестве единого народа…
2. Половцы.
Половцы (куманы, кыпчаки) ранее входили в Кимакский каганат, центр которого находился в степях верхнего Прииртышья, и были восточными соседями печенегов.
Язык их, так же как и печенежский, принадлежал к тюркской группе.
Надо сказать, что ни один из имеющихся в наличие исторических источников так и не даёт ответ о достоверном происхождении половцев.
Вопрос этот и по сей день является предметом дискуссий среди историков…
Многими учёными признанно, что половцы – это тюркские племена.
Историки полагают, что в этом конгломерате племён, который нельзя назвать этносом, изначально присутствовали тюркский и монгольский этнокультурные компоненты.
• Арабо- и персоязычные авторы называли их «кипчаками».
• Византийские и мадьярские источники именовали их «команами», «куманами» и «кунами».
• В русских источниках этот народ известен как «половцы».
А их земля соответственно стала называться Половецкой степью.
• Здесь хотелось бы привести интересные рассуждения украинского исследователя Олеся Бузины:
«Странно, но по страницам популярной литературы упорно кочует миф об «истинно арийском» внешнем виде степняков, населявших в XI—XIII веках Дикое Поле. «Есть данные, — пишет в книге «Исчезнувшие народы» С. А. Плетнёва, — свидетельствующие, что половцы были в основном светловолосые и голубоглазые. Отсюда будто бы и произошло русское название — «половые», т. е. светлые, как полова — солома».
Легко же писать кабинетной исследовательнице! Во-первых, начнём с того, что «полова» и «солома» — далеко не одно и то же. Достаточно съездить к крестьянам в деревню — они их хорошо различают. Солома — это высушенные стебли ржи или пшеницы - длинные, светлые, красивые. Она годится как на подстилку скоту, так и на крышу для хат. А вот полова недаром синоним слова «дрянь». Полова, как пишет Владимир Даль, — «обой от молотьбы, отвеянная лузга». По цвету она, скорее, сероватая, грязная. По размеру — чуть длиннее ногтя. И уж никак не похожа на солому!
Так что если половцев и назвали в честь половы, то отнюдь не за парадный внешний вид. Путешествовавший в 1253 году по причерноморским степям францисканский монах Гильом де Рубрук, в отличие от современных специалистов по древним кочевникам, видел их воочию. Половцы ему явно не понравились: «Даже когда мы сидели под своими повозками ради тени, так как в то время там стояла сильная жара, они так надоедливо приставали к нам, что давили нас, желая рассмотреть наши вещи».
Ничего необычного во внешнем виде этих назойливых людишек Рубрук не отметил. Скорее его поразили их гигиенические привычки, отличавшиеся полной беспардонностью: «Если у них появлялось желание опорожнить желудок, они не удалялись от нас и настолько, насколько можно бросить зерно боба; мало того, они производили свои нечистоты рядом с нами во взаимной беседе»... Ну, скоты, и больше ничего! И ни слова о «светловолосости» и «голубоглазости».
А между тем Рубрук был не просто послом французского короля Людовика Святого, но и замечательным, говоря по-современному, «журналистом». Он фиксировал все необычные, поразительные факты, которые удавалось встретить на пути. Посетив готов, живших на южном берегу Крыма, он тут же отметил, что их «много» и что язык их — немецкий. Добравшись до татар, тщательно описал их внешность в главе «О бритье мужчин и наряде женщин»: «Все женщины удивительно тучны; и та, у которой нос меньше других, считается более красивой». Но вот «европеоидности» половцев почему-то не заметил.
Молчат на сей счёт и древнерусские летописи. Правда, «Слово о полку Игореве» упоминает о «красных девках половецких», которых похватали (и, наверное, употребили по назначению) храбрые русские дружинники. Но, отмечая внешнюю привлекательность пленниц («красные» — то есть красивые), поэт ничего не сообщает об их антропологическом типе. Мне же думается — как всё-таки неприхотливы были наши предки! Даже типичная половецкая девка, гадящая прямо не отходя от воза, казалась им «красной»!
