О воскрешении мертводушных

Схиархимандрит Феофил (Избава) Серафимова ветвь Истинно-Православной Церкви:

«Грехом праотца Адама всякий человек, рождаемый женой и унаследовавший естество человечье, рождается со слепою душой и расстроенным, блудящим умом, то есть обезсмысленным. Неразумие (мыслить безбожно от себя самого) вошло в род человеческий по причине грехопадения праотцев. У каждой особи стало отдельное „самосознание“ в силу отпадения от Бога. Сбылось диаволово обещание соблазняемым в раю: „Будете яко боги“. Святой Феофилакт Болгарский: „Десять прокаженных из притчи Евангельской обозначают всю природу человеческую, прокаженную злобой, носящую на себе безобразие греха, живущую за нечистоту свою вне города небесного и отстоящую далеко от Бога“. Получивший власть, враг человеческий пленяет всякого человека: мажет его духом греха и вливает в сосуд души вино всякого беззакония, заблуждения или худого учения. Сатана тщится уловить ум, обмануть, увлечь и помазать нас грехами, чтобы осквернить, дабы мы окончательно отпали от Бога — источника жизни.

Есть грех ума, а есть грех воли. Впущенный внутрь грех ума есть первый из всех грехов. Что худого впивает в себя или изобретает ум, то заканчивается грехом воли: словесным либо иного рода греховным делом. На этом основании каббалистами делаются все революции в мире.

Надлежит первоочередно подвизаться, чтобы Христос Господь освятил ум, и мы восприняли сим очищенным сосудом благодать Его. Ради этого одного Бог соделался человеком, все претерпел, распялся, умер и воскрес. Это освящение ума и есть воскресение души в настоящей жизни, которое в дальнейшем может сподобить нас и будущего Воскресения к Славе и блаженству. Если не воскресить и не исправить ума, то все тщетно. Как обще всему роду человеческому тление, старение и смерть, так обща нам всем — адамитам — страшная болезнь носимая в душе. Души наши наследственно заимствуют настрой свой от нечистого и мятежного сатаны („в беззакониях зачат есмь“ Пс. 50). С самого телесного рождения нам всем свойственно скверна духа, ложные и гнилые мысли, богохульство, мятежные настроения, неправильные сердечные ощущения, вера в ложь, из суммы которых слагаются наше всечеловеческое безумие и омрачение ума (то есть умерщвление Вечной смертью). Мы душевными мертвецами уже рождаемся, ибо Духа Святого, Который есть Душа нашей души, мы лишены. У нас у всех затемнена светлость естества. Страстная тьма сковывает и облекает душу, отлучая ее от источника жизни — Жизнодавца Христа. Душа стеснена и находится под стражей темных сил, но в то же время она сохраняет в себе в целости умный образ и устроение, созданные Творцом от века. Это как если бы человек был заключен в тюремной камере, лишенной дверей, окон и, вообще, каких-либо отверстий. Так и душа отгорожена от Господа своего покрывалом страстей и заключена в тюрьме греховной тьмы. Оттуда она, осознав положение, простирает вопль свой с призывом о помощи, взывая к всесвятому имени Спасителя.

Бог, создавая душу, в её природу не вложил никакого зла. Он создал ее по образу добродетелей Духа, так что в неё вложены изначально добродетели, такие как: рассуждение, целомудрие, религиозность, вера, надежда, любовь и все иные духовные богатства (разум, царственный ум, воля, совесть, память...). Создатель создал душу легкодвижной, быстрокрылой, неутомимой, наделив силой в мгновение ока возлетать и мыслью служить Ему, ибо сотворена в невесту и сообщницу, да станет с нею один дух. „Истинные поклонники должны поклоняться Богу в духе и истине, творимой правдой“ (Ин. 4:23). Душа человеческая хотя и не имеет общего, божественного в своей природе с нетварным Творцом, однако есть умное, драгоценное и избранное создание, сотворенное Им в жилище себе. Блюди себя человече, чтобы прекрасных орудий которыми славишь Бога, то есть помыслов твоих не расхитили невидимые враги твои.

