Воздействие нормализующее структуру кожи
Кожа состоит из эпидермиса, дермы и подкожно-жировой клетчатки (гиподермы).
Эпидермис или Кожица включает в себя пять слоев эпидермальных клеток.
Самый нижний слой — базальный — располагается на базальной мембране и представляет собой 1 ряд призматического эпителия.
Сразу над ним лежит шиповатый слой (3-8 рядов клеток с цитоплазматическими выростами), затем следует зернистый слой (1-5 рядов уплощенных клеток), блестящий (2-4 ряда безъядерных клеток, различим на ладонях и стопах) и роговой слой, состоящий из многослойного ороговевающего эпителия. Эпидермис также содержит меланин, который окрашивает кожу и вызывает эффект загара.
Дерма представляет собой соединительную ткань и состоит из 2-х слоев — сосочкового слоя, на котором располагаются многочисленные выросты, содержащие в себе петли капилляров и нервные окончания, и сетчатого слоя, содержащего кровеносные и лимфатические сосуды, нервные окончания, фолликулы волос, железы, а также эластические, коллагеновые и гладкомышечные волокна, придающие коже прочность и эластичность.
Подкожно-жировая клетчатка состоит из пучков соединительной ткани и жировых скоплений, пронизанных кровеносными сосудами и нервными волокнами.
Физиологическая функция жировой ткани заключается в накоплении и хранении питательных веществ. Кроме того, она служит для терморегуляции и дополнительной защиты внутренних органов.
Помимо самой кожи в организме имеются её анатомические производные — образования, которые получают развитие из кожи и её зачатков. Различные выделения желёз, расположенных в коже, также являются частью наружного покрова организма.
Сальные железы кожи, секрет которых служит жировой смазкой для волос и поверхности кожи. Сальные железы расположены практически по всей коже за исключением кожи ладоней и подошв и в подавляющем большинстве связаны с фолликулами волос. Они могут существенно различаться по размерам, локализации и строению в разных участках кожи. Наиболее насыщена крупными ими кожа волосистой части головы, щек и подбородка (400—900 желез на 1 кв. см). Сальные железы, расположенные в участках кожи, лишенных волос (губы, угол рта, головка полового члена, внутренний листок крайней плоти, клитор, малые половые губы, соски и околососковые кружки молочных желез), называют свободными, или отдельными.
Строение, размеры и расположение их в коже зависят от сроков закладки волоса. Они располагаются в сетчатом (ретикулярном) слое дермы, залегая в несколько косом направлении между фолликулом волоса и мышцей-поднимателем волоса. При ее сокращении происходит выпрямление волоса, который, оказывая давление на нее, способствует усиленному выделению секрета.
Сформированная простая сальная железа состоит из выводного протока, выстланного изнутри многослойным плоским неорогоиевающем эпителием, к концевой секреторной части — мешочка, окруженного снаружи тонкой соединительнотканной капсулой. По периферии мешочка (под капсулой) расположен сплошной слой недифференцированных клеток, лежащих на базальной мембране и обладающих высокой митотической активностью — так называемый ростковый слой. Ближе к центру мешочка помещаются более крупные секреторные клетки, содержащие небольшие жировые вакуоли. Чем ближе клетки расположены к центру, тем более выражены в них признаки гибели ядра и всей клетки, тем крупнее и обильнее жировые вакуоли, которые могут сливаться в конгломераты. В центре мешочка находится клеточный детрит, состоящий из распавшихся секреторных клеток, который и является секретом железы.
Кровоснабжение их обеспечивают кровеносные сосуды, питающие корневую систему волоса. Сальные железы иннервируются холинергическими и адренергическими нервными волокнами. Окончания холинергических нервных волокон достигают базальной мембраны, располагаясь на ее поверхности, тогда как окончания адренергических нервных волокон прободают базальную мембрану, проникают в паренхиму и окружают секреторные клетки.
