Месяцеслов. Народный календарь. Июль
Пчелиный праздник. На Зосиму пчёлы мёд собирают на зиму.
Известно, что пчела -божья угодница, доставляет воск на свечи. В научно-богословском сообществе до сих пор идут жаркие споры о том, что же пчёлы вырабатывали до принятия христианства на Руси?
3 июля. Мефодий.
В эти дни очень важно было для будущего урожая предсказать погоду.
Пришёл Мефодий -бей по колоде.
Широко распространен был метод распознавания погоды ударами по колоде.
Хочешь знать погоду -стучи в колоду. Если отголосок глухой -жди непогоду. Звучное эхо предвещает вёдро.
В каждом дворе имелась такая колода. Как начнут все разом колотить -хоть святых выноси.
6 июля. Аграфена Купальница.
С Аграфены начинаются массовые купания, часто сопровождаемые песнями, плясками и хороводом. А там, где не было открытой воды плескались в чане, лохани и в ванне, а так же в море-акияне.
"А нечистым трубочистам -стыд и срам!" -басил поп-батюшка, освящая кадилом купальню.
Пришла Аграфена, заготавливай впрок сено.
Навалив воз сена выше крыши, мужик понукает чахлую лошадёнку. На первой же колдобине возок переворачивается. Кто виноват?
"Экая ты ...Аграфена!" -сокрушается возница, почёсывая бороду.
7 июля. Иван Купала.
Характерная примета Ивана Купалы -многочисленные обычаи, связанные с этим днём.
Обычай первый -накануне Ивана Купалы вы не встретите на улице ни единой души -все отсыпаются. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь нельзя спать, так как оживает всякая нечисть, ведьмы, оборотни, русалки и пр. После захода солнца все просыпаются, вместе собираются чтобы ...разделиться.
Одни завивают венки из трав и пускают их на воду. Чей потонет -знать тому не повезёт в любви. Другие -прыгают через костёр. Как считалось, огонь очищает от скверны. Упавшего в костёр оттаскивают багром. Затем бросают в бочку со святой водой. "Зашипит" -семь грехов снимется.
А третьи -шли в лес искать цветок папоротника. Тут уж как кому повезёт. Чтобы иметь представление об этом обычае, дадим слово его участнику(девушке):
"Иван Купала, Иван Купала,
Всю ночку я цветок искала.
Чу! Не ждала, не гадала -
дружка милого повстречала.
На коне верхом, не пеший.
Оказалось это ...леший."
8 июля. Пётр и Феврония.
Ещё один красивый древний обычай. Будучи на ярмарке хозяин покупал пару: гуся и гусыню, петушка и курочку, барана и овцу и т. д. Их традиционно называли: Пётр и Феврония -символ верной любви. Впрочем, было одно исключение: когда приобретали свинок, то вместо Феврония называли -Хаврония.
9 июля. Давид-земляничник.
Девки все до одной устремляются в лес за земляникой. Тут-то их и подстерегает святой Давид, который подальше в лес увлечь норовит. Старый, а шалун.
10 июля. Самсон-сеногной.
На Самсона всегда идет дождь. Нещадно гниёт сено. Поселяне поносят Самсона последними словами. Делают его чучело, поджигают, а оно не горит -очень сыро.
12 июля. Петры и Павлы.
В этот день все Петры и Павлы одеваются в рубище, берут суму перемётную, посох и отправляются в путь по городам и весям. Исключительно пешком -апостолы только так и передвигались. Несли в массы учение Христово. Так сказать, "глаголом жгли сердца".
Подавали и наливали им кто чем богат был. А чаще всего говорили: "Бог подаст". Под конец дня они надоедают всем настолько, что их гонят взашей, и даже могут поколотить.
Бывали случаи, когда некоторые настолько втягивались в эту роль, что месяцами, а то и годами не возвращались домой.
В этот день не работали, особенно там, где Петры и Павлы составляли большинство.
14 июля. Кузьма и Демьян.
Страдная пора в самом разгаре, работ невпроворот. Тем не менее именно в этот день отмечают летние кузьминки -праздник с застольем, угощением, пивом и песнями. Варится чан ухи, которую называют демьяновой. Едят её до отвала и даже немножко больше. Особенно славилось угощение ухой. Особо настырного, из тех, кто не хотел добавки, могли и в том же чане головой "макнуть".
"А при чём здесь Кузьма?" -спросите вы. А притом, что именно в этот день каждого Кузьму дергают за бороду. Все кому не лень, от мала до велика. Так уж издревле повелось. Да ещё и говорят при этом:
"Я того Кузьму за бороду возьму!"
