Артемида - молодая пчелиная королева
vissarion пишет :
« На монетах ниже, отчеканенных в Перге, изображен Храм Артемиды с ксоаном внутри. Ксоан (;;;;;;) представляет из себя культовую стелу, которую венчает голова Артемиды Пергской в модиусе.
Ксоан Артемиды Пергской, покрытый барельефами и с модиусом на голове, перекликается с каноническим изображением Артемиды Эфесской. Разница лишь в том, что в Эфесе Артемиду изображали в полный рост. На монетах подобная иконография Артемиды Пергской появляется только в римское время, и, вероятно, весьма популярный образ Артемиды из Эфеса оказал значительное влияние на новый образ Артемиды Пергайи.»
Любопытно, что лик Артемиды на монетах одного и того же периода временами заменяет изображение пчелы. Очевидно, что лик – сознание Артемиды представлен в святилище ее храма тождественным сознанию пчелиной матки, королевы пчелиного роя – рождающей и собирающей вокруг себя всех членов пчелиной семьи.
Вот и на монете из Эфеса, на одной стороне также изображена пчела, а на обороте культовое животное Артемиды олень.
Пчелиный образ наводит на мысли о методичной работе множества особей внутри жесткой иерархической системы, представляющей собой единый организм - рой. И пчела как великая труженица уж совсем никак не сочетается со знакомым нам пестрым образом Артемиды, легкомысленной плясуньи и капризной вечной девы, проводящий все свое время на охотах и в забавах. Возникают подозрения – не является ли картинка, возникающая из наших представлений об Артемиде, нарисованной декорацией, фоном, на котором можно выгодно подать персону, находящуюся в явном противостоянии с богиней.
Помнится у Гомера в «Илиаде» есть такие строки:
«Но раздражилася Гера, супруга почтенная Зевса,
И словами жестокими так Артемиду язвила:
"Как, бесстыдная псица, и мне уже ныне ты смеешь
Противостать? Но тебе я тяжелой противницей буду,
Гордая луком! Тебя лишь над смертными женами львицей
Зевс поставил, над ними свирепствовать дал тебе волю.
Лучше и легче тебе поражать по горам и долинам
Ланей и диких зверей, чем с сильнейшими в крепости спорить.
Если ж ты хочешь изведать и брани, теперь же узнаешь,
Сколько тебя я сильнее, когда на меня ты дерзаешь!"
Так лишь сказала и руки богини своею рукою
Левой хватает, а правою, лук за плечами сорвавши,
Луком, с усмешкою горькою, бьет вкруг ушей Артемиду:
Быстро она отвращаясь, рассыпала звонкие стрелы
И, наконец, убежала в слезах.»
Троя, разрушенная во имя владычицы Геры и чистой Афины, расположена под горой Ида. На этой горе Зевс взвешивал на мировых весах шансы греков и троянцев на победу, а Гера, выпросив пояс желаний у Афродиты, соблазняла громовержца во время решающих боев. И успешно. Погруженных в плотный туман совокупляющихся Зевса и Геру, никто не видел и они ничего не видели, а греки в это время резко вырывались вперед.
Но вот незадача, оказывается во все времена гора Ида считалась священной обителью Великой Богини – и вовсе не Геры! И поклоняются Великой Богине на этой горе и до сих пор.
«К северо-западу от Эдремита живописное плато горы Каздаги, с её роскошными пихтовыми лесами и водопадами, отделяет Эолиду от Мизии. Здесь находится одноимённый национальный парк с размеченными трековыми тропами и многочисленными местами для пикников.
Гора Каздаги — это знаменитая Ида, священная гора античности. В доэллинские времена это было сакральное место поклонения анатолийской богине-матери Кибеле. Греческое имя горы происходит от имени нимфы Иды, жены речного бога Скамандера и матери первого царя Трои Тевкра.
Гора Ида была местом действия ключевого события гомеровской «Илиады» - знаменитого суда Париса. Троянскому принцу-пастуху Парису пришлось разрешить спор богинь Геры, Афины и Афродиты о том, кто из них прекраснее.
За победу в споре Гера посулила Парису власть над всей Азией, Афина — воинскую славу и победы, а Афродита — любовь самой прекрасной женщины на Земле. Парис присудил победу Афродите, а той самой женщиной оказалась Елена, жена спартанского царя Менелая. Похищение Елены вылилось в Троянскую войну, в результате которой Троя была разрушена, а сам Парис умер от отравленной стрелы Филоктета.»
Получается Гера и Афина именно на этой горе Ида потерпели поражение в соперничестве с Афродитой, у которой потом Гера выпрашивает волшебный пояс чтобы соблазнить собственного мужа у ног Великой Богини!
