Путешествие вглубь себя

Склонность  к  размышлениям  породила потребность  вести  дневник. Условный  дневник. Скорее -  изложение  длинной  логической  цепочки,  которая  позволяет    корректировку  поведенческой мотивировки.
    Проблемы  преклонного  возраста  всё  больше  интересуют  при  приближении  такового. Хочется  понять -  как  жить,  какие  перемены  желательны,  а  какие  надо  постараться  исключить. Диетологи  утверждают,  что  с шестидесяти  лет  необходимо  принципиально  изменить  рацион  питания,  следовательно,  внутренние  изменения  должны  быть  не  меньшего  масштаба. Когда -  то,  на  первом  курсе,  я  услышал:
« В общеобразовательной  школе  вы  учились -  забудьте  о  подходе.  В  ВУЗе  пять  лет  вы  не  учитесь,  а  становитесь  профессионалами».
Попав  по  распределению  на  производство,  услышал:
«Теоретизация  закончилась.  Забудь. Ты  начинаешь  становиться  практиком».
Возникает  вопрос:  Что  я  должен  услышать  в  шестьдесят  лет?  Готов  ли  услышать    объективность?
Данные  вопросы  задевали  моё  внимание  давно,  но  я  не  мог  найти  ракурс  рассмотрения,  формат  восприятия. Любые  факты  становятся  неким  очевидным  законом  при  их  накоплении  и  структуризации,  дабы  получить  характерную  закономерность -  начал  рассматривать  пенсионеров  и  я.
   Стартом  послужили  многочисленные  примеры  тех,  кто  оказался  не  у  дел. Ещё  пару  лет  назад  нужный  и  востребованный   внезапно  становится  не  нужный  ни  другим,  ни  себе. Статус  обречённого   доживать. Если  проследить  их  жизненный  путь,  то  совершенно  логичен  итог.   
 Окончив  школу,  ты  ищешь  площадку  для  самореализации.  Увы,  но  главный  критерий   самореализации  -  статус. Статус  в  виде  заработка  или  должности (чина).  В  советское  время ,  мясник  на  рынке  с  квартирой,  дачей,  машиной  и  полным  достатком  условно  равен  доценту  института,  читающего  лекции  и  гордящегося  этим. Выбрав  направление - прилагаешь  все  возможные  усилия,  чтобы  достичь  желаемого  статуса. Твой  внутренний  мир -  некая  абстракция. Внешние  атрибуты  вытесняют  начисто  духовность. Реальные,  видимые  цели  требуют  концентрации  для  их  достижения.  Стадо  молодых жеребцов  несётся  неизвестно  куда,  но  каждый  хочет  занять  достойное  место  среди  одногодок. Стремление  не  быть,  а  казаться  успешным  в  оценке  окружающих.
  Достигнув  малого  -  женился. Раздвоение:  забота  о  семье  и  карьерный  рост.  Данные  два  направления  начисто  исключают  будь  что  иное. Идут  годы,  дети  растут,  ты  набираешь  обороты; те,  кто  впереди  тебя  состарились,  освобождая  места. Придёт  пора  и  твоему  поколению  освобождать  места,  уходя  в  тираж.
С молодости   собирал  цитаты,  которые  меня  поразили. Цитатник  помогает  найти  ответы,  на  совершенно  разные  тупиковые  вопросы. В  какой  -  то  момент,    понял,  что  вся  эта  суета,  в  которую    себя  добровольно  вверг,  в  определённый  момент  отторгнет  тебя же.  Такова  жизнь:  птенец  созрел  и  забота  родителей  ему  больше  не  нужна.   Родители,  сохраняя  инерцию  заботы,  только  мешают  ему  строить  свою  жизнь. Каждому  этапу  свои  взгляды  свойственны. «Твои мысли становятся твоей жизнью.» Марк Аврелий. Мысли  в  суете  превращают  твою  жизнь  в  имитацию  деятельности. Почему  имитацию?  А  потому,  что  конечная  цель  никому  не  ведома. Производственные  мощности  устарели,  пришлось  снести  здание  цеха,  в котором  не  возможно  установить  новое  оборудование. Разве  те,  кто  возводил  здание,  могли  предположить  такой  финал  своего  труда?  В  мозгу  твёрдое  убеждение,  что  создаваемое  и  возводимое  -  на  века,  ты  этим  дорожишь,  бережно  охраняя. Но,  всё  временно – новое  время  диктует  иные  реалии.
