Несусветная Грамота Можно ли увидеть музыку?
1. Что важнее?
- Я многое в жизни запоминала, рассказывала, с детства сочиняла сказки, но старалась всегда говорить только Правду, хоть иногда и во вред своей недостижимой карьеры. А вот запоминать набор цифр - это для меня проблема, - думала моя героиня Люба в очередной раз пытаясь вспомнить номер своего "американского" телефона.
Она раскрыла почти свежий номер "Литературной газеты"* и натолкнулась на заголовок "Цветные буквы". Интересно! "Цветовой ряд, который вспыхивает для меня, когда я вижу этот порядок цифр...Номер телефона надо увидеть на листке или на экране компьютера. Некоторые идут ещё дальше: для кого-то слово "апрель" белое... Вспыхивают слова в голове, переливаются: холодные, твёрдые, синие."*
А для меня любое слово - это аббревиатура**, требующая исторической разгадки! Видимо, каждый человек по-своему воспринимает необъятный для него мир и как-то подстраивает его "под себя",- думала Любовь Алексеевна, получив от своей приятельницы в Москве, врача по профессии, приглашение на концерт в Дом учёных. У неё было "хобби": незаменимый музыкант, скрипач (скрипки-вторы) в оркестре московского Дома Учёных. Зоя Николаевна сообщила ей, что прибыл в нашу столицу известный в мире дирижёр, и они усиленно готовят удивительный концерт по его вкусу и предпочтению.
- Знаешь, что?- продолжала ей по телефону рекламировать своих друзей Зоя Николаевна. - Бери-ка ты своих детишек, благо они уже восьмиклассники и, благодаря тебе, многое в Москве повидали, а вот у нас здесь до сих пор не были. Полезно им побывать и в учёном мире. Бери мальчишек "за рога" и продумывай материал для ближайшего родительского собрания.
- Жаль, что мужа сейчас в городе нет и ещё долго не будет. А то мы бы с ним обязательно пришли. Как у вас с билетами?
- Для тебя найдём, а мальчишкам закажу льготные. Сколько их?
- Пятнадцать обеспечу, если кто-то заболеет, приглашу из моего музейного актива в качестве "премии".
Собрав всех своих мальчиков, Люба в очередной раз их предупредила, напомнив о поведении в транспорте и на проезжей части, в вестибюле и в зале. Доехали благополучно, мальчишки щеголяли благопристойностью, уступая места, протягивая руки для помощи ветеранам при входе и сходе с эскалатора в метро. Потом знакомились с порядками в Доме учёных, любовались красивыми интерьерами бывшего дворца, разговаривая со смотрительницами, обращали внимание на выставку литературы и пачки рекламных листков. Места их оказались прекрасными: самый центр первого ряда яруса: все будет не только слышно, но видна будет работа музыкантов-виртуозов и командная палочка дирижёра. Люба незаметно обращала внимание на их взгляды на молодых девушек в гардеробной и в зале.
- Подросли мои мальчишки,-думала она, - впереди юность и вспышка первой любви. Надо будет не забыть осветить этот важный вопрос с родителями и обязательно пригласить в класс специалистов отдельно для мальчиков и девочек. Пора...
Начался концерт. Почти с первыми звуками оркестра ей представилось чёрное Чёрное море, высокие с барашками волны, упавшие вниз рассыпными "горками" и вновь "подпрыгнувшие" наверх, проникающие друг в друга несчётными брызгами, образующие воздушную драку пен и бурный прилив...
- Что это со мной творится? - размышляла она про себя.- Такого никогда не видела. Сплю я, что ли, задремала? Вроде нет. - И продолжала рассматривать "рисунки", посекундно изменяющиеся узоры небывалого сплетения "кружевной, морской работы" под ритмы необыкновенной музыкальной симфонии, возникающей на глазах, соблюдающей все сложные звуки рождения и торжества сложных партий и ансамбля всех инструментов, подчинявшихся движениям рук оркестрантов и продолжающей создавать кружевные узоры палочки дирижёра... Наконец - раскаты грома, радость победы и...тишина, поворот и поклон залу дирижёра, буквально вспыхнувший вал благодарных аплодисментов и радостно-уставшие лица музыкантов.
- Антракт!- сказал Коля Маленький. - А можно мы не пойдём? Поговорить хочется, пока тихо и светло в зале. Я, например, даже не предполагал такого впечатления от классической музыки...Я очарован! Не ожидал, приготовился бороться со скукой в течение всего вечера... А было интересно!