Из летописей известно десять браков древнерусских князей с дочерьми половецких ханов. Даже такой знаменитый их враг, как Владимир Мономах, отнюдь не брезговал половчанками. В 1107 году он женил своего сына — будущего Юрия Долгорукого — на дочери хана Аепы. Плод этого брака хорошо известен — Андрей Боголюбский, разоривший в 1169 году Киев. От этого Андрея остался череп, заботливо изученный известным антропологом Герасимовым. Герасимов воссоздал и внешний вид «гибрида»: широкое лицо, узкие глаза, круглая, как шар, голова степняка. Да с такой «рожей» не на святой Руси княжить, а урюк на базаре продавать!
Рассказать о себе сами половцы тоже не могли — от них остался только словарь XIV века. Да и то, составленный итальянцами. Нуждаясь для торговых дел в понимании местного языка, венецианские и генуэзские купцы записали самые важные, с их точки зрения, слова куманов — так называли они половцев.
Зато половцы сумели себя показать, изваяв сотни надгробных статуй, украшающих теперь археологические музеи Украины и России! Всех их отличает явное стремление к реализму — половецкие скульпторы изображали именно тех людей, что лежали под надгробьями. Некоторые из них принадлежат скуластым широколицым мужчинам с лихо закрученными усами. Маленькие зоркие глазки уверенно смотрят из-под плотно натянутых шапок, отороченных мехом. Руки держат ритуальную чашу.
Но особенно заметна монголоидность на женских изваяниях! Крошечные узенькие глаза, носики, буквально тонущие в толстых щеках. Этим фигурам, тем не менее, свойственна своеобразная эротичность. Под каменными одеждами выпукло проступают полные груди и широкие бедра. Удобные для верховой езды штаны плотно обхватывают мощные ляжки.
Эталон половецкой красоты не должен нас удивлять. В степи часто случались стихийные бедствия. Проигранная война означала потерю стада, голод и страдания. Описывая бедствия половцев в Крыму после поражения от татар, Рубрук отмечает: «Когда пришли татары, команы, которые все бежали к берегу моря, вошли в эту землю в таком огромном количестве, что они пожирали друг друга взаимно, живые мёртвых, как мне рассказывал видевший это некий купец; живые пожирали и разрывали зубами сырое мясо умерших, как собаки — трупы». Конечно, нарисованная Рубруком картина — отпечаток катастрофы, уничтожившей владычество половцев в Причерноморье. Но и обычные годы выдавались нелёгкими. В этих условиях особенно ценилась «женщина-консерва» — легко нагуливавшая сало и способная к деторождению даже в голодный год.
Тогда как же возникла легенда о половцах — голубоглазых блондинах?
Первым это предположение выдвинул в XIX веке русский историк-норманист А. А. Куник, пытаясь объяснить славянское название этого народа. Он и запустил идею, что «половый» означает «светлый», «соломенно-желтый». В XX веке в СССР норманистов не жаловали. Поэтому объяснение стало гулять по научным монографиям без ссылки на автора.
Но полова, как мы уже выяснили, — не жёлтая, а грязно-серая. Происходит это слово от другого похожего — «половина». Ровно столько получается этих отходов после обмолота зерна. Появившись в середине XI века у границ Руси, первоначально половцы не переходили на правый берег Днепра — жили на левой половине. Отсюда и название. А стойкая ассоциация диких, не любящих мыться, зато гадящих где придётся, варваров с половой довершила дело. Так куманы и стали половцами.
А вот в голубоглазых блондинов их перекрасили уже в XIX веке — в профессорских «парикмахерских» Москвы и Петербурга».
Сами же половцы называли себя кипчаками, кимаками, куманами…
Интересно, что слово «кипчак» (или, как произносили его сами носители, «кыпчак») на тюркских наречиях означает «злосчастный».
