Мастер и Маргарита. Любовь двух душ и умов

Литературный ппоект
"Твёрдый знакЪ"

Исследование
"Нейрографика мышления"


Заметка

"Мастер и Маргарита:
Любовь двух душ
и
прочтение двумя умами"

(памяти жизни и наших чтений с мамой)


- Вы, судя по всему, человек исключительной доброты? Высокоморальный человек?
- ...я легкомысленный человек
("Мастер и Маргарита")


Данная заметка - не совсем обычное прочтение романа, сквозь общее сознание и биение сердец, и посвящается памяти нескольких людей, и здесь я позволю свободу чувству и мысли - данная заметка памятная...

"Мастер и Маргарита", наше любимое с мамой произведение, которое за жизнь помним наизусть, и вызывающее те же мысли и чувства, тот же отклик души и ума на угаданную Мастером историю. И надеюсь, что многие найдут ту теплоту и те знакомые и любимые сердцем и умом слова, которые хранит роман. А сколько раз по ежегодной традиции мы вместе пересматривали кинематографический сериал по мотивам романа! И можно и дальше смотреть этот бесконечно-вечный мир, но моими же словами "смерть не видит жизни без оков"...И это была единая жизнь, одна любовь двух душ, и общность мысли. И вот мамы не стало... И я помню каждую эмоцию и чувство, свои и мамины, мнения, мысли, любимые цитаты как одну жизнь для двоих, о чём, в том числе, и роман - о любящих и любимых людях, говорящих сердцем и разумом на одном языке и об одном мире и жизни. И возможно это единое мышление, когда сознания думают, а сердца бьются в унисон. Вспоминая наши чтения и просмотры, пишу об этой любви двух душ и о прочтении двумя умами романа - и это мир нескольких сознаний, и откроем этот мир вместе, думая словно единым разумом, потому что это история об истине, даже для тех, у кого "своя правда", но истина всегда одна, и как та страница Книги жизни Б.Пастернака, "которая дороже всех святынь". Как написан роман и говорит с читателем, и чуткость, с которой уловлены и сохранены в памяти реакции другого человека в связи с прочтением, - о многом говорит. Это сила слова. Это любовь к жизни, внимание и понимание друг друга. И это счастье родных душ.

И как всегда, начинается всё с начала, с появления на Патриарших прудах "двух граждан", воплощённых силой слова в жизни читающих роман людей, - всё начинается с первого прочтения. И это сила принесённой словом истории. "Это может кто подтвердит" - и мы уже вдвоём будто и сами охотно подтверждаем рассказ на Патриарших прудах - так рукопись глаголит истину, и чувство, что так оно и было на самом деле. И это обращение писателя и ответ читателя на него словно общение сквозь время. Первое чтение состоялось в школьные годы, а затем последовал кинематографический сериал, и мы с мамой уже вместе читали и смотрели, и словно живая видеокамера, моя память сама "записывала" все реакции и живой отклик на произведение - это оказалось моей естественной способностью - проникаться, понимать и проживать чувства другого человека и свои единым чувством и мыслью. И вот что удивительно, что радуют душу и занимают ум те же фразы, настраивая разных людей на единый лад. Например, составление заявления Иваном - и наша одинаковая реакция на слова "с Михаилом Берлиозом, задавленным трамваем, не композитором". Одинаково нам были смешны и вошли в повседневность шутки о "бронированной камере", в которую так рвались все герои романа с намёком на аресты и репрессии тех лет - а тут люди сами просят, сами рвутся, сами жаждут быть заключенными в эту "бронированную камеру". Шутки ради, когда я бронировала, к примеру, номер в гостинице, говорила, что заказала "бронированную камеру". И многие цитаты героев и их характеры и образы и поведение влились в жизнь и живут таким образом, как та же фраза о свежести, первой и последней, или если надолго оставались дома ввиду каких-либо домашних хлопот, то для краткости обрисовки ситуации мы говорили "засел в квартире номер..." А когда нужно разобраться с каким-либо запутанным делом, словами Коровьева, начинали "увязывать". Это бесконечное перечисление... И это жизнь произведения через читающее сознание. И далее можно просто перечислять всё самобытное и новаторское, что создано словами Мастера, и что вызывало одинаковую реакцию и завсегда поднимало настроение и дух: "не шалю, починяю примус", "штукарь из Варьете", "наушник и шпион", "как ананас в оранжерее", "взвейтесь и развейтесь", "мяукающий берет", "праздничную полночь приятно немного и задержать", "Достоевский бессмертен!", "поэт Бездомный из сумасшедшего дома", "Дура! При чём тут Вульф? Вульф ни в чём не виноват!", "месть вышеизложенного председателя", "лгать не надо, по телефону", "не помню - меня не было в костюме", "алмазная донна", "это крем!", "все очарованы, влюблены, раздавлены", "он не заслужил свет, он заслужил покой", "невидима и свободна"... И одинаковое восприятие людьми текста также свидетельствует о точности выбранных писателем средств воплощения": например, это разница в приёме, оказываемом каждому из "гостей" квартиры 50: встреча "товарища Поплавского" Бегемотом и рыжим грубияном Азазелло, или заведующего буфетом - Геллой, - и ко всем - свой подход, изобличающий людские пороки.

