Брахма, Ахура Мазда и Род Ра. К вопросу о идентичн
[жанр: философия]
"ОМ САТ ЧИД ЭКАМ БРАХМА"
- "Единственно вечен лишь разум".
***
Тримурти - индо-арийская Троица. В ней все три верховных бога являются воплощениями одного и того же высшего универсального принципа развития или же родными братьями, как будет понятнее большинству.
Если Шива олицетворяет сторону разрушения, Вишну - равновесия, то Брахма представляет аспект созидания, творчества, творения.
(См. мою первую публикацию: "Шива, Рудра и Род Ра. К вопросу о идентичности" от 25.12.2023. Проза ру, Ник Иванов Utgard, раздел Философия)
В этом философском отношении Тримурти Индуизма через принцип постоянного и неуничтожимого циклического развития мира приближается к Даосизму, философско-религиозному учению Древнего Китая.
В последнем, так же как и в индуизме, существует своё Триединство, правда, обезличенное, неперсонифицированное, но всё же Троица, Тримурти, Триада, и они также представляют три аспекта любого циклического развития, каковым, собственно, и является закон Дао: ИНЬ, ЯН и ДЭН.
Ян - активирующий, созидающий, Инь - останавливающий, разрушающий и Дэн - поддерживающий, уравновешивающий элемент Дао-Пути.
Здесь нет ничего удивительного. И Индуизм в своей ранней форме - ведизме, и Даосизм выросли, по существу, из древнейших евразийских шаманских верований. А если заглянуть ещё дальше вглубь тысячелетий - мы обнаружим удивительный синкретизм всех духовных представлений и практик древних предков, в котором религия, философия и наука, вместе с моралью, правом, нравственностью, эстетикой и искусством составляли одно неразрывное целое Знание.
(См. об этом в моей публикации: "Великое объединение" от 21.03.2024. Проза ру, Ник Иванов Utgard, раздел Философия)
В предыдущей статье ("Шива, Рудра и Род Ра. К вопросу о идентичности")
я уже отмечал некоторые общие философско-религиозные параллели между праславянской и праиндийской религией и философией. В частности, Род Ра и одно из древнейших ведических имён Шивы - Рудра, - обозначают одно и то же божество. Много параллелей можно проследить между ними: от имени, происхождения, через значение, роль и даже функции в мире и обществе.
Тема настоящей публикации - Брахма, третья ипостась Тримурти.
Почему третья?
Потому что Шива трансцендентен, он существует в безличной форме даже тогда, когда Мироздания нет, в промежутках между творениями и разрушениями Вселенной.
Вишну в период безвременья укрывается в специально выделенном для него внутреннем замкнутом на себя пространстве мирового Змея Бесконечного времени - Шеши, погрузившись в сон.
И только Брахма в конце периода жизни Вселенной умирает вместе со своим творением, чтобы возродиться вновь в начале времён обновлённой Вселенной из Золотого бутона цветка Лотоса на дне Мирового Океана.
Особое положение Брахмы в Индуизме отражается и в его внешности: у него четыре лица и он единственный из Тримурти изображается старцем с седой бородой.
А ещё к нему предвзятое отношение на Родине этой религии.
Примерно с конца 6-го века поклонение Брахме в Индии пошло на убыль, количество храмов, посвящённых этому верховному богу стало стремительно сокращаться. В настоящее время их всего два. Некоторые индологи уверяют, что это произошло по причине широкого распространения авторитетной Шива-пураны, содержавшей откровенно антибрахмаистскую информацию.
Тогда как храмов двух других божеств Тримурти: Вишну и Шивы, по сей день существует несколько десятков тысяч.
В писаниях индуизма приводятся различные версии того, как в результате проклятий, полученных Брахмой, поклонение ему на Земле стало крайне ограниченным.