***
После распада Кимакского каганата половцы устремились на запад и заняли земли печенегов.
С этого времени степи волго-уральского междуречья, а затем и Волги – Днепра надолго получили название Дешт-и-Кыпчак («Кыпчакская степь»), а на Руси – Половецкое поле.
При этом в основном заселены были земли от Днестра до Волги. К Яику половцев в редких случаях отгоняли русские князья.
На территории Оренбургской области половецкие древности известны:
• у сёл Тлявгулово и Урал в Кувандыкском районе,
• Новочеркасское в Саракташском районе,
• Буранчи в Беляевском районе,
• на месте города Орска.
***
Как и подобает кочевникам, половцы вскоре освоили тактику внезапных набегов:
- устраивали засады,
- нападали врасплох,
- сметали на своём пути неподготовленного противника.
Вооружённые луками и стрелами, саблями и короткими копьями, половецкие воины бросались в бой, на скаку забрасывая врага кучей стрел.
Они шли «облавой» по городам, грабя и убивая людей, угоняя их в плен.
Помимо ударной конницы, их сила заключалась ещё и:
- в разработанной стратегии, а также
- в новых для того времени технологиях.
К примеру, в таких, как:
- тяжёлые самострелы и
- «жидкий огонь».
Их они позаимствовали, очевидно, у Китая ещё со времён жизни на Алтае…
В начале XI века многочисленные и воинственные племена кипчаков пришли из Заволжья в Причерноморские степи.
Пришли они из глубин Азии тем же путём, что и некогда печенеги…
По мнению такого авторитетного автора как профессор Светлана Плетнёва, в южнорусские степи прикочевало более десятка больших половецких орд численностью от 30 000 до 50 000 человек в каждой.
В итоге, у русичей появился новый сосед – дикие и кровожадные половцы.
Затем они пересекли Днепр и дошли до низовий Дуная.
Вскоре они уничтожили, изгнали или подчинили себе всех прочих обитателей Великой евразийской степи, раскинувшейся от Дуная до Иртыша.
***
Интересные сведения о жизни половцев для нас оставил фламандский монах-францисканец Гийом де Рубрук.
Он совершил в 1253–1255 годах по поручению французского короля Людовика IX путешествие к монголам.
• Вот как он описал увиденное им:
«Дом, в котором они спят, они ставят на колёсах из плетёных прутьев; брёвнами его служат прутья, сходящиеся кверху в виде маленького колеса, из которого поднимается ввысь шейка, наподобие печной трубы; её они покрывают белым войлоком, чаще же пропитывают также войлок известкой, белой землёй и порошком из костей, чтобы он сверкал ярче; а иногда также берут они чёрный войлок. Этот войлок около верхней шейки они украшают красивой и разнообразной живописью. Перед входом они также вешают войлок, разнообразный от пестроты тканей. Именно они сшивают цветной войлок или другой, составляя виноградные лозы и деревья, птиц и зверей. И они делают подобные жилища настолько большими, что те имеют иногда тридцать футов в ширину. Именно я вымерил однажды ширину между следами колёс одной повозки в 20 футов, а когда дом был на повозке, он выдавался за колёса по крайней мере на пять футов с того и другого бока. Я насчитал у одной повозки 22 быка, тянущих дом, 11 в один ряд вдоль ширины повозки и ещё 11 перед ними. Ось повозки была величиной с мачту корабля, и человек стоял на повозке при входе в дом, погоняя быков. Кроме того, они делают четырёхугольные ящики из расколотых маленьких прутьев, величиной с большой сундук, а после того, с одного краю до другого, устраивают навес из подобных прутьев и на переднем краю делают небольшой вход; после этого покрывают этот ящик, или домик, чёрным войлоком, пропитанным салом или овечьим молоком, чтобы нельзя было проникнуть дождю, и такой ящик равным образом украшают они пёстротканными или пуховыми материями. В такие сундуки они кладут всю свою утварь и сокровища, а потом крепко привязывают их к высоким повозкам, которые тянут верблюды, чтобы можно было таким образом перевозить эти ящики и через реки. Такие сундуки никогда не снимаются с повозок. Когда они снимают свои дома для остановки, они всегда поворачивают ворота к югу и последовательно размещают повозки с сундуками с той и другой стороны вблизи дома, на расстоянии половины полёта камня, так что дом стоит между двумя рядами повозок, как бы между двумя стенами. Женщины устраивают себе очень красивые повозки».