Картина нелепая и характеристика Гере не лучшая. Смешон в этой ситуации и Зевс. Сидит на горе, смотрит как по телевизору матч – сражение, держит весы, одолженные у своей матери, не вмешивается – работа ведь превыше всего! Но тут неожиданно жена в кружевном белье от Афродиты. Все! Не до весов! Греки, троянцы по боку. Очнулся от сексуального наркоза через три дня: греки – троянцы 5:0. Да чтоб вас!
Во время битвы под стенами Трои, озверевшие подруги Гера и Афина неожиданно видят в пылу сражения во всем виноватую соперницу их Афродиту:
«Но, Афродиту увидев, лилейнораменная Гера
К Зевсовой дщери Афине крылатую речь устремила:
"Непобедимая дщерь воздымателя облаков Зевса!
Видишь, бесстыдная паки губителя смертных Арея
С битвы пылающей дерзко уводит! Скорее преследуй!"
Так изрекла,- и Афина бросилась с радостью в сердце;
Быстро напав на Киприду, могучей рукой поразила
В грудь; и мгновенно у ней обомлело и сердце и ноги.
Оба они пред Афиною пали на злачную землю.
И, торжествуя над падшими, вскрикнула громко Афина:
"Если б и все таковы защитители Трои высокой
Были, на брань выходя против меднооружных данаев,
Столько ж отважны и сильны душой, какова Афродита
Вышла, Арея союзница, в крепости спорить со мною!
О, давно бы от грозной войны успокоились все мы,
Град сей разруша, высокотвердынную Трою Приама!"»
Ситуация в принципе понятна – дамы прекрасны и благородны, но вот когда начинают друг друга за волосы таскать, тогда …
Гомер несказанно велик, но петь ему приходилось победителям, которых, известно - не судят. Петь о царях и героях ведомых Герой и Афиной, совсем ничего не говоря о Матери богов и сильно в угоду слушателям принижая Артемиду и брата ее Аполлона, оказавшихся стороной побежденной.
Образ тех, кто исторически создавал из Артемиды наивную дурочку с луком и стрелами в окружении зверюшек, немного начинает проявляться, и сквозь дырявый от времени занавес рисованных декораций, оказываются все еще слышны сопения и видны зрелые формы лилейнораменной и белолокотной Геры.
Гора с таким же названием Ида, есть и на Крите – высочайшая гора на острове, кстати. В пещере этой горы Великая богиня Рея - Кибела родила будущего тучегонителя Зевса (это на ее весах он так мастерски взвесил судьбу греков и троянцев).
Малая Азия всегда принадлежала Артемиде, а Гере принадлежала Греция. Зачем Гера пообещала Малую Азию Парису? Пообещала бы Грецию!
Но вернемся к Артемидовым пчелам. Ответ на вопрос почему Артемида изображена в виде пчелы видимо следует искать в более ранних эпохах и образах Богинь Пчел и может быть в самой организации жизни пчелиного роя.
«Великая Богиня Мать на Крите изображалась и в виде пчелиной матки (лат. Апи — apium — пчела), хранительнице всего пчелиного роя, или иносказательно, всего рода человеческого.
Великую Богиню Мать в Крито-Микенской цивилизации называли По-ти-ни-я = po-ti-ni-ja – госпожа, владычица: потния – potnija — ‘владычица’, (греч. Потния — ;;;;;; — 1. ‘могущественная’; 2. ‘владычица, повелительница’), и величали «Пречистая мать-пчела», её жрецы получили название «Мелисса» — «пчела».
В древнегреческих мифах, в гомеровскую эпоху существовал гимн Аполлону, в котором сообщалось о том, что свой дар пророчества Аполлон получил от пчелиной матки (лат. Апи — apium — пчела). В эллинистическую эпоху «Пречистую Мать-пчелу» представляли в виде Триады. Крито-микенские толосы (курганные погребения) строили в виде пчелиных сот.
http://ru-sled.ru/velikaya-boginya-minojskogo-krita/
«В ходе раскопок на острове Крит, в районе древнего города Элефтерна (Греция), археологи нашли клад — сосуд с золотом и драгоценностями. Особенно ученых удивил медальон 2,7-тысячелетней давности с изображением богини в виде пчелы, опыляющей цветы.»
