М-вы Дню Ик Седмиез, Лиддская Нерук, Нямецк!
СБОРНИК "МНОГО МЫ ВСТРЕЧАЕМ ЧИСТОТЫ!"
Молитва иконе Богородицы «Седмиезерная»
Пресвятая Владычице наша Богородице, Небесная Царице, наша преблагая Надеждо, преизящная Отроковице, ненадеющымся надеяние, грешным спасение, сирым прибежище, странным предстательнице, нагим одеяние, скорбящым утешение и радосте, обидимым покровительнице и всем сущым в бедах и напастех вспоможение и заступление! О Всемилостивая Госпоже Дево Богородице! Зриши наша беды, скорби и напасти: помози нам немощным, печальным и унылым, скорбным же и отчаянным, и всяку печаль отыми от нас. Обиду нашу Ты веси: разреши ту, Всенепорочная, якоже волиши и можеши: не даждь нам во отчаяние власти. Не имамы бо иныя помощи, разве Сына Твоего, Христа Бога нашего, и Тебе, о Мати Божия, о Владычице наша! Темже на Твой пречистый образ со воздыханием и с сокрушением сердца взираем, и колена до земли преклоняем, взывающе: Призри благосердым оком, Всепетая Богородице, и услыши нас, Преблагая: не отрини, но благоволи помиловати: не омерзй нашего воздыхания. Никтоже бо притекаяй к Тебе посрамлен от Тебе исходит, но просит благодати и приемлет дар на пользу прошения во веки веков. Аминь.
Икона Богородицы «Одигитрия» Седмиезерная
Празднование:
10 августа
26 октября
9 июля
История
Седмиезерная икона принадлежит к числу икон, пользующихся чрезвычайным почитанием в местах ее нахождения. День празднования в честь нее является торжеством не только для Седмиезерной пустыни и Казани, но и для всего Прикамского Поволжья.
В конце XVI века в городе Устюге Вологодской губернии родился в небогатой семье Евфимий. С юных лет он почувствовал в себе стремление к подвигам духовным. Рано оставил он отчий дом свой и удалился в монастырь. Похоронив родителей, он с единственным наследием своим — Смоленской иконой Богоматери — перешел в Казань, куда переселился и родной его брат. В 17 верстах от города он выбрал себе уединенное место, окруженное семью озерами, которые впоследствии слились в одно. От этих семи озер основанная им пустынь и келейная его икона и получили имя «седмиезерных».
Выбрав это место, Евфимий усердно помолился Богу и при наступлении ночи уснул. Во сне он увидел огонь, восходивший на небо от того места, где он спал. Евфимий счел сон счастливым знамением и водрузил там крест, а близ него поставил себе келью.
Недалеко от нее стоял дуб, почитавшийся окрестными черемисами священным. Здесь они приносили жертвы — заколали коней и волов и вешали кожи на дереве. Евфимий молил Бога положить конец этой мерзости, и налетевшая буря разрушила дуб.
Слухи о благочестивой жизни Евфимия собрали к нему братию. Сам же Евфимий был взят в Казанский митрополичий дом, куда он перенес с собой и икону. Братия продолжала обращаться к нему за советами, так что он, не живя в пустыни, по-прежнему был начальником и попечителем об их нуждах.
Как ни дорожил Евфимий Смоленской иконой — родительским своим благословением, однако он по любви своей к братии решил расстаться с ней и благословить ею пустынь. По желанию митрополита Матфея собралось казанское духовенство, чтобы проводить икону. Когда был отслужен молебен, митрополит, преклонив колени, воскликнул:
— Ты отходишь от нас, Госпожа наша! Благослови пустынь, в которую идешь Ты, и спаси обитающих в ней. Но с ними призирай и нас милостиво, ибо вся страна наша, Владычице, на имя Твое уповает!
Митрополит велел священнику с двумя дьяконами провожать икону до пустыни, а за ними пошли многие граждане и по усердию к Царице Небесной, и из желания видеть вновь возникающий монастырь. Во время путешествия некоторые уставали, но как только начинали нести икону, усталость прекращалась. Икона радостно была встречена братией обители. Народ после этого стал ходить на поклонение святыне и приносить пожертвования на пустынь. Деревянный храм был заменен каменным, учреждено игуменство и воздвигнут другой храм во имя Смоленской иконы, которая там была поставлена слева от царских дверей, где пребывает и доселе.
