Эпизод 20. Рождение Неаполитанского герцогства

С момента, когда жители Неаполя сами открыли врагу ворота, и сдачей города возвращение готов, безусловно, оказалось менее насильственным, чем вторжение римско-византийских "братьев". Благодаря покорному поведению жителей, готский король Тотила был очень снисходителен к населению, в том числе, ещё и за то, что тот сопротивлялся осаде, организованной византийскими "соседями" Неаполя до самого конца - до разрушения города.

Войдя в город, Тотила увидел, что долгая осада довела жителей до голода и истощила неаполитанский народ. Поэтому он раздавал им пищу с осторожностью, малыми порциями, затем всё более и более постоянными, чтобы жители могли восстанавливать свои силы постепенно.

Кроме того, как было и обещано, готский король хотел позволить  гарнизону покинуть Неаполь морем, но, поскольку это было практически невозможно из-за сильного волнения на море, он снабдил их лошадьми, чтобы они могли вернуться в Рим, хоть и  в сопровождении готского конвоя.

В ожидании того, что византийцы могут вернуться и снова завладеть городом, были снесены большие участки оборонявших его могучих стен, что вынудило бы возможных захватчиков к битве в чистом поле.

И действительно, византийцы, как и ожидалось, в первый раз безуспешно пытались завладеть Неаполем, зато при второй попытке им удалось убить Тотилу и окончательно закрыть долгий спор с готами об Аппенинском полуострове.

Снова, будучи византийским, Неаполь стал их провинцией, управляемой военными губернаторами, называемыми "дуксами" или герцогами. Они постепенно становились лордами и хозяевами города, что привело к созданию в VII веке Неаполитанского герцогства, просуществовавшего более пяти веков и ставшего полностью независимым от Византии.

Территория герцогства помимо Неаполя включала в себя ограниченную площадь прибрежных районов, таких, как близлежащие Амалфи и Гаэта, простиралась в районе Везувия, захватывала полуостров Сорренто и остров Капри, позже переданном в 866 году в дар Амалфи. Продолжалась во Флегрейской области и на островах Искья и Прочида, в Афраголезе, на территориях Помильяно-д'Арко, Кайвано, Сант-Антимо, Джульяно, вплоть до озера Патрия, в Нолане, а также в различных областях нынешней провинции Казерта и Авестано.

В этот период население Неаполя составляло около 35 тысяч жителей, герцогский дворец располагался в старинном  районе Нила, между нынешними холмами Монтероне и Спакканаполи, и отличался наличием разнообразных двориков, аркадами и садами.

После эпохи готов, в 572 году,  другой варварский народ из холодных северных областей стал угрожать бывшему неаполитанскому раю, так и не сумев в итоге его завоевать. Речь идёт о лангобардах. Но и не только они.

Герцогство с самого своего возникновения и на протяжении всего своего существования было вовлечено в непрерывную череду войн, главным образом оборонительных от нападения своих могущественных и многчисленных соседей. Среди них, помимо лангобардских княжеств Беневенто, Салерно и Капуи, были сарацинские корсары, возвратившиеся византийские императоры и римские папы и, наконец, иные, новые варвары, которых, как мы увидим в следующем эпизоде положили конец герцогству.


Рецензии