Сергей Мадуев
Дело бандита Мадуева – одна из первых и наиболее долгоиграющих криминальных историй российской «желтой» прессы [1]. На гребне волны ныне набирающей популярность в YouTube «true crime»-хроники, по всей видимости, решила прокатиться и небезызвестная Ксения Собчак, выложив в сеть часовое видео о легендарном налетчике [2].
Будущий «вор вне закона» родился в степях Северного Казахстана у заключенной-кореянки. Антисоциальный, жестокий, лишенный веры в любовь и дружбу, Сергей с детства оказался жертвой безотцовщины и мрачных уголовных культов. В 6 лет мальчик уже участвовал в кражах, а в 12 знал блатной жаргон так, как ни знал его проведший за решеткой четверть века матерый преступник [2].
Как ни странно, юноша мечтал о службе в ВДВ. Так, Г. Осбери, хроникер первых банд, терроризировавших старый Нью-Йорк, в свое время заметил, что «гангстеры неизменно становились первоклассными солдатами» [3]. В новой же России «лихих 90-х» бывшие военные – носители специфических ценностных и нормативных установок – на первых порах стали неиссякаемым источником пополнения «кадрового резерва» для криминальных структур [4].
Именно таким «носителем специфической культуры» и был Сергей Мадуев, последний бандит СССР. Как в своё время сентенциозно заметил Ницше: «грабитель и тот сильный человек, который обещает охранять общество от грабителей, вероятно, в сущности вполне сходные существа» [5].
В глазах рафинированных представителей советской цивилизации, выросших в сытости и относительном достатке, испытавший тяжелое голодное детство «Червонец» выглядел свирепым кочевником. Нарочитое бесстрашие, показная горделивость, культ силы, хищническое отношение к богатым – безошибочно узнаваемый архетип благородного разбойника одновременно манит и страшит.
При этом в ходе очередного налета в Ленинграде Мадуев застрелил пожилую женщину – подпольную торговку золотом [1]. Однако может ли чёрная кровь бесполезной старухи-процентщицы запятнать белоснежный костюм советского Робин Гуда?
На совести Червонца есть и загубленная детская жизнь. Та свирепость, с которой «благородный» Мадуев расправился с будто бы оскорбившим его швейцаром и вовсе выглядит чистым безумием, недостойным человеческого звания. Легендарная «отвага» Мадуева не более чем бандитский кураж, на манер «храбрости» хищного зверя, настигнувшего свою добычу.
Все похождения «благородного» абрека тщательно задокументированы. Баснословные россказни о пресловутом аристократизме Мадуева лишь красивая легенда. С архивной видеохроники на нас взирает предельно жестокий, скрытный, максимально переменчивый и бесчеловечный субъект.
На счету Мадуева не менее 10 смертей. Убийство это, безусловно, тяжкий грех. Однако... Неужели из-за этого сей красавец должен гореть в преисподней? Спросите об этом, пожалуй, у старшего следователя по особо важным делам Генеральной прокуратуры СССР Натальи Леонидовны Воронцовой. Вы вообще Серёжу видели в белом костюме?
При описании Мадуева невозможно обойти его пристрастие к роскошной жизни, модным фасонам и ярким краскам. Шикарный гардероб «Сердцееда» буквально захлестнул воображение следователя Генпрокуратуры. Уже после истории с Воронцовой её непосредственный руководитель Леонид Прошкин признавался, что сам питал к неординарному осужденному своеобразный пиетет [1].
Не менее специфичной на страницах этой романтическо-криминальной драмы предстает и упомянутая Наталья Воронцова. Безукоризненный профессионал, сделавший в прокуратуре блистательную карьеру, Воронцова будто бы искала повода, дабы навсегда поквитаться со своей набившей оскомину добродетельностью.
Была ли здесь любовь? Точного ответа до сих пор нет. Что заставило Воронцову принести подследственному оружие? Безудержная страсть? Или холодный расчет? Возможно, Мадуев попросту подкупил обещаниями красивой жизни истосковавшуюся по благополучию несчастную женщину. Два вида житейского цинизма – лихой разбой и банальный эгоизм – вошли в соприкосновение.
В конечном счёте, все мы далеко не оригинальны и подвержены веяниям моды. Жестокий кипчак Мадуев, кровавым вихрем прокатившийся от Ленинграда до Сибири, срезая на лету подметки с зажиточных граждан, имел весьма импозантную наружность.
На всех допросах и очных ставках Мадуев неизменно держал марку, появлясь в костюмах пастельных тонов: белых, кремовых, голубых. Тюремный двор «Крестов» на некоторое время стал средоточием изысканной моды, достойной королевских дворов европейских государей и вельмож.
Все же было в Сергее Александровиче Мадуеве что-то утонченное, сродни изяществу плотоядной дикой кошки. Свидетели-потерпевшие проникновенно отмечали красивые глаза – судя по всему, наследство матери-кореянки – и выразительно очерченные губы всесоюзного преступника №1. «Яркая личность», – кратко резюмировал свое отношение к элегантному разбойнику руководитель следственной группы Прошкин [6].
