Грейс Келли и Катрин Денев
Грейс Келли и Катрин Денев, принадлежащие к одному архетипу, каждая по своему проявили грани образа сияющей девичьей красоты, свежей, яркой и чистой, несмотря на все испытания жизни. В том вершинном состоянии воплощения архетипа, в котором красота становится очевидна и предельно содержательна для всех, хотя и более сопереживаема всеми, нежели понимаема, можно говорить, что мы созерцаем Прекрасный Эйдос. То есть самобытную, истинную, гармонично организованную, нескончаемую и щедрую силу воплощения идеи в прекрасный образ.
Эти удивительные женщины своим пребыванием где-то рядом, пусть виртуально, открыли для нас часть той красоты, которая жительница совсем другого мира, мира названного Платоном горним. Они в своем совершенстве явили своеобразный мост в Вечность, по которому легко может пройти человек чистый и влюбленный, но никак не пошлый и циничный, нагруженный тяжелыми тюками: «я, мое и у меня». Их сияющие образы очевидны как солнечные зайчики, но их невозможно схватить руками, осязать и присвоить.
Грейс и Катрин большую часть своего внимания, силы своей души отдали на искреннее переживание и манифестацию образа чистой Девы, Невесты и Принцессы. В линии экстраверсии, восходящей, энергичной, свободной, это вершинное состояние, своего рода предел. Предел, за которым начало нисходящей в материю линии интроверсии. Момент перехода в состояние мужней жены для девушки жертва, желанная или нет - это другой вопрос. Для женщин экстраверсии Земли, к архетипу которого относятся и Грейс и Катрин, жертва очень значительная. Тем более, будучи так сильно преданными настроениям и состояниям воплощенной Принцессы – Невесты и сознающими, что миллионы людей видят и любят тебя обращенной к ним так, словно Принц и избранник - это один из них, вдруг стать окончательно Женою Короля, потерять свое сияние, закрыться в замке став Королевой – Матерью? Возможно ли это?
Грейс смогла стать Королевой, Катрин нет. Как же сложилась в итоге их судьба?
Катрин не стала никому супругой, может быть в силу обстоятельств ее жизни, но возможно она этого себе просто не позволила?
«Любовь для меня важнее славы, а счастье важнее успеха. Передо мной отчетливо встала дилемма, - вспоминала Катрин Денев, - когда я приняла решение родить ребенка, я уже знала, что мы расстанемся с Вадимом, но это не имело никакого значения, как и разлука с Марчелло... Мне важен был Вадим не как муж, а как отец будущего ребенка. После долгих раздумий я решилась. И могу сказать, что счастлива. Я мать, а мать никогда не бывает одинокой. Материнство приносит радость. Правда, оно есть некоторый вид взвешенного жертвования собой.»
«Когда Вадим увидел ее после родов, молодая женщина выглядела подурневшей. Она заявила совершенно безапелляционно, что с сегодняшнего дня они должны расстаться. Сама же Денёв решила перебраться в другую квартиру и кардинально сменить цвет волос.»http://aelita544.ru/post314589390/
«Катрин Денёв больше никогда не выходила замуж. С годами она потребовала называть себя «мадемуазель» и позволила себе заводить романы с кем хочется и когда хочется.»http://aelita544.ru/post334184346/
«Почему вы настолько против слова «мадам»? — спрашивают журналисты. — «Мне кажется, приставка мадам, как лишняя морщина: делает тебя старше сразу лет на десять», — отвечает она.»http://aelita544.ru/post334184346/
О замужестве:
«А вы когда-нибудь себя чувствовали такой вот трофейной вазой, всего-навсего объектом декорации?
— Разумеется. Каждый человек в своей жизни хоть однажды оказывается в подобной роли.
