2024-07-09 Горизонтальная башня

ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ БАШНЯ

(Из дневника)

…все ждали раскрытия главных тайн человечества: происхождения Библиотеки и времени. Возможно, эти тайны могут быть объяснены так: если недостаточно будет языка философов, многообразная Библиотека создаст необходимый, ранее не существовавший язык, словари и грамматики этого языка.
Х. Л. Борхес. Вавилонская библиотека

После падения Вавилонской башни, после того как Господь разделил единый язык на семьдесят два наречия и люди перестали понимать друг друга, — строительство башни вовсе не прекратилось, а ушло, если так можно сказать, из вертикали в горизонталь. Расселяясь в пространстве, люди тут и там не прекращали сооружать, только теперь ими руководили не гордыня, не стремление достигнуть (достать) до Божества или сравниться с ним, а как бы кроткие упреки в Его адрес по поводу разрушенного Им. Так создается горизонтальная башня, которая со временем приобрела характер библиотеки. И все книги, написанные на каждом из «семидесяти двух» наречий, носители которых осознали бессмысленность прежней гордыни, стали как бы кирпичиками этой горизонтальной башни. И если прежде людьми, еще говорящими на одном языке, двигало желание убедиться в самом существовании Бога, то после того, как Он явил себя, разрушив Башню и тем самым дав ответ по тому поводу, что Он действительно есть, — разделенные строители в зодчестве своем ставили перед собой уже другую цель — воспеть Его величие и красоту. Былая гордыня не исчезла вовсе, но была сдобрена смирением, и этот парадоксальный синтез противодействующих волений дал нам то, что можно назвать мировой библиотекой. Строения из кирпичиков «семидесяти двух» наречий в лучших своих воплощениях, преодолев речевую ограниченность, стали всеобщими, сделались краеугольными камнями того универсального (то есть понятного всем) языка, на котором говорит Божество. Оно-то и выбирает их себе в качестве краеугольных. Сложность в том, что всякий этнос, говорящий на своем и другим не понятном языке, воплощая отражение Божественного лика в своей этнической луже, может достичь того, что Господь вдруг воспримет свои черты в отраженной ипостаси, не то чтобы соглашаясь с их правдивостью, а попросту не отвергая их в качестве возможной достоверности. А может и не воспринять, что, в общем, преимущественно и в порядке вещей...


Примечание: в качестве иллюстрации - репродукция работы Виктора Бритвина "На руинах башни"


Рецензии