      Мой  тесть,  кадровый  военный,  выйдя  на  пенсию,  определил  место  жизни  у  моря,  на  юге  Украины. Шли  годы,  десятилетия,  СССР  распался. Волей  случая,  он  попал  в  городок,  в  котором  служил  комбатом. Батальон,  четыре  роты  по  сто  двадцать  человек,  находились  в  черте  города,  на  участке,  надёжно  огороженном  забором.   Как  не  посетить  родную  часть,  которой  отдал  десятилетие  жизни? Дежурный  офицер  провёл  его  к  нынешнему  командиру.
Ни  офицеров,  ни  прапорщиков,  ни  вольнонаёмных,  которые  служили  под  его  началом  -  не  было. Здание  прежние  есть,  а  службу  несут  совершенно  другие,  которые  представления  не  имеют  о  тех,  кто населял  часть  ранее.
   Нынешний  командир  батальона  силился  понять  -  зачем  тесть  пришёл  и  что  ему  нужно…  Что  делать  человеку  из  далёкого  прошлого  в  настоящем?  Но  для  бывшего  командира  прошлое  и  настоящее  не  отделимы,  он  чувствует  в  себе  военный  стержень,  сформированный  всей  его  жизнью.  « Я  свой,  я  такой  же  как  и  ты» -  душа  взывала  к  теперешнему   комбату,  но  тот  видел  гражданского,  который  ему  абсолютно  не  интересен.  Символично. Параллельные  плоскости  взглядов  и  интересов.
         С  присущей  мне  дотошностью,  фиксировал  подобные  случаи. В  таксопарк,  в  ремонтный  отдел,  приходят  бывшие  сотрудники,  чтобы  поговорить,  бесплатно  помочь,  преследуя  цель  не  быть  полностью  отлученным  от  того,  что  составляет  их  суть.
      Мы  почему  -  то (я,  во  всяком  случае)  воспринимаем  служителей  церкви,  как  нечто  сплочённое,  а  это  не  так. Развивая  интерес,  беседовал  с  разными  священнослужителями  и  увидел,  в  большей  части,  нечто  подобное. Карьера,  звания,  хороший  приход,  круг  знакомств,  инвесторы…. Меня  же  поразили  беседы  с  послушниками  и  некоторыми  монахами. Идея  толстовского  рассказа  «Отец  Сергий»,  уйти  от  соблазна  мира,  дабы  жизнь  посвятить  совершенствованию  в  Вере. По  -  сути  -  исихазм, старчество. Они  живут  в  себе  и  для  своей  самооценки. В  свой  мир  допускаются  лишь  избранные,  много  раз  проверенные,  от  иных  огораживаются  не  пробиваемой  стеной.
-  Что  даст  мне  общение  с  порочным  человеком?  Силы,  чтобы  наставить  его   у  меня  нет;  уверенности,  что  мои  советы  пойдут  на  пользу  -  тоже,  но  есть  понимание  того,  что  он  внесёт  в  мою  душу  негатив,  с  которым  нужно  будет  бороться  -  так    к  чему сии  усилия?
- Что  есть  смерть? Люди  ушли,  оставив  для  нас  свои  мысли  и  наставления. Я  перечитываю  наследия  святых  отцов  и  нахожу  источник  живой  беседы,  что  мне  до  его  тленного  тела,  которого  давным  -  давно  нет? 
        Слушал  подобные  мысли  и  запоминал,  стараясь  систематизировать  применительно  к  себе.
А  с  кем  я  общаюсь,  какие  книги  читаю,  фильмы -  смотрю?
Эпиктет: „Сначала скажи себе, каким ты хочешь стать, а потом делай, что должен.“
Каким  я  хочу  стать?   Вопрос!  В  моей  жизни,  сперва  делаю,  а  потом  наблюдаю,  что  из  метаний  получилось.
Генеральный  директор  громадного  объединения,  на  пенсии  -  кто? Стареющий   человек,  старающийся  найти  тех,  кто  по  прежнему  будет  видеть  в  нём  статусного  чиновника.