Например, когда я вышла замуж (единственным официальным мужем Денев был знаменитый английский фотограф Дэвид Бэйли, их брак длился с 1965-го по 1972 год. — Прим. ред.), очень быстро ощутила себя в ловушке. Чувствовала себя бесполезной красивой игрушкой. Но это не значит, что меня использовали.»http://aelita544.ru/post340268438/
И далее: «Что касается женщин, то мы обычно стараемся всем угодить, украсить жизнь мужа, детей, друзей, дом, сад и радоваться своим маленьким радостям. Но если неожиданно появляется реальная возможность жить иначе, многие женщины не хотят ее упускать. Так сделала и героиня чудесного фильма Франсуа Озона — скучающая домохозяйка 70-х годов, взявшая в свои руки не только бизнес мужа, но и политическую карьеру.»http://aelita544.ru/post340268438/
«Вопреки своему имиджу холодной блондинки, Снежной королевы, Катрин в реальности слишком живая и теплая, слишком умная и переполненная энергией. У нее двое взрослых детей, рожденных вне брака, — сын Кристиан от режиссера Роже Вадима и дочь Кьяра от Марчелло Мастроянни. Четверо внуков (Игорь, Мило, Анна и Лу), огромный сад в Нормандии, где она своими руками сажает цветы, а в Париже она всегда покупает свой любимый белый хлеб в булочной рядом с домом…» http://aelita544.ru/post340268438/
Подступая к критической черте, за которой она могла на долгие годы оказаться чьим-то трофеем, она неизменно отступала, сохраняя свою свободу и независимость. Совсем иначе сложилась судьба Грейс Келли. Она не вкусила плодов золотой осени своей жизни, трагически погибнув в автокатастрофе. Как понять такой финал, что это - жестокая и слепая случайность, или все же логическое завершение жизненного сценария? Чтобы понять причину столь разной судьбы этих двух удивительных женщин рожденных одной силой и наделенных одной психической природой, рассмотрим рисунок.
На этом рисунке я постарался обозначить то положение, которое занимает архетип Экстраверсии Земли в общей системе архетипов. Вообще я считаю, что если ты действительно что- либо понимаешь, то следовательно способен изобразить это графически. Если твоя идея верна, то у нее должна быть красивая форма - телесное воплощение. Вот пример моего понимания.
На рисунке представлено некоторое ограниченное пространство круглой формы. Вдоль внутренней части этого образования, происходит сильное движение по кругу, некая субстанция проникает внутрь обозначенного пространства с левой для него стороны и выходит с правой. Устье этой фигуры прикрывает образование, названное Аид, создавая собою подобие шлюза. Центр, вокруг которого выстраивается округлая форма фигуры обозначен как Нептун. Верхний свод фигуры поддерживает фигура под именем Зевс, разъединяя внутреннее течение на восходящие и нисходящие потоки. Можно также понять из рисунка, что не будь этой вертикальной связки Аид – Нептун – Зевс, течение вдоль горизонтальной линии было бы ровным и лишенным высоты. То есть вся эта, как мы увидим, «платонова пещера нимф», не существовала бы.
Это изображение представляет собою также совсем элементарную модель организма: с внешними границами и тремя системами самосознания через: питание – выделение (Аид); систему сердца и крови (Нептун); а также посредством мозга и нервных окончаний (Зевс).
Все вместе, это органическое целое - Монада, и скажем, мифологическое тело Великой богини, или то, что она как Эвринома вытанцевала когда- то на границе с Хаосом. В образе Кибелы, Великая Богиня изображается с короной в виде неприступной крепости, и сидит на львицах или правит повозкой, в которую запряжены львицы. О Софии – Мудрости, другом лике Богини говорится, что она есть крепость и зло вовек не одолеет ее. То есть можно сказать, что я символически изобразил в этой округлой фигуре крепость или укрепленный город. А поскольку Великую Богиню именуют также Мировой Душой, т.е. множеством всех смыслов, обретающих затем материальность Живой Природы, скажем, что это город Мировой Души.
Во внутреннем пространстве Богини существуют все архетипы, это – их Космос, а есть внешнее для них пространство – Хаос. На границе с Хаосом, в виде шлюза стоит – Аид - Янус, бог проходов с двумя ликами, обращенными один внутрь - в Космос, другой наружу – в Хаос, Древний змей Офион, рожденный отражением Эвриномы в Хаосе, ее первый супруг и прародитель всех архетипов. Я называю его согласно традиции К.Кастанеды Человеком за Сценой.
Через архетип Человека за Сценой происходит питание всей Монады и выделение из нее отработанных шлаков. Система в целом и не открыта и незакрыта, материал Хаоса многоступенчато фильтруется, и каждый раз осознается его пригодность для целого, а сам Человек за Сценой в образе древнего Дракона в связи с этими множественными актами осознания, часто изображается с несколькими головами.
Хтон, материал Хаоса, поступает в Монаду в виде энергии и поднимается, по радиусу от центральной фигуры Нептуна, к вершине внутреннего неба Богини – к младшему брату Аида – Зевсу – промыслителю, держателю весов. Называемому мною также Навигатором. Затем идет спуск в материю и удаление отработанного материала. В целом это круговое движение представляет собой жизненный цикл – рождение, юность, зрелость, старость , смерть. Великая Богиня в линии восхождения энергии, в экстравертном своем состоянии названа Девой, в интровертом движении вниз, в материю – Матерью. Она Богиня жизни и смерти, Дева и Мать одновременно, а также одновременно и экстраверт, и интроверт.