В июне 1654 года в России началась моровая язва или чума, опустошавшая целые селения. Трупы оставались непогребенными и пожирались собаками. В Казани также свирепствовал мор. Граждане решились принести в город Седмиезерную икону, и 24 июня с игуменом Пахомием прибыли в пустынь. На другой день, по совершении литургии, икону подняли и отправились в Казань. В ночь на этот день инокине Казанского монастыря Мавре в сонном видении явился старец в архиерейском облачении, во всем подобный святителю Николаю Чудотворцу, и, коснувшись руки ее, сказал:
— Встань скорее и скажи видимое тобой дьяку Михаилу Патрикееву, а он скажет городским воеводам и градоначальникам, чтобы они заповедали жителям пост на неделю, раскаялись в своих грехах и призывали в помощь Бога и Его Пречистую Матерь.
Сказав это, явившийся муж сделался невидимым. Инокиня Мавра, пробудившись от сна, ужаснулась и не могла рассказать никому о своем видении, потому что тогда была ночь. На другой день, отстояв утреню, она не исполнила данного ей поручения, но, сотворив молитву, легла несколько успокоиться и заснула. И вот опять в сонном видении явился ей тот же старец и с гневом сказал ей:
— Спать ли следовало тебе, Мавра? Или не знаешь, что град может погибнуть от лютой язвы? Встань же скорее и иди к тому, кого я указал тебе, и скажи ему: некто в мимошедшую ночь дважды являлся мне и сказал, что Царица всех идет на избавление города из Седмиезерной пустыни. Пусть изыдут градоначальники и все жители Казани на сретение Ее образа. Ибо Господь ради молитв Пречистой Матери Своей хочет показать милость над городом сим.
Инокиня Мавра тогда поспешила рассказать о своем сновидении градоначальникам. По объявлении о сем жители Казани, взяв чудотворную Казанскую икону Богоматери, с крестным ходом все, от мала до велика, вышли из города навстречу Смоленской иконе Богоматери, и за две версты от Казани втретили ее на том месте, где ныне стоит Кизический монастырь. Преклонив колена, со слезами молились, говоря:
— Владычице мира, спаси нас, погибаем от множества грехов наших; прогневали мы Сына Твоего, Христа Бога нашего, множеством неправд наших.
Трогательное было зрелище, когда духовенство и народ, преклонив колена, плакали и молились перед образом Богоматери!
В тот же день на этом месте в память сретения иконы устроена была часовня и водружен крест, а впоследствии основан был монастырь Кизический. Икона Богоматери была внесена жителями в город в Воскресенские ворота и обнесена кругом всего каменного города. Народ приходил прикладываться к св. иконе, и для освящения от нее преклонял свои головы, чтобы над ними была пронесена святыня. В продолжение всего крестного хода не умолкал колокольный звон по всей Казани. Когда обошли город со св. иконой, принесли ее в Благовещенский собор.
По молитвам Пречистой Девы, смертоносная болезнь в городе утихла. Народ, видя свое избавление от смерти, приносил благодарение Царице Небесной, Избавительнице своей.
Вечером в этот день совершено было всенощное бдение. На другой день утром взяли чудотворную икону Богоматери с крестным ходом и обошли деревянный город. Во время крестного хода увидели, что за городом собрались мрачные тучи, а над городом было совершенно ясно: «яко преграда некая, — говорит летописец, — ста сюду и обоюду от гнева Божия». Это принято было за предзнаменование милости Божией заступлением Владычицы Богородицы. Тогда начали носить образ Богоматери по домам, совершая молебствия, и где только были больные, там с принесением св. иконы они получали совершенное исцеление. Когда икона Смоленская была пронесена по всему городу и по всем домам, язва прекратилась совершенно.
С того времени казанские граждане имеют особенную веру и любовь к Смоленской иконе Богородицы, находящейся в Седмиезерной пустыни.