Разумеется, такие жилища могли себе позволить далеко не все степняки. И большинство простолюдинов довольствовались гораздо более скромными условиями.
Основной пищей кипчаков были сыр, молоко и мясо.
***
Половцы хлеба не выращивали, домов не строили, поля не обрабатывали.
А занимались кочевым скотоводством, переходя с места на место, от пастбища к пастбищу.
В стадах имелся:
- и крупный рогатый скот,
- и овцы,
- и даже верблюды.
Но главным богатством кочевника являлась, конечно же, лошадь.
Изначально половцы вели круглогодичное так называемое таборное кочевание.
Они, находя обильное пищей для скота место, располагали там свои жилища.
А когда корм истощался, то отправлялись на поиски новой территории.
Поначалу степь могла безболезненно обеспечивать всех.
Однако в результате демографического роста насущной задачей стал переход к более рациональному ведению хозяйства — сезонному кочеванию.
Оно предполагает чёткое разделение пастбищ на зимние и летние, складывание территорий и маршрутов, закреплённых за каждой группой.
Зиму они проводили на берегу моря, в долинах различных рек, где скот мог легко добыть корм.
Весной начинался период перекочевки вверх по рекам, к богатым травой долинам рек.
На летний период половцы останавливались на стойбищах-летниках.
Осенью тем же маршрутом они возвращались к зимовникам…
Осенью, когда кони были сыты, начиналась пора набегов.
И горе было тем, кто вставал на пути кочевников.
Их конные лавины внезапно возникали перед изумлённым и испуганным врагом.
Половцы, проникнув в жилища, кидали в окна ткани, меха и утварь, тащили упиравшихся женщин, словно котят хватали детей по две и по трое, кидали поперёк седла. И, всё, что можно, захватив с собой, поджигали пустое жилище…
Они нещадно грабили мирных земледельцев и сжигали славянские сёла, опустошали окраины городов, убивали мирных жителей или забирали их в плен и продавали на невольничьих рынках.
Они внезапно нападали и также внезапно исчезали, оставляя после себя вытоптанную и выжженную пустыню….
• Один из византийских писателей XII века так писал о половецких набегах:
«В одно мгновение половец близко, и вот его уже нет. Совершил наезд и стремглав с полными руками, хватается за поводья, понукает коня ногами и бичём и вихрем несётся дальше, как бы желая обогнать быструю птицу. Его ещё не успели увидеть, а он уже скрылся из глаз».
Если постараться, наше воображение нарисует такую картину: словно чёрная река, разлившись, катила грозные валы, словно в грозовом небе, клубясь, громоздились чёрные тучи – так бесчисленное половецкое войско затопило степь, окружая селение наших предков…
Половцы также занимались:
• охотой и
• ремёслами.
***
Войско половцев состояло из лёгкой и тяжёлой конницы, имевшей постоянный состав типа русских дружин и ополчения.
Надо признать, половцы были очень искусными воинами.
Они с детства умели прекрасно управляться с конём.
Вооружённые луками и стрелами, саблями, арканами, копьями, половецкие воины с пронзительным криком бросались в бой, стреляя на скаку из луков, засыпая врага тучей стрел.
Поговаривали, что половецкий всадник на лету самую быструю птицу подстрелить может и арканом самой быстрой лошади с первого броска ноги опутать.
Кроме того, они отлично умели воевать копьём и щитом, будучи закованными в тяжёлую кольчугу.
Половцы не любили сражаться с большим и хорошо организованным войском.