Человек за сценой, который и величественный древний король - дракон, и смешной клоун циркового манежа в кругу обожающих его детей, и бог Янус, принимающий роды абсолютно всего существующего в природе, ему посвящены и первый месяц и первое число, по совместительству является и богом смерти, собирающим свою жатву.
Человек за сценой является патроном линии восходящих энергий, экстравертных Дев. Патроном линии нисходящих в материю интровертных Матерей является Навигатор.
Как правило, именно архетип Человека за сценой проявляет образы Дев в социуме, и поддерживает их статусную величину. Человек за Сценой - Роже Вадим открыл Денев, сделал ее звездой.
Вадим после разрыва с Катрин, с некоторой досадой, говорил следующим образом: «Сегодня Катрин Денёв богата, она любит и любима. Она добилась своего места в королевстве звезд. Это называется “волшебная сказка”, не так ли?»
Ив Сен-Лоран (также Человек за Сценой) долгие годы был ее самым близким другом, который просто боготворил ее и придумывал костюмы для нее почти ко всем фильмам, в которых она снималась. Он не был ее любовником, скорее духовным братом, единомышленником, жрецом одного с ней культа, поддерживающим ее красоту магией своего творчества.
«За их долгую дружбу набралось столько прекрасных совместных снимков, что если не знать, кто они и какие они, можно было бы принять Катрин и Ива за пару влюбленных. Но это, конечно, не так. Катрин – муза великого Сен-Лорана, и в каком-то смысле его Галатея, его верный и нежный друг…»
http://iledebeaute.ru/yves_saint__laurent/2015/2/5/51027/
Ив Сен-Лоран говорил: «Катрин всегда была для меня особенной. У этой женщины удивительный шарм и большое сердце. Катрин Денев занимает особое место в моей душе.»
«Катрин Денев идеально вписывается в модельный ряд других его муз: холодная статная блондинка, настоящая «снежная королева». Но не все так просто. «Лорану нравилось делать одежду для женщин с двойной жизнью», - сказала она как-то. «Днем это платья, в которых надо вступать в опасный, незнакомый мир, полный незнакомцев – в этих платьях нужно уметь затеряться, не обращать на себя лишнего внимания. Вечером же, когда женщина уже может выбрать себе компанию, платье становится сексуальным, соблазнительным».
Кому, как не Катрин Денев это знать: в 1966-м именно Ив-Сен Лоран шил костюмы для фильма «Дневная красавица», где актриса играла роль - одновременно домохозяйки и девушки по вызову.»
Человек за Сценой, который обладает несколькими центрами осознания, представляющими иногда совершенно не похожие и меняющиеся местами личности, наслаждается двойственностью экстраверсии.
Человек за Сценой - Альфред Хичкок считал Грейс Келли идеальной актрисой для себя и горько переживал, что она, выйдя замуж, оставила профессию и перестала сниматься. Он говорил, что этим она разбила его сердце.
«Несмотря на то, что к Хичкоку Грейс пришла состоявшейся актрисой, только в его фильмах она раскрылась по-настоящему. Мэтру удалось разбудить «заснеженный вулкан», как он ее называл, и превратить Грейс из талантливой исполнительницы в великую актрису.»
«Она, как вулкан под снегом. За ее холодностью скрывается невообразимый жар страстей,» - говорил о Келли Хичкок.
«Со временем обычная дружба для Хичкока переросла в страстную влюбленность. Холодная красота Келли и ее талант сводили Альфреда с ума, а осознание недоступности Келли и того, что она никогда не ответит на его чувства взаимностью, лишь подливали масло в огонь любви Хичкока.»
«После отказа Хичкок был очень расстроен - на съемочной площадке режиссер был практически невыносим, так как не мог найти в других то, что так привлекало его в Келли. Альфред и раньше отличался трудным характером во время съемок и Грейс была единственной актрисой, на которую режиссер не поднимал голос и не заставлял переснимать одну сцену по несколько раз, но после ухода Келли из кино Хичкок стал вести себя еще хуже. Так и не оправившись до конца от потери своей главной музы, на съемочной площадке Хичкок постоянно хамил актрисам, кричал на них и так и не смог полностью заменить Грейс Келли.»
