2. 14 Антикварные часы. Опасный вояж

      2.14. Художественные проекты мадам Юварт-Крыскиной
      В жизни мадам Юварт-Крыскиной началась вторая, третья или даже новая молодость. Находясь в городе Анкара, она стали «востребованной», у неё как-то очень быстро появились знакомые, что вызвало удивление у её друга, художника Орхана Гюлье. По этому поводу он заинтересовано спросил:

     - Я, человек местный, родился в этом районе, и сейчас, почти год проживаю здесь, но у меня нет столько знакомых, как у тебя, Юварт. Ты за пару недель обросла знакомыми, друзьями, тебе звонят, с тобой договариваются о встрече, у всех с тобой какие-то дела,. Ты стала нужна моим родственникам: брату Юсуфу и его внукам Кувету, Гувену, младшей дочери сестры Юлсит, молодому художнику Юлю Азиз, директору галереи Рамадану Эрхану, даже горничной гостиницы, которая подружилась с ней на почве любви к коту-тайцу, и сегодня еще один друг у тебя объявился, звонит этот француз Антуан де Бернар, хозяин здешнего ресторана.  Подумаешь, он  хочет на французском поговорить с мадам Юварт, а что я? Я тоже почти француз, учился в Париже, хорошо говорю по-французски, к тому же, известный художник и материально независим, но почему-то мне не звонят и меня на ужин не приглашают?

     Орхан обратился к Мадам Юварт-Крыскиной с серьёзным вопросом:       
      - Юлия, объясни, пожалуйста, в чём твой секрет и успех? У тебя в этом незнакомом турецком городе уже появилось много знакомых и столько совместных дел с ними? Как тебе удается быть нужной?

       В ответ услышал рассуждения о жизни:
- Ничего нового и удивительного, так скажет любой – трудиться нужно! Я всю жизнь так и жила, много работала, много идей придумывала и, не мечтала, а делала. Сама удивлялась и радовалась своим успехам. Люди видели результаты, вместе с ними делали, конечно, предатели и завистники были.

       Я всегда раздумываю, почему люди видят только свой труд, и всегда преувеличивают, и совершено не замечают работу, выполненную кем-то другим, всё хорошее приписывается себе, а в каких-то неудачах, «проколах», конечно, опять винят этих «других», чаще всего того, кто задумал это дело. А, если бы кто-то не задумал и не стал делать, об этом эти «другие» не задумываются. Это так, моё лирическо-философское   отступление от твоего вопроса. 

      Я стала самостоятельной и сильной, но в последние годы я как будто  устала, мне показалось, что я потеряла интерес, отошла ото всех дел, жила спокойно, в своё удовольствие, в удаленной стране Гномов-Сад. Материально могу сама себя достойно обеспечивать, имею много друзей в разных странах.

     Однажды, меня, как специалиста по старинным ювелирным украшениям, пригласили в следственный отдел, чтобы я сделала заключение о художественной ценности итого изделия и, когда  я увидела на фотографиях, а во второй раз их дубликат, то чуть не потеряла сознание. Это были мужские, карманные часы на шатлене, напомнившие мне о тех, именных часах, подаренных моему деду лично Российским царём.  Вспомнились мои близкие люди, и я уже не смогла продолжать жить привычной, спокойной жизнью.

       Я верю, что случайностей не бывает, и я поняла, что это событие для меня стало знаковым, которое я восприняла как зов предков, ведь вместе с этими часами осталось много трагического и неизвестного. Как это так, подумала я, кто же, как ни я, специалист в области антиквариата, представитель своего рода Ювартов, должен разобраться  и провести поиски, я просто обязана найти этот семейный предмет, хотя бы узнать его местонахождение, пусть он будет в музее или частной коллекции, я хочу об этом знать. Но, чем больше я интересуюсь этим вопросом, тем больше понимаю, что эти часы где-то «гуляют» по закоулкам черного рынка.
 
      Я всегда была независима, привыкла принимать решения самостоятельно, не советуясь ни с кем. Я могу заработать нужную сумму, чтобы выкупить этот именной, семейный предмет, а вот кому его передать дальше, я еще не решила, но решу.
 
