Кино на все времена -3

МЕСТО ВСТРЕЧИ –
нам на плечи!

***
От Высоцкого там речи…
За окном темнеет рано –
ВСЕ уселись у
у экрана!

Продолжение.
Начало цикла см.:
http://proza.ru/2024/05/07/1453
http://proza.ru/2024/07/04/747

Кинофильм «Место встречи изменить нельзя», как известно,
режиссер Станислав Говорухин снял  по роману  братьев 
Аркадия и Георгия Вайнеров «Эра милосердия». 
В основу сюжета легло реальное судебное дело врача
Е. Миркина,который в 1944 г. был обвинен в убийстве жены
и приговорен к смертной казни!
Однако «муровцы» профессионально выполнили свою работу,
хотя все улики были против Миркина. Уже после вынесения
ему приговора оперативникам удалось добыть новые
веские доказательства невиновности врача
и Миркин был оправдан!
***

Идею создания фильма по их сценарию братьям Вайнерам
подсказал актер Владимир Высоцкий, который  им же
и заявил вскоре:

- Я пришел  «застолбить» роль Жеглова! Никто вам его
не сыграет лучше, чем я!
Аркадий Вайнер удивился:
- Ну уж, так и никто… Да вот Николай Губенко, к примеру, -
чем не Жеглов? Мужественный и красивый, пластичный,
талантливый…
- Да, Аркадий, ты прав, он замечательный актер…
На что Вайнер продолжил:
- Или вот новая восходящая звезда экрана  Сергей Шакуров,
тоже  подходящая личность для Жеглова…
- Конечно, - признал  Высоцкий,- про него-то и забыл. Этот
Жеглова сыграет… Может, даже лучше меня!
Но тут же, чуть помедлив, 
убежденно добавил:
- Но вам-то лучше и не надо! Вам надо  так, как сыграю
только я…
Тут Вайнер рассмеялся и обнял Высоцкого за плечи:
- Конечно, Володя, тут нет
вопросов!

Так Высоцкий стал на экране Жегловым, покорив
нас, кинозрителей.

Вспоминает режиссер фильма
С. Говорухин:
- Володю я мог бы утвердить
и без проб, сразу, потому
как для меня,как и для
всех нас, было ясно:
эту роль должен играть
только он!

Но в те времена он не стал еще звездой экрана,
а тут сразу такая фора, - на 5 серий…
И Говорухин нашел любопытный ход.
Для страховки у высокого киноначальства, он  пригласил
на пробы ряд малоизвестных актеров, которые заведомо
не могли тягаться с Высоцким!  И начальство, сравнив
кинопробы, само выбрало именно Высоцкого…

А вот  по поводу Шарапова развернулась творческая борьба.
На эту роль претендовали  А. Абдулов, С.Никоненко и даже
С. Садальский (которому  роль в фильме все же досталась,
но не Шарапова, а карманника Кирпича, и он сыграл ее
великолепно!). Сами же Вайнеры видели в этой роли актера
Е.Герасимова, а  режиссер Говорухин – актера С. Иванова 
( знаменитого «кузнечика» по фильму " В бой идут одни
старики"). Но эти актеры были заняты в других фильмах
и от предложения отказались.  При этом  Высоцкий
на роль Шарапова   активно «продвигал» своего друга
и коллегу по театру актера Ивана Бортника,
что в итоге убедительно сыграл в фильме   
бандита Промокашку.

А Шараповым, к   неудовольствию сценаристов Вайнеров,
стал актер  Владимир Конкин
(иного Шарапова,
кроме как в исполнении Конкина, мы, зрители,
и представить себе не
можем…).

Возникли при съемках проблемы  и с ролью Фокса,
на которую был утвержден актер Борис Химичев,
уже  приступивший к съемкам.
Однако при всех  его достоинствах он не вписывался
«в то время»…
И на эту роль  Высоцкий предложил актера Александра Белявского,
которого не оказалось на тот момент в Москве.
Как выяснилось, он получил земельный участок под дачу
и выехал в деревню для его обустройства…

Срочно был найден адрес той деревушки, куда на имя Белявского
направили пригласительную телеграмму. А он, занятый своими
делами, на съемки не соглашался… Когда же ему сообщили, что
в фильме снимаются Высоцкий, Юрский, Конкин и Джигарханян,
актер забросил дачные хлопоты и сразу вылетел в Москву.

Не без помощи Высоцкого снялся в картине и В. Павлов,
исполнитель роли Левченко. Его убедил Высоцкий:
«Соглашайся! Режиссер тебе не знаком , роль сделаешь такой,
какой сам увидишь…». И Павлов согласился!

