Исторические аспекты военных финансов России
Напомним, что финансы как научный экономический термин, имеет два значения: - собственно денежные средства во всех их формах и видах, а также денежные отношения, которые возникают по поводу движения денежных потоков.
Военная экономика — это специфическая отрасль экономики страны, обеспечивающая её военный потенциал. Военная экономика обусловлена политикой государства по экономическому обеспечению военных потребностей страны.
Она включает в себя:
• разработку и производство военной продукции;
• капитальное оборудование боевых позиций;
• ремонт и обслуживание;
• функционирование военно-промышленного комплекса.
В широком понимании военная экономика охватывает все экономические вопросы военного дела.
По условиям функционирования различают два состояния военной экономики: военная экономика мирного времени и военная экономика периода мобилизации и собственно войны. То есть она существует в мирное и военное время.
При этом ключевым фактором такой экономики является военный бюджет.
Основные мероприятия финансово-экономического обеспечения снижения уровня внешних военных угроз это такие:
В мирное время
- расширение межгосударственного финансово-экономического сотрудничества в производственной деятельности, особенно долгосрочного, в том числе связанного со специализацией и кооперацией труда;
- расширение межгосударственных финансовых связей;
- создание межгосударственных финансово-экономических союзов;
- осуществление инвестиций в экономику иностранных государств
В период непосредственной угрозы агрессии
- объявление о прекращении или прекращение финансово-экономического сотрудничества, особенно в области производства средств вооруженной борьбы;
- объявление о введении или введение финансово-экономических санкций;
- объявление о повышении или повышение таможенных платежей за экспортируемую или импортируемую продукцию;
- объявление о прекращении или возврате, а также прекращение или возврат инвестированных средств;
- объявление об ограничении или установление запрета, а также ограничение или запрет на проведение валютных операций;
-объявление о выходе или выход из финансово-экономических союзов
В военное время
- воздействие на финансовую систему-государства агрессора финансово-экономическими методами (выпуск военных денег, вброс фальшивых денежных знаков, раскручивание инфляции и др.)
В мирное время
- выделение дополнительных объемов финансовых ресурсов на разрешение противоречий, способствующих возникновению угрозы;
- предоставление дополнительных финансовых льгот, способствующих проведению мероприятий, направленных на снижение уровня угрозы;
- ограничение финансово-экономической базы деструктивных сил, создающих угрозу/
Любые военные расходы являются весьма неприятным грузом для экономики страны, которая вынуждена регулярно тратить средства на проекты, не приносящие прибыли и несущие очень ограниченную социальную нагрузку.
Гибкость финансового механизма позволяет и в экстремальных ситуациях решать задачи, стоящие перед обществом. Сейчас экономика России переживает трудный период реформирования, сопровождающийся в области военных расходов ломкой старых стереотипов и подходов к финансированию Вооруженных Сил. Сокращение этих расходов, как выражение долговременной политики нашего государства на разоружение обостряет проблемы как обеспечения эффективности военный затрат и повышения государственного контроля за ними, так и приоритетности их финансирования в условиях дефицитного бюджета. Решение ее, неразрывно связанной с реформированием армии и совершенствованием ее организационных структур, должно быть в центре внимания органов исполнительной и законодательной власти страны.
Меры, направленные на сокращение военно-экономической деятельности, не должны отрицательно влиять на состояние военно-промышленного комплекса страны.
Существенное влияние на общие последствия локальных войн оказывают их гуманитарные составляющие, связанные с безвозвратными и санитарными потерями личного состава, послевоенной социальной и медицинской реабилитацией участников боевых действий и жертв войны.
Финансы являются решающим фактором в любой войне. Еще в XV веке, в начальный период становления товарно-денежных отношений, Макиавелли писал: “Деньга — нерв войны". Один из очередных претендентов на мировое господство — Наполеон также считал, что “для того, чтобы выиграть войну, необходимо иметь три вещи: во-первых, деньга, во-вторых, больше денег, в-треть-их, еще больше денег". Эти же слова повторял часто Бисмарк. Мнение о том, что финансы — решающий фактор победы, разделял Кейнс. То есть людей мало призвать в строй, их надо вооружить, экипировать, снабдить боеприпасами. Таким образом, финансы ставят пределы войне и лимитируют ее продолжительность. Опыт финансирования мировых войн продемонстрировал что коалиции оказались способными мобилизовать громадные финансовые ресурсы для финансирования продолжительных войн.
Таким образом финансовая политика военного периода оказывает огромное влияние на экономику воюющих стран, состояние и развитие Отдельных отраслей народного хозяйства и уровень жизни населения.
Вопрос управления военной экономикой определялся её централизацией управления, ответственностью за обеспечение военной безопасности государства на основе внедрения в войска новейших технологий, направленных на качественные изменения управления войсками.
Становление России как Мировой Империи началось со строительства города-порта Петербурга. Это было обусловлено тем, что Россия была морской державой, которая вынуждена была воевать и на суше и на море.
