Блэкетт. Военные и политические последствия - 23

Патрик Мейнард Стюарт Блэкетт

Военные и политические последствия атомной энергии / Military and political consequences of atomic energy, 1948

Глава 5. Будущие технические разработки
Продолжение

[Примечание: будущими эти предполагаемые разработки казались на момент написания. Так что возможны существенные расхождения с тем будущим, которое наступило].

Следует также упомянуть о вероятных разработках беспилотных летательных аппаратов, из которых немецкий снаряд типа "V" был первым и пока единственным типом, использовавшимся на войне. Уровень преимуществ при отказе от пилота всегда очень трудно оценить, поскольку он включает в себя численное измерение относительных преимуществ увеличения производительности, дальности или скорости, или того и другого вместе, с учётом потери способности человеческого интеллекта находить цель или уклоняться от контрмер. Несомненно, существуют обстоятельства, при которых беспилотный летательный аппарат имеет некоторые преимущества перед пилотируемым самолётом, особенно на дальностях в несколько сотен миль. Но на расстоянии в несколько тысяч миль их большая уязвимость из-за низкой способности к уклонению в сочетании с трудностью наведения их на цель, по-видимому, делает их практически бесполезными для атаки конкретных небольших целей.

Следует помнить, что немецкое V-образное орудие имело общий вес в три тонны и переносило боеголовку весом в одну тонну на расстояние 200 миль со скоростью 350 миль в час. Средняя погрешность точности составляла около пяти миль, то есть около одной сороковой от дистанции. В течение трех месяцев после начала атак истребители и зенитный огонь сбили 80 процентов ракет, запущенных по Лондону с французского побережья. Угловая точность, достигаемая с помощью этого оружия, была бы совершенно бесполезна на дальностях в 1000 миль или около того, поскольку это дало бы погрешность прицеливания примерно в двадцать пять миль. Фактически, для любого беспилотного оружия, будь то ракетного или авиационного типа, которое должно использоваться на дальностях более нескольких сотен миль, представляется необходимым какая-либо форма наведения, если мы хотим достичь приемлемой точности. Но, по-видимому, в ближайшие десять лет ни одно из таких устройств не будет обладать достаточной точностью, чтобы заметная часть ракет поразила любую цель размером меньше, чем крупный город, на расстоянии 1000 миль.

В качестве основы для нашего обсуждения мы сделаем предположение, что ни один тип беспилотного летательного аппарата или ракеты, вероятно, не будет полезен для нанесения удара на дальности 1000 миль по такой маленькой цели, как отдельный завод или установка по производству атомной бомбы, по крайней мере, в течение очень многих лет. Как уже показано в таблице на стр. 41, радиус действия атомной бомбы против обычных железобетонных зданий составляет всего 700 ярдов — совершенно невозможная точность для беспилотного оружия на больших дистанциях. Очевидно, что завод по производству атомной бомбы был бы специально укреплен таким образом, чтобы быть почти полностью неуязвимым для взрыва бомбы на большой высоте, поскольку именно так бомбы взорвались над Японией. Если высота взрыва уменьшается таким образом, чтобы увеличить силу взрыва, то площадь, которая получит наибольшие повреждения, соответственно уменьшается.

Поддержку этим взглядам высказал контр-адмирал Парсонс, директор по атомной обороне США Военно-морского флота, в том смысле, что "не существует простого подхода, основанного на научных и инженерных данных, доступных в начале 1947 года, который позволил бы увеличить дальность полета транспортных средств типа V2 более чем на несколько сотен миль". Рассматривая "межконтинентальные сверхзвуковые ракеты" как все еще находящиеся на стадии "нереализованных проектных идей", адмирал Парсонс пришел к выводу, что "доставка атомных бомб на дальность 1000 миль или более потребует их перевозки дозвуковыми или околозвуковыми транспортными средствами, против которых существует несколько средств защиты, включая реактивные истребители, вооруженные ракетами, и реактивные или реактивно-реактивные зенитные ракеты, запускаемые с земли’. Он пришел к выводу, что "против готовой к бою и хорошо оснащенной обороны дозвуковая доставка была бы дорогостоящей и потребовала бы большого количества бомб для нанесения решающего удара". Это последнее предложение, возможно, было бы более точным, если бы слово "бомбы" было заменено словом "самолёты".

Несмотря на эти аргументы, неоднократно встречаются заявления, которые подразумевают, что успешная атака на ядерные реакторы с большой дальности беспилотными летательными аппаратами, вероятно, возможна.

