Нарушители регламента
История эта произошла в начале восьмидесятых годов прошлого столетия в Саратове - крупном, промышленном городе, который до войны являлся административной столицей Нижневолжского Края. Край включал в себя Астраханскую, Сталинградскую, Саратовскую области, Калмыкию и просуществовавшую почти два десятилетия, Автономную Республику Немцев Поволжья со столицей в Покровске, переименованном в 1931 году в город Энгельс.
Неожиданное предложение руководителя области – первого секретаря Саратовского областного комитета Коммунистической партии Советского Союза Владимира Кузьмича Гусева – сесть, в выпущенный на Саратовском авиационном заводе авиалайнер ЯК-42, и полетать над родным городом, тем самым практически опробовав новую взлётно-посадочную полосу местного аэропорта, шло вразрез со строгими установками, инструкциями, правилами и регламентами Министерства гражданской авиации СССР по безопасности полётов. А они, как любят говорить в авиации, писаны кровью. Первоначальный сценарий предполагал лишь демонстрационный показ региональному руководству взлёта и посадки лайнера без пассажиров.
Возразить первому секретарю обкома КПСС и члену Верховного Совета СССР никто не решился. И около сотни номенклатурных персон, включая высшее партийное и советское руководство области, города, а также Кировского района, на территории которого располагалась воздушная гавань, совершили тридцатиминутный полёт, рассматривая с небольшой высоты реку Волгу и панораму двух городов на её противоположных берегах.
Процедурой этой многие были озадачены. Во время полёта кабина пилотов была открыта настежь, чтобы каждый желающий мог в неё заглянуть, отсутствовали стюардессы,а присутствующие в салоне напоминали членов заседания совместного партийного, советского и хозяйственного актива области или региональной конференции.
Авиалайнером управлял Заслуженный пилот СССР, командир 260-го лётного отряда Виталий Перемот, а командиром Саратовского объединённого авиаотряда в те времена был отличник Аэрофлота генерал авиации Николай Фурсенко.
В силу занимаемой должности я был участником этого действия, равно как и Александр Ермишин-директор Саратовского авиационного завода.
Интересно, что полёт этот был немыслимым с точки зрения авиационных регламентов. Он не был запланирован к рейсу с пассажирами. Лист полётного задания не оформлялся. Отсутствовала лётная карта маршрута. Пассажиры не были зарегистрированы и учтены. Их багаж не проверялся. Экипаж не проходил инструктаж.
Министерство Гражданской авиации СССР в начале восьмидесятых годов прошедшего столетия возглавлял дважды Герой Труда, главный маршал авиации Борис Павлович Бугаев. Руководитель отрасли был великим организатором. При нём гражданская авиация из действующего резерва Военно-Воздушных Сил страны превратилась в самостоятельную структуру, причём динамично развивающуюся и передовую.
Были реконструированы и построены сотни аэродромов, создана инфраструктура наземного обеспечения полётов, получила бурное развитие отраслевая наука, была создана система автоматизированного управления воздушным движением.
По объёму выполняемой транспортной работы авиакомпания «Аэрофлот» в 1980 году стала мировым лидером и обеспечила перевозку более 120 миллионов пассажиров в год. Это достижение, до сих пор не превзойдено. ни одной лётной компанией мира. Оно занесено во Всемирную книгу рекордов.
Гражданская авиация СССР внесла огромный вклад в развитие отдалённых регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока, по сути, взяв на себя обеспечение их круглогодичных перевозок, а также в освоение нефтяных и газовых месторождений Сибири. Небывалый рост авиационных работ наблюдался и в сельскохозяйственной отрасли страны. Регулярные местные воздушные линии связывали даже отдалённые посёлки с районными и областными центрами.
Старшее поколение нашей страны, без сомнения, помнит общедоступный низкий уровень цен на авиабилеты в СССР, соизмеримый с железнодорожными тарифами, и 50%-е скидки стоимости при полётах для школьников, студентов и аспирантов всех категорий.
Сам министр был замечательным лётчиком и понимал цену требованиям инструкций по безопасности. Судьба не раз испытывала его на прочность не только в годы войны на фронте, но и в мирное время.
В феврале 1961 года над Средиземным морем произошел беспрецедентный случай. Борис Бугаев на литерном самолете пилотировал четырёхмоторный Ил-18 с Председателем Президиума Верховного Совета СССР Леонидом Брежневым в Гвинею. В 120 километрах от столицы Алжира гражданский лайнер был атакован французским военным истребителем, который трижды заходил на цель и дважды открывал огонь по самолёту с российской делегацией. Все могло бы закончиться плачевно, если бы не профессионализм пилота. Бугаев сумел сманеврировать и увести пассажирский лайнер от выстрелов.
Это - единственный случай в мировой истории, когда самолет с главой государства атаковали ВВС страны, не находящейся в состоянии войны.
В вопросах дисциплины министр был абсолютным педантом. Если бы он узнал о внеплановой воздушной прогулке высшего руководства Саратова и Саратовской области, думаю, авиационная биография причастных к этому событию авиаторов, как минимум, немедленно прекратилась.
Спонтанное предложение руководителя области В.К. Гусева при открытия новой взлётно-посадочной полосы (ВПП) аэропорта объяснялась просто. Прошли времена, когда винтовые самолёты старых типов обеспечивали пассажиропотоки областного центра.
Старая ВПП была реконструирована и перестроена в течение года без остановки ежедневных полётов. Она была удлинена, расширена и оснащена всеми техническими средствами до нормативных стандартов, позволивших ввести в эксплуатацию более современные воздушные суда с максимальным взлётным весом до 60 тонн: Ту-154, Ил-18, Як-42, Ан-12.
По - человечески всё понятно. Но вопросы остались. Авиация всё-таки является транспортом специфическим. А тут – в одном салоне находится всё руководство области и города (Вспоминаю свою служебную командировку с военным дипломатом, полковником Сергеем Коноваленко в Ирландию. При нашем перелёте на самолёте ирландских авиалиний из Шеннона в Дублин неожиданно сложилась нештатная ситуация. Пассажиры рейса остались живы только благодаря мастерству экипажа).
Прошло почти четыре десятилетия. Старый аэропорт «Центральный» остался теперь только в памяти ветеранов и в истории региона. В 45-ти километрах от Саратова открыт новый современный международный аэропорт «Гагарин», который стал вторым крупным аэропортом в современной России, построенном «с нуля», во многом благодаря инициативе и поддержке нашего саратовского коллеги, друга и политика, а ныне Председателя Государственной Думы России -Вячеслава Володина.
Старый аэропорт был полностью закрыт в 2019 году, а все авиарейсы переведены в новый аэропорт «Гагарин».
……………………………………………………………………………………………………………………………….
Примечание. Фотография, сделанная после нашего приземления (я-крайний слева, рядом с председателем горисполкома Мысниковым Юрием Алексеевичем и Первым секретарём Кировского райкома КПСС Панюшкиной Маргаритой Дмитриевной)
По прошествии времени:
Заслуженный пилот СССР Виталий Дмитриевич Перемот был назначен руководителем зарубежного представительства компании «Аэрофлот».
На боевом посту остановилась жизнь Фурсенко Николая Иосифовича.
Владимир Кузьмич Гусев стал Заместителем Председателя Совета Министров СССР.
Сергей Александрович Коноваленко, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации, стал генерал-лейтенантом.
Свидетельство о публикации №224070900152