После истории с Воронцовой приговоренный «жить» смертник Мадуев неплохо поживился за счет сластолюбивых иностранных журналистов, падких на hard-boiled fiction. Секрет успеха первой криминальной звезды постсоветского масштаба до банальности прост. Пресловутые лихость и стиль – вкупе с выдающимися скулами. Пожалуй, родись одиозный Мадуев в эпоху господства цифровых медиа, непременно отобрал бы лавры «самого красивого преступника» у Джереми Микса.
1. Как бандит Мадуев стал героем-любовником // https://mozgokratia.ru/
2. Свободой клянусь! Как женщина-следователь помогла последнему бандиту СССР избежать смертной казни? // https://www.youtube.com/watch?v=2fDkKejOK3A
3. Г. Осбери. Банды Нью-Йорка // https://flibusta.su/book/55993-bandyi-nyu-yorka/read/
4. Волков В.В. Ценности и нормы нелегальных силовых структур // https://cyberleninka.ru/
5. 22 Принцип равновесия / Фридрих Ницше. Странник и его тень // http://www.kulichki.com/moshkow/NICSHE/strannik.txt
6. Кучинский А. В. Тюремная энциклопедия. Червонец: пиковая масть https://web.archive.org/
Свидетельство о публикации №224070901168
Которая, возможно, приемлема для "жёлтой прессы".
Приводимые в тексте иностранные имена и выражения клиповому стилю изложения информативности не прибавляют, не вызывают желания обратиться к списку первоисточников...
Масленников 309 10.07.2024 09:45 Заявить о нарушении
P. S. Мой интерес к Мадуеву и ему подобным чисто социологический. Как ни крути, благодаря масс медиа похождения Червонца это уже часть современной культуры. К тому же, я убежден, что при других обстоятельствах из блистательного разбойника Мадуева мог бы выйти не менее блистательный офицер. Судьба играет человеком...
Паша Цвибышев 10.07.2024 18:09 Заявить о нарушении
Всё же полагаю, что самурайский тезис "Движение - всё, цель - ничто" не очень подходит для публичных площадок типа Проза.ру.
Обычный читатель надеется что-то почерпнуть для себя, поразмышлять и т.п. Т.е. получить пищу для ума. На худой конец - утолить любопытство.
Масленников 309 11.07.2024 05:41 Заявить о нарушении
Масленников 309 11.07.2024 05:58 Заявить о нарушении
Паша Цвибышев 11.07.2024 07:05 Заявить о нарушении
Предметом же нашего диалога является, как я понимаю. художественное произведение.
Масленников 309 11.07.2024 16:58 Заявить о нарушении
Интересно, что покойный Балабанов в интервью подчеркивал, что для него форма важнее содержания. «Никакой высокой идеи не было вообще. Мы с идеями не снимаем…», — всегда уклончиво отвечал по поводу «высшего замысла» «Брата» и других своих картин Алексей Октябринович. Это по поводу всяких высших целей и поисков некоего глубинного смысла. Мне ещё понравилось, как Балабанов высказывался по поводу кадров с трамваем в своих картинах. Киноведы привычно искали в этом некий метафоричный замысел, а режиссеру просто нравилось снимать трамваи. Кино для Балабанова - это изображение в первую очередь. И никакой театральщины или перегруженной символики.
Паша Цвибышев 11.07.2024 18:26 Заявить о нарушении
Относительно высказываний кинорежиссёра могу лишь допустить желание эпатировать докучливых журналюг, критиков и искусствоведов.
Масленников 309 11.07.2024 19:06 Заявить о нарушении
Паша Цвибышев 12.07.2024 07:16 Заявить о нарушении
Паша Цвибышев 12.07.2024 07:20 Заявить о нарушении
Ни "Тюремный роман", ни "Про уродов и людей" не смотрел. Впрочем, второй фильм, кажется, у меня есть. Постараюсь выкроить время на просмотр.
Масленников 309 12.07.2024 16:19 Заявить о нарушении
Алексей Октябринович безусловно талантлив, но вот называть балабановские картины прям "произведением искусства" я бы поостерегся. Концепт фильма "Про уродов и людей" вообще вырос после просмотра Балабановым винтажного порно альбома. Балабанов был бесспорно талантливый, но весьма специфический человек. К сожалению, широким массам он стал известен после кассового Брата 2. Я вообще сомневаюсь, что большинство его поклонников реально представляют, кем на самом деле был Алексей Октябринович. Но, что интересно, Балабанов почитаем как в среде либералов, так и патриотов.
Паша Цвибышев 12.07.2024 17:21 Заявить о нарушении
Масленников 309 13.07.2024 05:50 Заявить о нарушении
Паша Цвибышев 13.07.2024 09:03 Заявить о нарушении