Кто  жил  в  советское  время  хорошо  помнит  уровень  звеньев  вертикали  партийной  власти. Скажем - первый секретарь Ленинградского обкома КПСС. Не  просто  первый  секретарь,  а   последний  первый  секретарь -  Гидаспов. Борис  Вениаминович в 1990—1991 годах — член ЦК КПСС, секретарь ЦК КПСС (избран 13 июля 1990 года; 29 августа 1991 года деятельность ЦК партии приостановлена; 6 ноября 1991 года КПСС запрещена российскими властями).
Занялся  бизнесом. Как  так?  Истовый  коммунист,  считавший  частную  собственность  коренным  злом  и  причиной  несчастий  всего  человечества - становится  бизнесменом?! А  десятки  лет  преданного  служению  партии? Каков  его  внутренний  мир?
Читаю  труды  древних,  некоторых  философов, священников и  у  меня  ощущение,  что  они  живы,  мы  переписываемся  -  настолько  жива  и  свежа  их  мысль.   А  что  мог  написать  Гидаспов? Пусть  не  другим,  себе?  Убедительную  версию  для  других  сочинить  не  сложно,  но  что  сказать  самому  себе?!  Понятно  раскаяние  заблудшего,   осознавшего  ложность  целей, понявшего  и  принявшего  иную  систему  координат. Логично. Но  не  раскаявшись,  моментально  начав  служить  другим  богам  обличаешь  в  себе  не  личность,  а  артиста,  владеющим  искусством  перевоплощения,  при  этом  совершенно  полым  в  духовом  смысле. 
 Заветы  вечной  истины  в  виде  латинских  тез  достаточно  лаконично  отображают   масштабную  идею: "времена меняются, и мы меняемся вместе с ними".  Каждый  возрастной  этап  требует  обнуления. Переоценки.  Я  бы  не  назвал  сей  момент  раскаянием.  Успешный  спортсмен  вызывает  восторг  до  какого – то  возраста, далее  его  жизнь  должна  радикально  измениться. Иные  приоритеты,  разные  оценочные  критерии.

  Что  есть  старость? С  точки  зрения  оценки  трудоспособности  -  процент полезности  для  общества,  возрастной  рубеж. С  точки  зрения  изнашиваемости   организма  -  старость  условна,  так  как  смерть  может  наступить  в  любой  момент  по  бесконечному  количеству  причин. Так  что  изменилось  внутри  тебя? Тот  же  август,  такой  же  летний  день  как  десятки  лет  назад…  Утеряна  мотивировка  деятельности. Просто  счастье,  если  ты  нашёл  себе  занятость  и  твои  труды  востребованы  кем – то (например,  членами  семьи),  а  если  нет?  Самодостаточность  внезапно  не  приходит,  её  оттачивают  годами  упорным  трудом.
    Да,  время  меняется, торжествуют  новые  реалии,  иная  парадигма,  но  ты,  в  силу  объективных  причин,  не  можешь  им  соответствовать,  потому  твои  советы,  услуги  смысла  не  имеют  для  окружающих. Чем  больше  не  нужен,  тем  сильнее  держишься  за  то,  что  дорого,  не  желая  расставаться  с  сокровенным,  таким  трудом  заработанным.  Лёд  в  твоей  руке  интенсивно  тает,  а  удержать  воду  нет  никакой  возможности.
   Когда  я  был  студентом, курс  вёл  очень  старый,  но  заслуженный  человек,  профессор. С  громадным  трудом  поднимался  на  второй  этаж,  практически  всегда,  опаздывая  к  началу. Окружающие,  и  он  сам,  понимали,  что  тихим  старческим  голосом увлечь  студентов  не  возможно,  изложение  материала  крайне  плохо  усваивается,  но  из – за  уважения, не  отнимали  от  него  смысл  жизни  -   ЗАНЯТОСТЬ. Превратное  понимание  отдания  долга  учениками.  Да,  учёный  много  сделал, создал  целое  направление,  воспитал  плеяду  учеников.  Отстранив  его  от  института,  значило  бы  обречь  на  тоскливое  доживание  никому  не  нужного  -  разве  такое  могут  допустить  ученики  и  последователи?  Но  если  исходить  из  основного  критерия  -  уровня  подготовки  студентов,  то происходящее,  однозначно,   пагубно. Что  выбрать,  если  совместить  нельзя? В  некотором  смысле,  у  данного  профессора  нет  внутреннего  мира,  его  никогда  и  ничего  не  интересовало  кроме  научной  деятельности. Жена,  дети,  внуки,  родственники  воспринимались  как  некое  обязательное  обременение. Очень  специфическое  воспринимание  дружбы. Дружить,  значит  увлечённо  поддерживать  темы,  к  которым  есть  интерес,  а  это   возможно  только  с  коллегами.