       Ты спрашиваешь, в чем мой секрет? Конечно, звёзды с неба мне сами не сыпались, мне приходилось работать, изучать материалы, архивы, разбираться и следить за современными торгами антиквариата на аукционных биржах, следить за перспективными тенденциями в искусстве, создавать эскизы авторских ювелирных украшений, заниматься поисками уникальных старинных изделий, покупать их, перепродавать, иногда помогать людям разбираться в антиквариате, консультировать частных коллекционеров, Но основной доход имею как учредитель коммерческой ювелирной компании «Юварт и К», а также получаю проценты от других коммерческих контрактов, договоров и договоренностей. Одним словом: «Знания – это товар, который дорого стоит, и который нужно уметь продавать!»

      Но в отличие от тебя, у которого тоже есть знания, опыт и товар в виде авторских картин, мой товар, наверное, на этом рынке более нужный и более разнообразный, и предназначен для более широкого потребителя, чем твой. Согласись, что живопись, это товар на любителя, кто покупает тебя? Коллекционеры, любители и еще несколько человек, и то, потому что ты - модный художник, а завтра забудут, за исключением, может быть, некоторых музеев, которым нужно в зале заполнить недостающую страницу об эпохе, или творцах такой-то страны. А ювелирные украшения нужны гораздо более широкой аудитории, они передаются по наследству и с каждым годом дорожают.

      Нет, пожалуй, даже не в этом дело, а в том, что я везде работаю не одна, а с людьми, с компаньонами. И закон рынка гласит, что там, где есть наемный работник, там есть прибавочная стоимость. Так, что теорию Карла Маркса никто ещё не опроверг, даже коммунисты и те это понимали. Вот ты, например, возьми и найми подмастерье для написания твоих работ, обеспечь заказами, найти покупателей, придумай новые идеи, снабди их материалами, обеспечь контроль, и поставь своё известное имя, и к тебе сразу люди потянутся, много непризнанных, «гениальных художников».

       Кстати, даже сейчас ко мне в голову пришла одна интересная идея, я хочу предложить тебе новый проект. Слушай внимательно, пока не перебивай. В современном художественном мире сегодня все активнее звучит этническая тематика, люди захотели ощущать себя носителями какой-то своей культуры, и сегодня в искусстве возник интерес к магической, мифологической основе древней культуры. Это примерно такая же тема, которую я предложила молодому Юлю, но у него арабско-мусульманская направленность, а у тебя есть прекрасное поле деятельности, так как ты проживаешь в Нью Йорке, тогда нужно использовать культурный пласт - коренные народы Америки, индейские племена, но не исторические сюжеты, а через глубинные этно-мифы, легенды, ритуалы, символы. Но эта тема должна зазвучать по-современному, в современном стиле, и, обязательно, в твоей узнаваемой, творческой манере. Даю тебе время, также полгода.

       Вот бы еще третьего художника найти, которому я бы предложила тоже тему «современной архаики», скорее всего был бы Восток буддийский, очень интересное развитие темы видится, а там и ранне-христианская культура тоже интересна, а Древний Китай, Япония… , славянская мифология, а скифско-звериный стиль…!?  Всё, понесло меня, как всегда, замысел имеет продолжение. Пора бы остановиться.

      Орхан Гюлье молча слушал и сказал, что он согласен работать над новым проектом, тема интересная, он кое-что уже представил в своей голове, а если не получится, я ведь ничего не потеряю. Кстати, он похвалил и про расширение темы и введение других "культурных пластов", и он может заняться этим вопросом, ведь у него в Америке, есть друзья-художники, родом из Китая, Тибета,

     Мадам Юварт-Крыскина уточнила:
-  Если ты привлечёшь учеников, подмастерье, или будут работать другие художники, но подпись должна быть только  одного автора, то есть, твоя, иначе получится коллективная выставка, а это значит, конкурс, в котором всегда присутствует сравнение, кто-то  будет лучше других, а такого в авторском проекте не бывает.
Сейчас меня ждут в юридической конторе другие люди, я иду к нотариусу оформлять проект, с молодым автором Юлю, и я предлагаю тебе, также заключить «сделку совести» со мной.
Удивительно, но, когда у нотариуса Юлю Азиз поставил под договором свою подпись, он также как Орхан сказал, что ничего не теряет, н согласен с мадам Юварт работать.