Согласно истории, описанной в той самой Шива-пуране, на заре творения между Вишну и Брахмой возник спор: кто из них более велик? Брахма утверждал, что именно он - творец Вселенной. Вишну же отмечал, что Брахма смертен и возник из золотой горошины, зародившейся в его, Вишну, пупке, после пробуждения перед самым началом акта творения Вселенной.
И тут рядом со спорщиками возник гигантский огненный столб. Брахма и Вишну взяли на себя миссию обнаружить начало и конец этого гигантского шива-лингама. Вишну занялся поисками его начала, устремившись вглубь мироздания. А Брахма — конца, вверх.
Приняв облик вепря, Вишну принялся копать землю, в то время как Брахма в облике лебедя полетел вверх. Будучи не в состоянии обнаружить конец лингама, Вишну вернулся и поклонился Шиве. Брахма же, в свою очередь, не оставил попытки дойти до Истины. Поднимаясь всё выше и выше, он увидел любимый цветок Шивы - Кетаки.
Шива-пурана уверяет, что тогда Брахма возгордился и солгал - он попросил цветок Кетаки ложно засвидетельствовать, что он обнаружил конец шива-лингама.
Вернувшись к Вишну в облике Лебедя с цветком в клюве, Брахма убедил его признать в себе Высшего бога. Вишну был вынужден поклониться и Брахме.
Однако когда эти вести дошли до Шивы, поведение Брахмы привёло его в неописуемый гнев. В этот момент Брахма посмотрел вверх и у него появился пятый лик, пятая голова, направленная в небеса.
Шива разгневался ещё больше и проклял Брахму, объявив, что отныне никто в трёх мирах не будет ему поклоняться. Потом схватил оружие и отрубил пятую голову Брахмы, поместив её себе на макушку.
Действительно, трагические события разыгрывались между Тримурти Богов на заре эпохи Творения. Но в чём их причины? Безусловно, каждая пурана, а их выделяют три вида: Шива-, Вишну- и Брахма-пураны, особо выделяет именно того Бога из Тримурти, которому поклоняется более всего. Шива отрубил Брахме пятую голову. Но что сделал Брахма в ответ? Об этом шиваитская Пурана никогда не скажет. А почитание Брахмы в Индии сошло на нет. Поэтому заступиться за него некому. Какие-то прозрения даёт нам очень похожий, но другой индо-европейский древнегреческий миф о Кроносе и Уране.
Приходится не согласиться с большинством индологов по поводу обвинений Шива-пураны в подрыве религиозного авторитета Брахмы в Индии. Всё значительно сложнее.
Идеи Шива-пураны не возникли на пустом месте. Рядом с индийцами, исповедовавшими индуизм, существовала другая, иранская, родственная им религиозная индо-европейская общность. Последняя исповедовала авестизм или зороастризм и поклонялась единственному богу-творцу, создателю мироздания - Ахура Мазде.
При внимательном философском и религиозном анализе иранский Ахура Мазда - это всё тот же индуистский Брахма, правда выделенный и вознесённый почти до монотеистических представлений в ранг единственного всемогущего божества с включением в его функции двух других верховных божеств Тримурти - Шивы и Вишну.
Но между ними в индийском и иранском обществе всё ещё оставались родственные религиозно-философские связи и параллели, которые, по-видимому, были отзвуком былого ведического единства когда-то господствовавшей на евразийских просторах общей протоарийской религии, а значит, и частью нашей древнеславянской культуры.
Ахура Мазда - это не имя, это титул Создателя Вселенной.
Ахура - это от латинского корня (общеиндоевропейского, сохранившегося в латинском) "авгур", "светлейший", санскритского "асур", "смертный бог", древнемессопотамского "Ашур" - бог ветра, древнеславянского "[пр]ащур" - древний предок.
Мазда - можно перевести как "Великий Создатель".