На протяжении жизни они подвергаются значительной перестройке. К моменту рождения они достаточно развиты и функционируют интенсивно. В течение первого года жизни преобладает рост желез на фоне сниженной секреции, в дальнейшем происходит частичная их атрофия, особенно в коже голеней и спины. Для периода полового созревания характерны усиление роста сальных желез и повышение их функции. У пожилых людей наблюдается инволюция, проявляющаяся упрощением их строения, уменьшением размеров, разрастанием соединительной ткани и понижением метаболической и функциональной активности секреторных клеток. Часть сальных желез с возрастом может исчезнуть полностью,
Сальные железы за сутки выделяют около 20 г кожного сала, которое у большинства желез выводится на поверхность кожи через корневое влагалище волоса, а у свободных желез — непосредственно из выводного протока. Секрет их придает эластичность волосу, смягчает эпидермис (у плода защищает кожу от мацерации), регулирует испарение воды и выведение из организма некоторых водорастворимых продуктов обмена, препятствует проникновению в кожу некоторых веществ из окружающей среды, оказывает антимикробный и антигрибковый эффект.
Регуляция функции сальных желез осуществляется нейрогуморальным путем в основном половых гормонов, которые могут вызвать физиологическое усиление активности сальных желез (гиперплазию, выделение большого количества секрета). Так, у новорожденных на них оказывают влияние циркулирующие в крови прогестерон и гипофизарные гормоны матери, у подростков в период полового созревания — активация гонадотропной функции передней доли гипофиза, коры надпочечников, повышение деятельности половых желез.
Патология включает пороки развития, функциональные нарушения, дистрофические изменения, воспалительные процессы, а также опухоли сальных желез. К порокам развития относят врожденный астеатоз (отсутствие салоотделения или его резкое снижение в результате недостаточного развития их), а также гетеротопию сальных желез в слизистую оболочку рта и красную кайму губ (болезнь Фордайса).
Функциональные нарушения деятельности сальных желез обусловлены поражением вегетативной центральной или периферической нервной системы, нарушением гормональной регуляции, обмена веществ и др. Усиление активности их отмечено у больных эпидемическим вирусным энцефалитом в результате поражения вегетативных центров, при кататоническом ступоре (субступоре), при поражениях передней доли гипофиза, коры надпочечников, половых желез, связанных с усилением их функции, например при болезни Иценко — Кушинга, семиноме и др. Снижение функции указанных желез внутренней секреции в результате их поражения приводит к уменьшению функциональной активности сальных желез, что отмечено, например, при орхиэктомии.
Распространенным патологическим состоянием, в основе которого лежит нарушение секреторной функции сальных желез с изменением химического состава сального секрета, является себорея. При этом изменения кожи нередко приводят к формированию в выводных протоках сальных желез сально-роговых пробок (комедонов), а также атером (стеатом) — ретенционных кист сальных желез.
Дистрофические изменения сальных желез могут быть возрастными (в старческом возрасте) или развиваются при ряде приобретенных заболеваний — склеродермии, атрофии кожи и др. Нередко дистрофические изменения сальных желез связаны с наследственными особенностями их морфологии и функциональной активности, в частности с истончением эпителия, выстилающего выводные протоки сальных желез, и секреторного эпителия мешочков, снижением секреторной функции и образованием поверхностных эпидермальных кист — милиумов, например при дистрофических формах эпидермолиза буллезного (Эпидермолиз буллёзный).
В коже имеется 2-3 млн. потовых желез. Больше всего их на ладонях и подошвах. Существует 2 типа потовых желез: апокриновые и эккринные. Апокриновые расположены в подмышечных впадинах и промежности. Они определяют запах тела. Эти железы активируются при стрессовых воздействиях. Они начинают функционировать в период полового созревания. Их биологическая роль неизвестна. Однако обнаружено, что в их составе находится вещество экзальтолид. Его запах не ощущается мужчинами и женщинами в период инволюции. Однако восприимчивость к нему резко возрастает у женщин в период менструаций. Поэтому предполагают, что экзальтолид выполняет роль феромона для женщин.
Эккринные железы обеспечивают терморегуляцию и выделение. В сутки, в состоянии покоя, образуется от 500 до 1000 мл пота. При термическом или эмоциональном потоотделении его количество возрастает. В составе пота 99% воды и 1% сухого остатка. В сухом остатке содержатся все вышеперечисленные вещества.