Чем тогда будешь служить Ему, когда отнято у тебя оружие, то есть пленены помыслы врагом. Бог не имеет нужды, чтобы молились уста или язык (хотя и чистоту языка необходимо хранить, чтобы преступать ко Господу), однако требуется, чтобы помыслами вся крепость и сила души, весь ум, всеми силами, целеустремленно, не рассеяно напряжен был, как стрела, к Богу. Блюди душевную чистоту. Не впускай в себя чужих ветров. Не примешивай к душе твоей множество нечистых помыслов. Праведными мыслями душа украшает себя и ополчается на врагов Божиих. Душа же, увлекаемая и пленяемая нечистыми помыслами, мерзостна Христу Истине. Если ты возденешь длани чистого ума своего и воспаришь помыслами к небу, пожелав прилепиться ко Господу, тогда враг жизни — сатана — будет низложен твоими чистыми помыслами. Как стены Иерихонские пали Божией силой, так падут и стены порока, преграждающие путь уму твоему, призываемым всесильным именем Божиим.

Даже у грешников, привязанных в миру телом, пресмыкающихся к земле, не просвещенных свыше, сущих во тьме разум и мысль способны пребывать далече от него и улетать в самые отдаленные места в одно мгновенье, при этом именно там находящейся душа ощущает себя. Легкокрылая душа мечется, блуждает, яко прах возметаемый ветром. Если столь легкокрылой бывает душа, даже омраченного грешника, скованного тьмой страстей, что её уму ничего не препятствует перемещаться куда хочет, представьте себе насколько легче и стремительней душа, с которой силою Духа сорвано покрывало злой тьмы и чьи умные очи просвещены Небесным светом и которая оправдана и избавлена от постыдных страстей и очищена совершенно действием благодати. Такая благословенная душа здесь на земле уже вся на Небесах, блаженствует и служит Христу в Духе и настолько расширяется мыслью, что служит Господу, где хочет и когда хочет. Так бывает со всеми праведниками. Облегающий наследственно с самого земного рождения всякую душу мрак, лежит на ней, не давая её умным очам ни увидеть собственную суть (глубину падения и потенциальное величие), ни созерцать своего Творца, ни наслаждаться и жить... И вот, вдруг, совлекается этот мрак, и выпущенная на свободу душа простирается мыслью, как вширь и вдаль, так и в глубины и высоты всего видимого и невидимого миров.

Если не придет благословенный Разум Господень к разуму души (а он приходит непрестанным призыванием Имени Божьего) и не будет её вести, то она так и не выкарабкается из своего бедственного состояния и не сможет возрастать в разуме, послушанием и творением воли Божьей. Если же душа прилепляется ко Господу, и Господь с любовью по нисхождению приходит к ней, соединяется с ней, то ум уже постоянно пребывает в благодати Господней, и тогда Господь и такая душа становятся в один дух, в одно сияние и в один ум. „А мы имеем ум Христов“, — восклицал восхищенный Апостол Павел. Поистине душа — великое и чудное Божественное произведение, когда она верна истине, чиста, просвещена и здрава. В таком состоянии она дороже и ценнее всего тварного мира.

Кто желает быть настоящим Учеником и последователем Христу (а не учеником фарисеев и лжеучителей), тот должен искать Христа Истину и притекать к Нему с целью перемениться полностью, изменить свое бедственное внутреннее состояние и показать себя обновленным человеком, совлекшим с себя все, что он имел прежде, не цепляющимся ни за что свойственное ветхому Адама. Сказано в Писании: „Аще кто во Христе — нова тварь“ (2 Кор. 5:17). Для того то и приходил Спаситель, чтобы сделать человечество новым народом, оставить ему пособия духовные для спасения и чтобы верующие в Него, преобразились в новую душу, стали новым умом, новыми очами, новым слухом или по Евангельскому слову: „Новыми мехами“, дабы влить в них вино новое, то есть Духа Своего.

Сказано: „Новое вино должно вливать в новые меха“ (Матф. 9:17). Вино поистине новое — благодать Нового Завета. В противность диаволу, Господь с большой отеческой любовью пользует нас Духом своим — врачует, утешает, обновляет и вливает во внутрь вино жизни — новое Учение Духа. Он уврачевывает нас от греховной проказы и возвращает нас к Себе. И если не будет уврачевана словесная овечка человек, то не войдет она в Небесное Царствие.

Аминь и Богу слава!».


Рецензии