"Ман" в индоевропейских языках переводится как "рука", "человек" или "я". Корень "зд" или "здъ", "зыдь" - древнейший в наших общих языках, он обозначает обычную "глину", строительный материал, широко использовавшийся в древности для построек домов. И слово "здание" - имеет тот же корень в своей основе. А также ещё два других термина - "создание" и "создатель". Поэтому Ахура Мазда - это прославляющий титул верховного и единственного бога: "светлейший создатель", сотворивший Мир из обычной глины. Ничего более.
Теперь разберёмся с термином "Брахма".
Очень часто этот термин индологи переводят с санскрита как "расширяющийся, увеличивающийся в размерах". Но это не совсем так. Они лишь выделяют взаимообратное влияние двух корневых основ: "Брахма создал, расширил Вселенную, значит, он - "расширяющийся"."
На мой взгляд, корень в слове "брахма" и корень в другом древнеславянском слове ,"барахтать" - один и тот же. "Барахтать" же, в свою очередь, как справедливо считают этимологи, родственно слову "пахтать", то есть "взбивать". "Ма" - как уже отмечалось - это "ман", "рука", "человек" или "я". Таким образом, Брахма - это тот, кто взбалтывает мироздание, пахтает его, чтобы вылепить, словно из глины, Вселенную, отделить друг от друга космос и звёзды, воды от тверди, воздух от огня, лёд от пламени. Тот же Создатель, ваяющий Мир из Глины, Бог - Великий Гончар.
Кстати, термин Брахма в Ригведе отсутствует, он более поздний, появляется впервые в Махабхарате. В ведизме же Брахма именуется как Праджапати - "отец созданий" . ("Светлейший Создатель" и "Отец созданий" - не правда ли, близкие смыслы) Это указывает на то, что, как и в авестизме, в индуизме "Брахма" - всего лишь хвалебный, прославляющий термин или имя божества из того же рода - "всевышний", "сияющий", "сладчайший".
Однако тождественность Ахуры Мазда и Брахмы общностью их функций в Мироздании не ограничивается. Рассмотрим религиозный вопрос их божественного происхождения.
Брахма - самозародившееся существо. Между Махабхаратой (1.1.20) и пураническими писаниями есть небольшие разногласия по вопросу о форме его рождения в мире. Это объясняется временными рамками их возникновения в индийской культуре.
Одни утверждают, что он возник из бутона лотоса на дне Мирового океана. Другие утверждают, что бутон лотоса - это сияющий зародыш, выпавший из пупка Вишну после пробуждения от сна в самом начале творения. Третьи говорят, что зародыш Вишну в воде Мирового океана превратился в Хираньягарбху - Золотое яйцо из которого и вылупился Брахма, словно птенец, а из остатков яйца он создал Вселенную.
При анализе всех этих подходов обнаруживается общность сценариев, выражающаяся в том, что каждый дополняет другой с незначительными добавками, иногда лишь в разных терминах и смыслах.
Но если суммировать их все, то получится следующее: Создатель Вселенной явился на свет из Золотого яйца, созданного из себя другим могущественным существом, обитавшем в замкнутом пространстве Бесконечного Времени после разрушения прежней Вселенной и перед началом творения новой.
Постойте, но ведь это один к одному история, изложенная в древнеиранской Авесте и других писаниях зороастризма - религии древних персов о рождении Создателя Мира Ахуры Мазда!
Как и в индуистских источниках, Ахура Мазда родился из первичного изначального яйца, которое было создано его отцом Зерваном, богом бесконечного времени. Правда, есть небольшой нюанс: вместе с Ахура Мазда появился на свет и его брат-близнец - Ангра Маниу, бог зла и разрушений. Но и этому есть объяснение. В Индуизме "братом" Брахмы по Тримурти является Шива (вместе с Вишну), воплощающий как раз сторону разрушения.
Итак, мы обнаружили третью индоиранскую параллель в вопросе о тождественности Брахмы и Ахура Мазда - происхождение. Первая, напомню, была связана с тождественностью их функций, вторая - с происхождением имен.
