О свете детской души

     По мере ощущения быстротечности жизни и приближения ее к своему устью хочется вспомнить о поистине ангельских мгновениях в порывах детской души, ради которых стоило появиться в нашей непростой, загруженной формальными правилами жизни.  Это время дошкольного детства, время душевной открытости, непосредственности, подлинности в раскрытии своих чувств. Это то, что противоположно «эффекту фасада», который характеризует стремление человека получить социальное одобрение, благополучно выглядеть в глазах окружающих и услышать от них похвалу. Заканчивается детское ангельское видение чаще всего тогда,  когда начинается школьное время, требующее вхождения в мир подчинения учительнице – это соблюдение правил поведения, сосредоточение внимания на том, что говорит учительница, выполнение ее требований. Не все дети легко переходят в этот новый для них, школьный ритм жизни, кто-то поначалу не выдерживает его  и сбегает с уроков. Потеря прежней свободы периодически начинает ощущаться как отнятие беззаботной жизни души до школы, как требование  необходимого входа в другую, взрослую  жизнь. Все происходит  по правилам взрослой жизни, но  тот ранний свет детской души уже не так заметен. Он постепенно тускнеет, прячется и редко вспыхивает лишь иногда, когда ничто не угрожает душе, когда она защищена  от  получения возможных замечаний и нравоучений от взрослых.
     Но вернемся к свету детской души в ее дошкольный период,  к жизни  непосредственной, любвеобильной и без светского этикета, без искусственного взрослого фасада. Приведу несколько примеров из реальной жизни.
    Ксюша, ей 4 годика. Вокруг она слышит разные разговоры о знакомых и незнакомых людях на даче. Из разговоров явствует, что «одни люди – хорошие, другие - похуже». Но что же Ксюша? Она не лезет  в полемику взрослых и вдруг неожиданно как крылья распахивает руки и бежит по саду  с криком: « Я всех люблю, я всех люблю» … Кого всех? Видимо и «хороших» , и не таковых,  которые подверглись критической оценке взрослых, которых могут обидеть.  Но Ксюша. имманентно несет в себе эту любовь и защиту  к тем, кто возможно  уже обижен.  Нет в ее сознании плохих людей, все - хорошие, всех она любит,  отдавая потенциально обиженным свое детское трепетное сердце.  И в саду продолжается ее бег с распахнутыми руками-крыльями, и все тот же из глубины идущий возглас:  «Я всех люблю, я всех люблю..».
    Машенька, ей 6 лет.  Кладбище, похороны  ее бабушки. Гроб опустили, засыпали землей. Машенька не плачет. Окаменела. Она меня лично не знает, но смотрит на меня. Она рядом. Ничего не говоря, смотрит  мне в глаза и вдруг порывисто прижимается ко мне, руками обхватывает меня и так, обнявшись, стоит со мной. Я встречно обхватила ее. Мы обе молчим,  продолжаем стоять обнявшись.. Никаких слов нет, все чувства скопились в безмолвном объятии, в нем прячется скрытое Машино переживание утраты, потребность в поддержке, тепле.  Это объятие – и есть наш язык. Маша увидала, как выглядит  момент прощания с дорогим человеком, каков конец этой земной жизни. Не знаю, почему она выбрала именно меня, а не маму, не брата. Видимо, по выражению моих глаз. И так, молча обнявшись,  мы продолжаем стоять долго-долго. Потом она чуть успокаивается, отпускает руки, но остается рядом со мной. Все спонтанно, непосредственно, непредсказуемо. Вижу, что согрела я Машу, и это ощущение чистоты, открытости  и непосредственности детской души одновременно согрело и меня в этой немой похоронной сцене. Как-то стало нам обеим легче — и мне, и Маше.
     Лерочка, ей 5 лет, она- моя соседка по нашему дому. С ней, как раз, мы знакомы, наши квартиры находятся рядом.   Я помню ее еще со времен коляски, когда ей был год. Потом она подросла и смотрела на меня уже как на  давно знакомого человека.  Вот типичная сцена : Лерочка идет с мамой и своей старшей сестрой, она всегда  улыбается мне, приветствуя: «Здрасьте,  здрасьте», Конечно, я отвечаю: «Привет, Лерочка».   Но вскоре звуковое  словесное приветствие меня  уже  ей не понадобилось..  Лерочка молча кидалась ко мне и обнимала. Мама, няня и ее сестра привыкли к такой избирательной любви Лерочки ко мне,  ведь все у них на глазах происходило. Иду я с работы по двору и вижу, что издалека бежит ко мне маленькое существо. Я не успеваю еще понять, что из палисадника выбежала Лерочка, покинула песочницу и няню и направилась ко мне. В мгновение ока она достигает меня и обхватывает за талию. «Ну как ты, Лерочка?» -  спрашиваю я ее . И добавляю: « Очень рада тебе !!!» -   «Ничего» - отвечает она, но дальше уже не разговаривает. Мы, обнявшись, некоторое время молча стоим вместе. «Скоро выйдет моя книга стихов, и я всем вам ее подарю»- поведала я Лерочке. «Тебе письмо пришло» - вдруг неожиданно сообщает мне она. Я иду в палисадник и узнаю, что нет никакого письма.  Лерочка что-то перепутала.  Просто  ей хотелось какой-то связки со мной, об остальном она не думала.
      И вот, пожалуй, еще одна примечательная сцена из нашего безмолвного,  проявляющегося во внезапных объятиях общения.   Я стояла у подъезда, разговаривая с нашим плотником. Обсуждали одну насущную проблему. Откуда ни возьмись, появилась Лерочка, привычно обхватила меня и как внезапная ракета ревностно прервала наше общение. «Ну ладно, Лен» - сказал наш плотник, поняв, что сейчас разговаривать нам не придется.  -  «Потом договорим».  Так и случилось.

