2. Притчи о Царствии Божием
Причина, по которой Иисус выбрал иносказательную форму для своей проповеди, указана, в частности, в Евангелии от Матфея:
"И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют .Я потому говорю с ними иносказаниями, что они смотрят – и не видят, слушают – и не слышат и не понимают. Так исполняется на них пророчество Исайи, гласящее:«Ушами будете слушать – и не поймете,глазами смотреть – и не увидите…..Вашим глазам посчастливилось – они видят, и ушам посчастливилось – они слышат. 17Поверьте, много пророков и праведников хотели увидеть то, что видите вы, но не увидели и услышать то, что слышите вы, но не услышали " (Мф. 13:10—16)
Ответ Иисуса ученикам загадочен не менее , чем Его притчи.
С одной стороны, ученикам дано знать «тайны Царства Небес». «Тайна» вероятно, заключается в том, что Бог действует не так, как это ожидалось, например, учителями Закона. Она также в том, что Царство присутствует среди людей и растет, несмотря на видимые неудачи. Группа тех, кто слышит и повинуется, противопоставлена другим, кто отказывается услышать Иисуса и понять тайны Царства. Им это «не открыто» и остается загадочным. У Марка они названы «посторонними», «находящимися снаружи».
«Кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» Это речение, вероятно, является пословицей,которое потом стало пониматься в переносном смысле.Например, в Талмуде есть похожие слова: по мнению смертного человека, в пустой сосуд можно что-то поместить, а в полный нельзя, но Бог считает не так: только полный сосуд способен вместить, а пустой – нет. И еще один текст Талмуда гласит: «Бог кладет больше в полный сосуд, а не в пустой, потому что сказано: “Если ты будешь слушать (Исх 15.26)”, что предполагает, что ты слушаешь, ты будешь продолжать слушать, а если нет, то не услышишь».
Глазам и ушам учеников посчастливилось: им дано увидеть то, что никому еще доводилось видеть;их глазам Бог открыл эсхатологическую тайну пришествия Царства Бога в лице Своего Сына. То, о чем мечтали великие пророки и праведники древности, предстало перед ними наяву.
Притчи Иисуса Христа призваны сделать более «осязаемыми» какие-либо «истины». некие элементы сознания, не доступные чувственному человеческому восприятию. Притча делает эти идеи, принципиально лишённые зрительного и осязательного образа, «видимыми и ощутимыми».
Далее приводятся несколько притч о Царстве Божьем, описывающих то, что невозможно описать человеческими словами, а можно выразить только иносказательно:
ПРИТЧА О СЕЯТЕЛЕ (Мф. 13:1-8):
«Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.»
Иисус уподобляет Царство сеятелю, который сеет семя ( Слово) в различные виды почв. Принимая «семя» люди входят в ЦБ. Но это семя может лежать при дороге и никогда не прорасти; его могут принять поверхностно, без пользы. Заботы этого века, враждебные Царству, могут заглушить Слово. Таким образом, среди людей в нынешнем веке ЦБ работает тихо, тайно. незаметно.
ПРИТЧА О НЕВОДЕ,ЗАКИНУТОМ В МОРЕ (Мф 13:47)
"Еще подобно ЦН неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.»
Понятие ЦН не соответствует понятию "рай", понимаемому как место, где оказываются все "спасённые" ,получившие вечную жизнь.
В притче о неводе (Мф. 13:47-50) ЦН уподобляется неводу, в который попадает хорошая и плохая рыба; и только "при кончине века" "ангелы отделят злых от праведных". Очевидно, что невод - это не рай, в котором злых по определению быть не может.
Точно так же и с притчей о пшенице и плевелах (Матф. 13:24-30, 37-44). В этой притче ЦН конкретно уподобляется той работе, которую ведет Иисус на земле. Те, кто следует за ним, названы "сынами царства", но есть и "сыны лукавого", которых выкорчевали во время жатвы "при кончине века". Причем, когда Иисус дает объяснение притче о плевелах он прямо говорит, что в конце времени Сын Человеческий "пошлет ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие". Однозначно, что в раю нет ни соблазнов, ни делающих беззаконие.
Откуда же в ЦН могут быть "плевела" или ядовитая рыба ? Откуда "сыны лукавого" и тот, о ком Он говорит: "пришел враг его!", т.е. Сатана? Как мог Сатана быть в Его Царстве ?
Ответ возможен такой: В ЦБ , подобное неводу, попадают и праведники и грешники, есть хорошие сыны Царства и негодные. Решение проблемы - при "кончине века". ЦН как бы длится и завершается по пришествию Христа.