- Я тоже! - подхватила учительница. -Впервые я не только слушала музыку, но к удивлению увидела её! Неужели так бывает? Я не задремала? У меня глаза не закрывались?
- Нет, я всё время на вас поглядывал, ловил впечатления!- поделился Павел, её тайно любимый ученик, круглый сирота и круглый отличник. - Неужели есть люди, которые не только слышат музыку, но и видят тоже? Зримо...Расскажите! Это - интересно!
2. Можно ли увидеть музыку?
- Это было со мной впервые... Трудно передать словами. Но я,действительно, видела движение волн под музыку, их творчество: они для меня сплетались в наши узорные вологодские кружева, расплетались, разбегались, ловили нити и возвращали их на места, не позволяя обрываться... Я теперь буду разговаривать с профессиональными музыкантами и даже приглашу их к нам, на классный час, чтобы задать вопрос:"Как они воспринимают музыку? Какими органами чувств?" Как вам задачка? Трудная?
- Теперь - да! - уверил Павел.- Может быть мы поймём, что такое настоящее творчество?! Как и когда оно возникает? И расскажите о вашей приятельнице, с которой нас познакомили ещё на входе. Неужели у неё лве профессии: врач-хирург и скрипачка в оркестре? Как это совмещается?
- Вот почему я и организовала наш сегодняшний выход из школьной привычной обстановки. Говорят, что у талантливого человека много различных несовместимых талантов. Один изобретатель-ленинградец, родитель в моём классе рассказал, что даже любовь не даёт человеку такой вспышки радости и счастья, как полученный наконец результат любимой работы. Не поверив ему сначала по молодости, я начала перечитывать сказку Бажова "Каменный цветок", посмотрела вместе с детишками кинофильм и восприняла его совсем по-другому по сравнению с 1946 годом, когда мы вместе с первыми классами впервые восхищались только что вышедшей на экран картиной... Хозяйка Медной горы требовала от Данилушки творческого прорыва и добилась его,дождалась этого шедевра камнетёса, результат его долгих дум и мучений. Но тут ещё нужна была и верность в любовь его Кати, и его вера в её чистоту и женское терпение. И убеждение в том, что именно она - верный спутник его на всю жизнь. Вот так! Поговорите на эту тему с родителями. Интересно, что они вам расскажут.
На обратном пути все, разбившись на "пары" и "тройки", продолжали обсуждать эту новую постановку жизненной проблемы, неожиданную для них тему: "По-разному ли люди воспринимают буквы, цифры и звуки? От чего это зависит?" А Люба тихонько продолжала объяснять, как она видит слова, как старается "зрить в корень" и приводила интересные примеры.
- Возьмём всем известное древнее понятие и научную категорию "С-лов-О". Не случайно одно из Евангелий Апостола Иоанна начинается так: "Вначале было Слово и Слово было у Бога, и Слово было БОГъ." Нас и вас на уроках русского языка учат и ставят двойки, если мы скажем учителю, зададим такой вопрос:
- Какой корень в этом слове? Скорее всего Слов? А или О - это окончание. Попробуйте ещё возразить: А так ли это? А что, если буква "С", это же понятие "слово" из кириллицы, оно не является здесь приставкой, как во многих других словах! Ведь тогда непонятный корень становится яснее ясного - ЛОВ! И целая цепочка из понятий: ловец, ловить, ловко, изловчиться и так далее... Если прочесть его наоборот, то есть справа налево, получится"Вол", Воля, приволье, вольность, Волга, Вольга, извольте и даже у-до-ВОЛЬ-ствие ...
Значит, наши далёкие Предки узнали каким-то образом, что при помощи определённых слов, используя тайну волшебства сЛОВа, можно настолько подавить волю человека или даже какой-нибудь "казачьей вольницы", что совершится чудо?! Ведь именно в наших старинных русских сказках удаётся "поймать человека на удочку", полностью подавив его волю. Что там слабовольный простолюдин! Печку русскую можно заставить прогуляться на царский двор, сказав: "По щучьему велению, по моему хотению, ступай-ка, печка, к царевне на поклон!"