По замыслу сценаристов, фильм начинался с военных сцен,
где Левченко выносит на себе с поля боя раненого Шарапова.
Актеры форсировали реку, Левченко тащил  командира, выбиваясь
из сил, по грязи и воронкам, актеры ныряли в холодную воду
дубль за дублем и Павлов даже
простудился… 

Но потом  режиссер понял, что если в начале фильма показать
Левченко вместе с Шараповым, то исчезнет детективная  интрига
5-й серии, где  милиционер проникает  в банду и встречает
там Левченко! И весь отснятый зачин фильма с транспортировкой
Шарапова с поля боя  сослуживцем -  из сюжета изъяли...

Не  просто шел подбор претендента на главную женскую роль
фильма – сержанта милиции Синичкину. На эту роль претендовали 12 актрис ,
в том числе Ольга Науменко (невеста Лукашина
из "Иронии судьбы»).
Сам же Высоцкий уговаривал
Говорухина взять
на эту роль его жену
Марину Влади.
Но против француженки категорически возразил худсовет,
который не видел в ней безупречную  по фильму
«советскую гражданку».
 
На роль Вари пригласили было Ларису Удовиченко. Но та мечтала
сыграть  Маньку-Облигацию,
так как эта роль была для нее
более интересна.
«Либо Манька-Облигация, либо я ухожу» - заявила Лариса.

И сыграла эту роль так, что после выхода фильма стала получать
письма из тюрем: «Не горюй! Выйду – и моей будешь…».
А один такой вернувшийся с зоны поклонник даже заявился
к Ларисе на дом и ей пришлось вызывать милицию!

А сержантом милиции Верой
в этом фильме стала
"простая советская
гражданка" актриса
Наталья Давыдова.
***

10 мая 1978 г. состоялся первый день съемок. Но он совпал
с днем рождения Марины Влади.

С. Говорухин:
« Мы в Одессе на даче друзей. Марина уводит меня в другую
комнату, запирает дверь и со слезами просит отпустить со
съемок Володю, найдя на эту роль другого артиста.
Каково?».

Ей вторит и Высоцкий:
« Пойми, мне так мало осталось… Я не могу терять
год жизни на эту роль!"


И далее Говорухин:
« Как много потеряли бы зрители, если бы я сдался
в тот вечер!».

Избежал Говорухин и  другого соблазна: заставить Жеглова
петь под гитару с экрана песни Высоцкого...

И еще любопытный штрих.

Высоцкий и Куравлев,играющие заядлых биллиардистов,
не  держали кия в руках! За них это делал мастер спорта СССР, один из лучших
биллиардистов Одессы
Владимир Иванов.
По шарам били Высоцкий и Куравлев, а потом делали
монтажный стык –
шары в лузу загонял
мастер!

***
И вообще фильму не повезло. Вместо плановых 5, Говорухин
снял аж 7 серий. Но отстоять весь отснятый материал у
председателя Гостелерадио Лапина он не смог: стараясь
сохранить фильм в целом, вынужден был урезать те или иные эпизоды,
экономя , по требованию начальства, 2 часа
экранного времени…

После монтажа все вырезанные кадры режиссер сдал
в архив Одесской киностудии. И неизвестно, что
с ними стало сейчас!

Фильм был завершен в 1979 г. и впервые показан
на День милиции, собрав миллионы
кинозрителей!

Но, всенародно признанный, сериал не получил высоких
наград. Его создателям  вручены лишь Почетные грамоты
Министра внутренних дел СССР,  а за роль Жеглова
Владимир Высоцкий удостоен Государственной премии
СССР за 1987 год
(посмертно).

И еще В. Высоцкий:

«По поводу картины
«Место встречи изменить нельзя» я не буду давать
интервью. И не потому,
что мне нечего
сказать… Этот фильм мы
делали с друзьями, кланом.
Я получил удовольствие от работы, и не только
удовольствие, а купался в некоторых моментах роли…
И больше ничего не
скажу!».

***
ВМЕСТО ЭПИЛОГА.

Высоцкий предлагал братьям Вайнерам написать
продолжение «Эры милосердия» и даже принес
им папку со своим сценарием.
Но продолжения фильма так и не последовало:
Высоцкого вскоре не стало, а никакого другого
Жеглова на экране быть не могло…

Так эта папка больше и
не открывалась !

09.07.2024 г.

(Продолжение цикла
«Кино на все времена» следует).

Фото из интернета


Рецензии
Увлекательный был сериал!
И актёры там замечательные собрались, и сыграли они великолепно.

Мария Мерлот   04.11.2024 02:22     Заявить о нарушении
Спасибо, Мария, рад
сериалу и я , как и
дружескому общению
тоже!

С теплом и добром -
Володя

Владимир Федулов   04.11.2024 14:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.