  Уместно  привести  подобие  с  карьерой  военного. Фанатично  неся  службу,  лейтенант  мечтает  о  погонах  старшего  лейтенанта  и  повышение  в  должности.  Каждый  следующий  шаг  требует  в  разы  больше  усердия  и  профессионализма. Не  генерал,  пусть  полковник  ушёл  в  отставку. Что  дальше? Ещё  вчера  весь  полк  маршировал,  отдавая  честь  своему  командиру  полковнику,  а  теперь,  внезапно,  он  для  них  никто  и  зовут  его  никак. Совсем  недавно,  проходя  мимо  беседующего  полковника,  даже  старшие  офицеры  чеканили  шаг,  отдавая  честь,  а  он  кивком  головы (в  лучшем  случае)  отвечал.  А  что  сегодня? Его  рассказы  о  былом  величии  направлены  на  то,  чтобы  поднять  авторитет,  а  его  слушать  никто  не  хочет  -  не  интересно. Трагедия.
   Мне  доводилось  наблюдать  молитву  очень  старых  священнослужителей,  которые  поглощены  действом,   причём  безотносительным  действом.  Они  получают  посильное  послушание,  считая  свой  духовный  путь  неким  шествием  на  подиуме  длиною  в  жизнь.  Познанием  Бога, а  значит,  познанием  себя, занято  их  мышление    в зрелые  годы,  как  и  в  глубокой  старости. Дело  не  только  в  Вере,  дело  во  внутреннем  понимании  происходящего.  Выпускник  семинарии  и  старый  монах  идут  по  одному  пути  до  самой  смерти. Их  успехи  в  духовном  совершенстве  безотносительны  по  отношению  к  другим;  сравнительный  анализ  уместен  исключительно  по  отношению  к  самому  себе. Достаточно  долго  шёл  к  осознанию  мысли:
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ  АНАЛИЗ  УМЕСТЕН  ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО  ПО  ОТНОШЕНИЮ  К  САМОМУ  СЕБЕ.
      Довелось  общаться  с  человеком,  который  потеряв  интерес  к  бизнесу,  переехал  на  дачу  и  занимается  сельским  хозяйством.  Зачем  пожилой  паре  такое  громадное  хозяйство?  Его  доводы  меня  поразили. Яйца,  куры,  утки  ,  овощи  и  фрукты,  в  большей  части,  он  раздаёт  родне.  Если  они  не  приезжают,  то  сам  развозит.  Удивительно, но  его  не  интересует  адекватная  благодарность. «Я  это  делаю  не  им,  а  себе. Не  сейчас,  так  потом  поймут.» Казалось  бы,  не  ощущая  малейшей  благодарности  впору  обидеться  и  прекратить  деятельность,  подобная  реакция  естественна,  но  он видит  мир  совсем  иначе.  Смысл  именно  в  умении  жить  вне  реакции  окружающих. «Если  зять  с  комплексами,  которые  передались  дочери,  то  это  не  значит,  что  внучка  должна  быть  лишена  натуральных  продуктов. Мои  курочки  питаются  отборным  зерном, жена  целое  меню  для  них  составила,  все  яйца  оплодотворены…» .  Слушал  и  понимал,  что  к  подобной  позиции  был  бы  не  готов. Следовательно,  у  него  нет  привязанности  к  внешней  оценке,  а  у  меня -  есть!  И  я  этой  привязанностью  дорожу. Увы. Привязанности,  как  нити,  за  которые  тебя  дёргают  обстоятельства;  твоя  жизнь  превращается  в  набор  реакций  на действия  канатов,  которые  намертво пришились  к  тебе.