Напасть врасплох, смять численно слабого противника, подавить его, разъединить вражеские силы, заманить их в засаду, уничтожить – так они вели свои войны.
Тактика половцев сводилась к:
- устройству засад,
- применению внезапных и стремительных атак конных масс во фланги и тыл противника в целях его окружения ж разгрома.
Физически сильные, выносливые и хитрые, эти дети степей были непревзойдёнными мастерами манёвренной войны.
Когда кочевники шли в большой поход, они высылали впереди себя крупный разведывательный отряд, который насчитывал 7 – 8 тысяч бойцов.
В битве половцы строились отдельными отрядами.
Причём они обязательно использовали в бою резерв и засадный полк.
Бой половцы начинали со стремительной конной атаки, которая внезапно прекращалась: половцы резко разворачивали коней и, осыпая противника стрелами, отступали.
Враги, естественно, бросались их преследовать.
И, как результат, - расстраивали свои стройные ряды.
Вот тут их и атаковали со всех сторон основные силы половцев - в бой шли тяжеловооружённые воины.
Они строились в плотную колонну, и первый удар наносили копьями.
Такая тактика была безотказной…
Но если половцы сталкивались с сильным противником и вынуждены были отступать – они умели и обороняться.
Быстро составляли свои телеги в несколько кругов. После этого накрывали их бычьими шкурами, чтобы враг не мог поджечь их. И затем, укрывшись внутри этого кольца, отчаянно отбивались от неприятеля.
Лучники из-за тесно стоящих возов расстреливали противника.
А всадники совершали дерзкие вылазки из-за этой импровизированной ограды и, нанеся урон врагам, возвращались обратно…
В большие походы выступала практически вся мужская половина орды.
Это позволяло ханам собирать огромные армии.
Правда, боевая ценность таких воинов была не особо велика. Они годились для нападения на мирное население, для преследования уже разбитого противника. Но в прямом столкновении с профессиональными дружинниками половцы несли высокие потери…
***
Каким было общественное устройство половцев?
В XI веке при переселении половцев в Причерноморье, основной их экономической и общественной единицей были так называемые курени.
Это – соединения нескольких, в основном патриархальных, родственных семей, по существу, близких большесемейным общинам земледельческих народов.
Русские летописи называют такие курени родами.
Каждый род имел в собственности земельные участки и летние кочевые маршруты.
В орду входило много куреней.
Причём они могли относиться к нескольким этносам: от болгар до кипчаков и кимаков, хотя их всех вместе русские называли половцами.
Во главе орды стоял хан.
Куренями тоже руководили ханы.
Далее по социальной лестнице следовали половецкие воины (свободные).
В XII веке в разных источниках зафиксированы были ещё 2 категории населения:
- «Челядь» - это свободные, но очень бедные члены куреней.
- «Колодники» – это военнопленные, использовавшиеся в качестве рабов.
В XII веке, как отмечали русские летописи, происходит общественная трансформация.
Кочевание родовыми куренями было заменено аильным, т. е. семейным.
Правда, аилы богачей иногда были столь же крупными, как ранее курени. Но состоял аил не из нескольких более или менее равных экономически семей, а из одной семьи (двух-трёх поколений) и её многочисленной «обслуги».
В «обслугу» эту входили:
- и бедные родственники,
- и разорившиеся соплеменники,
- и военнопленные – домашние рабы.
В русской летописи такие большие семьи именовались чадями.
А сами кочевники, вероятно, определяли её словом «кош» — «коч» (кочевье).
В ХII веке аил-«кош» стал основной ячейкой половецкого общества.
Аилы не были равновелики, а главы их не были равноправны.
В зависимости от экономических и внеэкономических причин (в частности, принадлежности семей к родовой аристократии) все они стояли на разных ступенях иерархической лестницы.
Одним из заметных внешних атрибутов власти кошевого в семье был котёл (казан).
Кошевой самой богатой, а значит, и влиятельной семьи был главой рода, т. е. нескольких больших семей.