Ну очень не любил всякий Кузьма этот день, так и норовил куда-нибудь спрятаться.
17 июля. Андрей-наливы.
В этот день очень заметно было как всё наливается. И озими, и овёс, и овощи там всякие.
Говорили: "Батюшка овёс до пояса дорос".
Считалось, что в том заслуга святого Андрея, которому молились накануне. Поэтому, встретив на улице Андрея, звали его к себе в гости. Распевая при этом непременно:
"Эх, Андрюша! Нам ли быть в печали..."
Разумеется, ему от всей души наливали... От последней на улице избы его везли домой на телеге.
18 июля. Афанасий Афонский.
Старики в этот день рассказывали молодым об их земляке Афанасии, который отправился за три моря. Но что-то видимо пошло не так, и вместо сказочной Индии он попал на святую гору Афон. Где ему и был выдан сертификат о посещении святого места.
После возвращения в родные пенаты, его стали называть не иначе как Афанасием Афонским.
19 июля. Ермий, Сисой.
Святой Еремей был для мужиков этакий вундергроссфатер -мудрый и дюже грамотный. Говорили: "всякий Еремей про себя разумей: когда жать, когда в скирды убирать".
Именем святого Сисоя в старину очень часто называли новорождённых. Но после того, как колбасные изделия прочно вошли в пищевые привычки, это имя сошло на нет.
"Сисой, Сисой, подавился колбасой!" -раз услыхав такое заключение(а Сисой за свою жизнь слышал его тыщу раз) уж никому не придёт в голову так назвать своё чадо.
21 июля. Прокопий.
Как ни странно, святой Прокопий после своей смерти вместо вечных небёс обрёл новую земную жизнь.
В просторечии именуемый Прокопом Прокопычем, он, вместе со своими подручными, такими же зловредными и гадкими старикашками и старушками, вредят людям. Они выискивают лодырей и ротозеев(главным образом среди молодых) и с помощью мешка из рогожи и банного веника лишают их самого главного ресурса -молодости. Впрочем пожилые люди уважают Прокопа Прокопыча и нередко используют его имя, чтобы приструнить молодёжь.
22 июля. Панкратий.
Пробуют первые огурцы.
Общеизвестный факт: когда на Руси впервые появились огурцы, то буквально все решительно отказывались употреблять их в пищу. И лишь Панкратий, съев по огурцу от каждого хозяина -а их было более ста -доказал их несомненную пользу. Хоть и помер от несварения, заслуженно получив звание святого.
Жил себе Панкратий ...и ему пришел Кондратий.
24 июля. Ефимьи.
Стоит невыносимая жара.
Пришли Ефимьи -вспомнишь деньки зимни(как хорошо было, прохладненько).
25 июля. Прокл-великие росы.
На Прокла поле от росы промокло.
Святой Прокл посылает на крестьян туманы и большие росы, от которых загнивает сено и они даже могут лишиться части урожая.
Поселяне ненавидят Прокла(отсюда -проклятье), и такое бывает, что поджидают порой, по утрам у поля, чтобы встретив вредителя, святому намять дубиной бока.
26 июля. Гавриил.
Архангела Гавриила поселяне почитали и почему-то лелеяли надежду, будто святой когда-нибудь непременно спустится с небес и поможет им.
"Был Гаврила небожитель.
Гаврила ангелом служил.
Ах, вот если бы...
Покинул он свою обитель
и сена мне стожок сложил".
28 июля. Кирик и Улита.
Категорически запрещалось в этот день жать. На того же, кто нарушит запрет, Кирик и Улита напускают мороку. Отчего человек вдруг начинает прыгать козой, кувыркаться через голову или даже кукарекать.
Очень может быть, что Кирик и Улита входили в свиту Прокопа Прокопыча(см. выше).
29 июля. Афиноген.
На Афиногена замолкают птицы. Пташки задумываются: и какого чёрта я тут горло деру? кому это надо? кто слушает? Концерт окончен!
Начинается жатва. Первый сжатый сноп называют Афиногеном. Его украшали цветами, несли в дом с песнями, ставили в угол под иконы. Молотили Афиногена в первую очередь и от всей души.
А ещё тому, кто "выкидывал" какой-нибудь "фокус" или нёс околесицу, говорили: "Ну ты совсем "Афиноген!".
Всем добра и удачи!!!
Свидетельство о публикации №224071001099
Спасибо.
Всех Вам благ!
С уважением,
Лысенко Светлана 11.07.2024 17:11 Заявить о нарушении
Михаил Паршонок 11.07.2024 18:14 Заявить о нарушении