Некоторые исследователи считают, что ЦБ Иисус называет основанное Им на земле царство верующих в Него и стремящихся творить волю Отца Небесного. Это Царство неприметно вселяется в души людей и подготовляет их на земле к наследованию по кончине века Царства Небесного.
В притчах Христа о Царстве можно выделить различные аспекты : 1)реакцию людей на весть о Царстве ( Мк 4:3-9; Мф 13:3-9), 2)незаметное наступление Царства в противовес апокалиптическим ожиданиям полного переворота (зерно, растущее в тиши, Мк 4:26-29), 3)небывалый рост Царства, начинающегося с ничтожного зародыша (горчичное зерно, Мк 4:30-32; Мф 13:31-32, и закваска, Мф 13:33), 4)смешение людей, ныне вовлеченных в Царство, ~ они будут разделены в конце времен (плевелы, Мф 13:24-30 с, Мф 13:36-43 и невод - Мф 13:47-50) и 5)великая ценность Ц.Б., ради которого люди должны быть готовы отдать все (сокровище и жемчужина, Мф 13:44-46).
Об условиях вхождения в ЦБ говорят следующие три притчи.
ПРИТЧА О СВАДЕБНОМ ПИРЕ, или почему «блаженны-нищие»
(Мф. 22:1-14 ;Лк.14: 15-18)
Лука рассказывает о том, как, идя из Галилеи в Иерусалим, Иисус в субботу пришел в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба. Там Он сначала исцеляет человека, страдающего водянкой (Лк. 14:1–6). Затем, наблюдая, как званые выбирают первые места, обращает к гостям «притчу»:
«.... Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 14:8–12).
Затем следует ещё наставление, обращенное к хозяину :
Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, ...Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных (Лк. 14:12–14).
Услышав эти слова, один из возлежащих фарисеев сказал Иисусу: "Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!" (Лк. 14:15).Реакцией на них становится притча(Лк. 14:16–24):
«Один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. .. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. ..пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных» (Лк. 14:16–24).
В Евангелии от Матфея притча с аналогичным сюжетом произносится в Иерусалимском храме.
«Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: .. всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войск; свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. ..Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных» (Мф. 22:2–14).
Общим между двумя версиями притчи является наличие в них той самой заместительной теологии, которая красной нитью проходит через всю евангельскую историю.
Место тех, кто отказался прийти на вечерю, в конечном итоге занимают другие,подобно тому, как в «Питче о злых виноградарх» последних хозяин замещает другой группой лиц,способных "принести плоды".(Мф21:33-41;Мк 12:1-9;ЛК 20:9-16)
Итак, в притче Царство Небесное уподобляется "человеку" (Лк) или "царю"(Мф),
который созывал званных на брачный пир своего сына, но те отказались. Тогда созваны были все прочие, которые пришли и одетые в выданные царём брачные одежды, возлежали на пиру...
Символика притчи достаточно привычна: хозяин означает Бога; гости, отказавшиеся прийти, — тех, кто отвергает призыв Царства, а вторая группа гостей символизирует людей, откликнувшихся на призыв. Пир — образ ликования, ожидающего народ Божий в конце времен.
Самое необычное в притче — единодушный отказ званых гостей от приглашения. Общее между этими отговорками -то, что они поражают своей смехотворностью и тем самым демонстрируют слушателю, сколь абсурден любой предлог, под которым человек отвергает призыв Бога войти в Его Царство . С точки зрения реального сюжета эти отговорки кажутся невероятными, Н е менее удивителен, чем поведение первой группы гостей, и жест хозяина пира, приглашающего за стол бедняков и увечных . Эти две категории, замещающие первоначально приглашенных, часто понимаются как отбросы общества Израиля и язычники, хотя образы притчи не предполагают даже намека на язычников . Слуги проводят более широкие поиски приглашенных в самом Израиле — выходят на улицы города и селений.
Пригча Матфея о брачном пире обычно рассматривается как вторичная, более аллегорическая переработка притчи Луки. Названа только одна группа «заместителей», и им не уделяется особого внимания. Уничтожение города, из которого были званы гости, в отместку за избиение слуг хозяина (в данном случае — царя) придает повествованию гораздо более резкий тон . И совсем уж мрачная кульминация — враждебное обращение с госгем, явившимся без праздничного одеяния. Поэтому вполне уместно притчи Луки и Матфея рассматривать как два различных, с точки зрения учения, высказывания Иисуса, произнесенные в разных ситуациях Его служения, но использующие схожие образы.
В некоторых притчах Христа иногда усматривают Пророчества на будущее, особенно часто — на разрушение Иерусалима римлянами в 70 году н.э.. Притча о брачном пире явл. знаменитым примером такого подхода. У Матфея обиженный царь посылает войска истребить званых гостей, которые убили его слуг, и сжечь их город. Ничего подобного мы не находим в притче Луки .