     В  определённом  возрасте  начал  понимать  тщетность  достижения  лжецелей,  как  формы  самозанятости. Если  рассматривать  возраст,  как  сочетание  отрезков  развития,  то  года  теряют  смысл:  ты  можешь  быть  в зените  творчества  к  старости  и  совершенно  никому  не  интересен  в  сорок  лет.  Читал -  перечитывал   биографии  великих,  вот  что  обнаружил :  они  не  старались  быть  полезными,  их  поведение  естественно. Есть,  какой  есть. Есть  каким  хотел  стать.  Есть  то,  что  получилось. Майк  Тайсон  не  хотел  стать  Мохамедом  Али;  Кличко  не  стремился  стать  Майклом,  а Фьюри  Тайсон  не  подражал Косте  Дзю. Стремление  быть  похожим  на  кумира ведёт  к  печальным  последствиям,  за  редким  исключением. Будешь  интересен  самому  себе,  станешь  вызывать  интерес  у  других. Что  любопытно  - вызываемый  интерес  у  других  тебе  практически  безразличен. Пример. Громадный  стадион  эмоционально  взрывается  в  ожидании  боксёрского  поединка. Но  разве  боксёр  пытается  понравиться  зрителям? Он  поглощён  своей  максимальной  самореализацией  в  противостоянии  с  противником. Всё  остальное  отсутствует. Стоит  малую  часть  внимания  переключить  на  иное  и  этим  моментально  воспользуется  оппонент.
          Крайне  сложно  оценку  окружающих  заменить  на  самооценку  - наблюдаем  две  враждующие  позиции. Добро,  справедливость  в  оценке  окружающих,  которых  ты  уважаешь,  подталкивают  к   одним  действиям  и  уберегают  от  других. Даже  тот,  кто  причиняет  боль  другим,  восстанавливая,  по  его  мнению  справедливость  в  виде  мести,  ждёт  одобрения  у  какой  - то  группы  единомышленников.  Потребность  в  оценке  своей  деятельности  мотивирует  последующие  поступки.  В  этой  гонке  медленно,  но  уверенно  ты  теряешь  себя  самого,  становясь  зависимым  от  сторонней  оценки. Я  жду  благодарности  за  добро,  которое  совершил,  а  не  находя  её,  восстанавливаю  справедливость  -  обидчивое  отторжение. «Не  желаю  навязываться  своим  добром».  «Своё  понимание»  добра  -  очень  важный  элемент,  часто  конфликтующий  с другими  трактовками.  «Моё  добро,  может  восприниматься  ими  как  зло»  и  наоборот.  Карьерный  рост  офицера  в  армии  всецело  зависит  от  оценки  его  деятельности  старшими  офицерами,  он  не  имеет  права  устанавливать  свои,  личные  понятия. Сменился  командир,  новый  диктует  иные  требования  -  срочно  меняйся  и  ты,  иначе,  в  новых  критериях,  оценка  деятельности  может  измениться. Поменялся  политический  лидер  в  стране,  который  внёс  иную  парадигму -  значит политики,  чиновники  и  бизнесмены  срочно  должны  перестроиться,  дабы  следовать  новому  курсу – это  верные  гарантии  востребованности.
  Когда – то  Ленин  изрёк  радикальную  мысль : «Верной дорогой идёте, товарищи!».  Другими  словами,  есть  три  позиции.  Первые  -  те  кто  идёт  верной  дорогой;  вторые  - те,  кто  идёт  не  верной  дорогой;  третьи -  те,  кто  решает  какая  дорога  верная. В  идеологическую  обойму  стали  загонять  души.
Фанаты  внедрения  коммунизма  в  России,  а  затем  во  всём  мире  вели  непримиримую  борьбу  со  злом  частной  собственности,  калёным  железом  выжигая  суть  явления. По  их  глубокому  убеждению,  они  творили  исключительно  добро для  рабочих  и  крестьян.
А  если  из  числа  рабочих  и  крестьян  есть  принципиально  не  согласные?  Как  с  ними  быть,  ведь  они  не  классовые  враги! Таковых  определили  как  «заблуждающихся»,  которых,  для  их  же  пользы,  надо  «железной  рукой»  перевоспитать,  наставив  на  путь  истинный. ЖЕЛЕЗНОЙ  РУКОЙ  ЗАГОНИМ  ЧЕЛОВЕЧЕСТВО К  СЧАСТЬЮ.  Потому,  на  первом  гербе  СССР  на  изображении  земного  шара  государственные  границы  не  обозначались  -  царство  крестьян  и  пролетариев  границ  не  имеет.

