Лермонтов. Часть третья
В 1827 г. семья переехала в Москву. Пришло время готовить внука к поступлению в Благородный пансион при Московском университете, где в своё время блестяще учились младшие братья бабушки.
В этом учебном заведении давали хорошее образование и не применяли телесных наказаний. Кроме того, ученикам дозволялось быть полупансионерами и жить с родными, а бабушка ни за что не хотела расставаться с Мишелем.
Экзамен назначили на субботу 1 сентября 1828 г. Мишель с душевным волнением зашёл в здание Благородного пансиона.
Мишелю задания показались совсем несложными, он отвечал быстро и точно. Его приняли полупансионером в четвёртый класс. Обрадованная успехом внука, бабушка сразу внесла необходимую плату за полгода обучения и столовые приборы. Из пансиона Лермонтов вышел уже его учеником.
С понедельника 3 сентября 1828 года начались занятия. Утром кучер привозит Мишеля на учёбу, а после уроков отвозит домой на Поварскую.
Каждому ученику, по пансионской традиции, родственники выбирали в попечители одного из педагогов. Бабушка предпочла для внука, конечно, Зиновьева. Под его руководством Мишель занимается очень настойчиво и увлечённо. Алексей Зиновьевич Зиновьев, известный в то время педагог в Москве. Под его руководством Лермонтов основательно ознакомился с произведениями Пушкина, Жуковского, Крылова и других.
А.З.Зиновьев, учивший старших воспитанников декламации, особенно обращал внимание на дикцию любимого им ученика — Лермонтова. А.З.Зиновьев так рассказывал о своём талантливом, милом его сердцу питомце М.Ю.Лермонтове: «Все искусства были близки душе этого даровитого мальчика: он не только отлично рисовал, но хорошо играл на скрипке и на фортепиано. Как теперь смотрю на милого моего питомца, отличившегося на пансионном акте 1829 года. Среди блестящего собрания он прекрасно произнёс стихи Жуковского «К морю» и заслужил громкие рукоплескания. Тут же Лермонтов удачно исполнил на скрипке пьесу и, вообще, на этом экзамене обратил на себя внимание, получив первый приз, в особенности за сочинение на русском языке».
Мише исполнилось четырнадцать лет, детские капризы давно остались в прошлом. К учёбе он теперь относится как к серьёзной и интересной работе. Кроме основных предметов, отроку очень нравятся занятия по музыке, рисованию, фехтованию, верховой езде. Продолжились и занятия с Солоницыным. Мишель с удовольствием делал учебные рисунки с гипсов, писал пейзажи, мечтая подарить картины отцу, чьего приезда к Рождеству он очень ждал.
В пансионе бывали «заседания по словесности», где профессора читали свои произведения, ученики произносили басни, стихи. Лермонтов и тогда уже выделялся своей поэтической даровитостью.
Характером Михаил отличался замкнутым. В пансионе он настойчиво и горячо искал понимающей души. Он мечтает о дружбе и сходится сначала с Сабуровым, мелочность которого его раздражала его и отталкивала. Они то сходились, то расходились. Прочная дружба его была с Дурновым. Миша Лермонтов его ценил за «открытую и добрую душу».
Учился Лермонтов очень хорошо, по всем предметам у него был высший балл (4), кроме Закона Божьего и латинского языка.
Здесь впервые Лермонтов начал сам писать стихи. При этом он щедро заимствовал образы и сюжеты, в том числе и целые строки из полюбившихся ему произведений Шиллера, Гёте, Байрона или Гейне. Одновременно Мишель познакомился с произведениями русских поэтов и писателей и даже однажды посетовал, что у него в детстве не было русской няни, как у Пушкина, и потому мимо прошёл целый пласт отечественной народной культуры - русских сказок и песен.
11 марта 1830 года в пансионе без предупреждения и охраны появился находившийся в Москве император Николай I. Царя в коридорах и классах пансиона никто из учащихся не узнал, хотя его портрет наверняка висел где-нибудь на видном месте. Всех учащихся собрали в актовом зале, и оскорблённый император упрекнул пансионеров и педагогов в излишней вольности и недисциплинированности.
Вернувшись в столицу, Николай I распорядился преобразовать Благородный пансион в обычную гимназию, и бабушка уже в апреле 1830 года забрала Мишеля из этого учреждения, в котором теперь стали возможны телесные наказания, не дожидаясь порки своего строптивого внука. Поэтому пансион, не говоря уже про гимназию, Михаил Лермонтов так и не закончил.
21 августа 1830 года Лермонтов поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение (юридическое) с трехлетним периодом обучения. Но учился недолго. Поняв, что это не его призвание, перешел на словесное отделение.
Лермонтов вызывал любопытство у студентов тем, что общался избирательно, редко вступал в откровенный разговор. Чаще сидел в стороне и читал книгу. Всем было любопытно узнать, что скрывается за его загадочным поведением, раздражала его отгороженность, отпугивал его строгий неприветливый взгляд.
