Флоренция

     Итак, следующий город нашего путешествия - Флоренция. В выбранном мною жанре миниатюры невероятно трудно кратко рассказать о большом. Сижу, думаю, как же это сделать получше, а сын мне — не пытайся объять необъятное. И тут я вспоминаю потрясающий вид на Флоренцию, который открылся нам с площади Микеланджело на одном из её южных холмов. Оказывается, можно объять необъятное, надо только правильно выбрать точку обзора.

     Поселение Флорентия было основано ещё во времена Юлия Цезаря легионерами. Название выбрано не случайно, а в честь богини цветов Флоры. Город лежит в долине, пересекаемой рекой Арно, у подножия Северных Аппенин, среди высоких холмов, окутанных голубоватой дымкой.

     Вдоль набережной мы и направились в центр. Части города по обе стороны реки соединяют множество мостов. Вторая Мировая война сохранила только один старый. Остальные — новоделы. Этот мост конечно заслуживает особенного внимания. Его называют Старым или Золотым , потому что в XVI веке здесь были открыты ювелирные мастерские, действующие и по сей день. А над ними через весь мост выстроен коридор, соединяющий дворцы на разных берегах реки, сейчас в нем коллекция живописи. Такой вот необычный мост.

     В средние века Флоренции повезло с правителями. Они не только создавали банки, развивали производство и торговлю, но и покровительствовали поэтам, художникам, архитекторам и ученым. Все официальные документы тех лет писались на латинском языке, а Данте, Петрарка, Бокаччо писали на флорентийском диалекте. Это возвело флорентийское наречие в ранг национального языка. Если в России Пушкин наше всё, то в Италии Данте считают отцом итальянского языка.

     Так вот о правителях Флоренции - я имею в виду семейство Медичи. Когда я слышу эту фамилию, то сразу представляю Екатерину Васильеву в роли  своей тёзки в фильме «Королева Марго». Мрачная отравительница в траурном платье. Отдадим должное фантазии Дюма, свечку не держали, времена такие были. Но три века эта семья держала в руках этот славный город и он многое благодаря им приобрел. Здесь творили Микеланджело, Джорджо Вазари, Джотто, Леонардо да Винчи, Боттичелли. Здесь Галилео Галилей  писал свои «Диалоги» и «Беседы», разъясняя законы мироздания. Я не смогу всех перечислить, это имена знакомые нам по школьным учебникам. Эти гении творили в эпоху, которую называют Возрождением. Мир повернулся и потянулся к прекрасному, возвышенному, красивому. Талантам покровительствовали и таланты расцветали.

     Считается, что в Италии сосредоточено семьдесят процентов мирового культурного наследия. Флоренция это его сакральный центр. И я здесь... Что может чувствовать современный человек, оказавшись в таком месте, зная хотя бы малую толику его истории? Потрясение, смятение, очарование, удивление. Ты оказываешься в  другом мире. Не в сказке, нет, в другом мире.

     Площади Святого Иоанна и Соборная. Отсюда в город разбегаются многочисленные улицы, улочки и переулки. По ним мы тоже походим, но вначале надо осмотреться здесь.

     Покровителем Флоренции является Иоанн Креститель и ему посвящена крещальня или Баптистерий, самое древнее сооружение города. Здесь крестили Данте. Идеальный восьмиугольник, облицованный плитками разноцветного  мрамора геометрического рисунка различных оттенков. Эта инкрустация придает очень торжественный и нарядный вид всему зданию. Число восемь в христианстве имеет особый смысл, «конец времен» и воскрешение к вечной жизни, которое дает таинство крещения. Кроме этого, такая форма создает хорошую прочность. Мне посчастливилось побывать и внутри. Восьмиугольный свод украшен византийскими мозаиками XIII – XIV веков. Понятно, что картины все на библейские темы. 
 
