О первородном грехе
Многие, наверное, слышали о первородном грехе. Сам этот термин появился 4-м веке, с подачей блаженного Августина, а уже через 100 лет возникло пелагианство, которое отрицало первородный грех. В интэрнете можно увидеть странные заявления о том, что сама концепция первородного греха означает виновность человека с самого рождения. Такую версию часто выдвигают мусульмане, чтобы показать нелепость христианства, и чтобы вывести из него как можно больше людей, сделав их мусульманами. Но, конечно же, церковь не учит тому, что человек рождается виновным. Принято считать, что виновность человека наступает примерно в семь лет, когда он совершает сознательные грехи. Поэтому для детей младше 7 лет нет исповеди, их причащают без неё. Всё это можно говорить сто миллионов раз, но всё равно злоумышленники будут говорить, что человек рождается виновным. Можно вспомнить, что фарисеи говорили Христу: ты рождён во грехах.
2.
Недавно я смотрел лекцию раввина Финкеля, и он тоже говорил о первородном грехе. У них, в иудаизме, такого понятия нет. Раввин зачитал определение: "первородный грех - это наклонность ко греху". И далее он задаёт вопрос: а может ли человек, только что родившись, иметь наклонность ко греху? На этом его размышления заканчиваются, и он переходит к другой теме.
3.
Итак, что можно отметить. Первородный грех - это наклонность ко греху, но в то же самое время отсутствие вины. Кстати, про невиновность человека до 7 лет раввин ничего не сказал, поэтому его читатели могли подумать, что наклонность ко греху - это и есть сама греховность, человек рождён грешным - скажут люди, слушающие Финкеля. Итак, нужно выяснить, откуда же в человеке есть наклонность ко греху, если он только рождён, и не успел ещё совершить ничего хорошего и ничего плохого?
4.
Но сначала хотелось бы отметить, что есть в ходу такие фразы: "рождён во грехах" и "рождён с первородным грехом". Как мы уже говорили, человек не рождается виновным, а значит, грешным, но первородный грех в нём есть. Если же человек рождён с грехом, не важно с каким, то он грешен. Такое рассуждение наводит на мысль, что нет в человеке никакого греха изначального, а есть только сознательные грехи, как и учил Пелагий. Но не всё так просто. На самом деле, когда мы говорим фразу "первородный грех", то имеем ввиду две совершенно разные вещи. Первая - это грех первых людей, грех Адама и Евы. И второе значение - состояние души и тела всех людей, рождённых после Адама. То есть, во 2-м значении фраза "первородный грех" означает уже не грех, а что-то другое. А именно: последствия первородного греха. Итак, человек рождается в последствиях первородного греха. Но в каких именно?
5.
Мы знаем, к примеру, что здоровье человека зависит от здоровья его родителей. Крепкий организм обычно бывает у людей, чьи родители вели здоровый образ жизни. Но само здоровье можно рассматривать не только как текущее состояние организма, но и как общий его потэнциал. То есть, если человек не болеет, но принимает каждый день лекарство от давления, то он нездоров. Существует мнение, что в России 95% больных людей, и только 5% здоровы. В Израиле принято здоровье выражать в процентах. Если ты здоров на 90%, то болен на 10%. Но, если сравнить человека, чьё здоровье будет равняться 100%, то в сравнении с Адамом это будет не более 5%. То есть, до грехопадения Адам и Ева находились в совершенно другом состоянии. Оно также выражается в хорошем настроении и многих других вещах. Организм Адама был настолько здоров, что все клетки его организма восстанавливались, и он не мог стареть. Физически он мог быть силён примерно как 20 современных спортсменов. Вероятно, что перволюди были телепатами, могли левитировать и не испытывали ни жары, ни холода. Известно, что древние греки ходили босиком по холодным камням, и не заболевали. Но даже они уже были нездоровы, по сравнению с Адамом.
6.
И вот, именно это самое, утрата здоровья, которая передавалась потомкам Адама, именно она и называется "первородным грехом", который есть "последствия первородного греха". Адам и Ева жили в раю, не только потому, что это было благоприятное, огороженное место, но и потому, что их организмы были абсолютно здоровы. И, потеряв это здоровье, они передали свою болезненность своим потомкам, которым стало труднее противостоять греху.Таким образом, если Финкель говорит, что в нас нет первородного греха, то он должен говорить, что мы абсолютно здоровы, не способны стареть, и обладаем ещё массой супер-способностей, до семилетнего возраста. Какими ещё способностями обладали Адам и Ева - два абсолютно здоровых организма - мы не знаем. Но всеми этими способностями должны обладать и мы все, с самого рождения, пока не согрешим. А если кому-то удастся удержаться от крупных грехов, то такой человек, наверное, должен жить вечно и не стареть. И не болеть тоже, даже если его травят химией. Но ничего такого нет. Мы рождаемся изначально слабыми и больными, и вот это-то и есть наклонность ко греху. То есть, физическая немощь. Итак, мы видим, что раввин Финкель не прав. Как и многие другие.