Однако род-курень был единицей «промежуточной».
Объединяющей аилы организацией была орда.
Потому как даже большой курень или аил не мог кочевать в степях в полной безопасности. Ведь нередко аилы сталкивались из-за пастбищ. Ещё чаще происходил угон скота (барамта). А то и захват веж и пленных жаждущими скорого и лёгкого обогащения удальцами.
Поэтому и необходима была какая-то регулирующая власть.
Она вручалась выборным путём на съезде кошевых главе наиболее богатой, сильной и влиятельной семьи (вместе с тем и куреня, к которому она принадлежала).
Так аилы объединялись в орды.
Очевидно, глава орды получал высший титул — хан. В русской летописи этому соответствовал титул князя.
Добытое в походах богатство делилось между представителями местной элиты, участвующей в походе.
Простые же люди, не имея возможности кормиться самостоятельно, попадали в зависимость к аристократам:
- мужчины-бедняки занимались выпасом скота,
- женщины же прислуживали у местных ханов и их семьи.
С XII века происходит и процесс организации более крупных объединений – союзов орд.
Во главе их встают «великие князья» — ханы ханов – каганы.
Они имели фактические неограниченную власть, могли объявлять войну и заключать мир.
Некоторые ханы исполняли и функции жрецов.
Но в половецком обществе существовала и специальная жреческая прослойка – шаманы.
Основными функциями шаманов были гадание (предсказание будущего) и врачевание, основанное на непосредственном общении с добрыми и злыми духами.
***
Какова была роль половецких женщин?
Надо сказать, что женщины в половецком обществе пользовались большой свободой и почитались наравне с мужчинами.
Женщинам-предкам сооружались святилища.
Многие женщины вынуждены были в отсутствие своих мужей, постоянно уходивших в далёкие походы (и погибавших там), брать на себя заботы по сложному хозяйству кочевий и по их обороне.
Половецкие женщины не оставались в стороне от ратных дел.
В эпоху военной демократии девушки принимали участие во всеобщих походах.
Да и оборона кочевья во время отсутствия мужа предполагала также наличие воинских навыков.
Так и возникал в степях институт «амазонок» - женщин-воительниц.
Они запечатлены были в степном эпосе, песнях и изобразительном искусстве.
А оттуда уже перешли и в русский фольклор (в русских былинах под именем поляниц).
***
Умерших своих печенеги хоронили в узких прямоугольных ямах головой на запад.
Над могилой насыпали небольшой курган.
Покойного сопровождал любимый конь – в могилу помещали его шкуру или чучело.
Особенностью половецких захоронений является наличие гробов – из досок или деревянных колод.
Наборы вещей в курганах обычны для кочевников: у мужчин – берестяные колчаны со стрелами, ножи, кресала; у женщин – бронзовые или серебряные серьги, перстни, подвески, ножницы, бронзовые зеркала и детали головного убора.
В местах постоянных стойбищ (зимников и летников) половцы устраивали святилища, посвящённые предкам, в которых сооружали их изваяния, нередко называемые «каменными бабами». Значительная их часть сосредоточена в междуречье Днестра и Волги.
Одна из них найдена у села Петропавловки (Новосергиевский район Оренбургской области).
Что собой представляли «половецкие бабы»?
Специфической чертой половецкой культуры являлись каменные статуи предков.
Их называют каменными или «половецкими бабами».
«Половецкие каменные бабы» стерегли души их предков.
Когда-то их ставили в степи «сторожить» мёртвых и защищать живых, а также помещали в качестве ориентиров и указателей для бродов.
«Половецкие бабы», как и другие каменные бабы – не обязательно изображение женщины, среди них много и мужских лиц.
Даже сама этимология слова «баба», происходит от тюркского «бабал», что означает «пращур», «дед-отец».
И связано это с культом почитания предков, а вовсе не с существами женского пола. И «бабы» эти представляли собой своеобразные охранные обереги от душ умерших людей.
