4. Шизо-слабоумность общества
- конечно, такого маркера маловато для вынесения диагностического суждения, но то, что отделение узора от предмета имело место - это факт. В шапке Мономаха декор включен в функциональное пространство шапки, в Казанской шапке чеканными горОдами создано дополнительное пространство. И с этим не поспоришь. Но, одного этого явления мало даже для упоминания слова «шизофреничность»!
- Я это прекрасно понимал, опыт присутствия на клинических разборах показал, что подход к пониманию должен быть широкий. Поэтому эта история и растянулась на так много лет. Но, я, ведь, не остановился на этом, сразу возник вопрос: а как давно на цивилизацию свалилась эта напасть? Тогда я ещё не знал о роли возникновения письма в этой истории шизофренизации.
Я пошел из средневековья в прошлое и везде встречал намёки двойственности, дуальности, как принято говорить в академической среде, проявления безжизненности, некоей холодности в лицах портретов, скульптур. Дошел до экспозиций античности и увидел некоторую разницу в скульптурах греческих и римских. Скульптуры людей с пустыми разрезами глаз, подчёркивание сугубо телесного начала, никакого намёка на присутствие души. Но, почему-то греческие скульптуры мне показались теплее, напрашивался вывод, что, собственно, шизофренизирующее начало окончательно сформировалось в Риме с его огромной империей, войском, подробными законами, сенатом, и прочей бюрократией и манифестацией величия и власти Рима. А греки, по существу, только начинали эту цивилизационную деятельность, сохраняя одновременно обе тенденции – необходимость проявлять жизненность и сохранять порядок и целостность государств.
Но, что удивительно, в предшествующей соседней Минойско-микенской культуре этот признак отсутствовал, изображения и цвета рисуночные были теплые, изделия цельные. Разница с античной культурой составила почти тысячу лет и я предположил, что за это время произошло нечто, что направило последующую цивилизацию по пути шизофренизации и, как следствие, слабоумности.
- Это очень интересно, тем более, что именно к подобному выводу пришел Бертран Рассел в своей работе «История западной философии», где он описал именно двойственность греческой культуры, выраженные в страстности и интеллекте. Но, кстати, обратите внимание, Сократ как-то умудрился сохранить свою целостность: умственные упражнения он не записывал, вообще ничего не писал. Его умствования и жизнь были неразделимы, пожалуй, именно в стремлении до конца сохранить свою целостность он и принял яд. А вот внедрение письменности, как считают некоторые авторы, расщепило на две части мысль и действие.
- Но, в случае с учебником педагогики проблема имела уже несколько признаков, помните эту историю в 2012 году?
- Да, помню ваш растерянный вид, было уморительно наблюдать за каскадом ваших эмоций. Напомните, как проявилась проблема в жизни?
- Ко мне в аудиторию на перемене вошли три самых лучших студентки всего первого курса – будущие учителя. Медалистка, олимпиадница и просто отличница. Я уже видел, как они эффективно работаю с материалом, как легко схватывают методики эффективного самообучения, сразу же начинают их применять, поэтому удивился, когда они мне протянули эту самую «Педагогику» и сказали, что не могут понять смысл определения методологии. А я как раз начал им давать алгоритм работы со сложными определениями научных понятий. Поэтому, разумеется, немного удивился и с некоторой вальяжностью сказал: «а давайте я вам графическую схему определения нарисую, сразу с текста, без промежуточной словесной схематизации и вы всё наглядно увидите».
Я опростоволосился – схема никак не строилась, несмотря на мой большой опыт в графических схематизациях. Это оказался тупик – тот набор слов, который автор вбил в это выделенное жирным текстом определение методологии науки, нельзя было понять. Они с удивлением смотрели на меня, я пытался выделить ключевые понятия, но слова не складывались в единое понимание. Девочки стали позёвывать.
Тогда я просто разложил это определение на составные элементарные высказывания, самые короткие мысли, из которых было сложено это определение. И мы увидели, кроме упомянутого наукообразия, набор нестыкуемых, либо плохостыкуемых мыслей, просто некую эклектику, как салат из разнородных продуктов.
Однако, открыв главу с самого начала, я увидел в самом начале, в предварительном описании темы, написанном нормальным литературным языком, короткое предложение на две строчки, в котором довольно полно и точно было сказано, что такое методология. Я и предложил студенткам считать определением именно эти две строчки и заодно рекомендовал больше учебником не пользоваться, благо, что есть другие. Да они и сами это поняли. Именно тогда я и взялся подробно изучать сам учебник. И пришел к выводу, которым с вами и поделился, и услышал впервые о слабоумии, как клиническом диагнозе.
- Ну вот, это уже посерьёзнее, чем «взлохмаченный декор», хотя про декор мне очень понравилось. А вы не думаете, что пора уже дать описание признаков шизофреничности? Которыми оперирует психиатрия, но в такой редакции, чтобы было понятно неврачам. Собственно, для этого я и поднял эту тему.
- Да, я как-то нашел наиболее подходящее описание признаков шизофрении написанных врачом, но как раз не только для коллег. Фамилию его писать на всякий случай не стану, мало ли что. Врачи – народ часто ревнивый и мнительный! Могут заклевать за распространение профзнаний
Признаки шизофрении:
• Разноплановость. Малозначимые черты обыденных вещей кажутся более значимыми, чем предмет в целом или общая ситуация. Проявляется неясностью, расплывчатостью, обстоятельностью речи.
• Разорванность. Постепенное или внезапное отклонение в мыслительном процессе в сторону случайных ассоциаций, склонность к символическому мышлению, характеризующемуся сосуществованием прямого и переносного смысла понятий. Отмечаются внезапные и непонятные переходы от одной темы к другой, внезапный обрыв мыслительного процесса, сопоставление несопоставимого.
• Угасание эмоциональных реакций, равнодушие, безразличие к окружающему. Парадоксальность, неадекватность эмоциональных реакций. Утрата интересов, отсутствие планов на будущее, бездеятельность.
• Амбивалентность. Сосуществование двух противоположных тенденций (мыслей, эмоций, действий) по отношению к одному и тому же объекту у одного и того же лица в одно и тоже время. Проявляется невозможностью завершить те или иные действия, принять решение.
• Вычурность, манерность, нелепость поведения и поступков, эмоциональная холодность, парадоксальность, необщительность. Сюда можно отнести и употребление абстрактных понятий, особенно абстракций второго рода (когда абстрактное понятие определяется с помощью других абстрактных понятий).
• Беспричинный отказ, сопротивление, противодействие всякому влиянию извне
• Хаотичность, нецеленаправленность, импульсивность движений и поступков, бессмысленная вычурность и манерность движений, нелепая немотивированная экзальтация, агрессия.
• Дурашливое, нелепое поведение, манерность, гримасничанье, сюсюкающая речь, парадоксальные эмоции, импульсивные поступки.
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №224070900304