7.
Чтобы лучше представить первородный грех, нужно представить больного человека, который много лет употреблял лекарства и стал совсем хилым, посиневшим, бессильным. Про таких говорят: он весь больной. А теперь представим человека, про которого говорят, что он здоров, как бык. Так вот, этот человек, который здоров как бык, по сравнению с Адамом должен считаться хилым и больным. Состояние организмов Адама и Евы было совсем иным, и про это иудаисты и мусульмане обычно не знают. Сложнось в том, что нет никаких данных про это, можно лишь это вывести логическим путём.
8.
Помимо телесного повреждения, через тело человеку также передаются и греховные наклонности. А значит, у разных людей изначально разная тяга ко греху. Считается, что, если твои предки несколько поколений злоупотребляли водкой, вином и пивом, то это, каким-то образом, передаётся и тебе. А значит, для борьбы с собой тебе потребуется больше усилий, чем кому-то другому. Но вспомним поговорку: кому больше дано, с того больше и спросится. Таким образом, отвестственность не у всех одинакова, но она совершенно разная.
9.
Таким образом, становится вполне очевидно, что человек рождается с первородным грехом, и ему требуются усилия для борьбы с собой. Но многие считают, что бороться не надо, а нужно выполнять свои желания. К чему тебя тянет - то и делай. Некоторые говорят: да мы и созданы такими, в нас есть тяга ко греху изначально. И, кроме того, если человек выполняет свои желания, то они растут, он хочет всё больше и больше. Но и это его не останавливает. С одной стороны, человеку не запрещается сходить в театр или съездить в Египет или хотя бы на рыбалку. Но вместе с тем это всё - его желания, а с желаниями надо бороться. Но, с другой стороны - посмотреть художественный фильм - это не грех, как и хорошо поесть. И в то же время, может оказаться, что, удовлетворяя себя самого простыми желаниями, и ведя приличный образ жизни, можно, каким-то образом, не спастись. Значит ли это, что нужно считать все разрешённые церковью желания ведущими в ад? Тут сложно. Путь спасения - он индивидуален, тут не скажешь: тебе это нельзя, а это можно. И, если человек решил: сегодня я в театр не пойду, буду сидеть дома и читать Василия Великого. Если кто-то из мирских людей узнает это - скажут, ты фанат, ты мракобес, тебе не место среди людей. Но я бы его понял, и так не сказал. Но это уже другая тема.
10.
Подведём итоги:
1.Человек рождается безгрешным.
2.Новорожденные во время крещения не освобождаются от греха, так как его нет, но соединяются с Церковью.
3.Фраза "первородный грех" имеет два значения.
4.Первородный грех-1 - это поступок Адама и Евы.
5.За поступок Адама и Евы отвечают только они сами, никто другой не несёт их вины.
6.Первородный грех-2 это физическое несовершенство.
7.ПГ-2 не являптся грехом.
8.ПГ-2 не может быть ни снят с человека, ни искуплен кем-нибудь, так как снимается грех, и искупаются грехи.
9.ПГ-2 означает потерю здоровья, а значит, если бы мы рождались без ПГ-2, то были бы абсолютно здоровы.
10.ПГ-2 означает слабость человеческого организма, а значит, и наклонность ко греху.
11.Наклонность ко греху - это недостаток сил и других возможностей для борьбы с ним.
12.Наклонность ко греху у детей до 7 лет не означает желание грешить, так как с момента рождения такое желание появиться не может.
13.Наклонность ко греху может иметь и другое значение, то есть, само желание грешить.
......
Архиепископ ФИЛАРЕТ ЧЕРНИГОВСКИЙ объясняет: «...наследственный грех Адамов может быть назван только болезненным состоянием потомков, а не в собственном смысле грехом; поелику грех, в собственном смысле понимаемый, по понятию самого Откровения, есть свободное нарушение закона (1Ин. 3: 4)»[10].
Первородное повреждение, в отличие от личного греха, не может быть исцелено ни подвигами, ни Крещением, ни Покаянием, ни Причастием. Святитель АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ писал: «...покаяние не выводит из естественного состояния, а прекращает только грехи»[11]. «Естественным» в данном случае святитель называет то тленное, страстное, смертное состояние природы человека, которое возникло вследствие прародительского грехопадения.
.......
08.07.24
Свидетельство о публикации №224070800072