Углубление рыночных отношений в XVIII веке, накопленный опыт тылового обеспечения войск, разработка принципов военно–экономической политики приводит к тому, что при подготовке офицеров в России в обязательном порядке изучаются математика, инженерное дело, астрономия, фортификация, техника кораблевождения и т.д. Создана сеть военно–учебных заведений.
Таким образом, военно–экономическая мысль XVIII века отличается от прежних времён принципиально новыми подходами к её развитию в условиях преобразования армии и флота, внедрением достижений военно–экономической практики в авторские сочинения и разрабатываемые законодательные акты.
Экономическая подготовка на 1–ой ступени обучения в кадетских корпусах в XVIII-м в. была представлена предметом «Экономия государственная», семь разделов которой имели следующие названия: «Об имуществах и их происхождении»; «Обмен имущества»; «Отдача взаймы имуществ»; «Всеобщий знак цены — деньги. Продажа — купля»; «Отдача взаймы металлических денег»; «Метаполитический анализ цены имущества»; «О кредите и основывающихся на нём бумажных деньгах». Впоследствии (в 1805 г.) его заменяют курсом «Статистика», второй раздел которого по содержанию представлял собой не что иное, как сжатый материал политической экономии. В этом разделе изучались такие темы: краткий обзор существующих социально–экономических систем — рассматриваются сущность богатства и производительность труда, виды доходов и податей в государстве, классы производителей и потребителей, отношения между ними; основные факторы производства — исследуются виды производства и его элементы, капитал и источники его происхождения; денежное обращение — дан обзор его условий, существующих цен, денег и их значения; кредитно–финансовая политика — изучаются её виды и влияние на государственное хозяйство; банковская система — даются понятия о кредите и займах, государственных облигациях, банковских билетах и ассигнациях. Третий раздел курса «Статистика» содержал сравнительный анализ развития госфинансов России и стран Западной Европы, обзор промышленности и рынков сырья, состояние торговли в России и других государствах.
Военно-экономическая подготовка на 1–й и 2–й ступенях военного образования включала изучение курса «Военной администрации», имевшей 2 раздела. Первый раздел назывался «Военное хозяйство» и состоял из следующих частей: средства на содержание армии в мирное время; военный бюджет; основные черты военного хозяйства в мирное время и способы довольствия; довольствующие ведомства и их органы, производство заготовлений; отчётность и ревизия: инспектирование и государственный контроль; основные черты военного хозяйства в военное время: способы заготовления, снабжения, полевой контроль. Второй раздел именовался «Войсковое хозяйство» и имел такое содержание: полковое хозяйство: суммы казённые и неказённые; хозяйственный оборот полка: смета, хранение и выдача денег, проверка наличных сумм и книг отчетности; ротное хозяйство; артельное хозяйство: отчётность по продовольствию, удовлетворение хозяйственных нужд, деньги роты.
Экономическая подготовка на 3–й ступени обучения (военные академии) была представлена курсом политэкономии. Его основу составляли разделы: о производстве богатств; о накоплении богатств, или об имуществах; о первоначальном распределении годового произведения, или о доходах; о вторичном распределении годового произведения; элементы цивилизации или о внутренних благах; о деньгах; о кредите; естественные успехи цивилизации; о потреблении; успехи в увеличении народного богатства; о платёжном балансе России.
Формирование объективных предпосылок военно–экономической теории активизировалось в XIX веке. Это время великих открытий во всех сферах человеческой деятельности, в том числе в экономике и военном деле.
Практическое внедрение в образовательный процесс военных учебных заведений консолидации отдельных звеньев военной экономики в систему военно–экономических знаний началось с создания в 1832 году Академии Генштаба.
В начале XIX века развивающиеся капиталистические отношения высвободили колоссальные возможности - новый общественный строй создал более могучие производительные силы, чем те, что были накоплены за всю предшествующую историю. Крупные индустриальные хозяйства, тесно взаимосвязанные, стянули в единое целое всю экономику в её национальных границах, стремясь к выходу на международную арену. Этому стремлению капитала отвечает утвердившаяся политика мирового господства и захватнических войн, количество и масштабы которых на базе роста и концентрации экономической мощи многократно возросли, превратив в театр военных действий практически всю Европу. На основе качественных изменений в экономике и политике коренным образом меняется и военная мощь: армии становятся массовыми, их вооружение преобразуется с помощью машинной техники, изменяются способы ведения войн и их экономического обеспечения.
Укрепление государственности в Российской Империи приводит к росту численности войск и при планировании производственной, сельскохозяйственной и торговой деятельности необходимо было учитывать потребность в материальных и денежных средствах на содержание вооруженных сил.
