Достоинство кадра

Фотограф-авангардист Александр Родченко мечтал, чтобы люди могли пользоваться фотокамерой, как записной книжкой. Новые технологии воплотили мечту художника в реальность, и сегодня миллионы людей фиксируют собственную жизнь на обычный смартфон. Им же снимают то, что просто привлекло их внимание.
Нередко они опережают профессиональных репортеров и становятся первыми свидетелями масштабных событий, одним нажатием кнопки отправляя свои снимки в Интернет, где оперативность информации имеет приоритет над её качеством. И диафрагма, и выдержка, о которых уже не приходится думать, здесь совершенно не при чем. Как и ушедшее в прошлое «таинство» проявки и печати при красном свете.
Как это ни банально звучит, но смысл фотографии в её смысле. Это хорошо понимают журналисты СМИ. Зачастую рискуя собственной жизнью во время природных катаклизмов и техногенных катастроф, на войнах, в горячих точках или в водовороте «цветных» революций, снимая в труднодоступных и опасных местах, они создают для нас картину мира и фиксируют то, чего без них мы никогда бы не увидели. Мы благодарны им за их самопожертвование и выразительные кадры, не оставляющие равнодушными тех, кто их увидел и оценил.
Не столь зрелищная повседневная жизнь тоже формирует картину дня. Наблюдать её не менее интересно, но требуется терпение и определеённый жизненный опыт. Нужна не просто фиксация окружающего пространства, а важно взаимодействие с ним и с людьми, с которыми фотографу довелось встретиться при разных обстоятельствах. Иногда это короткий, почти мимолетный разговор, иногда — общение длиною в жизнь. Но зачастую это общение не вербально: это просто взгляд фотографа, остановившего мгновение, где конкретика происходящего может быть только в сочетании с оставшейся недосказанностью. Попавшая в кадр ситуация должна стать отправной точкой истории, которую каждый из нас имеет возможность продолжить самостоятельно в соответствии со своим мироощущением.

Всё это есть в фотографиях Сергея Щербакова, который наравне с обычной работой фотографа для различных изданий создал целую галерею природных и человеческих образов. Людей, чьи чувства и эмоции одинаковы вне зависимости от цвета кожи и места проживания на планете Земля. Юношеская любовь («Следующий через 5 минут!»), забота о повседневном («Женская доля», «За хлебом», «Геометрия урожая») и размышления о сущности бытия. Страдания от одиночества («Семейная святыня») и вера и надежда на лучшее («Молитва», «Вербное воскресение»).
Эти трепетные «рассуждения» отражены в лицах людей разного возраста: обычных прохожих на улицах сел и городов, паломников по святым местам и православных священников, охраняющих человеческий дух («Защитники»). Тема защитников продолжена в фотографиях «Во имя жизни» и «Бессмертный полк». В год 75-летия Великой Победы (и выхода этой книги) мы снова гордо пройдем многочисленным маршем вместе с нашими родными и близкими, отдавшими свои жизни во имя наших.
В книге нет постановочных фотографий и фотографий, сделанных «из-за угла». Профессиональная и чисто человеческая этика не позволяют этого делать фотографу, у которого есть острый глаз, ум и доброе сердце. Все ситуации жизненные.
Снимки Сергея Щербакова передают не только ощущения человека, смотрящего в объектив, но и ощущения людей, находящихся по другую сторону бездушной оптики — средства для фиксации «здесь и сейчас». Притирка двух полей создает биполярную ауру, способную расшириться вне государственных границ и языковых барьеров. Расшириться в том, что нас роднит, заставляет сопереживать, а не развлекает. Именно это делает человечество единым живым организмом. В этом есть достоинство фотографии в целом, и каждого отдельно взятого кадра, составляющего ленту человеческого бытия.

На нескольких разворотах этой авторской книги монтаж фотографий позволяет увидеть дополнительный смысл: «Чернокнижник» и «Багира», «Аврора» и «Сталинистка», «Помазанник» и «Надо добавить», — эти своеобразные диптихи провоцируют новую проекцию на только что увиденное и осмысленное. И ещеё! Сергей Щербаков принципиально не пользуется фотошопом, не дорисовывает и не приукрашивает действительность, которая в его черно-белых фотографиях имеет яркое выражение. Он видит необычное в обычном. Поэтому застывшие пузырьки воздуха во льду превратились в планету «Солярис», лесной папортник — в «Троицу», а причудливые скалы — в «Природный орга;н» — симфонию жизни на Земле, где святой обряд крещения для ребёенка ещеё непонятен и воспринимается как игра, а детская непосредственная радость и восторг выражены девочкой, хлопающей ладошками мыльные пузыри.

А дальше непредсказуемая «Река жизни» — широкая и извилистая, с приливами и отливами, с рябью на воде, в которой дрожит горизонт. Мальчик смотрит на лодку и готов отправиться в путешествие по этой реке. Другой мальчуган из маленького российского городка смотрит за горизонт и собирается покорять космос («Меня тоже Юрой зовут»). А молодой монгол уже чувствует себя вожаком и вершителем человеческих судеб («Новый Сухэ-Батор»)…
К сожалению, представленные фотографии — лишь малая часть из большой творческой копилки Сергея Щербакова, сделавшего свои первые снимки ещёе в ранней юности («Свет магния»), и не выпускающего камеру из рук до настоящего времени. Что удивительно, но «Свет магния» (1966) не выбивается из стилистики фотографий Мастера, появившихся совсем недавно. И это тоже требует осмысления. Впрочем, продолжение следует! 

Вадим ПЕРЕСВЕТОВ.


Рецензии