Например, мы находим следующее замечание Ф.Х. Осборна, заместителя представителя США в Комиссии Организации Объединенных Наций по атомной энергии. "Самолёт или ракета, несущие атомную взрывчатку, являются убедительным оружием. Они расширяют зону влияния тех, кто ею обладает, до самого дальнего уголка этой планеты".

Из этого анализа мы делаем вывод, что, безусловно, для дистанции свыше 1000 миль и, вероятно, также для дистанции свыше 400 миль единственным средством доставки атомной бомбы с достаточной точностью в течение следующих десяти лет будет обычный пилотируемый самолёт. Сначала мы рассмотрим возможность доставки атомных бомб обычными самолетами в течение следующих пяти лет на предельные межконтинентальные дистанции порядка 2000 миль.

Уже существуют самолеты, такие как B-36 и B-50, которые могли бы запросто совершать такие полеты и возвращаться, или могли бы наносить удары на еще больших расстояниях, если бы экипаж был готов не возвращаться. Исходя из этого факта, часто утверждалось, что повторные военные операции на таких расстояниях возможны. Это, однако, далеко не бесспорно, поскольку при этом игнорируется (как это делали Дуэ и его школа) возможное параллельное усиление мер обороны. Позиция американского военно-морского флота по этому вопросу ясна.

"С другой стороны, большой дозвуковой бомбардировщик, действующий на предельной дальности и без сопровождения тяжелыми истребителями, не может считаться достаточно надежным средством доставки редких и дорогостоящих атомных бомб против сильного и хорошо подготовленного противника. ...Нынешняя технологическая тенденция решительно выступает в пользу защиты от нападения при обычных стратегических бомбардировках. Средства обнаружения и перехвата дозвуковых бомбардировочных самолетов достаточно эффективны. Управляемые или самонаводящиеся ракеты ракетного типа, оснащенные неконтактными взрывателями, обещают открыть новые возможности для зенитного огня. . . . Реактивная тяга, позволяющая развивать скорости, намного превышающие те, которые доступны винтовым самолетам, гораздо больше подходит для истребителей малой дальности, чем для больших бомбардировщиков большой дальности, из-за огромного и быстрого расхода топлива, связанного с реактивным принципом. ... Во всяком случае, нынешняя тенденция — единственная, которую мы можем наблюдать в действии, и эта тенденция решительно благоприятствует — в отличие от недавнего прошлого – обороне крупных населенных пунктов и промышленности".

При условии, что эти заявления относятся к атаке с применением атомной бомбы на действительно больших дистанциях – например, на расстоянии более 2000 миль, против большой и хорошо защищенной страны с очень большим количеством важных целей, расположенных на большом расстоянии друг от друга, и чтобы добраться до которых надо попасть далеко вглубь страны, – выводы почти наверняка верны.

В этой связи интересно отметить преимущество современных истребителей в скорости по сравнению с современными бомбардировщиками дальнего радиуса действия, приведенное в книге Джейн "Все самолеты мира" и других публикациях, из которых извлечены следующие цифры.

Очевидно, что современные реактивные истребители, находящиеся в настоящее время на вооружении, имеют преимущество в скорости более чем на 150 миль в час по сравнению с новейшими бомбардировщиками дальнего действия с поршневыми двигателями. Эта ситуация может измениться, когда на вооружение поступят бомбардировщики дальнего действия с реактивными двигателями. Однако весьма вероятно, что небольшой истребитель малой дальности сохранит на некоторое время заметное преимущество в скорости над пилотируемым реактивным бомбардировщиком большой дальности.

Существует вероятность того, что в течение нескольких лет преимущество истребителей в скорости над бомбардировщиками может уменьшиться до небольшого предела из-за того, что обе скорости приближаются к скорости звука - около 760 миль в час на уровне моря и 660 миль в час на высоте 40 000 футов. Это могло бы произойти из-за трудностей, с которыми столкнулись бы оба при преодолении скорости звука. Но рано или поздно — и, вероятно, раньше, если верить газетным сообщениям, — истребитель будет летать быстрее звука, на много лет раньше, чем появятся такие же большие пилотируемые бомбардировщики; и тогда их преимущество в скорости на некоторое время будет восстановлено в полной мере.

Не следует забывать, что любое новое техническое достижение, будь то в аэродинамике или в конструкции двигателя, обычно внедряется в малые самолеты раньше, чем в большие, из-за гораздо более длительного периода разработки больших самолетов. Отражение этого можно увидеть в таблице на стр. 51 и 52, где реактивные истребители занимают видное место, но нет реактивных бомбардировщиков. Таким образом, получается, что истребители обычно технически опережают современные бомбардировщики. Это немного компенсируется возможностью установки более сложных устройств на более крупные самолеты, но, как правило, не слишком существенно.


Рецензии