«Главной загадкой древнего клада стал золотой медальон, который изображает пчелу с лицом женщины с характерной прической той эпохи, напоминающей парик. "Это уникальное изображение пчелы в виде богини, которая опыляет изображенные рядом цветы", — подчеркивает значимость находки профессор Стамболидис.»
www.beelife.org
А вот замечательный образ Богини Пчел из Шримад Деви Бхагаватам:
«Так прошло некоторое время, пока однажды перед ними не появилась Мать Мира, Благоприятная Деви. Она блистала блеском десяти миллионов солнц и была прекрасна, как десять миллионов Кандарпас (Боги любви). Её тело было раскрашено в различные цвета. Она была одета в два одеяния, а на Ее шеи была прекрасная гирлянда. Ее тело было покрыто различными украшениями, а на запястьях Её рук были великолепные ряды больших чёрных пчёл. Одна Её рука была дарующей благо, а другая была сложена в жест утешения. На шее Бхагавати, являющейся Океаном Милосердия и Мира, были разноцветные гирлянды, переплетённые черными пчелами. Эти пчёлы, непрерывно поющие Хримкара Мантру, окружали Ее. Бхагавати, благоприятная для всех, восхвалённая во всех Ведах, Которая является целым в целом и содержит в себе всё, которая хороша во всём, Мать всего, Всезнающая, Защитница всех, была полностью украшена.
Внезапно увидев перед собой Деви, Бог Брахма и другие Девас были удивлены и вдохновлены, и с радостью начали петь гимны восхваления Бхагавати, чья красота была описана в Ведах.
Услышав слова Девас, Мать Мира произнесла сладким голосом Кукушки: "O, Девас! Что касается предоставления благ другим, я всегда готова это делать. Я всегда довольна вами. Итак, O Девас, говорите, чего Вы хотите".»
www.yoga-gazeta.ru
На Крите Великую Богиню называли также просто Ма или Ма-Дивия (видимо в значении Ма - Дива, Дивная, а может и проще Дива = Дева) и почиталась она одновременно и как Мать и как Дева. С.Я. Лурье в книге «Язык и культура Микенской Греции» пишет: «Ма была, таким образом, одновременно и девственницей и матерью, как отмечал впоследствии император Юлиан…. Ее девственность и была причиной того, что Ма в Малой Азии обычно отождествлялась с Артемидой. Такое отождествление имело место и в знаменитом эфесском храме Артемиды, где девственница Артемида изображалась как мать, вся покрытая сосцами грудей, а во главе храма стояли, как у критской Матери богов Реи, куреты. Ма была отождествлена с Артемидой во втором ее знаменитом храме в малоазийских Команах. Интересно, что и в надписях из Танаиса девственница Артемида имеет юного сына… Поскольку Ма значит «мать», она естественно должна иметь дочь или сына.. »
Представление о Великой Богине как Деве и Матери, хоть и парадоксально, но вполне объяснимо. Архетип Великой Богини первичен и создает пространство, в которое вкладываются все последующие архетипы, со всеми присущими им идеями организации пространства жизни. Можно сказать, что Великая Богиня беременна всеми смыслами и формами индивидуального сознания – архетипами, для них она – Мать, но у нее нет равного ей по статусу супруга и потому она - Дева.
Женские архетипы соединены в единый поток, который охватывает и ограничивает суммарное пространство человеческого сознания, защищая его от растворения во внешней среде, которую можно назвать агрессивной и хаотической. Поток сменяющихся женских архетипов и есть тело - сознание Великой Богини, а каждый женский архетип это одна из ее ипостасей. Фрагментация сознания изначальной Богини на отдельные женские формы вызвана с одной стороны участием различных принципов Стихий (земля, вода, огонь и т.д.), а с другой стороны разной направленностью самого потока. Что под этим подразумевается?
Богиню и индивидуальные формы в ней существующие и, благодаря ей имеющие шанс к самосознанию – Монаду, можно представить как организм, обладающий качествами энергии – информации – вещества. В обратном порядке прочтения получится индийское представление о целостном воплощении божества в природе Сат –Чит –Ананда, существование – осознание – блаженство.
Ананда – блаженство – энергия, это восхождение женского потока, девичья, экстравертная (во вне направленная) его часть. Сат – существование, вещество – материя, представляет нисхождение женского потока, материнская, интровертная (внутрь себя направленная) его часть. Чит – осознание – информация отражает мужскую центровертную часть сознания Монады. Высота подъема и глубина спуска единого женского потока- сознания, т.е. как высоко поднимается энергия – Ананда, чтобы затем начать спускаться вниз как материя, дающая возможность телесного существования - Сат, определяется ростом мужского осознания, понимания жизни –Чит.
Великая Богиня, Дева и Мать, нисколько не противореча в этом себе, оставаясь единой, охватывает, огибает в течении своего сознания мужское внутри себя, расширяя общее поле жизни в ответ на рост мужского осознания.
Артемида открывает восходящий поток, она первая вообще среди всех женских архетипов. Гера начинает процесс нисхождения, материализации, она сильнее в конкретности, весомости, в степени реализации. Противореча друг дружке во всем, эти два великих лидера женщин и вовлеченных в их идеологии мужчин, внутренне на уровне теневых функций имеют сильнейшее взаимное притяжение.
Гера мощней, но Артемида изначальней. И все, что может произойти позже в мире, где властвует Гера, уже должно присутствовать в множественных мирах Артемиды.