"Царь" в притчах символизировал Бога, а не земного правителя. Если эту притчу мы понимаем как аллегорию падения Иерусалима, царь в ней окажется символом римского императора. Вероятно,уместнее понимать Мф 22:7 как общее описание гибели врагов Божьих в конце времен.
Значение притчи прозрачно . Сказано в Нагорной проповеди:блаженны нищие, горе богатым. И теперь объясняется, почему нищие- «блаженны» . Богатых позвали на «пир» , но им мешают «ничтожные» земные дела : кому поле, кому быки, кому свадьба. . А чтобы прийти, нужно оставить заботы о житейском, о богатстве,от которого следовало бы избавиться.Те, кто не хочет, не способен этого сделать, - откажутся придти на пир. В отличие от обрадованных приглашению на званный ужин нищих, которые с благодарностью примут приглашение. Тех же, кто отказывается от приглашения щедрого царя, будут царём уничтожены.
К отказавшимся от проглашения приравниваются и те, кто не исполняют волю царя: не принимают предлагаемые им «брачные одежды», предпочитая оставаться в своих...Эти, хоть и явились на пир, но оскорбили своим отказом царя и так же будут сурово наказаны.
ПРИТЧА О ДЕСЯТИ ДЕВАХ (Мф 25:1-13)
Иисус начинает притчу так:
«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взявши светильники свои, вышли навстречу жениху; из них пять было мудрых и пять неразумных».
Жених задерживается, о точном времени его прибытия не знает никто.Когда жених появится, девы с почтением будут освещать дорогу процессии своими светильниками.
"Неразумные, взявши светильники свои, не взяли с собою масла; мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих; и как жених замедлил, то задремали все и уснули.Но в полночь раздался крик: „вот, жених идет, выходите на встречу ему“. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: „дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут“. А мудрые отвечали: „чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе".
Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. После приходят и прочие девы и говорят: "Господи! господи! отвори нам“."
Однако, "жених" Христос не открывает им дверь. Он оставляет их в ночной тьме этого мира, где их ждет уничтожение вместе с остальными делающими беззаконие. В заключение Иисус говорит: "Итак бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий" .
Символика притчи становится понятной, если обратиться к Ветхому Завету.
«Светильник» неоднократно упоминается в Притчах и Псалмах :
«заповедь есть светильник, и наставление - свет, и назидательные поучения - путь к жизни» (Прит.6:23)
«Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс118:105)
«Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает.»(Пс13:9)
"Светильник" в притче может толковаться, как Слово Бога , Заповедь Божья.
Под "сосудом" в Библии понимают "самого человека":
«Я забыт в сердцах, как мертвый; я - как сосуд разбитый»(Пс.30:13)
Можно предположить, что "масло" в притче означает «добрые дела». Иногда предполагают, что "масло" - соблюдение заповедей, или вера, проявленная в делах; "совокупность добродетелей", необходимых для герения.
"Благоразумные девы" - это,по-видимому,все христиане, всегда готовые встретить Христа и имеющие искреннюю веру и добрые дела (елей).
"Неразумные девы" - беспечные христиане, не имеющие добродетелей. Такие не войдут на брачный пир, т.е. в Царство Небесное.
Ключ к пониманию этой притчи -задержка с приходом жениха. Притча рассказана в ситуации, когда возвращения Иисуса ожидали с минуты на минуту, а оно всё не происходило: Иисус "задерживался". Притча призывает христиан быть начеку: Иисус может явиться с небес в любой "день" или "час" , застигнув христиан врасплох.
Эту притчу христиане рассматривают как ИЛЛЮСТРАЦю на тему ожидания Второго Пришествия Иисуса.
Притча заканчивается призывом «бодрствуйте» и предваряет серию притчей Христа, иллюстрирующих, как именно надо бодрствовать. Это же воззвание «бодрствуйте», Иисус повторяет в стихе Матф.25:13, который по смыслу можно отнести к данной притче о десяти девах и к следующей притче о талантах. Отвечая на вопросы учеников, Иисус акцент делает не на том, когда Он придёт, а на том, в каком состоянии будет Его народ в момент Второго Пришествия.
ПРИТЧА О ТАЛАНТАХ (Мф 25:14-30)
Притча о талантах продолжает притчу о десяти девах, которая заканчивается словами-предупреждением:"Итак бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий". Этими же словами начинается «притча о талантах»:
« Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа;л, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа;л; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то;, что; имеет. а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!»
(Матф.25:13-18).