Хотя, по другой версии, каменные бабы – следы ушедшего в прошлое матриархата, а также культа почитания богини-матери у половцев (Умай), олицетворявшей земное начало.
Единственный обязательный атрибут – сложенные на животе руки, держащие чашу для жертвоприношений, и груди, всегда свисающие на живот. Причём такие груди встречаются и у мужчин. Очевидно, это связано с кормлением рода.
Располагали каменные статуи на вершинах курганов или холмов в квадратных или прямоугольных святилищах, сложенных из камня-плитняка.
Чаще всего ставили мужское и женское изваяния — родоначальников коша — лицами на восток.
Но попадались святилища и со скоплением фигур.
Согласно верованиям половцев, которые исповедовали шаманизм и тенгрианство (поклонение небу), мёртвые наделялись особой силой, способной как помогать, так и вредить живим.
Проводником и посредником между миром живых и миром мёртвых был шаман.
Перед статуями молились, надеясь, что умерший предок из того мира сумеет помочь живым в их делах. Приносили статуе жертву (судя по находкам, это были обычно бараны), чтобы заручиться её поддержкой.
Как и многие народы, половцы своим покойникам в могилы клали всё, что нужно для нормальной загробной жизни: коня, украшения, запасы пищи и, разумеется, оружие.
***
В XII веке у половцев складываются несколько племенных объединений (орд): днепровское, донское, нижневолжское, лукоморское и другие.
Половецкие группировки имели сложные отношения с Русью.
Они часто совершали набеги на Русские земли, участвовали в княжеских междоусобицах, угоняя в степь толпы пленных, которых затем продавали в рабство.
Бывало и так, что им приходилось отражать ответные набеги русских князей.
Вместе с тем половцы активно торговали с Русью, а половецкие ханы роднились с русскими князьями.
Надо сказать, что начавшийся период русско-половецких войн имел одну интересную особенность. Ни русские, ни половцы не стремились завоевать земли противника.
И как бы ни складывалась военная ситуация, граница Руси и Половецкой Степи оставалась неизменной.
Половецкие орды доходили до Киева, русские дружины до Дона, но каждый раз после походов армии возвращались на исходные рубежи.
Можно сказать, что это была пограничная война, актуальная не для всей Руси, а лишь для её южных княжеств: Киевского, Переяславского и Черниговского.
Надо сказать, что за полтора века половецкие ханы предприняли почти 50 больших походов на Русь. Это не считая бесчисленных мелких грабительских набегов.
Причём разорению подвергались самые богатые и густонаселённые земли.
От наездов этих степняков много горя знала Русская земля.
Города и сёла пустели.
Поля зарастали травой, и на них рыскали дикие звери.
Русские головы стлались, как снопы, земля сеялась костями и поливалась кровью, а по небу то и дело разливалось пожарное зарево…
А глад и мор довершали начатое половцами чёрное дело. И превращали обжитые земледельческие районы в «Дикое поле».
Половцы отрезали от Руси Чёрное море и Византию, захватили русское княжество Тьмутаракань…
В результате ряда победоносных походов вглубь степей в начале XII века князю Владимиру Мономаху удалось:
- изгнать половцев из Причерноморья и Приазовья, и
- заставить откочевать за Волгу, Яик и на Кавказ, и
- надолго отбить у них охоту соваться к Киеву.
Вздохнула Русь, избавленная на время от опустошительных половецких набегов.
Безопасными стали жизнь в порубежье и торговые пути по Днепру.
Черта земледелия продвинулась на юг…
***
В начале XIII века у русских князей и половцев появился общий враг – монголы.
После монголо-татарских завоеваний 13-го века половцы:
- частично были уничтожены монголо-татарами;
- частично смешались с ними и вошли в состав Золотой Орды;
- частично бежали в соседние страны (Венгрия, Болгария, Византия, Русские княжества, Литва, Северный Кавказ, Закавказье).
Свидетельство о публикации №224070700233