Владимир Красное Солнышко

Владимир I Святославович. Святой Равноапостольный Великий князь


       Не открою ничего нового, сообщив, что распад древнерусского государства начался при Владимире Великом, причиной тому стал он сам, предварительно рассадивши по удельным княжествам весьма разросшееся потомство. Есть мнение(Карпов А. Ю. Владимир Святой. — М.: Молодая гвардия, 1997. Глава 12. Последние годы жизни. Смерть), что любвеобильный Владимир предполагал наследником сына Бориса, князя ростовского. Но!

       Если полагал, почему не озвучил заранее? И потом.

       А если бы и озвучил, куда было деваться остальным двенадцати сыновьям?
Все, как на подбор Рюриковичи. Сидели на удельных «столах» уверенно, и вряд ли отказались бы от личной власти по какому-то там завещанию, будь оно даже написано.

       Немаловажно и то, что разросшейся местной знати, куда выгоднее было иметь, пусть удельного, но  собственного князя под боком, чем великого, за в далёком Киеве.

       Напомню, что подобный подход «региональных элит» прослеживается и в СССР, когда партийно-советская номенклатура легко, а главное быстро «разбежалась» по «национальным квартирам», узурпировав власть, и разделив с «бандюками», бывшую нашей с вами, социалистическую собственность! Но «Всему свое время и место.»[24, гл. 3 ст. 1]

        Смерть Владимира Великого завершила процесс распада Руси. Титмар (Thietmar) епископ Мерзебургский из рода фон Вальбеков удостоверяет: «Сыновья его разделили между собой государство и во всём подтвердилось слово Христово. Ведь я опасаюсь, что последует то, исполнение чего предвещает голос истины; ведь говорит он: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет», и прочее. Пусть молится всё христианство, дабы Бог изменил этот приговор в тех землях!»[25, раздел 72]

        Странно из уст иноземца слышать скорбь о будущем Руссии, но или «всё христианство» молилось не ревностно, или, что вероятней всего, не молились вовсе, потому что «Бог приговор» не отменил. Страна погрязла в междоусобной войне, из которой живыми вышли только два Владимировича и то потому, что княжили на окраинах, Ярослав – в Новгороде Великом, а Мстислав – в Тмутаракани.
        Вывод - очевиден и приведён в первой фразе первого абзаца.

***
[24]  Книга Екклесиаста, или Проповедника (гл. 3 ст. 1)

[25]  Титмар из Мерзебурга Хроника Chronicon Книга Седьмая, раздел 72 http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Thietmar/frametext7.htm


Рецензии