При нарушении функций почек, роль кожи, как органа выделения значительно возрастает. Поэтому в составе пота появляются желчные пигменты, кетоновые тела, повышается содержание азотсодержащих соединений.
Регуляция потоотделения осуществляется нервным центром, расположенным в гипоталамусе. Его активность контролируется центром терморегуляции гипоталамуса. Однако к нему также идут пути от коры и ретикулярной формации. Поэтому потоотделение зависит и от эмоционального состояния. От спинальных потоотделительных центров к потовым железам направляются симпатические нервные волокна. Однако их постганглионарные окончания, иннервирующие железы, являются холинэргическими. Влияют на потоотделение тиреоидные, половые гормоны и альдостерон. Секреция сальных желез регулируется половыми гормонами и кортикостероидами.
Водно-солевой обмен — совокупность процессов поступления воды и солей (электролитов) в организм, их всасывания, распределения во внутренних средах и выделения. Обеспечивает постоянство осмотические концентрации, ионного состава и кислотно-щелочного равновесия внутренней среды организма (гомеостаз).
Суточная потребность в воде человека весом 70 кг составляет около 2,5 л, из которых 1,2 л поступают в виде питьевой воды, 1 л — с пищей, 0,3 л образуется в организме (при окислении 1 г жира образуется 1,07 г, 1 г углеводов — 0,556 г и 1 г белков — 0,396 г воды).
Общее содержание воды в теле человека свыше 60%, в том числе внутри клеток в виде гидратационной и иммобильной воды — 40%, внутри сосудов — 4,5%, в межклеточной жидкости — 16%.
В состав организмов входят ионы Na+, К+, Са++, Mg++, Cl-, сульфаты, фосфаты, бикарбонаты; они определяют характер физико-химических процессов в тканях.
Организмам необходимы и микроэлементы — Fe, Zn, Со, Cu и др., которые участвуют в окислительно-восстановительных реакциях, активируют ферменты, входят в состав витаминов и других биологически активных веществ.
Всасывание электролитов в кишечнике происходит с участием ферментов и систем активного транспорта ионов. Всосавшиеся ионы поступают в кровь или лимфу и переносятся ко всем клеткам.
По солевому составу вне- и внутриклеточные жидкости резко отличаются друг от друга: в клетках преобладают ионы К+, Mg++ и фосфаты, вне клеток — ионы Na+, Ca++ и Cl-. Это различие поддерживается деятельностью биологических мембран и связыванием ионов химическими компонентами клетки (например, фосфолипидами мозга, мышц и печени больше поглощаются ионы натрия, чем калия). В организме имеются и солевые депо: в костной ткани содержится много Ca, в печени депонируются различные минеральные вещества, в том числе микроэлементы.
Регуляция водно-солевого обмена происходит нервно-гормональным путём. При изменении осмотической концентрации крови возбуждаются специальные чувствительные образования (осморецепторы), информация от которых передаётся в центр, нервную систему, а от неё к задней доле гипофиза. При повышении осмотической концентрации крови увеличивается выделение антидиуретического гормона, который уменьшает выделение воды с мочой; при избытке воды в организме снижается секреция этого гормона и усиливается её выделение почками.
Постоянство объёма жидкостей тела обеспечивается особой системой регуляции, рецепторы которой реагируют на изменение кровенаполнения крупных сосудов, полостей сердца и др.; в результате рефлекторно стимулируется секреция гормонов, под влиянием которых почки изменяют выделение воды и солей натрия из организма.
Наиболее важны в регуляции обмена воды гормоны вазопрессин и глюкокортикоиды, натрия — альдостерон и ангиотензин, кальция — паратиреоидный гормон и кальцитонин.
Центральная нервная система координирует деятельность различных органов и систем, обеспечивая водно-солевой гомеостаз. В процессе эволюции регуляция ионного и осмотического постоянства внутренней среды организма становится всё более точной.
Свидетельство о публикации №224070901539