Небольшое расхождение во внешности божеств. Брахма четырёхлик, но у него всего четыре руки. Эта комбинация возможна в случае совмещения двух человек спинами в единое существо. Четыре лика при совмещении двух голов возникают на вертикальных плоскостях куба, их также четыре, где каждый глаз "принимает участие" сразу в двух ликах. На совмещение "двух в одном" указывает наличие у существа только четырёх рук, вместо восьми, как могло быть при комбинации "четырёх человек в одном существе".
Подобное сложное, комплексное совмещение в древнеиранской Авесте имеет Гайомард (Гайомарт), который стал прародителем всех живых существ на Земле. Таким образом, "форма Брахмы" и одна из его "функций творения жизни" была отделена от Ахура Мазды (он их создал) и "помещена в отдельное существо" - Гайомарда, по принципу трансляционной симметрии. Однако это мало что меняет. Боги всесильны, они могут "делиться", "совмещаться", менять форму, существовать сразу в трёх лицах, а потом сливаться в одно, быть грозными и милосердными, созидающими и разрушающими.
Пришла пора ответить и на этот вопрос: а почему культ Брахмы к седьмому веку нашей эры в Индии сошёл на нет?
Ответ, оказывается, проще, чем казался на первый взгляд. По той же причине, по какой он к седьмому веку (культ Ахура Мазда, который, как мы выяснили, был тождественен культу Брахмы) исчез и в самом Иране.
Причина - арабское нашествие, экспансия Ислама с Запада. В результате чего с зороастризмом в Иране было покончено, а огромные северные земли, находившиеся под исконным первоначальным влиянием индуизма, стали мусульманскими.
Осознание этого факта индуистским жречеством и привело последнее к религиозно-философскому выводу о слабости Брахмы, неспособности его защитить свой народ. И как следствие - появление на свет соответствующих религиозно-философских трактатов, таких как Шива-пурана. А также переориентация индуистского духовенства на два других божества Тримурти - Шиву и Вишну. А метафизические объяснения этому были легко найдены.
Как уже указывалось прежде, религиозно-философская причина падения Брахмы, существующая в индуистских трактатах, не только в его высокомерии и тщеславии, второй по частоте часто указывают и на его безразличие к созданному им миру, уход Брахмы от проблем в созданной им же Вселенной. Что прямо вытекает из его функций творца, которые после самого акта творения оказываются невостребованными.
Это заметно при анализе другой легенды индуизма. Брахме в настоящее время не поклоняются в Индии из-за проклятия великого мудреца Бхригу. Однажды Бхригу проводил на земле огромное ведийское жертвоприношение. Было решено, что председательствующим божеством на нём будет величайший из богов. Бхригу взялся найти величайшего из Тримурти. Когда он пришёл к Брахме, тот был настолько поглощён музыкой, которую играла его супруга Сарасвати, что даже не услышал зов прибывшего на аудиенцию мудреца. Разгневанный риши проклял Брахму, объявив что отныне никто на земле не будет призывать имя Брахмы или поклоняться ему.
Так было "грехопадение Брахмы", Творца нашей Вселенной, или нет? Возгордился ли он, осознав своё неповторимое величие и власть над миром? Совершал ли Брахма грех лжесвидетельства? И что скрывает его пятая голова? По какой причине Шива вынужден был её отрубить?
Непраздные, сложные философские, религиозные и метафизические вопросы.
Такие вопросы невозможны в древнеславянских, как принято называть, языческих верованиях. Все три аспекта Тримурти, а именно: трансцендентный Дух, существующий вне времени, Бог-Создатель Вселенной и Бог-Вседержитель, управляющий ею в реальном времени, существует внутри рода Богов, трех его самых первых поколений. Ведь Родов много. От самого великого - трансцендентного Рода (назовём его: Рода - Русского Духа) до биологического Отца, который есть у всех.