Она действительно похожа на пчелиную матку, порождающее начало, тысячами невидимых грудей питающая мириады творений, но как и Геката, подводящая итоги всех проживаний, является лишь одним из ликов неведомой, всегда отступающей на задний план, к пределам, границам, таинственной Ма.
Именно множественность, распыление сознания Артемиды неприятна Гере. Гера, предводительница матрон, покровительница семьи и системы брака, в котором есть один мужчина и одна женщина. Семья - это ячейка организации мыслимого ею общества. Общество, устроенное наподобии сот - инкубатора,в котором влавствует одна сверхженщина, обслуживаемая бесполыми существами - рабочими пчелами и параллельно существующими трутнями, ей откровенно неприятно.
Хтонический и пугающий оттенок сознания Артемиды воплощен в образе Горгоны Медузы (имя которой переводится как стражница, защитница, повелительница) с ее волосами в виде змей – маленьких форм жизни – сознания, прибывающих в постоянном хаотическом движении, создающих шипящий гул, как бы роящихся вокруг ее головы.
Артемида - Горгона и Аид в волчей шапке, то есть с акцентом на аполлоническое начало - сияющий волк это Аполлон. Это также могут быть Диана (Ди Яна) и Диянус (Диянус это раздвоенность Януса с акцентом в сторону Диониса). Об этом в статье Безумная вечеринка.
Это подруга Геры Афина увидела ее в такой форме и назвала, как пригвоздила, эту богиню кипящего источника порождений, лишенную какой - либо определенности, по причине детскости своего понимания космического мироустройства Горгоной. Богиню, пребывающую у хаотического зеркала, похожего на нефтяное пятно с отражениями бесконечно путающихся змееподобных фрактальных вихрей из смыслов, переходящих то в формы, то обратно.
Придала ей ужасный облик, а затем при помощи Персея и убила. Персей отрубил Горгоне Медузе голову, которую Афина забрала себе, а из тела появился крылатый конь Пегас, устремившийся к вершинам облаков, проложив путь восхождения для блаженных Дев, и сияющий, могучий воин Хрисаор, потомство которого было в дальнейшем особо пестуемо Герой. Возможно, таким образом Гера и Афина открыли своеобразный шлюз и освободили сдерживаемый поток?
Возможно в этом был промысел Ма, наводящей порядок среди своих фрейлин, ни одна из которых не имеет права выделиться из потока и жить только для себя? Кстати, в выпрошенном Артемидой у Зевса (промыслителя!) даре девства, П. Клоссовски рассмотрел хитрый расчет Артемиды завладеть целостностью и божественностью только для себя, стать над связанными в коллективное подчинение и взаимозависимость богами олимпийцами, слиться статусно с Великой богиней Ма. Может быть это и было бы состоянием Горгоны Медузы, попытавшейся, похоже, остановить поток и обратить все живое в камень (символ Геры между прочим!).
Кстати культ Артемиды в Малой Азии исторически всегда существовал отдельно от культа Ма и все попытки слить их вместе во времена Александра и позже ни к чему не привели. Богиня пчел Ма сохранила за собой свой рой, а Артемида, как молодая королева, повела за собой свой. Мистический полет Артемиды – Дианы, к которой присоединяются все ведьмы, летящие на шабаш, это и есть вылет молодой пчелиной матки.
Что же произошло, что способствовало вылету молодой пчелиной королевы, после того как Ма перестала держать символические весы и разнимать вечно дерущихся Геру и Артемиду?
"Крит считается самым крупным греческим островом и наиболее известным в плане исторического наследия. Именно здесь, по легенде, родились Зевс и Европа, жил и творил великий Дедал, создал свою могучую империю царь Минос.
Именно здесь выросла одна из самых значительных в истории человечества цивилизаций — Минойская, развитие которой было прервано извержением вулкана на острове Санторини (эта часть хронологии является гипотетической, т. к. прямых фактов, указывающих на это, нет). Начало минойской эпохи датируется начальным этапом бронзового века.
Следующий этап характеризует общее положение вторжения дорийцев и других племен в Среднюю Грецию на рубеже 13-12 веков до нашей эры, в 11-м же веке до нашей эры остров Крит был полностью в их владении, что характеризует начало изменения в искусстве. Формы керамических изделий претерпевают изменения, в металлургии впервые используется железо. В более поздний геометрический период в искусстве, в особенности в керамике, наблюдается новый расцвет.»
www.beelife.org
К слову сказать, падение Трои – 13в. до н.э., захват Египта гиксосами, народами моря – 12в. до н.э., Гомер жил в 8 в. до н.э.
Расцвет в керамике после захвата Крита племенами, ведомыми Герой - покровительницей царских родов и воинственной, непобедимой Афиной выглядит, честно говоря, довольно убого.
Свидетельство о публикации №224071001296