Лермонтов много читал и писал стихи. Продолжил работу над поэмой «Демон», начатую в пансионе. Ему шел только 16-й год, а стихи уже поражали не только благозвучием, но и глубиной содержания, точностью художественных определений.
Мой ум немного совершит;
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? кто
Толпе мои расскажет думы?
Я — или бог — или никто!
Так писал шестнадцатилетний Лермонтов. «Я — или бог — или
никто!» Поставить себя вровень с верховным владыкой вселенной
мог только юноша неукротимо смелый и гордый, беспрекословно
уверенный в своем избранничестве.
Студенты университета носили форменную одежду: однобортный мундир с фалдами темно-зеленого цвета с малиновым воротником, треугольную шляпу и шпагу. Сюртук был двубортным, с металлическими пуговицами. На лекции допускали только в студенческой форме, а вне стен университета разрешалась гражданская одежда.
К Лермонтову несколько раз приезжал отец из Тульской губернии с двумя незамужними младшими сестрами. На праздники он брал сына к себе. Бабушка была недовольна, но не возражала, видя, с каким нетерпением внук ждет встреч с отцом.
11 мая 1831 года 16-летний Лермонтов вместе с 19-летней Екатериной Александровной Сушковой, за которой он ухаживал, и с ее приятельницей, 20-летней Александрой Михайловной Верещагиной, посетил Троице-Сергиеву лавру. Там увидел стоявшего на паперти слепого старика с протянутой рукой и положил несколько монет в его кружку. Тот благодарил со слезами и проверил, звенят ли монеты. При этом объяснил:
— Намедни тут были молодые люди и посмеялись надо мной: вместо денег положили камушки. Ну, Бог им судья.
По возвращении домой Лермонтов написал короткое стихотворение, в котором были такие строчки:
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья,
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл немую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Сушнова была в расцвете яркой красоты, а Мишель выглядел как подросток. Сушкова мало обращала на него внимания. Она весело проводила время с дальней родственницей Лермонтова Сашенькой Верещагиной, к Мишелю относилась как к ребенку. Он всюду их сопровождал и носил за ними их шляпы, перчатки и зонтики. Они называли его «чиновником особых поручений». Его ухаживания за Сушковой прекратились после ее отъезда в Петербург.
В 1831 году Лермонтов получил печальное известие: в Кропотове 1 октября умер его 44-летний отец Юрий Петрович. Он пережил жену на 14 лет и умер накануне 17-летия сына, тоже от чахотки. Его похоронили в селе Шипово Тульской губернии. Позже, в 1974 году, прах отца великого поэта был перевезен в Тарханы.
Михаил Юрьевич был поражен этим неожиданным известием и под впечатлением этого события написал такие строки:
Ужасная судьба отца и сына,
Жить розно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь
На родине с названьем гражданина!
Но ты свершил свой подвиг, мой отец,
Постигнут ты желанною кончиной;
Дай Бог, чтобы, как твой, спокоен был конец
Того, кто был всех мук твоих причиной!
Отслужив панихиду по отцу, Лермонтов продолжал учебу в университете. Он много читал как отечественную, так и зарубежную литературу. Особенно увлекся поэзией Байрона.
В университете, как и раньше в пансионе, он занял особое положение: имел самостоятельное суждение, держался независимо, общался избирательно, больше уделяя внимание наблюдению за окружающим миром, что получило отражение в его творчестве. В свободные минуты занимался рисованием, фехтованием и верховой ездой.
Одним из видов увлечения были прогулки по Москве, которую считал своей родиной, так как родился в Москве и жил несколько месяцев после появления на свет.
«Москва не есть обыкновенный город, каких тысячи. Москва не безмолвная громада, у нее есть своя душа, своя жизнь, свой язык, сильный и звучный. Ни башни Кремля, ни его зубчатые стены описать нельзя, их надо видеть, надо чувствовать то, что они говорят сердцу и воображению», — писал Лермонтов. Москву он любил больше, чем Петербург, и позже прославлял ее в стихах:
Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын,
Как русский, — сильно, пламенно и нежно!..
Даже по прошествии нескольких лет после отъезда из Москвы он продолжал восхищаться ею: «Покуда я живу, клянусь, друзья, не разлюблю Москву!» И это притом, что Москва в тот период напоминала больше купеческий город.
http://proza.ru/2024/07/12/1372
Свидетельство о публикации №224070801088
Прекрасные экскурсоводы! И всё обстановка особняка помогли оживить образ юного студента.
Но кое-что уже забылось, потому читала с ностальгией, вспоминая ту экскурсию.
С благодарностью и теплом,
Элла Лякишева 26.12.2024 16:51 Заявить о нарушении
Наталья Скорнякова 27.12.2024 07:22 Заявить о нарушении