Очень показательно его неприятие актрисы Ким Новак, которую киностудия буквально навязала Хичкоку в надежде, что она заменит ему Грейс Келли. Новак по архетипу интровертная Гера, начинающая в системе архетипов нисходящий поток, патронируемый архетипом Зевса, и по этой причине ее красота оказалась совершенно чуждой Хичкоку. Красота Новак идеальна, но воплощает неприемлемый для Человека за Сценой ряд идей.
"Она была такой вульгарной, у нее были такие полные губы, такие толстые ноги, такая большая, обтянутая свитером, лишенная малейших признаков бюстгальтера грудь!.. Кажется, что она способна на многое… но увы, только кажется", - резюмировал он.
Новак стремилась к цельности, весомости, убедительности образа, но Хичкоку нужна была двойственность – холодная светскость, аристократизм манер, скрывающее беспредельную эротическую стихию, «вулкан под снегом», как он сказал.
«Хичкок надеялся найти во мне блондинку наподобие Грейс Келли, он верил в то, что природу можно обмануть», — не раз признавалась в своих интервью своенравная актриса Ким Новак. Съемки шедеврального «Головокружения» для режиссера и его новой блондинки начались со скандалов. Ими же и закончились. Режиссер видел свою героиню холодной и сексуальной — и точка. Ким же вздумалось внести в этот образ свои ремарки, что вызвало у Хичкока приступ бешенства.
После того, как Альфред едва не пусти в ход кулаки, актриса ему больше не перечила. В итоге «Головокружение» стало самой громкой работой в ее послужном списке, но обиду Новак не простила: «Может, я и не была великой актрисой, но я могла вдохнуть в мою героиню жизнь, потому что у нас было много общего. Она была так же ранима, как и я сама в то время».
Как бы то ни было, "Головокружение" стало единственным фильмом Хичкока с Ким Новак, и самым значительным в карьере актрисы. Смерть Мэрилин Монро в 1962 году стала для нее большим потрясением – Новак восприняла ее как жертву голливудскому лоску и гламуру, который, по ее убеждению, того не стоил. Немалую роль здесь, надо полагать, сыграло и сотрудничество с Хичкоком, после которого Новак стала отказываться от ролей, голливудским страстям предпочтя тихую жизнь с мужем.
https://ria.ru/weekend_cinema/20130511/820269634.html
Грейс оставляет карьеру актрисы, уходит из сферы влияния Человека за Сценой Хичкока, и выходит замуж за князя Монако Ренье III, который по архетипу Зевс или Навигатор. То есть совершает то, чего так стремилась избежать Катрин Денев.
Вот ее слова: «Видите ли, актеры в США могут разделять свою общественную, публичную жизнь и жизнь личную. Здесь, в Монако, будучи женой принца Ренье, я могу играть только одну роль... Быть его принцессой.»
Грейс Келли и Ренье III с детьми: Каролиной Маргаритой Луизой, Альбером II, правящим князем Монако, и Стефанией Марией Елизаветой. 1967. Фото:www.globallookpress.com
Слишком много «нельзя» и так мало «можно» - сожалела она. Но внешне они с Ренье представляли просто идеал царственной семьи.
Но вернемся к рисунку. Рядом с Янусом, богом проходов, стоят две женщины, две привратницы, две богини – Артемида, для линии Дев и Геката для линии Матерей. Артемида – Диана, бежит от Януса – Диянуса, Геката наоборот стремится к нему, но не находит взаимности. Обе они связаны со стихией Воздуха, Ночи. Артемида встречает рассвет, зажигает огонь на алтаре, по этой причине ее и называют Люцеферой (Сияющей), Геката наоборот провожает солнечный свет в царство теней. Обоих изображают трехтелыми, но чаще это Геката, поскольку она закрывает веер, а Артемида наоборот разворачивает его. Веер этот состоит из трех стихий: земли, воды, огня и производных от них функций: ощущения – воли, чувства - мистики, мышления – разума. Стихия воздуха, это интуиция – воображение, соединяющее в целые и фантастически красивые образы качества стихий. Артемида и Геката совершают ВО- ОБРАЖЕНИЕ, оперируя нашим вниманием, потому они и богини чародейства.
Каждая львица на которой Великая Богиня покоится или движется, а также которой она и является (вспомним – гора и есть бог!), состоит из четырех женских архетипов (а также из архетипов женщин - курьеров, но о них говорить пока рано).