В 1860 году появляется труд В.М. Аничкова «Военное хозяйство. Сравнительное исследование положительных законодательств России, Франции, Пруссии, Австрии, Сардинии, Бельгии и Баварии». В нём автор на основе изучения зарубежного и отечественного опыта планирования и организации военно-хозяйственного и финансового снабжения войск в мирное время делает вывод, что военно-экономические исследования решают две взаимоисключающие друг друга задачи: улучшение обеспечения войск и сокращение расходов на содержание армии. По мнению В.М. Аничкова, выход из ситуации состоял в изыскании способов, которые содействовали бы возможному улучшению материального быта войск без истощения финансовых средств государства и предоставляли бы гарантии к тому, чтобы все расходы государства по содержанию войск доходили до прямого своего назначения, распределяясь правильно между потребителями, сообразно нуждам и заслугам каждого.
Направленность академического курса «Военное хозяйство» - финансово-экономические вопросы. При его изучении слушатели выясняли, каким образом определяется размер государственного дохода и как суммы, выделяемые на содержание войск, переходят от источников их создания к потребителям или кредиторам казны. Кроме того, будущие военачальники подробно изучали процесс составления смет военного ведомства, порядок распределения ассигнованных сумм и другие проблемы, связанные с военными финансами. Утверждённый госбюджет, считал Аничков, должен стать материалом для составления частных смет министерств, в том числе и военного и, кроме того, служить для них нормой расходов в течение года.
Некоторая часть бюджетных средств или остаётся свободной, или возникают дополнительные потребности, требующие удовлетворения. Чтобы остатки одного периода не смешивались с доходами следующего, Аничков предлагал по окончании бюджетного года «заключать» смету военного министерства. Это правило полезно тем, что позволяет обнаружить неосновательность составления сметы на планируемый год и привлекать к ответственности конкретный орган государственной власти с целью более качественного составления подобного документа в последующем. Такой подход востребован и в современных условиях — нередко при планировании сводной сметы Минобороны РФ утверждаются цифры, которые в конце года корректируются: выясняется, что запланированные бюджетные ассигнования по одним статьям расходов превышают действительную потребность, по другим — их недостаточно.
В.М. Аничковым в ходе преподавания курса «Военное хозяйство» был выработан критерий оценки необходимости дополнительного истребования дополнительных ассигнований сверх утверждённой сметы в течение года. При этом он отмечал, что ничто так не нарушает равновесия доходов и расходов, как эти чрезвычайные ассигнования, которые особенно вредны тем, что нет правил, в каких случаях допускается испрашивать сверхсметные кредиты, а в каких — нет. Аничков указывает, что случаи эти должны быть строго и точно обусловлены; главнейшими условиями чрезвычайных ассигнований должны быть крайняя настоятельность и совершенная непредвиденность расходов, как, например, начало войны. В остальных случаях сверхсметные кредиты не должны быть допускаемы.
Вопросы, касающиеся обеспечения операций и боевых действий в ходе подготовки и ведения войны потребовали увязать все имевшиеся в то время взгляды в области теории политэкономии и госхозяйства с положениями теории военного искусства, определить различия между военным хозяйством мирного и военного времени. Этому был посвящен труд В.М. Аничкова «О хозяйстве войск в военное время», который в качестве учебного курса читался слушателям академии. В нём В.М. Аничков сформулировал ряд теоретических положений, которые актуальны и в настоящее время: армия и флот не могут найти в себе самих средств для обеспечения своего существования — средства эти должны предоставляться государством; требуется предварительно определять цифры военного бюджета и доводить их до войск; в вооружённых силах необходим принцип единства бюджета и кассы; возможность создания казначейства в армии и на флоте; для контроля за выделенными ассигнованиями в военном ведомстве нужна классификация расходов; составление единых форм финансовой отчётности по всему Военному министерству.
В 1870 году профессор Генштаба П.Л. Лобко, разработал курс «Военной администрации», в котором подробно изучались экономические вопросы и особенности их применения в военном хозяйстве. Его учебник «Записки военной администрации для военных училищ» и сегодня представляет интерес. Так, в главе III «Устройство военного управления» отмечается, что полковой командир «по части хозяйственной … есть вполне самостоятельный распорядитель и в то же время единственный ответчик за состояние этой части… Для переписки по делам полкового управления учреждаются полковая канцелярия, которая разделяется на четыре части: строевую, казначейскую, квартирмейстерскую и судную.… К казначейской части относится переписка по делам, касающихся денежного, вещевого и артиллерийского довольствия полка… она возложена на полкового казначея, который сверх того имеет в своём ведении жалованную, лазаретную, полковую и другие суммы, образующиеся в полковом хозяйстве.… К кругу обязанностей квартирмейстерской части относится переписка по делам провиантского, фуражного и квартирного довольствия полка.… Заведует ею полковой квартирмейстер, на котором лежит обязанность принимать от казны и раздавать в роты (эскадроны) провиант, фураж и отпускаемые на эти предметы деньги». Здесь же раскрыта структура окружного интендантского управления и подробно расписываются его задачи: оно заведует снабжением войск и госпиталей предметами продовольствования, вещами, деньгами и разделено, соответственно, на три отделения — продовольственное, вещевое, денежное. Ежегодно окружное интендантское управление составляет сметы (исчисленные по определённым правилам и в установленной форме денежные расходы, необходимые для различных видов довольствия войск) и планы заготовлений (где, когда и по каким ценам выгоднее заготовить продукты, предлагаемые способы заготовления, пункты поставки, способ перевозки и т.д.).