      Но Орхан продолжил, его понесло, он как бы продолжил разговор, начатый раньше с Юварт, наверное захотелось и ему высказаться:
 
     - Вот и всё, теперь ты «продал» свой талант, но другого выхода  для начинающих художников просто не бывает, всегда найдется тот «меценат», который поможет войти в сложное, жестокое  арт пространство. Только несведущие люди считают, что главным условием для творческой личности является наличие таланта, самобытность и немного везения. А на самом деле, я. проживая много лет в Америке, усвоил «правду» в искусстве, что сам художник и его произведения являются арт-товаром. Если посмотреть на историю, то все известные авторы имели своих покровителей, да и сегодня «меценаты» следят, отбирают талантливых, когда они ещё учатся или являются выпускниками художественных академий.  Итак, эти амбициозные, начинающие авторы, не замечая, как попадают в «пасть акулам». Арт-дилеры, арт-менеджеры поддерживая материально, ставят этих молодых и зеленых художников в зависимость, их начинают «пасти», и они потом обязаны заданное количество и на заданную тему делать, с них стремятся получить максимально свой высокий процент. Видел как «выгорает» художник, сжигает краски, кисти, холсты, чтобы глаза не видели. Некоторым художникам удаётся вовремя «соскочить», а у некоторых творчество так и остается не востребованным.

      Так что, Юлю, сними розовые очки, и до конца пойми, какова современная жизнь художника. Как ни странно звучит, но ничего плохого в этом нет, потому что продавать искусство, ох, какое дело непростое, для этого тоже талант нужно иметь,  нюх и хороший вкус, и связи с коллегами, коллекционерами, музеями, искусствоведами, состоятельными бизнесменами и другими нужными клиентами, компаньонами, дельцами, торгашами и т.д. А у мадам Юварт-Крыскиной в этом арт-мире имя крепкое и устойчивое, поэтому, могу сказать, что молодому художнику Юлю Азиз повезло.

    В комнате нотариуса присутствовал Рамадан Эрхан, директор современного искусства, который прислушался к разговору художников, и тоже высказал своё понимание:
- Юлю Азиз! Благодари Всевышнего, что сегодня на тебя упал луч света! Для тебя принесли лестницу и подвели к первой ступеньке, и только от тебя зависит, как высоко ты сможешь подняться к свету, можешь остановиться можешь спуститься, а можешь упасть по своему решению или с помощью других конкурентов, которые будут всячески мешать тебе подниматься, желая сбросить. Поэтому, когда ты выйдешь отсюда, постарайся не слушать сладкие речи друзей-художников, не поддавайся шайтану, который всегда сидит на плече и подсказывает заманчивые предложения. Только своим трудом, и только сам решай, и ни на одну ступеньку не опускайся вниз, держись, и руками, и зубами, и никому не уступай, а желающие столкнуть тебя всегда найдутся…
   
       Мадам Юварт-Крыскина поблагодарила Орхана Гюлье и Рамадана Эрхана за мудрые наставления, обратив внимание, что в её жизни были разные случаи совместной работы с разными художниками, были и взлёты, и падения. Многое зависит от самого автора, самое главное, никогда не «звездиться», «корона» долго одевается, но быстро сбрасывается, и вернуть её обратно на свою голову бывает гораздо сложнее, неудачник падает вместе с этой самой «лестницей», а иногда и его и раздавливает, потому что не смог ею воспользоваться.
Мой, многолетний жизненный опыт заставил решать все вопросы только договорными отношениями, я никому не верю «на слово», не поддаюсь ни на какие устные и убедительные обещания, и даже на меня уже не действуют и не трогают мужские речи: «Клянусь, матерью».

      Юварт-Крыскина и Орхан Гютье заключила новый договор на совместный проект, с аналогичными условиями как у Юлю.  Не остался в стороне и Рамаданом Эрхан, директором галереи современного искусства, с ним тоже был подписан т в котором были указаны сроки проведения двух выставок и создание особых условий организации охраны зделий из драгоценных материалов, и обязательное наличие сейфов.

      Орхан Гюлье, вернувшись в выставочный зал, продолжил заниматься демонтажем выставки, он упаковывал некоторые работы, которые были приобретены и оплачены, а другие произведения сотрудники выставочного зала снимали, складировали и готовили к вывозу в его ателье. А мадам Юварт-Крыскина отправилась во французский ресторан по приглашению француза, хозяина ресторана, который хотел пообщаться на родном языке и поговорить об искусстве.

      (Продолжение следует)


Рецензии