     Незабываемое впечатление оставляют двери Баптистерия. Они сделаны из бронзы и украшены барельефами, иллюстрирующими Ветхий и Новый Заветы,  просто шедевры искусства эпохи Возрождения!  Понятно, что для лучшей сохранности оригиналы находятся в музее произведений искусства собора, а на их месте стоят точные копии. По барельефам  на дверях можно изучать Библию. Фигуры на них поражают своей пластикой, естественностью и красотой. Только представьте, семь столетий их созерцают люди и не перестают ими восхищаться!

     Сразу за Баптистерием мы видим еще одно чудо — Собор Святой Марии с цветком (Санта Мария дель Фиоре). Большой и величественный, третий в христианском мире по величине , он удивляет своей простотой внутри и неповторимой облицовкой снаружи. А купол Собора современного человека должен вводить в ступор, потому что это невозможно представить — как в пятнадцатом веке такое можно было строить?! Его создал гений Филиппо Бруноллески. Высота купола 42 метра, диаметр основания 45 метров. Очень остроумно продуман способ укладки кирпичей - не горизонтально, а наклоном внутрь, так, каждый последующий ряд давит на предыдущий и тем самым создается прочная конструкция. масса купола составляет сорок тысяч тонн!  Математику эти зодчие должны были знать на отлично (безо всяких ЕГЭ).

     Немного отвлечемся от этих красот. Мы в квартале Сан Лоренцо. Здесь гудит человеческий муравейник. Открытый городской рынок. Прилавки, забитые яркими сувенирами, одеждой, ремнями, зонтами. Вот художник умудрился как то пристроиться в этой толчее и рисует мелками портрет девушки на тротуаре. А это что такое блестит впереди? Это туристы отполировали до золотого блеска нос бронзового поросенка, обязательно надо его потереть, а то удачи не будет.

     Но удача нам улыбалась. Была замечательная теплая погода, впечатлений хоть отбавляй!

     Площадь Синьории, политический центр Флоренции. Очень красивая, здесь и по сей день находится городская администрация (как и в 14 веке). Фонтан Нептуна со скульптурами, Лоджия Ланци, под арками которой спокойно взирают на людей застывшие в камне и бронзе произведения великих мастеров и конечно же копия знаменитого Давида Микеланджело, установленная перед дворцом как символ победившей свободы. Это место любят и горожане и гости. Здесь можно посидеть в кафе, полюбоваться на закат , когда камни старинных зданий окрашиваются в теплые медовые тона, а скульптуры постепенно тонут в темноте...

     А время летит. Нам бы ещё успеть забежать (увы — только забежать) в галерею Уффици. Здание создавалось как канцелярия, но потом его стали использовать как художественную галерею. И теперь это один из самых знаменитых музеев мира. В 45 залах в хронологическом порядке экспонируются картины великих мастеров. Вопрос знатокам — что можно увидеть за час? Что здесь самое-самое? Благодарна гиду за то, что привёл нас к Боттичелли. Его "Весна" и «Рождение Венеры» мне всегда нравились, а здесь я увидела их в подлиннике. Созерцание этих шедевров было для меня шоком. Даже две работы Леонардо - «Благовещение» и «Поклонение волхвов» как-то тронули меньше.
 
     Вот так, уставшие и переполненные эмоциями, мы покидали этот сказочный город. Город — музей, город-мечту. Путешествие подходит к концу, но впереди еще одно знакомство, а это значит, что продолжение следует...


Рецензии
Разделяю Ваш восторг, Тата!
Италия! Она покорила наши сердца, подарив много встреч с прекрасными людьми,
с интересными судьбами. Пройдёт семнадцать лет и я напишу свой роман об Италии по воспоминаниям... http://proza.ru/2016/04/17/646
Не забыть нам до последних дней.
С моим теплом,

Надежда Опескина   28.05.2025 22:44     Заявить о нарушении
Спасибо. Впереди у меня будет Турция. Очень интересное было путешествие.

Тата Васильева   03.06.2025 12:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.