Семь дней пребывала св. икона в городе. По прошествии этого времени, иноки Седмиезерной пустыни просили градоначальников, чтобы они возвратили св. икону в пустынь. Градоначальники, посоветовавшись с духовенством и гражданами, хотя и не желали расстаться с чудотворным образом Богоматери, благодатию которого избавились от смертоносной болезни, однако, принимая во внимание, что этому чудному образу определено смотрением Божественным пребывать в Седмиезерной пустыни, решились отпустить ее из Казани в пустынь.
Накануне отбытия иконы Богоматери совершили всенощное бдение в соборе и во всех церквах города, а утром жители Казани во множестве собрались проводить свою Заступницу. Как только по совершении божественной литургии стали поднимать св. икону, разразилась ужасная буря над городом, настала темнота, пошел дождь и снег, так что невозможно было выйти из собора. Это необыкновенное явление продолжалось не один, а три дня.
Из этого сделали все заключение, что Пресвятой Деве не угодно оставить город, и решились удержать св. икону еще на некоторое время, затем икону вернули в пустынь. Народ еще усерднее начал прибегать к ней.
Прибывший в конце 1654 года в Казань митрополит Корнилий, видя паству свою сохраненной заступлением Божией Матери от смертоносной болезни, возблагодарил Господа и Его Пречистую Матерь, одобрил намерение граждан принести к себе чудотворную икону Смоленской Богоматери и оставил ее в Казани на целый год, по истечении которого, возвратившись с Московского собора, препроводил торжественно ее в Седмиезерную пустынь.
Но вскоре после этого, именно в 1656 году, 25 июня, смертоносная болезнь снова появилась в Казани и начала свирепствовать сильнее прежнего. Граждане опять принесли св. икону из пустыни в Казань, веруя в скорую помощь и заступление Пречистой Владычицы. Действительно, по принесении иконы болезнь прекратилась. С 1658 года установлено навсегда приносить ежегодно св. икону в Казань 26 июня, что и теперь исполняется. На торжество перенесения Седмиезерной иконы из пустыни в Казань стекается множество народа не только из окрестных губерний, но и из дальних мест. Икона выносится из пустыни 25 июня после обедни; на ночь останавливаются в Кизическом монастыре и выступают далее утром после обедни. В Казани другой крестный ход с иконами и хоругвями и со множеством народа, начальствующих лиц и духовенства ожидает прибытия иконы за рекой Казанкой. Крепостная стена, бульвар и оба берега Казанки залиты толпой. Встретив икону, служат молебен, и архиерей осеняет ею восток и запад, юг и север, а затем при колокольном звоне во всех церквях города, барабанном бое и войсковой музыке при Ивановской горе шествие проходит к собору и в тот же день в определенной последовательности икону начинают носить по городу. 27 июля икону торжественно возвращают в Седмиезерную пустынь.
Седмиезерная икона, кроме прекращения моровой язвы, прославилась еще исцелением больных различными болезнями и слепых.
Казанский комендант, генерал Кастеллий, страдал ногами так, что не мог ходить без помощи четырех человек. Тщетно испробовав врачебные средства, он решил искать помощи у Царицы Небесной. По своей должности он мог оставить город лишь с особого Высочайшего разрешения, которое и было получено 24 января 1804 года. В тот же день его привезли в пустынь. Четверо поднесли его к иконе, к которой он приложился. В монастырской комнате, где он проводил ночь, настоятель предложил ему помазать ноги елеем из неугасимой лампады перед чудотворной иконой. На другой день он выслушал утреню, литургию и акафист, стоя на ногах. Положение его все улучшалось, и через несколько дней он так же владел ногами, как и до болезни.
---
26 июня празднование Седмиезерной иконе совершается в память избавления г. Казани от чумы. Празднество это установлено в 1656 году архиепископом Казанским Лаврентием
ПОСТОЯННОЕ МЕСТО ПУБЛИКАЦИИ:http://proza.ru/2020/03/25/1724
СБОРНИК "МНОГО МЫ ВСТРЕЧАЕМ ЧИСТОТЫ!"
