Кольцо

 
 Это кольцо мне подарила Лариса Георгиевна перед моим отъездом в Израиль. Она знала, что мы уезжаем. И в один прекрасный день,после выпускного, я была в школе, и зашла навестить ее в классе, где уже никого не было, но она еще оставалась там, посвящая себя многочисленным школьникам, во внеурочное время.

 Наверное, она проверяла тетради, читала какие-то новейшие издания, чтобы всегда быть на высоте; подготавливала конкурсы, конференции, вырабатывала новые темы для уроков, сочинений. Либо же разговаривала с любимыми учениками, которые часто забегали к ней поделиться чем-то очень важным. То, что родителям и друзьям не всегда можно рассказать, а ей запросто. Она не осудит, поймет, поможет добрым словом и поделиться опытом.

 Я помню, в этом кабинете, утопающем в зелени, было подсобное помещение. В нем были книги, учебники, тетради, журналы, стол, стулья и чайник. Там можно было посидеть и посекретничать. Ведь никто не услышит, кроме нескольких портретов Тургенева, Пушкина, Тютчева, Лермонтова.

 Лариса Георгиевна была нашей учительницей по риторике – ораторскому искусству. Ее основная стезя были русский язык и литература, но нам она его не преподавала. Для этого у нас была наша классная руководительница.

 Я не помню уже, с какого класса она вошла в мою жизнь: сначала как преподаватель, а потом, как и человек, который может выслушать, помочь, поддержать.

 Я всегда любила ее уроки: они были многогранны, наполнены чем-то иным, сверх обычных уроков. Наверное, здесь играло большую роль и то, что она представляла собой как личность. Всегда подтянутая, одетая с иголочки, накрашена. От нее веяло спокойствием и интеллигентностью. То, что она преподавала было более того, что предусматривала система образования. А самое главное, - она учила нас слышать друг друга. Слушать, разговаривать, понимать, осознавать. Она в какой-то мере преподавала нам искусство жить. И, на мой взгляд, это всегда было, есть и будет самым важным аспектом преподавания.

 Я тоже была среди этих учеников, которые заходили к ней на чай, чтобы побеседовать о чем-то своем, личном. И в тот день, она достала что-то из своей сумочки и протянула мне: это было золотое венчальное кольцо. Лариса Георгиевна рассказала мне, что это кольцо она носила до замужества, а потом муж купил ей другие.

 Помню, я одела его, и не снимала долгое время. В память о любимой учительнице, о совместно проведенном времени, о переданных ею знаниях. В память обо всем том, что связывало меня с моим родным городом.

 Позже, мы улетели в Израиль. И кольцо улетело вместе со мной, также, как и мои воспоминания.   

 В последние годы я не ношу его больше: оно лежит в красивом пакетике, вместе с другими украшениями. Пару раз я хотела его продать, но каждый раз меня что-то останавливало. И я просто оставила его там, где оно и лежало, а заодно решила написать о нем историю. И вспомнить то, что было так давно, что порой кажется нереальным. Но есть то, что не забывается и сердце хранит: тепло и доброту человеческих глаз.


Рецензии