Именно поэтому Вахана (средство передвижения) Брахмы Лебедь, в древнем славянстве приобретает самостоятельные черты божества - Мировой Утицы. Всё остальное в обоих мифах практически совпадает. Как известно из наших, отечественных мифов, перед началом Творения Мировая Утица нырнула в Океан и достала оттуда землю (в других вариантах - веточку растения, может быть, тот самый цветок Кетаки?), так появилась твердь и жизнь на Земле.
В ведическом мифе Брахма обратился Лебедем и взмыл за пределы реального мира в поисках начала "огненного столпа", а вернулся он также с цветком в клюве. После чего начался процесс Творения Мира. Различие в двух мифах - в персонализации заслуг. В славянском вероучении - Трансцендентный Род, олицетворяемый Причинным океаном, Создательница Вселенной - Мировая Утица и Вседержитель - Род богов и людей - это всё одна и та же Божественная личность - Род, просто в разных поколениях: Отец-Сын-Внук. Причём, все три Рода неразличимы, составляют целостное Триединство. В этой славянской парадигме такие вопросы, как: "грехопадение Создателя Вселенной", связанное с его гордыней и последующим лжесвидетельством перед другими высшими Богами Триединства", действительно, не имеют смысла, так как все они, по сути одно существо в трёх лицах, как Отец, Сын и Внук.
В индуистской парадигме боги Тримурти более самостоятельны и наделены свободой воли. Именно поэтому их публичные споры в Пуранах, которые обсуждаются верующими до сих пор, в славянском язычестве переходят в скрытый от глаз внутренний спор Бога с самим собой (ведь Отец, Сын, Внук - это одна и та же личность).
По-видимому, разные степени персонализации (назовём их так: слабая, сильная и суперсильная), Трёх ликов три-единого Бога обусловлены историческими и культурными особенностями тех или иных народов, в религии которых они представлены. В индуизме - суперсильная персонализация внутри Тримурти, в славянских верованиях - слабая. В Христианстве, (где также присутствует триада богов -Троица, и она также имеет родовой принцип в своей основе, что не случайно) - она занимает промежуточное положение.
Надо сказать, что кроме славянских народов идея о Мировой Уточке широко представлена и в мифах других евразийских народов - от финно-угорских до северных народов России. Но везде она, как и в древнем славянстве, не возносится до вершин единственного и высшего Творца, как это произошло в Зороастризме.
Авестийская, древнеиранская религия базировалась первоначально на общих ведических знаниях, а значит, степень персонализации триады высших богов была в ней слабой, и только после реформ пророка Заратустры она перешла не только в суперсильную зону, но и пошла далее - абсолютизировав один лик из триады, Создателя, до единственной Божественной личности.
Не это ли стало причиной оппозиции индуистского духовенства, реформам пророка Заратустры, ведь диалог между религиозными элитами Индии и Ирана, двух братских, пограничных народов не прекращался никогда.
Пятая голова Брахмы - символ тщеславия, отрубленная Шивой, не отголосок ли это тех споров, которые происходили между сторонниками индуизма (Шива-пурана) и зороастризма до и после его падения в Иране в связи с арабским вторжением?
К этому моменту только народы Индии и Ирана (да ещё несколько народов северной Европы) оставались носителями древних ведических знаний. Остальные индоевропейские народы к этому моменту были поглощены той или иной тео-системой. А после 7-го века лишь только Индия продолжала развитие древней, ведической индоевропейской религии и то в результате мощного сопротивления начавшейся с севера исламизации.
Об общих моментах и параллелях в христианской Троице и в индуистском Тримурти необходимо остановиться особо. Поскольку восточное, православное христианство, развивавшееся на Руси, по сути, имело под собой хорошо структурированный базис древних ведических знаний. И, вероятно, взаимодействовало с ним.
Итак, Тримурти богов Индуизма очень похожи на христианскую Троицу. Более того, учитывая территориальную близость происхождения учений, можно предположить о существовании процесса взаимообогащения их общими идеями, информацией и знаниями.