Артемида с силой раскрывает веер и вершина его совершает хлесткий акцент - это и есть Экстроверсия Земли, архетип наших Грейс и Катрин. Пышноволосая, златовласая, сияющая чистотой и белизной, совершенная Царевна - Невеста, шествующая в прекрасных одеяниях к своему Царственному жениху. Катрин умудрилась остаться такой навсегда, вечная мадмуазель, прозванная во Франции «ледяной девой».
Но вернемся к Грейс Келли
«Если история моей реальной жизни будет когда-нибудь рассказана, люди поймут, что я была живым существом, а не сказочным персонажем», — сказала однажды Грейс Кейли. Но ошиблась, несмотря на массу разоблачительных статей и не всегда достоверных биографий, она осталась идеальной женщиной и принцессой, и о её судьбе до сих пор мечтают миллионы Золушек во всем мире.»
На самом деле "личная жизнь с князем тоже была не сказочной. Со временем во всём идеальная и восхищавшая миллионы людей Грейс стала вызывать у него чувство ревности к своей популярности. Ренье позволял себе иронизировать над идеями супруги в присутствии посторонних, он откровенно скучал на созываемых ей приёмах. Увлечение принцессы гербариями тоже было поводом для насмешек. А когда Келли с успехом провела благотворительную выставку своих работ, Ренье был взбешён — его не радовали достижения жены, потому что сам он не мог похвастаться таковыми. Ходили слухи, что князь изменял супруге. Чем больше Грейс старалась быть идеальной, тем сильнее раздражала Ренье.
Золотая клетка, в которой жила Грейс, с каждым годом становилась всё тесней и тесней. Дети росли неуправляемыми, красота уходила, муж отдалялся, у неё было слишком много «нельзя» и мало«можно». Она не могла развестись, в противном случае ей бы пришлось отказаться от сына и дочерей. Единственное, что ей оставалось, — стиснуть зубы и продолжать играть благополучие, которого уже давно не было ни в её душе, ни в её семье.
Смерть принцессы стала неожиданным ударом для всех. Грейс было всего 52 года. 13 сентября она сама села за руль автомобиля, отказавшись от услуг водителя, чтобы совершить небольшую поездку вместе с дочерью Стефанией. Не вписавшись в поворот, автомобиль перевернулся и сорвался в пропасть. Дочь выжила, а Грейс получила множество серьёзных травм. 14 сентября её отключили от аппарата искусственного жизнеобеспечения.
Вокруг этой истории ходило много слухов, казалось, что произошедшая автокатастрофа была кем-то срежиссирована, выдвигались версии причастности к аварии Стефании. Но правительство Монако сделало всё, чтобы отвести от девушки подозрения. Официальная версия случившегося — инсульт Грейс Келли, в результате которого она не справилась с управлением автомобиля.
«Она была настоящей принцессой с самого рождения», — однажды сказал о Грейс Келли Фрэнк Синатра. И это правда: актриса производила впечатление прирождённой аристократки, только титул и положение в обществе не гарантируют счастья, и к этому Грейс явно не была готова.»
Интересно, что принцесса Стефания по архетипу Артемида. Именно Артемида, как я уже сказал, раскрывает веер, в котором проявляются все подчиненные ей женские архетипы девичьего восходящего потока и на вершине которого архетипически находилась Грейс. Выходя замуж и уходя из-под опеки богини Артемиды, девушки приносили искупительные жертвы, задабривая ее жестокий и мстительный нрав, ведь она, как известно, дарительница быстрой смерти для женщин. Грейс старалась сверх сил перестать быть Девой, и быть более Матерью и Женой. Артемида не простила. Артемида - Стефания, сознательно или нет, сложила развернутый некогда веер, и Грейс рухнула с вершины Олимпа в пропасть, из царства Зевса - Ренье в царство теней Аида.
«Кадр десятый – последний. Семнадцатилетняя Стефания выкинула номер – в 1982 году влюбилась в Поля Бельмондо (сына Жана-Поля) и по его совету занялась автогонками вместо занятий в институте. Понятно, что Грейс это совсем не нравилось. Она решила поговорить с дочерью, избегая вездесущих папарацци, поэтому 13 сентября сама села за руль авто. На одном из поворотов горного серпантина она не справилась с управлением. Машина рухнула вниз с 45-метрового обрыва. Стефания получила травмы, но осталась жива. А Грейс Келли сломала шею. Спустя сутки врачи убедились, что ее мозг мертв, и, с согласия безутешных родных, выключили аппарат искусственного дыхания… Ренье III, так и не женившийся снова, скончался в 2005 году. Над могилами четы в кафедральном соборе Монако высечена надпись: «Тишина и уважение».
Свидетельство о публикации №224071001368