В главе VI «Довольствие войск и войсковое хозяйство» в числе прочих видов довольствия (провиантского, фуражного, вещевого, артиллерийского, квартирного и др.) изучается и денежное довольствие, его виды (суточные, наградные, столовые, прогонные и заработанные деньги) и порядок выплаты, подробно рассматриваются и образовавшиеся в полку казённые (продовольственные, лазаретные, квартирные и т.д.) и неказённые (офицерские, библиотечные и т. п.) суммы.
В главе VII «Правила ротного хозяйства» рассматриваются права и обязанности должностных лиц роты: ротного командира, фельдфебеля, каптенармуса, артельщика и образного артельщика (т.е. лица, заведовавшего образовавшимися суммами роты).
В 1847—1848 гг., появляется 2-томный труд Д.А. Милютина «Первые опыты военной статистики», ставший учебником для слушателей академии Генштаба. В нём была показана целостная система сведений военно-статистической направленности, используемых в мирное и военное время для финансово–экономического обоснования принимаемых решений по обеспечению обороноспособности Империи.
Это обеспечивало устойчивое функционирование экономики армии и флота и позволяло максимально успешно и в кратчайшие сроки решать как текущие, так и перспективные задачи, возникавшие перед вооружёнными силами Российской Империи.
Начало военных реформ (1860—1870 гг.), связанно с именем Д.А. Милютина, а также возрастающими требованиями к материальным ресурсам, поступающим в войска, увеличение их объёма и степени использования, приводят к объединению всех комиссариатских и провиантских ведомств в Главное интендантское управление, которое получает статус центрального органа военного управления, учреждаются окружные интендантства, повышается роль интендантской службы в процессе материального обеспечения войск. Все это вызывает необходимость в укомплектовании вооружённых сил офицерами и чиновниками экономического профиля подготовки. Впервые вопрос о создании специального курса для обучения офицеров–интендантов возник в 1869 году. И при Главном интендантском управлении был создан Учёный комитет (позднее Технический комитет), который возглавил профессор М.Я. Киттары.
Наступивший XX век в военном отношении характеризуется массовым применением вооружённых сил в решении международных конфликтов. В этих условиях военная мощь становится основным критерием могущества, всё подчиняется её наращиванию: экономика, политика, наука и техника.
Печальный опыт русско-японской войны (1904 - 1905 гг.) в области логистики потребовал назревших преобразований в организации военной экономики России путем внедрения новых технологий, таких как военная связь и прежде всего с учетом новых электрических средств связи: телеграфа, телефона, а также недавно изобретенного радио.
В программе военной реформы 1905—1912 гг. были предусмотрены мероприятия, связанные с преобразованием Интендантского ведомства: утверждается новое «Положение», штаты; расширяются права и обязанности корпусного интендантства; увеличивается численность Главного управления (причем из четырех штатных должностей офицеров три должности должны были замещаться выпускниками Интендантского курса); в мирное время учреждаются дивизионные и бригадные интендантства.
В 1905/06 учебном году занятия для интендантов включали: технологию, химию, физику, статистику, военную географию и администрацию, счетоводство, законоведение и русский язык; электротехнику, теоретическую механику, строительное искусство, черчение, военную администрацию и военную статистику, законоведение, счетоводство и русский язык. Кроме того, в учебный план были включены: военное хозяйство — краткий очерк хозяйственного управления вооружёнными силами государств Западной Европы в сравнении с русской армией; военная статистика — экономико-географический обзор театров военных действий и состояние финансовой системы представленных стран; законоведение — изучались имущественное, вексельное и торговое право; финансовое право; организация финансового управления; порядок составления и рассмотрения государственного бюджета; налоговая и таможенная политика.
18 декабря (по старому стилю) 1911 г. Интендантский курс преобразуется в Интендантскую академию.
Устав полевой службы, принятый в 1912 г., определил основные положения по организации нового направления в военной экономике - связи. В России накануне Первой мировой войны была создана военная экономика: достаточно стройная система военной связи с использованием передовых технических средств, целым рядом отраслей и предприятий, с ее сугубой централизацией управления, высочайшей ответственностью за обеспечение военной безопасности государства.