Тримурти богов индуизма близки и русскому ведизму и его триаде богов - Роду Русскому Духу, Роду-Отцу Создателю и Роду-Сыну - Вседержителю.
Многие библейские и индуистские мифы рассказывают об одном и том же событии, например, Вавилонское столпотворение и Самудра-мантхан (Пахтание Мирового Океана). И в том, и в другом случае звёздные расы заключили между собой временный союз, предполагавший наличие "общего языка" или "понимания цели" бывших врагов. В центре самого процесса был некий "столп" или "столб", башня, в индийском варианте - это гора Меру, или Мандара, которая использовалась в качестве мутовки при взбалтывании океана. Результатом и того, и другого было "обретение особой божественности", приближённости договорившихся к Богу. В библейском варианте - возможность стать самим Богом. В индийском варианте - это расписано более подробно - обретение "четырнадцати божественных свойств", "чатур даша ратна" или доблестей, святынь, захваченных в бою ("ратна" - то, что захвачено на поле рати, то есть битвы). Последним таким свойством было обретение бессмертия.
И в индуизме, и в христианстве Бог - един, но в трёх лицах. За основу взят принцип последовательного развёртывания Божественной реальности.
Шива (Святой Дух в христианстве, Род Русский Дух в нашем язычестве) несотворим и неуничтожим, контролирует Первозданный Хаос. Успокаивает его и подготавливает для нового Творения, пронизывает собой всё: материальное и духовное, реальное и иллюзорное.
Брахма (Бог Отец - в христианстве, Род Отец в язычестве) - Создатель, творит в Мироздание, создаёт материальную Вселенную и людей.
Вишну, (Бог Сын - в христианстве, Род Сын в язычестве) удерживает Вселенную в равновесии, оберегая её от преждевременного разрушения.
Единственные отличия - историческая и бесконечная цикличность индуизма и историческая конечность, прямолинейность развития с точкой начала и точкой конца истории в христианстве и библейских мифах, а также принятая на вооружение реинкарнация душ в новых телах в индуизме и вечное осуждение (с отсутствием возможности "помилования") душ на райскую или адскую жизнь в христианстве.
Небо и Земля связаны между собой и в индуизме, и в христианстве, и в русском язычестве. Речь здесь идёт не о физических законах. Они взаимодействуют духовно, информационно, исторически.
Мировой Эфир (Святой Дух - в христианстве, Род Русский Дух - в нашем язычестве) пронизывает собой всё. Пространство и время. Прошлое и Будущее. Эта субстанция нематериальна. Так как существует в "чистом Пространстве и Времени", в замысловатых узорах, в пространственной ряби на поверхности, которая, по-видимому, имеет гравитационную природу микроискажений.
Мировой Эфир (Святой Дух, Род Русский Дух) разумен и сознателен, но он идеален, а значит, не подвержен влияниям со стороны материальной Вселенной.
Всякая реальность всегда существует сразу в трёх состояниях: духовно-полевом, энергетическом и материальном. Этим состояниям соответствуют три ипостаси Единого Бога - Шива, Брахма и Вишну (Святой Дух, Бог Отец и Бог Сын). Если переводить всё это на понятный большинству язык человеческой деятельности и отношений, то:
Брахма - это Творец, Создатель, Гончар,
Вишну - Менеджер, Политик, Дипломат,
Шива - Мудрец, Учёный-математик, Программер-хакер, если можно таким образом выразиться.
В Мироздании существует Единая нейросеть, которой управляет Шива (Святой Дух, Род Русский Дух), и в которой информация никогда не уничтожается, но постоянно пополняется, благодаря существованию материальной Вселенной и именно из неё нейросеть и черпает новую информацию. Важнейший закон информации: если она появилась - её уже нельзя уничтожить.
