Основная идея поста

          Главная задача поста, как, впрочем, и любой другой формы аскезы, – это концентрация воли и удержание воли в нужном тонусе. Действительно, любой добровольный отказ от чего-либо, любое самоограничение в потребностях (будь то еда, развлечения или что-либо ещё) порождает прилив внутренней энергии. Бодрость духа, готовность к действию – вот маркер того, что ты действительно постишься. Отсутствие такого рода маркера говорит лишь об одном – об имитации пощения.
          Почему так важно блюсти свой волевой тонус? Воля – это духовные мускулы добродетели, без них последняя не способна осуществиться на практике: думать о добродетели способен каждый, а вот СТАТЬ добродетельным – только человек с достаточно развитой волей. Таким образом, пищевые ограничения – не самоцель, а лишь одно из средств, лишь необходимое подготовительное условие при достижении главной цели – обретения добродетели.
          Если ты постишься, но при этом твоя окрепшая воля выбирает ложные цели, тратится не на оттачивание добродетели (через добрые дела, дела милосердия, укрощение собственных страстей, прощение, миротворчество, покаяние и т.д.), а утекает на пустые или даже вредные занятия, подчинённые эгоистическим мотивам, то пощение утрачивает свой изначальный смысл и пользу. Такой "постящийся" мало чем отличаешься от девушки-модели, ограничивающей себя в мучном и сладком, чтобы быть стройной и красивой, или от спортсмена, контролирующего свой пищевой рацион, дабы не утучнять тело. Наша цель – добродетель, их цель – угождение гордыне и плоти.
          Если по причине пощения ты становишься злым, раздражительным и унылым – лучше не постись! Любовь (она же добродетель), по слову Апостола, обладает безусловным приоритетом перед всем остальным (1 Кор., 13, 1-13).
 


Рецензии