Важнейшим этапом в развитии экономического и военно-экономического образования становится курс «Военное хозяйство», подготовленный профессором Ф.А. Макшеевым на базе его труда «Военное хозяйство в мирное время в армиях: русской, германской, австрийской и французской (сравнительный очерк современного устройства)». Он охватывал вопросы подготовки к войне, а также основы снабжения и обеспечения войск различными видами довольствия. Свой курс Ф.А. Макшеев начинает с изучения военных финансов: на вооружённую силу расходуется очень крупная часть государственных средств, поэтому правильное определение цифры этого расхода и составляет первую задачу военного хозяйства. То есть основная проблема заключается в нахождении оптимальной цифры ежегодных расходов на армию и флот. Кроме того, им предложена система показателей, которая позволила сравнить расходы на вооружённые силы стран, различающихся по величине территории, численности населения, размеру национального бюджета и другим параметрам: процентное соотношение военных расходов к общегосударственным расходам; размер военных расходов на душу населения; среднегодовая стоимость содержания одного военнослужащего; соотношение обыкновенных (текущее содержание армии) и единовременных расходов (по современной терминологии — научно–исследовательские и опытно-конструкторские работы, закупка вооружения, военной и специальной техники).
1-я Мировая война предъявила к экономике куда более высокие требования, чем те, которыми руководствовались генштабы воюющих держав. Война обострила проблему экономической отсталости России по сравнению с ведущими европейскими государствами и поставила на повестку дня необходимость ускоренного развития промышленности и наращивания объемов выпуска военной продукции. Стал актуальным вопрос о финансировании военных расходов.
Госбюджет всегда был практически единственным источником финансирования военных расходов — приобретения вооружения, боеприпасов, военного снаряжения, а также на содержание личного состава Вооруженных Сил.
В 20-е годы были уточнены задачи курса "Экономики войны", определены такие понятия как "военное хозяйство" и " войсковое хозяйство", "военный потенциал", и "военно-экономическая мощь государства", "военное потребление" и "военный спрос". Курс "Экономика войны" преподавался в качестве учебной дисциплины в военных академиях и других учебных заведениях.
Основные задачи "Экономики войны" были сформулированы в 20-годы, состояли в том, чтобы понять войну как экономическое явление; построить учение об экономических первоосновах войны, построить прикладную отрасль военно-экономического знания.
2-я Мировая война потребовала использования максимума экономических ресурсов, участвующих в ней стран, перевода их экономики на военные рельсы, наличия многомиллионных армий, снабженных сложной и дорогостоящей техникой. Как известно, СССР понёс наибольший урон от участия в этой войне как на свей территории, так и на территориях зарубежных государств. Материальные и финансовые издержки оказались так велики, что продукции одних только военных предприятий и накопленных в мирное время запасов вооружения и военной техники оказалось недостаточно для ведения этой кровопролитной войны.
Грандиозные масштабы и длительный характер войны вызвали крайнее напряжение финансовой системы страны, мобилизацию колоссальных денежных средств и расходования их для нужд фронта. В условиях, когда свыше половины национального дохода страны поглощалось военными нуждами, традиционное, исторически сложившееся содержание понятия “военные финансы" стало явно недостаточным и неполным.
Особенно остро проблема укрепления обороноспособности нашего государства встала после прихода к власти в Германии фашистской партии, которая приступила к форсированной подготовке войны, где за период с 1933 г. по 1939 г. военное производство увеличилось в 12,5 раза.
Переход к военной экономике в СССР фактически начался, как и в прочих ведущих мировых державах, с марта 1938 г., т. е. с момента полной оккупации гитлеровской Германией Чехословакии.
СССР уже в 1939 г. практически вступает в войну, с введением Положения о финансовом хозяйстве в войсковых частях и учреждениях РККА (приказ НКО СССР) была принципиально изменена система организации финансового хозяйства: все ассигнования по смете становились средствами целевого назначения и могли расходоваться только по прямому назначению, указанному в перечне расходов. Особое внимание вызывала статья 5 Положения, в которой было записано: “Расходуя отпускаемые правительством СССР на РККА народные деньга, войсковые части обязаны добиваться максимального эффекта в деле обеспечения потребностей части и повышения ее боевой, мобилизационной и политической подготовки, но в то же время соблюдать строгую экономию в средствах".
Характерной особенностью Великой Отечественной войны являлся исключительно высокий уровень технической оснащенности воевавших армий. Развитие военной техники необычайное усиление ее разрушительной силы внесли настоящую революцию в экономику войны, приведшую к тому, что расходы на материально-техническое снабжение армий составляли по отношению к стоимости их содержания пропорцию более, чем 3:1 (1-я мировая война 1:1). Таким образом, роль финансового фактора в войне неизмеримо возрастает, прежде всего за счет перестройки всего хозяйства на военный лад. Даже высокоразвитая военная промышленность одна не может обеспечить средствами войны армию, этому должно быть подчинено все хозяйство страны. Участие в войне становится делом всего населения воюющих государств.
Гитлеровская Германия, располагавшая мощной промышленностью и получившая в свое распоряжение экономические ресурсы почти всей континентальной Европы, оказалась способной вести длительную и затяжную войну. И только огромные усилия всего советского народа и его Армии определили поражение фашистской Германии.