25 марта (по новому стилю) - праздник чудотворной Лиддской иконы Божией Матери Все верующие знают, что существует Нерукотворный образ Иисуса Христа, возникший в день его Распятия. Он шел, изнемогая, Крестным путем. И одна сердобольная женщина подала Ему плат, чтобы вытереть с лица кровавый пот. Лик Сына Божьего навеки отпечатался на этой ткани. И стал первой православной иконой. Существует и несколько Нерукотворных образов Божией Матери. Самый известный из них - Лиддская икона Богородицы появился при менее трагических обстоятельствах. Вскоре после Вознесения Иисуса апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали в пределах Палестины. Пришли они и в ближний от Иерусалима город Лидда. Многих здесь они обратили ко Господу, создали христианскую общину. Апостолы часто обходили дома членов общины, чтобы поддержать их, укрепить веру. Подумать только, что те люди воспринимали это как должное. Они, наверное, и не предполагали, какое это было благодеяние. Представьте себе на минуточку, что к вам в дом входит апостол Петр! Возможно, величия своих учителей они не понимали до того дня, когда, посетив одну из семей, апостол Петр увидел там неподвижно лежавшего больного человека по имени Эней. Выяснилось, что он, видимо, парализованный, лежит так восемь лет. Родные очень его жалели, но уже смирились с тем, что он - не жилец, и на его выздоровление не надеялись. Выслушав это, Петр внезапно громко обратился к больному: «Встань во имя Иисуса Христа!» Все замерли в недоумении. А больной, медленно приподнимаясь, сначала сел, а потом встал! Город был потрясен. Эней сказал, что хотел бы на свои немалые деньги построить храм во имя Пречистой Божией Матери. Апостолы идею одобрили, пообещав помощь. И работа закипела, все трудились воодушевленно. Еще бы - с такими «прорабами»! Скоро храм, легкий и светлый, устремился к небесам. Удивительно, что тут же, правда, на короткое время, даже Кесарь Тиберий перестал преследовать христиан. Апостолы покинули Лидду и вернулись в Иерусалим. Они обо всем рассказали Богородице и просили ее наведаться в Лидду, чтобы освятить новый храм. Дева Мария велела им вернуться в Лидду и сказала: «Идите с радостью. Я буду там с вами». Они поспешили. И вот перед ними уже открылись виды знакомых домов и двориков. За поворотом показался храм. Путники умылись у фонтана и вошли в храм. В нем шла соборная молитва. И вдруг на одном из столпов молящимся было явлено вдохновенное изображение Богородицы. Оно было столь совершенно, что ни одни руки человеческие такого создать не могли. Пречистая Дева предстала с Божественным Младенцем на левой руке. Изображение было создано по канону икон Одигитрия. Но здесь было одно небольшое отличие: руки Богородицы и Младенца соприкасались, словно Матерь Божия прикрывала кистью Своей руки ручку Сына. От этой иконы стали происходить чудотворения. С тех пор, узнав о чудесном явлении, в лиддский храм стекались толпы паломников со всего света. В IV веке к власти пришел и стал римским императором Юлиан, навсегда заслуживший позорное прозвище Отступник. Он возобновил гонения на Церковь Христову. Существование в Лидде знаменитой православной святыни выводило его из себя, и он послал одного из своих сородичей, которому очень доверял, уничтожить эту икону. Посланец нанял нескольких камнетесов, и они явились в храм свершить свое черное дело. Это были опытные мастера с самыми крепкими инструментами. Три дня они пытались стесать Божественное изображение. Но краски неведомым образом уходили вглубь столпа, а изображение оставалось таким же ярким и прекрасным. Поняв тщетность своих усилий, они ушли. Страх перед могуществом Богоматери оказался сильнее страха перед императором. Вроде бы все это было давно и может показаться просто легендой. Но почти такое же чудо свершилось всего лет тридцать назад на глазах людей, живших в селе Роща в 1980 году. На Георгиевской башне СвятоПафнутьева Боровского монастыря в то время еще сохранилась фреска о чуде святого Георгия Победоносца. Тогда монастырь еще не был возвращен Церкви. И ктото из местного начальства распорядился фреску