Поди, поищи еще такую русскость

Поди,поищи еще такую русскость.
Размышляю о Сергее Есенине.
     Мысли одна за другой льются, только успевай
ловить. Первый день Петровского Поста, Апостольский
пост.  Когда слышу Евангелие : « Глаго;ла ему;
тре;тiе: Си;моне Ио;нинъ, лю;биши ли Мя;? Оскорб;;
[же] Пе;тръ, я;ко рече; ему; тре;тiе: лю;биши ли
Мя;? И глаго;ла Ему;: Го;споди, Ты; вся; в;;си: Ты;
в;;си, я;ко люблю; Тя. Глаго;ла ему; Иису;съ: паси;
о;вцы Моя;.»
 Евангелие от От Иоанна, гл. 21 стих 17
« Петр опечалился, что Иисус спросил его в третий
раз: «Любишь ли ты Меня?» — и ответил: — Господи, Ты
знаешь всё, Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус
сказал ему: — Паси Моих овец.»-перевод.
Пасти, значит ни на минуту  не упускать из виду, и,
главное, не потерять. А вот  впадают в грех и…
теряются. Сережа Есенин потерялся в грехах, и его
упустили, не сохранили.
Когда-то, работая в филармонии,  будучи уже крепким
мастером художественного Слова,  добившись успеха и
признания публики, я делала  большие литературные
работы, так называемые , литературные полотна . Как
ни странно, тогда публика любила  чисто литературные
программы. Хорошее образование давало нашему
слушателю и  хорошую литературную базу. На такую
публику  было радостно выходить. Я ездила на
гастроли тогда по всей России от РОСКОНЦЕРТ-а.
Города  средней полосы. Среди них Рязань. Два-три
концерта было в плане: обязательно зал  филармонии,
телевидение и еще какой-нибудь  научный институт,
или зал Университета. А возила я тогда  композицию
из двух отделений по роману Льва  Николаевича
Толстого  «Анна Каренина»- режиссер работы Народный
артист РФ Юрий Васильевич  Катин-Ярцев. Где-то,
помнится, были   80 е годы. Классическая культура
еще держалась и пользовалась интересом. Рязань, а
это значит Константиново-музей Сергея Есенина. Моя 
мама очень любила Есенина. Рассказывала, что когда
он был запрещен, они с подругами  переписывали книги
поэта в  тетради  и хранили, скорее прятали,  на
чердаках, в потайных местах. Она мне его и читала и
пела. У меня зародилась мечта  побывать на родине
Есенина. И она исполнилась в гастрольную поездку в
Рязань. Когда я шла по улице Константиново, где был
дом-музей Есенина,  я увидела, что дома с
наличниками, как и у бабушки в Нижней Салде. В
окошках цветы, обязательно, очень красивые-тяга к
прекрасному. И на доме Есенина, я тоже увидела
наличники, потом деревянное крыльцо со ступеньками,
как и на Урале у моей бабушки.. В комнатах  очень
знакомая мебель, буфет с посудой, комод с ящичками,
на кроватях подушки должны быть взбитыми - особая
красота.. А еще  половики белые самотканые, в ручную
сделаны, прямо как у моей бабушки-белые, храню до
сих пор бабушкины половики. Расстелены  у меня  на
полу, ну не чудо ли, эти русские половики ! Это наша
русская картинка.-белые дорожки на полу, чистые,
всегда  их стирали. Вот вам Русская Изба - и Русский
дух и Русью пахнет. Не помню, были ли иконы, власть
– то была советская, да и у бабушки где-то в уголке
висела  и  не заметишь. Но зато у бабушки на
маленьком резном столике лежало Евангелие. Я его
раньше подержу в руках, посмотрю, а оно не читается.
Бабушку попрошу почитать, слушаю, слушаю, непонятное
что-то. Но бабушка почитает, а потом и пояснит: «Это
особая книга. Священное писание». А потом разные
притчи мне рассказывает, да еще и поет, красиво так,
говорила, что певчей была в церкви. Мне  тогда,еще 
в советское время, открывались  эти духовные
понятия. А бабушка то  была на  этом  воспитана. В
истинно русском православном духе. И вот,  когда я
ходила по музею в Константиново, я этот русский дух,
как у бабушки, видела. Значит и Сергея Есенина
растили в духовности, в вере к Богу, в любви к
своему русскому, к природе…я ходила и дышала этим
родным простором, этим  воздухом с соловьями.
Вспоминаю  и думаю,и как же этот русский соловей в
России – то, в родной России,  был запрещен. Ведь
этого русского поэта заметила и Царская Семья, и
Великая  Княгиня Елизавета Федоровна. Он же им 
читал свои стихи, его приглашали. Он своими глазами
видел этих сказочно-красивых девушек –княжон, а с
младшей Анастасией он даже прогулялся по парку, и
посвятил этим юным созданиям  пророческие строчки «
В багровом зареве закат шипуч и пенен,/  березки
белые горят в своих венцах.. и конец  О, помолись,
Святая  Магдалина, за их судьбу…»  И как он мог так
тонко ощутить  сердцем и  увидеть  их трагическую
гибель? Его русскую душу и Григорий Распутин
рассмотрел,  услышал и понял. А вот, когда он пришел
к эстетам на знаменитую башню поэтов Серебряного
века, его и не поняли и не приняли. Почему? Потому
что для них он был чужой и не понятный. Представьте,
он пришел  в русских валенках, русской  шапке,
тулупе-все деревенское,  громоздкое, тяжелое,
пахнущее навозом, -ДЕРЕВНЯ-поэт таким быть  не
может, а  он-то  и был русский поэт  из глубинки. Он
им принес народную  самобытность,а они не услышали 
в нем русского соловья,  и жестоко над ним простым,
очень  естественным, над смеялись. Он с горечью
вспоминал язвительную фразу Зинаиды Гиппиус. « Какие
на Вас оригинальные гетры». Так она назвала его
деревенские валенки. «Змея, Гиппиус» - вспоминал
обиду он. Да, рассмотреть талант - не всем дается
этот дар- взять да и раскрыть этот дар. Зато  его
смог рассмотреть  Александр Блок, увидев его в
русской рубахе. Вот у него-то  был дар увидеть
талант. И, конечно, это было для Сергея Есенина
крепкой  поддержкой его творческого начала, а потом
знаком  дальнейшего признания. И как же важна была
эта оценка для молодого Есенина. Если признал Блок,
то с этим уже нельзя не считаться. Сам Блок. Так
Сереже повезло.
Мне навсегда запомнилась фраза экскурсовода :
«Соловьи его научили петь». У него был Особый
соловьиный дар и русская православная  духовность.И
то,что мы его так рано потеряли,просто не было такого
пастыря,который бы бросился спасать единственную
заблудшую овцу.И ,тем не менее, чтобы в его жизни не
происходило, и в кого бы он не влюблялся, и в каких
бы странах не был, даже там жил….. соловьиная
природа глубинной Руси не отпускала  его никогда, и
все это живет и сегодня  в его бессмертных стихах, в
его поэмах, в его ритмах. Поди поищи еще такую
русскость.
Народная артистка России  Тамара Воронина
Г. Екатеринбург
02 июля 2024г.


Рецензии