     Отстающий в развитии Миша

    Это был случай из моего детства. Мне было 4-5 лет, ему примерно лет 8. Мы  с семьей пришли в гости к родственникам.  Дело было в коммуналке. Я неоднократно слышала из разговоров  взрослых, что Миша - дефективный, сниженный, и все в таком роде. И вот в коридоре я вижу Мишу. Он ласково и просто смотрит на меня, говоря:    « Леночка. Леночка..!»  Помню до сих пор его серо-голубые глаза и наивный, обращенный на меня взгляд, чуть приоткрытый рот. Миша показался мне добрым,  и я не понимала,  почему его считают дефективным. Видимо, ему мало уделялось внимания взрослыми, и он был готов  к любому общению. Мне  откровенно было жаль его прежде всего потому, что он заброшен в этой жизни. В свои  4 года я видела только его открытое, доброе лицо и желание говорить, говорить.  Я не понимала,  чем он не нормален для взрослых, почему они его отторгают. Вскоре меня позвали в комнату, а Миша так и остался в пустом коридоре. Что живет до сих пор в моей памяти?  Все-таки,  эти разные проявления - психическая неполноценность и душевная доброта, - могут  сочетаться  в одном  и том же ребенке.  Я навсегда запомнила те детские моменты общения с Мишей. Как много вполне нормальных людей,  но злых, недоброжелательных, и как часто встречаются умственно отсталые дети, но добрые, участливые, тянущиеся  к душевной теплоте и ласке.

    Случай из области чуда

       Я стояла в храме  и просила Господа об облегчении и поддержке в моей  текущей жизни. Незнакомая девочка стояла во время службы передо мной . Ее чувства и действия отразились затем  в моем стихотворении :

     «Чудо в храме. Быль» 

В порывах мрачных настроений,
Среди обид, в молчании дня,
В запутанности сновидений —
Зов к Богу:  «Поддержи меня».

Дай просто руку, чтоб держала,
Не дай другого ничего,
Уныние  — грех, но до причала
Не доплыла я Твоего.

Ты всяку душу наблюдаешь,
Ты  шлешь награды  в этот свет,
Ты и меня не забываешь,
Порой нарушившей обет.

Прими мое благодарение,
И наказания отмени,
И пламень моего стремления
Возьми скорей к себе, прижми.

Когда однажды я молилась,
Прижавшись к храмовой стене,
Рука просимая явилась,
Ладонь протягивалась ко мне.

То была девочка из храма,
Стоявшая ко мне спиной,
Душою чуя мою драму,
Мне помощь подала рукой.

Мы не обмолвились словами
В соединении наших рук,
Друг дружку приняли руками,
В пожатии их исчез испуг.

Я догадалась — это чудо,
Христом ниспосланное мне,
Его я вечно помнить буду
В земной, нелегкой западне.

Покров Пресвятой Богородицы,
14 октября 2019,
https://stihi.ru/2019/10/14/4711



      Стоя в безмолвии и молитве в нашем храме, я получила отклик Христов через молчаливое  прикосновение руки девочки, взявшей мою руку и держащей  ее. Ни имени этой маленькой девочки, ни , тем более, ее родителей, я не знала, но это не помешало нам ощутить созвучие наших душ, их близость, внутреннее тепло и понимание. И это было, конечно, чудо, потому что она стояла передо мной, лица моего не видела, не оборачивалась, а только руку свою протянула за спиной и  взяла меня за руку, и долго так держала ее,  стоя по-прежнему впереди, ближе к алтарю.         
      Перейду  к окончанию  повествования о  свете  детской , незамутненной души и значении  его  для каждого из нас. Думая о непосредственности детей, их открытости  и бессознательном желании быть ближе к духовному началу,   происшедшее ассоциируется с евангельскими словами  Христа о детях, которых ученики его  вначале не пускали к нему:
«Стих 14. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Стих 15. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. Стих 16.  И, обняв их, возложил руки на них и благословил их ..» (Евангелие от Марка. Глава 10, стихи 11-16 ).

8 июля 2024, блгв. Петра и Февронии,
Муромских чудотворцев


Рецензии
Добрый день, Лена. Потрясающий по силе выражения эмоций и силе аналитическо-рефлексивной работы рассказ. Очень понравились, глубокие, мудрые, сильные рассуждения. С теплом души и уважением, К.

Константин Челлини   20.08.2024 12:24     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогой Константин, за эмпатию, чувствительность и понимание при прочтении рассказа о свете детской души. Я давно вынашивала в себе эти мысли, и вот такой рассказ родился.
с сердечным теплом, Лена

Елена Фанталова   20.08.2024 22:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.