идея глубокой аналогичности всего сущего

Дмитрий Галковский:
- Мощь предсказаний Николая Данилевского в том, что он (а за ним его ученик Леонтьев) мыслил по аналогии. Его, учёного-ихтиолога, затронула (если и не захватила, как энтомолога Набокова) идея глубокой аналогичности всего сущего. Удивительное эстетическое совершенство раковин моллюсков или крылышек бабочек есть проявление некоторой космической ритмизации реальности. Человеческое искусство лишь помогает раскрытию эстетической идеи, присущей самой природе.
Отсюда, кстати, видны преимущества мышления по аналогии, которое оказывается более реалистичным и продуктивным, чем стилизованная под объективность дедукция из неполной индукции (для человека всегда смехотворно неполной, унизительно неполной). И чем сложнее изучаемый объект, тем естественнее опираться на на ритм аналогий, а не на логический анализ. Логический анализ ещё возможен в начале игры в эндшпиле. Но в середине партии главное - это уловить частоту сетки аналогий, попасть в её структуру. Это высшая форма человеческого мышления. Божественная. Вовсе не логика приближает к Богу, а эстетика мышления. Машина, псевдотворение разума, как раз в миттельшпиле и гибнет. У неё нет альтернативы в логике, кроме метода проб и ошибок. Нет творчества.
Человек не может стать Творцом, как не может создать творящее творение. Человек конечен, и, став Творцом, он окажется в положении твари к своему же творению. На него что-то оценивающе посмотрит из глубины того, что он создал. И якобы Бог окажется здесь абсолютным ничтожеством. Вершина оборачиваемости.

Lubovv Nikolavna:
- Насчет творящего творение согласна, а с остальным - нет. Я думала, это вы написали, Юрий. Только поэтому прочла от слова до слова. И уже была готова согласиться с ‘вами’. Но дочитала до слов о Боге - и расхотела соглашаться. И на ваш троллинг отвечать не буду - у меня и так мозги набекрень в такую жару.
Юрий Извеков:
- В тексте Галковского речь идет не о Боге, а о "якобы Боге", то есть человеке, посягнувшем на роль Бога-творца. Бог глядит на человека-творца из сотворенного им (человеком). Бог в любом творении.


Рецензии