К середине 1941 г. производство средств производства в СССР достигло 90 % плана для 1942 г., то производство средств потребления — только 80 %.
Госполитика, направленная на использование финансов для обеспечения победы в войне, нашла отражение методов финансирования расходов Армии и тыла через госбюджет, денежно-кредитный механизм, госзаймы. С началом войны Госбанк СССР столкнулся с необходимостью решения задач, которые не стояли перед аналогичными учреждениями в странах с рыночной экономикой. Вместе с тем решение чисто монетарных проблем в СССР осуществлялось проще, нежели в демократических странах — участницах антигитлеровской коалиции и даже в Германии. Возникший дефицит бюджета был покрыт за счет эмиссии и мобилизации через кредитную систему материальных резервов и запасов, созданных до войны. Эмиссия денежных средств явилась одним из источников финансирования войны, хотя и незначительным в сравнении с такими, как прибыль и мобилизация средств населения.
Усиление взаимосвязи государственных финансов, денежного обращения и кредита обеспечили бесперебойное финансирование военных затрат государства даже в самые тяжелые периоды войны. Поскольку налога оказались недостаточными для покрытия возраставших военных расходов, цивилизованным методом покрытия дефицита являлись государственные займы. Внутренние госзаймы играли решающую роль в финансировании первой мировой войны, когда ими было покрыто около 80% военных расходов, произведенных всеми государствами, принимавшими участие в войне, и только 20% — путем налогового обложения. За годы второй мировой войны займы составляли от 50 до 70% расходов в странах обеих коалиций.
Военные займы в СССР и другие формы взносов на нужды войны стали основной формой стерилизации денежной массы и мобилизации средств населения, торговля и налоговая система играли вспомогательную роль. Эти взносы декларировались как добровольные, и, действительно, списывать патриотический порыв людей со счетов нельзя. Однако, учитывая крайне низкий жизненный уровень в годы войны, можно констатировать, что добровольность была весьма относительной. За четыре года войны советский народ подписался на займы на огромную сумму — в 90 млрд. руб., что почти вдвое превышает сумму размещенных в СССР займов до войны. Причем работа по проведению подписки на заем успешно велась не только в тылу, но и непосредственно на фронтах.
Великая Отечественная война, самая тяжелая и жестокая из всех войн, когда-либо пережитых в истории России, явилась суровым испытанием для всего экономического уклада страны, всех ее финансов и бюджета в частности. Это испытание было выдержано с честью. Несмотря на гигантские масштабы войны, советская финансовая система изыскала огромные ресурсы, полностью обеспечившие не только снабжение героической Советской Армии, но масштабы расширенного воспроизводства во всем народном хозяйстве. С июля 1941 г. по январь 1946 г. государственный бюджет СССР мобилизовал и направив на финансирование вооруженных сил, хозяйства и культуры и на другие нужды свыше 1100 млрд. руб. — вдвое больше, чем за годы двух предвоенных пятилеток.
Укрепление финансов Вооруженных Сил в предвоенные годы и во время Отечественной войны было неразрывно связан с упрочением их непосредственной основы — материального производства. На основе укрепления экономики страна в целом изменялась структура капитальных вложений, большая часть которых направлялась на развитие народного хозяйства при одновременном укреплении военно-экономического потенциала.
Соответствующие меры по укреплению обороноспособности страны принимались и со стороны Советского государства. Конечно, нужно учитывать крайне ограниченные возможности народного хозяйства, но последовательно осуществлялся план мобилизации финансовых ресурсов позволявший обеспечить денежными средствами проведение мероприятий по развитию оборонных отраслей промышленности и финансированию все возраставших расходов на Вооруженные Силы.
Условия военного времени и изменившийся режим регулирования пропорций распределения национального дохода в интересах обороны страны потребовал перестройки системы финансового планирования и финансирования войск.
В годы войны произошли вынужденные сдвиги в распределении совокупного общественного продукта (валового внутреннего продукта — ВВП по сравнению с мирным периодом развития. Если в 1940 г. из общего объема ВВП было направлено: на накопление — 19%, потребление - 70%, военные расходы (без личного потребления военнослужащих) — 11%, то в 1943 г. (наиболее тяжёлом из-за потерь, в том числе материальными территориальных) резко сократились расходы на накопление и потребление, составив соответственно 7% и 49%, и в четыре раза выросла доля военных расходов - 44%.
При этом определялись приоритеты в развитии не только отдельных отраслей оборонной промышленности в целях скорейшего удовлетворения потребностей фронта в тех или иных видах вооружения, но и материальном обеспечении военнослужащих тех специальностей, на которые ложилась основная тяжесть борьбы с наиболее опасными боевыми средствами противника.