               
Любопытно,  что  родиной  столь  ярких  лозунгов  был  лагерь  Соловки.
               

Я  не  хочу  ,  принципиально  не  желаю,  выступать  в  роли  критика,  а  уж,  тем  более -  судьи;  для  меня  важно  понять  своё,  личное  место  в  происходящем,  определив  отношение  к  прошлому.
    На  счёт  лозунгов,  обращённых   не  к  свободным  гражданам  страны,  а  к  сплочённой  людской  массе:
               
СМЕРТЬ  БУЖУЯМ  И  ПОПАМ.Лозунгами  создавали  границы  между  «нашими»  и  врагами.  Практика  трансформировалась  в  новые  формы,  но  не  изменила  суть  и  поныне. Стремление  управлять  душами,  сортируя  их  полезность  глубо  чужды  мне  как  явление.
Может  я  глуп,  допускаю,  но  и  глупому  нужно  место  под  солнцем. Каждый  проходит    СВОЙ  жизненный  путь,  если  он  будет  идти  строевым  шагом  в  ногу  с  остальными,  то  закономерен  итог:   постарел,  темп  не  держит,  следовательно,  мешает  в  строю,  марширующие  «выпихивают»  его  из   коллектива. Больше  не  нужен. Ни  им,  ни  себе. Доживай.
   Понимание  своего  «я»,  личной  судьбы,  комфортного  образа  жизни  пытаются  заменить  стратегическими  целями  на  будущее  для  внуков  и  правнуков.  Фантазией  переношу  себя  в 17  век -  в  наших  учебниках  обозначена  знаковая  дата  покорения  Сибири  Ермаком. Отвлекусь  от  оценки  деятельности  исторической  личности,  желая  узнать  полезное  для  себя.  Был  ли  он  счастлив?  Была  ли  счастлива  его  семья?  Какими  он  смог  воспитать  детей?  Как  прожили  жизнь  его  родители?  Был  ли  ему  свойственен  душевный  покой? Отвёл  на  изучение  десять  дней. Чуть  больше  недели  кропотливого  труда  дали  неожиданный  результат:  его  личная  жизнь  считается  настолько  малозначимой, что  историки  и  биографы считают  недопустимым  упоминать  о  ней. Если  двумя  словами  описать  смысл  его  жизни  в  устах  армии  историков,  то  это  будет    ПОКОРИЛ  и   ОСВОИЛ. При  этом  совершенно  не  важно,  как  он  жил.   Расширил  просторы  империи. Но  данный  подход  является  прямопротивоположным  вектором  развития,  к  которому  стремлюсь  я, пытаясь  понять  самого  себя,  свой  внутренний  мир,  а  не  бешенным  галопом мчасться  вовне. Не  сочтите  меня  невежей,  но  мне  даже  не  интересно  -  принёс  ли  он  счастье  народам  Сибири  или семьям  тысяч  казаков,  убитых  и  покалеченных. Совершенно  разные  цели.
   Псотепенно  формируя  своё  понимание,  изучал  историю  в  несколько  ином  ракурсе.  Россия  гордится  Среднеазиатскими   (  Туркестанскими)  походами. Прошлое  навсегда  зачёркнуто,  вековые  традиции остались  за  рубиконом. Нет  больше  ни  казахских жузов, Кокандское  ханство  ликвидировано, нет Хивинского  ханства  и  не  существует  более Бухарский  эмират.   Отныне  всё  это  Россия,  включая Памит  и  Туркмению.  Внимательно  изучаю  личные  биографии  полководцев  с  целью  понять  -  были  ли  они  счастливы.  Принесли  ли  военные  походы  достойную  старость  в  кругу  семьи? Обобщая,  замечу :
  Наблюдается  агрессивная  попытка  забыться  в  эмоциональном  водовороте. Что  семья,  личная  жизнь,  в  сравнением  с  масштабом  военной  операции  и  её  последствиями  для  державы?!  Так,  косвенные  помехи,  не  более. Как  в  шахматах  -  жертвуются  фигуры  для  хитрой  комбинации.  Что  жизнь  полководцев, бойцов  и  их  семей,  если  на  кону  присоединение  Бухарского  эмирата?  Смерти  тысяч,  исковерканные  судьбы  их  семей  забудутся,  а  держава  прирастёт  навеки  территориями  и  населением. Разве  личные  судьбы  имеют  значение,  если  речь  идёт  о  величии  державы,  её  расширения? Бог  дал  каждому  свою  судьбу,  мы  разные, обладая  отличительными  отпечатками  пальцев  и  даже  душ. Я  ищу  своё.