В память мамы я вновь смотрела кинокартину - и передо мной - живое восприятие, когда человека уже нет. В этом и есть волшебство книги, слова, воспоминаний, самого сохранённого мышления, сознания,  мыслей человека, несущими его образ и частицу его жизни. И ответ, почему произведение имеет такое значение в жизни, - потому что оно о людях и их жизни среди людей, о людях добрых и почему нет прежних и отчего люди не желают становиться лучше, и это история о том, кто страдал, и о той, которая страдала и мучилась из-за него - "тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит". Я всегда буду вспоминать эту живую связь произведения и его восприятия, пока жива и живу, и хотя люблю жизнь, со смертью мамы от врачебной ошибки, из-за людей, словно умерла не только она - не стало и части моей жизни, которой была её жизнь и здоровье. Никто из врачей не слышал и не желал слушать и услышать жалобы человека, страдавшего каждый день, каждое мгновение своей жизни от болей... Сколько я ездила с мамой вместе, сколько убеждала врачей, просила помочь, обратить внимание на жалобы, на симптомы, но эти люди остались глухи, немы, слепы. А мы были в одном шаге от новой жизни для двоих... И в романе воплощён яркий пример неверия Берлиоза и Ивана рассказу Воланда, когда тот говорил правду, но ему не верили, даже когда правда была самим упрямым фактом. Слово очень многое значит. Оно может значить Жизнь. Одного сказанного вовремя слова правильного диагноза не хватило, чтобы жил человек, и целая жизнь человека ушла. А литературное слово, которое обладает той же жизненной силой, тоже поддерживало эту жизнь. Что остаётся - говорить это Слово, повторять и напоминать - любите жизни друг друга, люди, и будьте Людьми... И недаром в романе двух любящих людей забирают вместе из мира в то "новое" - к покою, которого не было в жизни человеческой, и причиной тому всегда сами люди, а не жизнь, которую почему-то так любят винить, - роман многому учит, если желать и уметь учиться и претворять это знание в действии - в жизни.

И не забывайте, что это не только литературная история: в истории романа - жизнь писателя. Я всегда чувствую и узнаю в словах и за строками рассказ самого жизненного пути автора. Михаил Афанасьевич написал роман "Мастер и Маргарита" о всех людях и обществе, и, конечно же, о двух любящих людях, одних среди человеческих жизней, среди людей, которые только "напоминают прежних", но где они сейчас, эти настоящие, прежние, добрые люди - вот вопрос, задаваемый великим Мастером литературного слова с каждым прочтением человечеству на все времена. Стремитесь быть людьми, настоящими людьми, быть любящими, человечными, гуманными, цените жизнь и жизни - может быть множество технологий, но жизнь всегда одна, и она чувствующая, хрупкая. У меня в жизни  были настоящие люди, но они ушли, и теперь словами Иешуа "Нет никого. Я один в мире", в надежде найти "прежних людей" или постараться воспитать таковых или стать самому настоящим человеком. И роман подарил любовь - самую светлую и преображающую силу в мире. А взгляд на людей и разочарование привёл к решению работать только с детьми, чтобы их будущее становилось человечным настоящим, и продолжать исследования здоровой и долголетней жизни и жизни сознания, её сохранения и воплощения. И я уезжаю в поисках места, которое можно назвать домом, и людей, которых можно назвать добрыми. "Невидима и свободна"...

Это история человека среди людей, история страдающего, мучающегося, безвинно осуждённого, распятого на кресте, и вот я смотрела на крест над маминой могилой и вспоминала, как мы переживали историю понесшего муки за других людей Человека, и теперь я одна переживаю эту историю уже нескольких жизней... И остаётся верить, что "всё будет правильно - на этом построен мир", и для этого самим людям нужно действовать в жизни.

Помните настоящих людей, успевайте сказать им доброе слово при жизни, как должно было бы быть при жизни писателя, и сделать доброе дело в жизни, единственной и неповторимой. И, как двое любящих, "прежних" людей, Мастер и Маргарита, заслужили покой, и о них помнят как о настоящих людях, - и это и есть вечная память, и вечная жизнь...

2024, Ксения Мира


Рецензии