Так например, из общего объема осуществлявшегося в 1939 г. через Промбанк СССР финансирования капитальных вложений в оборотне отрасли промышленности в размере 18,3%, только наркомат авиапромышленности получил 5,8%, а в 1940 г. эта доля составила 6,3% от общего объема капвложений, профинансированных через этот банк. Было повышено денежное содержание летно-техническому составу ВВС я ВДВ, военнослужащим ударных армий, соединений и гвардейских частей, штурмовых морских и инженерно-саперных бригад, истребительных противотанковых артиллерийских частей и т.д.
Военной экономикой в целом, как и всеми другими формами противоборства, руководил созданный в первые дни войны Госкомитет Обороны во главе с И. В. Сталиным, объединивший исполнительную и законодательную власть, партийный аппарат. Через неделю после начала войны был принят Мобилизационный народнохозяйственный план на III квартал 1941 г. Он предусматривал увеличение производства вооружений и военной техники на 26 % по сравнению с ранее действовавшим планом и снижение розничного товарооборота на 12 %. Однако этого оказалось недостаточно, и 16.08.1941 был принят Военно-хозяйственный план на IV квартал 1941 г. и на 1942 г. по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии. Основой идеологии этого плана было перемещение промышленности в восточные районы СССР и формирование там новых центров военного производства, обеспеченных вновь вводимыми энергетическими мощностями и транспортной инфраструктурой. Только централизованные капитальные затраты на промышленное развитие этих регионов за годы войны составили 36,6 млрд руб. в сметных ценах.
Подобного рода решение носило стратегический характер и превращало экономическую операцию в асимметричный ответ на успехи немецких войск в первые месяцы войны и очевидную неспособность Красной Армии противостоять наступающему противнику. Выработанное и принятое Сталиным решение об эвакуации промышленности на восток внесло ключевой вклад в будущую победу.
С целью стимулирования повышения воинского мастерства личного состава войск была введена выплата денежного вознаграждения за классность. Материальное стимулирование военнослужащих развивалось по пути поощрения высоких результатов боевых действий войск и сил флота.
Перевод промышленности на массовое производство военной продукции потребовал усилить внимание к вопросам ценообразования. Были расширены и укреплены калькуляционные органы в главных и центральных управлениях наркомата обороны, в штаты военных представительств на крупных предприятиях введены должности инженеров-калькуляторов. Органы ценообразования, как и финансовая служба Вооруженных Сил, постоянно анализировали плановые и отчетные калькуляции, разрабатывали предложения по снижению цен на вооружение, военную технику и имущество, поставляемые промышленностью, В результате этой работы только в 1943 г.- стоимость фактически поставленных наркомату обороны вооружения и боевой техники снизилась по сравнению с 1942 г. на 8,4%, что дало возможность подучить общую экономию расходов на оборону за счет снижения цен на предметы военных поставок в сумме 3,5 млрд. руб. механизмом государственного регулирования всего народного хозяйства, в особенности в части жесткого финансового контроля за ценами на промышленную продукцию.
Сегодня не мешает вспомнить опыт и результативность государственного регулирования цен на оборонную продукцию периода Великой Отечественной войны.
На всем протяжении Великой Отечественной войны финансовая служба Вооруженных Сил уделяла -‘неослабное внимание осуществлению режима экономии, как в центре, так и в войсках. Об эффективности экономической работы, проводимой финансовой службой ВС по мобилизации внутренних ресурсов в годы войны, можно судить по таким цифрам. Войсковые части своими силами произвели различных работ по ремонту и изготовлению техники, запасных частей и предметов довольствия на сумму 3,25 млрд. руб., мобилизовали и сдали в доход государства 1,2 млрд. руб. из средств хозрасчетных предприятий и из своих доходов. Всего было сэкономлено свыше 5 млрд. руб. в масштабе цен того времени.
Постоянно изучая условия ведения боевых действий, а также процессы, связанные с материальным обеспечением армии и флота, финансовая служба Вооруженных Сил разрабатывала предложения по перестройке денежного довольствия военнослужащих и совершенствованию материального стимулирования личного состава Вооруженных Сил. Не были забыты и семьи воинов, которые в связи с эвакуацией и в силу сложившихся в начале войны других неблагоприятных обстоятельств потеряли связь с главой семьи. Им до получения от военнослужащих денежных аттестатов или назначения пенсий выплачивались ежемесячное возвратные пособия. Финансовая служба взяла на себя инициативу и провела большую работу по розыску семей военнослужащих и их обеспечению денежными аттестатами. Во время войны были выявлены и сообщены военнослужащим адреса десятков тысяч семей.
Финансовая и промышленная мощь Великобритании и особенно США дали стране возможность выстоять в самый трудный момент и осуществить полный и окончательный разгром противника после того, как страна приблизилась к пределу возможностей напряжения всех своих ресурсов. Это прямо признавали крупнейшие советские военачальники. Вот что говорил Г. К. Жуков: «Американцы нам гнали столько материалов, без которых мы... не смогли бы продолжать войну.»