При толковании притчи считают,что господин, отправляющийся в дальнюю поездку, это Иисус Христос. Под рабами понимают учеников и последователей Христа, которые получают от Бога разнообразные дарования.Кажется странным, что Бог (или его Мессия) предстает в притче в роли ростовщика,наживающегося на чужом труде.Интересно, что господин вовсе и не спорит с обвинением "неверного" раба, он даже признает, что он - "господин жестокий и собирает там, где не рассыпал
Да и не в доброе дело,как кажется, хозяин велит вложить денег, а отдать менялам, которые делают деньги не работая,просто из воздуха.
В заключении притчи следуют строки: "КТО ИМЕЕТ УШИ СЛЫШАТЬ, ДА СЛЫШИТ! "
Значит,где-то должен разъясняться ИСТИННЫЙ смысл истории, не тот , что лежит на поверхности.Это разъяснение следует из предшествующего и последующего текста 25 гл. Матфея. И тогда, после анализа притчи о талантах в контексте всей главы, „небезупречность“ этого "дела" быстро и как бы незаметно, переходит в самую возвышенную нравственность.
Итак, ключ к пониманию этой притчи лежит в предшествующей и последующей притчах.
В притче о десяти девах,рассказывающей о судьбе неподготовившихся к приходу Жениха, даётся как бы „завязка“. И вот – Он пришёл (притча о талантах) - и требует „отчёта“. Но что же означает „талант“ в „прейскуранте" Бога? У Него иные критерии.
Ответ даёт след. притча, описывающая как Он вершит Свой Суд.:»Притча о козлах и овцах(Мф 25.31-33)» , отделяя „овец“ , которым уготовано „Царство“, от „козлов“, обреченных на „огонь вечный“ .
В притче говорится, что когда Сын Человеческий "во славе Своей" придёт судить землю и сядет на престоле, Он соберёт перед собой всех людей и "отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов-по левую".
Сначала говорится об « овцах»,которых приглашают войти в ЦБ : "наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира".
За что же им позволено войти в ЦБ? Ведь они даже никогда не знали Христа. В перечне талантов „овец“ - доброта, любовь и милость к страждущим. Но Христос объясняет:
"Ибо алкал Я, и вы дали МНЕ есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником и вы приняли Меня ; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне"(34.36). "истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне"(40).
Козлам же , которые по левую сторону, скажет : "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его:ибо алкал Я, и вы не дали мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня"(41,42) . Козлы так же недоумевают: ведь они никогда не знали Его (как и овцы), как же они могли отказаться помочь? На что Он разъясняет снова:
" Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали и Мне"(45).
Притча заканчивается словами: " "И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную" (46).
Ученые считают, что эта притча может быть очень близка к тому, что в действительности говорил Иисус, потому что, по мнению ранних христиан, НЕ ТАКИМ ПУТЁМ МОЖНО БЫЛО ЗАСЛУЖИТь ВЕЧНУЮ ЖИЗНЬ ( т.е. согласно "критерию о несходстве")
Кто имеет талант любви и милосердия и кто своими ДОБРЫМИ ДЕЛАМИ умножает его, уподобляется «овцам» или рабу, извлекшему из своих талантов 100-процентную прибыль, - и получает награду. Т.е. деньги (таланты) на шкале Господа - ничто по сравнению со способностью любить, сострадать, оказать помощь. Отдать эти ДАРЫ, эти способности нуждающимся в них , использовать их - означает ПРИУМНОЖЕНИЕ. Тот же ,кто как „раб ленивый и лукавый“ , „закопает“ пусть даже единственный свой талант, которым является сама жизнь, - пойдёт с „козлами“...
Итак, притча о «талантах» говорит, что таланты должны быть не "захоронены", а должны служить другим людям; что наступит момент, когда каждый должен будет дать отчёт об их употреблении. Кто использует их на пользу себе и другим, совершая добрые дела милосердия , получит вечную радость, а ленивые и небрежные будут осуждены на вечное страдание; середины нет.
Кому мало дано, с того не потребует многого. Нельзя оправдывать ничегонеделание в своей жизни отсутствием особых талантов, дарованных другим.Тогда тебя, как и того веровавшего , но нерадивого раба, зарывшего свой талант, и как тех девиц, которые не поддержали добрыми делами пламя своей веры, - не допустят в Царство., или же как никчемных «козлов» отправлят «в муку вечную»
Т.о., в приведенных трех притчах речь идет о делах как об условиях " входа" в ЦБ. Девы "входят"на брачный пир, раб "входит" в радость господина, «овцы» наследуют Царство.
Свидетельство о публикации №224071001019