Нашёл  интересное  фото  начала  двадцатого  века.  !909 год. Читаю  состав  фотографирующихся  на  общем  снимке,  а  затем  всматриваюсь  в  радостные  лица.

Семья Леонтия Лукьяновича Огеи;. Сидит в центре. 1909 год. Станица Должанская
Казак станицы Должанской Леонтий Лукьянович Огей 1837 г. р. - сидит в центре, его жена Евдокия Стефановна Огей (Даценко) 1843 г. р., Василий Леонтьевич 1870 г. р.- сын, его жена Мария Григорьевна Огей (Усенко) 1873 г. р., Кондрат Леонтьевич 1875 г. р. - сын, его жена Елизавета Алексеевна Огей (Колесникова) 1875 г. р. Урядник Василий Леонтьевич Огей 1877 г. р. - сын, его жена Пелагея Прохоровна Огей (Забурунняя) 1877 г. р., их дети: Алексей Васильевич 1904 г. р. и Мефодий Васильевич 1907 г. р. Иван Леонтьевич Огей 1879 г. р.- сын, его жена Прасковья Ивановна Огей (Галка). Ирина Леонтьевна Рева (Огей) 1870 г. р. - дочь, Харитина Леонтьевна Швед (Огей) 1872 г. р. - дочь. Яков Яковлевич Дорошенко - зять, его жена Евдокия Леонтьевна Дорошенко (Огей). Николай Иванович Огей 1890 - 1921 гг. - племянник, его жена Александра Семеновна Огей (Майденко) 1890 - 1964 гг. Сфотографированы у дома Николая Ивановича Огей.
               

Видеть  заботу  друг  о  друге  громадной  семьи,  коллектива  воспитанного  в  одних  семейных  и  родственных  традициях -  разве  может  быть  счастье  больше? Что  им  до  покорения  будь  -  какого  края,  они  счастливы  вместе  и  этого  более  чем  достаточно. К  сожалению,  стремление  к  всеобщему  коммунистическому  братству  уничтожила  напрочь  те  вековые  традиции,  которые  по  крупинкам  столетиями  создавались  и  утверждались.  Понимание  родни,  как  некоего  неделимого  начала,  сути  восприятия -  старательно  вытравлено. Родство  далее  дедушек  и  бабушек  не  итересно.  Да,  родственник  -  и  что?  «Я  что  -  то  должен?»   Нельзя  жалеть  о  том,  чего  нет  и  быть  более  не  может.  Утерянного  не  вернуть,  попытка  возродить  былое  обречена.  С  1917  года умело  вытравливалось  понимание  родни,  семейных  связей;  увы,  инерция  не  бесконечна.  Да,  родственную  семейственность  пытались  заменить  масштабной  идеологической  стратегией,  в  которой  личное  малозначительно.
   Мой  подход,  для  меня,  по  сей  день  актуален.  Возможности  интернета  дают  возможность  ознакомиться  с  биографией  тех,  кто  убеждённо  к  чему – то  призывают. Каков  их  жизненный  путь,  кто  члены  семьи,  каковы  увлечения?!  Тщательно  изучая,  понимаю,  что  это  форма,  диктующая  свои «хотелки»  на  всё  внешнее,  изнутри  -  пустая ( полая). Военный,  по  специальности  танкист,  в  отставке  излагает  своё  понимание  истории,  давая  оценку  многомиллионным  народам  разных  стран.  У  ненавидящего  Запад,  дочь  с  семьёй  живёт  и  здравствует  в  Америке. Кому  он  будет  нужен  в  старости?