Вообще-то, "кто владеет информацией, тот владеет всем Миром". Материя - пассивна, её можно преобразовывать, менять её форму лишь с помощью энергии и информации. Но самое главное - сама энергия легко форматируется, разбивается на потоки, противопоставляется, резонирует, концентрируется, рассеивается, обнуляется и усиливается до бесконечности опять же с помощью Её Величества, Информации. Это закон Мироздания, позволяющий контролировать и воздействовать, управлять, ускорять и замедлять многие и многие процессы во Вселенной, что делает Шиву (Святой Дух, Род Русский Дух) "первым среди равных" верховных Богов, носителем Информации, а значит, бесконечной Памяти Мироздания, в том числе о подвигах и славе всех когда-либо просиявших героях, о Любви и Вере, о бесконечной Надежде...
Поскольку персонализация отдельных ликов триады высших Богов Тримурти в индуизме суперсильная - постольку между Шивой, Брахмой, Вишну возможны столкновения, борьба, выяснение отношений, что и отражается в отдельных аспектах этого вероучения, в частности, в Махапуранах (18 главных былинах). Остаётся только гадать по какому пути пошло бы древнеславянское язычество, если бы оно не было снесено тео-системой.
Однако, контуры этого возможного развития (сильная персонализация) мы видим в аспектах православной Троицы, где три ипостаси Единого Бога хотя и сохраняют собственную волю (евангельское "Моление о чаше"), но между ними всё же невозможны такие баталии и "разборки", как между богами Тримурти в индуизме.
Подведём итог своего рода первого исследования духовно-мистических и культурно-исторических параллелей между индуистским Брахмой, древнеиранским Ахура Маздой и древнеславянским Родом Ра (Отцом - Создателем)
Мы обнаружили три индо-иранские и индоевропейские параллели в вопросе о тождественности Брахмы, Ахура Мазды, триединого Рода Ра, а также христианской Троицы, во многом вобравшей в себя индоевропейские представления о троичности мира:
1. Тождественность их функций во Вселенной.
2. Происхождение их имён.
3. Религиозно-мифические основы происхождения их самих, как это изложено в священных писаниях трёх вероучений.
Разночтения и расхождения возникают в степенях персонализации каждого из триады божеств, иногда доходящих до их противоречий и войны друг с другом, как в индуизме (суперсильная персонализация в триаде), или же почти до их полного подчинения одной ипостаси двух других, как, например, в зороастризме, (слабая персонализация двух, совмещённая с суперсильной - третьего божества, доходящая до монотеизма). Славянский вариант триады верховных божеств, к сожалению, приходится реконструировать по отрывочным фактам в критической христианской литературе 11-13 вв., а также по некоторым глубинным процессам в вероучении самого русского православия, подспудно протекающими и продолжающими специфику русского ведизма (язычества). Триада богов (Род - трансцендентный Всеобщий Дух, Род-Отец и Род-сын), по-видимому, имеют (или могли иметь) слабую персонализацию божеств в триаде, доходящую до их почти полного отождествления, включая волевую сферу, что ближе монотеистическим представлениям, где "три в одном", но равноправны.
Общий вывод первого подхода в контексте предлагаемого исследования: метафизическое единство индоевропейских народов существует. И даже в аспекте их уникальной религиозной самобытности. Общих моментов, составляющих основу их мировоззрения значительно больше, чем разночтений, которые легко объясняются универсальным всемогуществом и абсолютной полифункциональностью их Триады высших богов, с одной стороны, и избирательной потребностью самобытных индоевропейских народов в их функциональности и ожидаемом от них вполне определённом могуществе, с другой. Культурно-историческая самобытность народов, сформулированная впервые великим русским философом Н. Я. Данилевским и здесь играет свою значимую роль.
***
см. также:
"Шива, Рудра, Род Ра. К вопросу о идентичности"
proza.ru/2023/12/25/1284
Ник Иванов Utgard. 8 июля. 2024г.
Свидетельство о публикации №224070800936