Зорька
Как-то встретила я соседа,который бывает в знакомом мне, селе.. Разговорились. Спросила о селе, кто и как живёт. И он рассказал, как живётся оставшимся в селе, старикам.
«Первое, что увидел, глядя на дом, находящийся на окраине села,то это было запущенное подворье. Трава, стоявшая по пояс, уже не сопротивлялась ветру и была повалена. Фасад дома зиял щелями, на покосившихся окнах высохли рамы, и стёкла выпали наземь. Деревянный забор прогнил и местами наклонился вперёд. Давно уже здесь никто ничего не ремонтировал, не строил. Всегда людный и ухоженный двор теперь был заброшенным, одиноким.
Стоял, смотрел на этот двор и не верил своим глазам...
тем летом и по долгу службы (журналистка, побывала в этом селе
Подошла к дому, о котором рассказывал сосед. Заскрипела дверь и вышла из дома старушка. Медленной поступью, чуть подаваясь то вперёд, то назад направилась к сараю. Оттуда высунулась голова коровы, и, пока бабушка бурёнку не окликнула, - Зорька выходи,- то она не сдвинулась с места. Кое как просунувшись в проходе, корова неохотно вышла из сарая. Это была высокая в холке корова, кирпичного окраса с белой звездой на голове.
Пока Зорька пила воду, бабушка веткой сирени отгоняла от неё мух. Напившись и раздувшись в животе, корова без самостоятельно устремилась на луг. Чувствуя хозяйкину слабость, позволила себе вольность: подошла к винограду и съела три грозди, особо не обращая внимания на протесты хозяйки. Как сказала мне бабушка Матрона о Зорьке, что она сама выбирает себе маршрут и скорость. Так же возвращается и домой неторопливым шагом, хватая всё, что кажется ей вкусным.
Аппетит коровы приносил много молока и работы для хозяйки.
– Не так давно я радовалась надоям Зорьки, а теперь, еле выдаивая её, сильно утомилась. От деда помощи ждать не приходится. Болеет и редко выходит во двор. Как-то, было, завела с ним разговор о том, чтобы продать Зорьку, а самой на сердце тяжело стало от своих слов. Старик мой был категорически против. - «Что мы делать без неё будем?» - не мог прийти он в себя от услышанного.
Деду моему становится всё хуже и хуже, он практически всё время лежит в постели. Вся работа по дому и теперь по хозяйству легла полностью на мои плечи. Еле справляюсь с необходимыми делами, так как и сама стала хворать. Всё пробую уговорить деда продать Зорьку, но он неумолим. И смотрит так, словно не понимает меня. «Ты сдалась уже» - спрашивает он. Я от нелепого вопроса не могла подобрать нужных слов. «Это ты сдался!» - ответила ему. Он спрятал глаза, отвернулся, промолчал.
Я рано встаю. Иду кормить корову, вожусь по хозяйству. Только к полудню захожу в дом. В маленькой кружке готовлю себе обед, запиваю молоком и еле-еле доползаю до кровати. К позднему вечеру, так и не отдохнув, снова отправляюсь управляться. Дед редко встаёт и ест один раз в день и то если я его уговорю и заставлю. Так и живём каждый в своей комнате, редко разговариваем. Когда становится совсем одиноко — достаю фотографии и долго всматриваюсь в очертания прошлых лет, - сказала мне бабушка Матрона, перед расставанием.
Справившись со своими делами, купил продукты и снова зашла к старика. Дала немного денег и спросил, что им необходимо привезти.
- «Лекарство», -ответила бабушка.
За лето я приезжал ещё дважды в село. Заходила к старика — всё так же, бабушка маялась по хозяйству, дедушка — лежал в постели.
Лето неожиданно быстро закончилось, заявилась осень. Не успевшие пожелтеть листья неохотно отрывались от веток. Рассветы стали холодными, мелкий дождик освежал опалённую солнцем почву.
В этот приезд я увидела у ворот стариков грузовую машину. Остановилась. Громко хлопнула дверь. Но не сразу на пороге появилась бабушка Матрона. Медленно спустившись по ступенькам, пошла в сарай. Вывела Зорьку и неторопливой поступью повела её со двора к машине. Завели корову в сваренную из железных прутьев клетку, и машина уехала.
Глянув в растерянные грустные глаза Зорьки, я всем сердцем почувствовала дедовы слова о том, что нет у него сил прощаться с коровой. Он ведь эту животину вынянчил чуть ли не на руках, - сказала мне бабушка.
Я отдала ей пакет с продуктами и вновь привезённым лекарствами. Она сердечно поблагодарила меня, и. Укутавшись сильней в шерстяной платок, наклонившись к земле, как от тяжёлой ноши, и, став совсем маленькой, вошла в дом.
Сердцу стало больно. Кажется, стало ещё холодней на улице...
...
Фото из интернета. Спасибо автору!
Свидетельство о публикации №224070801106
Вы правы.
Тяжело доживать старикам в деревнях.
Вот уже и нет сил корову держать у них обоих.
Что же тут поделать.
Не нами жизнь придумана.
Понравился рассказ. Хоть и грустная история.
С теплотой душевной и пожеланием здоровья.
Новых дней и новых историй.
Галина Леонова 12.08.2024 06:36 Заявить о нарушении
С теплом души,-
Евгения Козачок 13.08.2024 17:30 Заявить о нарушении