закрасить. Тут же услужливо было принято решение, что фреска не имеет художественной ценности. Как специалист, я могу сказать, что это не соответствовало действительности. Изображение Георгия Победоносца было таким убедительным, совершенна была композиция, изящными выглядели силуэты спасаемой царевны и самого святого. Уверенно и безвозвратно он уничтожал символ греха - угрожающе свернувшегося кольцами змия. Возможно, фреска не была древней, но, как минимум, ей было не меньше ста лет. Фреску закрашивали известкой раз пять. Однако лик святого Георгия все равно был виден. Тогда фреску заштукатурили. Но, если знать, как была расположена фреска - овал лика можно видеть и сейчас. В VIII веке к гонениям на христиан в римской империи добавились бесчинства иконоборцев. А Патриарх Константинопольский Тихон, посетив Иерусалим и Лидду, не побоялся и повелел «снять список» с чудотворной нерукотворной иконы Божией Матери. Он увез его с собой в Константинополь и молился перед святыней каждый день. Но ненависть иконоборцев достигла и его. При поддержке императораязычника Льва Исанрянина он был низложен. Его обвиняли в ревностном иконопочитании. Трагические обстоятельства ускорили кончину Патриарха. Предчувствуя это, он решил спасти так чтимую им икону. Написав письмо римскому Папе Григорию с объяснением ситуации, он спрятал его в икону, вышел с нею на берег моря и пустил святыню на волю Божию. Патриарх Тихон был уверен, что икона спасется. И, действительно, уже на другой день икона очутилась в Риме. Голосом свыше Римский Папа был извещен об этом. Он поспешил со своими приближенными на берег моря, и они узрели икону, стоявшую в воде устья Тибра. Икона сама опустилась в руки первосвященника. С величайшим трепетом он понес ее в Рим. Произошедшее чудо изумило его. Потом он обнаружил письмо от Патриарха Тихона. Обретенная икона была торжественно перенесена в собор святого Петра и поставлена у алтаря, Но чудотворение от нерукотворной иконы на этом не кончилось. Через сто лет в ВосточноРимской империи было восстановлено иконопочитание. При новом императоре Михаиле ересь была побеждена окончательно. А в Риме, в соборе святого Петра, верующие заметили какоето непонятное колебание чудотворной Лиддской иконы. И однажды во время службы икона на виду у молящихся внезапно снялась с места и покинула храм. Все в смятении и скорби бросились за ней, причитая о грядущих горестях и оплакивая ее удаление. Икона вновь опустилась в воды Тибра и выплыла в море. Вскоре святыня вернулась в Константинополь. Остановилась она прямо около стоявшего на берегу царского дворца. Святую икону в богатой ризе тут же заметили и отнесли к царице Феодоре. Имя царицы осталось в истории благодаря тому, что она поняла значение этой святой иконы. Сохранилась знаменитая изумительная древняя мозаика с изображением этой красивой царственной женщины, спасшей столь почитаемую святыню. Константинопольские Император и Патриарх через своих послов в Риме вскоре узнали о чудотворном удалении святой иконы Богородицы из Собора святого Петра. Стало ясно, какая икона появилась в Константинополе. Из Рима прибыли специальные послы, которые подтвердили догадку, что это была та самая чудотворная икона, которая покинула Рим. Затем икону торжественно перенесли в главный Богородичный храм Царьграда. Последнее упоминание о нерукотворной Лиддской иконе Божией Матери относится к XI веку. Видимо, и оригинал, и список с иконы пропали или погибли при завоевании Византии и Палестины мусульманами. В 1588 году старец Валаам принес в русский Борисоглебский монастырь, расположенный в Ярославской области недалеко от Ростова Великого, список Лиддской иконы Богоматери. О ее происхождении ничего неизвестно. А что если это список константинопольской иконы? Странно, однако, что до сих пор икону не исследовали. После поругания монастыря в 1918 году икона попала в Ростовский музейзаповедник. Она и сейчас находится там, а в восстановленном монастыре - только копия. Справедливо ли это?
Источник: http://www.pafnuty-abbey.ru/publishing/7783/
Свидетельство о публикации №224070901203