Таким образом, госфинансы, их назначение, функции, роль в воспроизводстве, а также организационное построение в период Великой Отечественной войны во многом предопределили Великую Победу советского народа.
Современная военная экономика как наука, представляет собой систему теоретических знаний о закономерностях экономического обеспечения подготовки и ведения войны, наиболее эффективном решении проблемы удовлетворения возрастающего военного спроса в условиях рыночной экономики, ограниченных финансовых и материальных ресурсов.
Радикальные перемены в военно-политической ситуации, окончание "холодной" войны вызвали потребность в разработке новых подходов к обоснованию параметров военно-экономических приготовлений.
Что касается финансовых потерь СССР в ходе афганской войны, то на данный момент объём опубликованных документов не позволяет уверенно подвести финансовый итог войны. Опубликованные источники не содержат точных данных о размерах военных расходов СССР за весь период Премьер-министр Н.И. Рыжков сформировал группу экономистов, которые совместно со специалистами различных министерств и ведомств, напрямую или опосредованно участвовавшие в девятилетней войне, должны были точно определить, во сколько нам обошелся Афганистан. Экономисты подсчитывали в буквальном смысле всё – обучение афганских студентов в IV Всероссийская научно-практическая военно-историческая конференция с международным участием «Салют, Победа!» 141 советских вузах, стоимость командировок гражданских специалистов в Афганистан, количество гражданской и военной техники, которая была передана правительству и вооруженным силам этой страны. Были учтены даже все рейсы самолетов «Аэрофлота» в Республику Афганистан после победы Апрельской революции. Наиболее впечатляющие цифры были представлены Минобороны СССР. Военные специалисты не упустили ничего – начиная от питания военнослужащих Ограниченного контингента советских войск в Афганистане и заканчивая расходом боеприпасов различных видов и их реальной стоимостью.
Абсолютная величина расходов была сравнительно велика, но не составляла значительной части ВНП и нацбюджета. Экономические затраты на Афганистан по сравнению с масштабами оборонного бюджета не значительны. Вряд ли эти затраты стали причиной распада Советской страны и экономики, хотя и являлись на протяжении всех 1980-х гг. малоприятным вычетом из нацбюджета.
К началу чеченской войны структурообразующей единицей чеченского общества окончательно стал тейп (род). Почти вся хозяйственная деятельность велась тейпами, работавшими как диверсифицированные семейные корпорации. К концу 1994 года главными направлениями их занятий стали оптовый контрабандный импорт бытовых товаров с последующей перепродажей российским фирмам; нелегальный транзит грузов (в частности, наркотиков и оружия); управление собственностью, рэкет и грабеж (от фальшивых авизо до угона скота) на территории России.
Значительную роль в экономике Чечни играл экспорт (в том числе на основе официальных квот) и переработка нефти. В основном она поставлялась с территории остальной России, хотя объем ее транспортировки и падал (в 1991-м поставки составили 11 077 тыс. тонн, в 1992-м — 6433 тыс., в 1993-м — 1063 тыс., за 11 месяцев 1994-го — 89 тыс. тонн). Это падение было вызвано не только экономическими, но и политическими причинами.
Война в Чечне и постепенная нормализация экономической жизни в России сократили масштабы этих операций, увеличив, масштабы расхищения федеральных средств, а также внешнее финансирование (которое идет по принципу "мир беден — война богата"). Но главным изменением в чеченской экономике стал переход от диверсификации деятельности к ее специализации: в Чечне появились сёла: — получающие доходы в основном от грабежей, — от заложников, — от переработки нефти и т. д.
Россия не ставила задачу уничтожения Чечни как таковой, ее задача была — прекращение террора, а значит, на первом этапе, формирование в Чечне центральной власти. Чтобы власть была сильной, необходимо лишь, чтобы у этой власти был максимум регулярных финансовых ресурсов, а у бандитов — минимум. Было осознано, что как только полевые командиры начнут получать доходы из рук чеченского президента, они превратятся в обычных нормальных руководителей местных органов власти. Таким образом, ключевая задача России в Чечне — была такой: перетащить финансовые потоки от полевых командиров к центральной власти.
Чтобы остановить войну, надо было разрушить ее экономический механизм. Особенно если учесть, что, взявшись за решение экономических задач, можно решать проблемы не только чеченских боевиков, но и российской армии. В самом деле: одна из проблем того времени России в том, что у Минобороны не было денег для закупки современного оружия. Между тем один залп "Урагана" на несколько дней мог бы ускорить любую операцию и спасет десятки жизней наших солдат. Не говоря уже о том, что это будет реклама нашему ВПК и, соответственно, дополнительные доходы, в том числе в бюджет.
Всё это было учтено при финансировании СВО. В этом отношении, война в Новороссии в части финансов ничем особым не отличается. Различия происходят только на уровне техники, которая радикально не похожа ни на одну из предыдущих российских войн.
Свидетельство о публикации №224070800816