   Помню  8  класс  в  1979  году -  уроки  мужества.  На  них  приглашали  тех  фронтовиков,  которые,  в  силу  возраста,  не  были  востребованны. Мы  подростки  слушали  повторяемые  много  раз  невыразительный,  не  интересный  рассказ,  ожидая  избавления  в  виде  звонка. Нет,  это  при  полном  уважении  к  фронтовикам. Не  понимание  вызывал  старого  покроя  костюм,  галстук,  это  в  майскую  одесскую  жару…. Теперь  только  я  понимаю  как  много  для  каждого  из  них  значил  подобный  визит.   ИХ  СЛУШАЛ  КОЛЛЕКТИВ  ПОДРОСТКОВ. Единственный  случай  стать  интересным,  выплеснуть  сокровенное. Как – то в  больнице  столкнулся  со  старым  человеком,  который  рассказывал  о  своей  службе  в  армии  в  1951  году.  Он  с  таким  упоением  описывал  события  тех  лет,  воспроизведя  всё  до  мелочей,  что  создавалось  впечатление,  как  будто  было  тогда  и  есть сейчас,  а  промежуток  он  провёл  во  сне,  как  Илья  Муромец  на  печи.  Домашие  помнили  его  рассказы  наизусть,  потому  он  так  обрадовался  новому  слушателю,  но  и  мне,  через  неделю  начала  надоедать  тематика. Он  почувствовал  это  и  замкнулся.
Сегодня  очень  популярая  тема  счастливая  жизнь  в  СССР,  особенно  в  деревнях  и  сёлах. Об  этом  можно  долго  рассуждать,  но  для  меня  критерий  один:  Хотели  ли  бы  вы,  чтобы  ваши  внуки,  правнуки  жили  в  тех  условиях?  Носить  вёдрами  с  колодца  воду,  туалет  на  улице,  топить  печь…  Трудодни  и  статья  за  тунеядство,  нищенская  пенсия…  Дружно  выживали  -  это  да,  а  на  счёт  счастья  -  миф:  правдами – неправдами  стрались  детей  «выпихнуть»  в  город.  Тут  уж  не  до  душевной  гармонии,  главное  в  старости  детям  обузой  не  быть.Это  совсем  не  то,  что  я  ищу,  к  чему  стремлюсь.
Душевный  покой  в  гармонии  понимания  происходящего   и  образа  жизни. Малейший  перекос  ведёт  к  метаниям,  которые  ещё  больше  усугубляют  ситуацию. Редко  для  кого  целью  является  подобная  гармония (баланс). Мы  стремимся  к  цели  материальной,  живой,  блага  от   достижения  которой  можно  ощутить.  К  своему  стыду  понял,  что  мне  понятна  карьера  священника  при  звании  и  дорогом  приходе  в  очень  хорошем  месте  и  совершенно  не  ясен  смысл  жизни  послушника  или  монаха  в  чистой,  но  видавшей  виды  рясе. Мне  был  не  ясен  смысл  жизни  Пришвина,  его  быт,  образ  жизни. Он  жил,  наслаждаясь  слиянием  своей  личности  и природы,  совершенно  игнорируя  этикет,  считая  его  химерой  условности. Умел  быть,  а  не  казаться. Подобная  наука  не  позволит  ощутить  одиночество  ненужности.
 Нет,  я  вовсе  не  противостою  лозунгу  «Все  как  один»,  идея  совершенно  в  другом,  в  поске  СВОЕГО  пути  на  каждом  жизненном  отрезке. Как  разные  организмы  одно  и  тоже  блюдо  принимают  или  отторгают,  так  и  душа  человека  ищет  то,  что  её  обогащает.  Очень  индивидуально.
Прочёл  интереснейший  эксперимент. Пятнадцати  детям  пяти  лет  раздали  четыре  разноцветные  коробочки  и  шестнадцать  фигурок  зверей,  людей,  растений.  Надо  из  раскрасить  и  разместить  в   четыре  коробки. Результат:  1.  Все  фигурки  совершенно  по – разному  раскрашены. 2. По  каким  -  то  своим  соображениям  уложены  в  разные  коробки  не  равномерно.  3. Из  пятнадцати  детей  нет  двух чьи  результаты  бы  совпали.  И  это  в  пять  лет,  что  говорить  о взрослых  людях,  по  -  разному  повидавших  мир?
 Понимание  приходит  очень  медленно,  зато  приносит  удовлетворение  спокойствием,  заменяя  внешнюю  жизнь -  внутренней.


Рецензии