При этом малограмотного, доверчивого, наивного русича можно закодировать, загипнотизировать, заставить делать непосильную, неприятную работу, заставить даже воевать против ранее "дружественного народа"! Что это? Предупреждение мудрых создателей Грамоты об опасности внедрения чужой воли со стороны хитреца, рабовладельца, эксплуататора, буржуя? Вот и сейчас целым потоком внедряются иностранные термины, вбрасывается в сознание, например, слово "перестройка", "совок", "отставание от заПАДа". На наших глазах происходит поспешное вытеснение древних (без всякого объяснения)или привычных слов, публичное высмеивание культуры, обычаев, обрядов какого-либо народа, искажение наших мудрых слов, поговорок, пословиц, - это своего рода предупреждение об опасности, о врагах,о необходимой осторожности в атмосфере чуждого влияния и почти мгновенного насаждения сетей Интернета***.
** Многим нравится сейчас пересматривать записи концертов М.М.Задорного. "Может быть мы и в самом деле "тупые", как и американцы?" Да,и дурят нас веками, если не тысячелетиями. И это уже не смешно! Вот исчезли из многих словарей слова"Тать" (вор), "Катъ" (палач), исчезли шпионы, вредители, лазутчики, несуны, болтуны, провокаторы, продавшие за доллары нашу привычную Родину. Появились"счас" вроде ниоткуда, иноагенты, но их, сделавших свои скрытые от народа дела, кажется, уже снова приближают к "престолу"... А бесплатная медицина в сознание многих внедряет сначала "язву желудка" и вместо древних очищений ЖКТ и печени направляет страдальцев на хирургический стол, потом на "Химию", потом бесчувственно произносит на ушко родственникам словечко "рак мозга, метастазы" и подчищает оставшиеся у ветеранов труда остатки накоплений на похоронной сберкнижке для уколов по вечерам наркотиками в хосписах перед вечным сном бескорыстных труженников, членов бригад коммунистического труда и победителей всех соцсоревнований... Всё! Приехали под руководством когда-то недобитых колчаковцев, нео-аристократов (бывших золотых мальчиков и девочек из столиц и самых крупных городов и весей, в какой-то капитализм с античеловеческим лицом".
-А я слышал, что какой-то старообрядец учит кириллице на своих лекциях древним способом и открывает неожиданное содержание русских и славянских слов, произнёс обычно молчащий "хорошист",сын гражданина из Сербии, в отличие от отцов, бросающих беременную девушку вместе с "приплодом", часто навещающий сына в Москве, родитель, иногда посещающий даже родительские собрания и следящий за школьным журналом и дневником..
-Да, старообрядцы по-другому учат своих детей! Я послушала лекции Абрамова Анания Фёдоровича****. Он передаёт внутреннее содержание каждой буквы кириллицы. Я не во всем с ним согласна, но в целом он - прав. Например, почему у нас под шумок убрали букву, которая одновременно была и цифрой 10? Это "И десятеричная", простая палочка с точкой наверху. Так вот древние именно русские грамотеи считали, что она несёт в себе понятие : человек, со Звезды на Землю прилетевший. На западе эта буква спокойненько стоит во многих алфавитах и только у нас её изъяли. А "две палочки с двумя точками над ними и соединённые посередине" - это одно из слов, которые пишут на снегу дворовые мальчишки-хулиганы, означает понятия "свадьба и появление новой звёздной человеческой семьи". К сожалению, при насильственном переходе от язычества к христианским вере, храмам и обычаям, это слово, понятие и символ превратились в грязное ругательство, потеряв свой святой исконный смысл, как и некоторые другие слова, связанные со свадебными "Тостами", гимнами, песнями, возгласами и поздравлениями. Но это - долгий разговор...
*-Попробуем поговорить и с нашими учителями?! - предложил всё время молчавший Артём. - Почему заучивание слов английского языка основано на этимологии**, а на уроках русского языка это категорически запрещено? Почему? Может, и музыкантам запрещено говорить, как они слышат музыку? Сейчас уже многие говорят, что даже Космос получает информацию на русском языке, что звуки "золотого сечения" могут излечить какие-то болезни, но какие-то звуки могут нанести непоправимый вред здоровью и особенно нравственности молодёжи...
-Поэтому, ребятки, необходимо вдумчиво относиться к нововведениям, не проверенными честными учёными, психологами и педагогами. Но мы уже у себя на Малой Родине, в Чертанове Северном. Продолжим разговор в нашей школе, в свободное время, которого у нас с вами так мало и оно быстро летит! Надо использовать его плодотворно!
Примечание *См.: "Литературная газета"№25 от 2 июля 2024 г., стр.21 Д.Воденников, поэт, Статья "Цветные буквы",стр.21;
***Аббревиатура: "сокращение" по-итальянски. Например:МТС, колхоз, КПСС, СССР.
*****Этимология - "истина" (по-гречески"), основное значение слов.
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №224070900271